Публикации
Русская Православная Церковь Курганская епархия
По благословению
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила

Иерей Константин Горячев: «Считаю себя простым православным христианином»

2 Июля, 2024
Иерей Константин Горячев: «Считаю себя простым православным христианином»
- Я родился 10 марта 1962 года в городе Кургане. Отец, Эдуард Петрович, был строителем, мама, Нина Борисовна – экономист. Она окончила техникум в Иваново и в Курган попала по распределению. Работала на электромеханическом заводе, как выяснилось, заработала нам квартиру, я-то думал всегда, что это заслуга отца (улыбается). Потом мама перешла в ПКБ по ул. Ленина в отдел переписок – вела переписку с руководителями всевозможных предприятий, у нее был красивый почерк, что в то время очень ценилось.

Родители отца перемещались по стране из-за здоровья бабушки, жили в Грузии, в Туле, на Дальнем востоке, в Уссурийске. Отец мечтал стать моряком, но не сбылось. В Туле отец бегал с пацанами по местам боёв Великой Отечественной войны, нашли боеприпасы, один из них взорвался, и ему на правой руке оторвало большой и указательный пальцы. Военные хирурги пальцы, болтающиеся на лоскутах кожи, просто обстригли.

По этой причине отца не взяли в морфлот. Но он своими культяпками играл на аккордеоне, сам научился. А так как он мечтал о море, то поехал в Прибалтику в портовый латвийский город Вентспилс, устроился работать грузчиком. За активность его выбрали секретарём комсомольской организации порта. Но так как темперамент соответствовал фамилии Горячев, он на танцах подрался с милиционером. Ему предложили на выбор: либо сесть в тюрьму, либо поехать по комсомольской путёвке. Он выбрал второе и приехал на комсомольскую стройку в Курган. Здесь познакомился с мамой, они создали семью. Я родился в Кургане, а моя старшая сестра Светлана – в Иваново, мама уезжала к своим родителям и там родила.

ffVL0upclhk.jpg

Мы жили на улице Коли Мяготина. В первом классе я учился в школе 32, а потом построили новую школу № 36 по ул. Станционной рядом с пригородным вокзалом, меня туда во второй класс перевели. Мне до школы было 7 минут ходьбы, я знал, во сколько мне нужно выходить из дома, чтобы к началу урока сидеть за партой. Здесь я в 1977 году окончил 8 классов школы.

- Как вы учились?

- Я не был отличником, мне плохо давался русский язык. Пишу безграмотно, из-за этого у меня по русскому было двойка с плюсом. При этом теорию знал на отлично, любое правило мог рассказать. Но грамотность дается от Бога, либо не даётся никак. В моём случае – никак. Ещё такая особенность моей памяти: когда я выходил рассказывать стихотворение наизусть, мне обязательно ставили 4 за соавторство с поэтом, написавшим это стихотворение. Я складно умел перефразировать (смеётся). Тем не менее, много читал - раньше вообще читали много, люди книги «проглатывали». По физике и математике у меня были четвёрки и пятёрки.

- После 8 класса вы поступили в Курганский строительный техникум. Почему именно туда?

- Потому что отец всегда был на стройке, я ему часто помогал. В семь лет я уже мог кирпичи на раствор класть. Ну и понимал: учиться в школе дальше, а потом поступать в институт не получится – сочинение грамотно не смогу написать, и первых двух предложений будет достаточно, чтобы меня выгнать с экзаменов.

- В 1981 году вы окончили Курганский строительный техникум по специальности «техник-строитель», и вас призвали на службу в армию. Где вы служили, кем?

- Я служил за границей…

- В ГДР?

- … за границей Курганской области (смеётся). Служил в Екатеринбурге, в посёлке Кольцово, в стройбате. Вооружены мы были только лопатами. Тем не менее, у нас была образцово-показательная часть, к нам привозили офицеров, чтобы показать, как должен быть устроен солдатский быт, какой должна быть строевая подготовка. У нас солдат солдату отдавал честь! Кто в армии служил, тот понимает, что по идее такого не бывает. Но в нашей части это было, командир очень строго следил, чтобы, как по уставу, каждый военный, проходя мимо другого военного, переходил на строевой шаг и отдавал честь. По крайней мере, на плацу у нас это точно было.

Мы работали на заводе ЖБИ, изготавливавшем всевозможные строительные детали для оборонительных сооружений (дотов, огневых точек), для строительства казарм. Здесь я и отслужил 2 года, был командиром взвода. Там у меня были два друга – Алексей и Дима. Они были из Челябинской области, окончили Троицкий строительный техникум, мы с первого дня подружились, все втроём написали заявления, чтобы в Афганистан попасть, но командиры у виска покрутили и сказали – служите дальше.

- В мае 1983 года вы демобилизовались из армии. А через полгода женились на Ольге Владимировне Гораевой.

- Откуда у вас такие данные (удивляется)?

- Из вашей автобиографии! Ольга вас из армии ждала?

- Нет, до армии никого у меня не было, я был хоть и активный в спорте, но скромный. Занимался коньками, а ещё, когда учился в техникуме, мечтал поступить в архитектурный институт и усиленно занимался постановкой рисунка. Но меня сразу после техникума в армию забрали, а мои друзья-сокурсники – Валера Рыбин и Миша Смирнов (Царство ему Небесное, уже почил) – уехали в Москву и поступили Кировский строительный институт. Ольга жила в одном подъезде с нами, мы на пятом, она на третьем этаже. Моя сестра мне подсказала – обрати внимание на эту девочку. Она как раз оканчивала Курганский машиностроительный институт, писала диплом. Я однажды пришёл к ней, спросил: «Не хотите ли вы со мной прогуляться», она сказала, улыбаясь: «Мы хотим, но через 3 дня, после защиты диплома» (смеётся). Ольга по образованию экономист.

30 декабря 1983 года у нас была свадьба. Ольге даже подпись не пришлось менять (Гораева – Горячева). А 18 сентября 1984 года родился сын Семён наш единственный ребёнок.

От строителя до гендиректора

- С августа 1983 по май 1990 года я работал в разных строительных организациях на разных должностях (монтажник, слесарь, мастер). На ЖБИ-1 в 1987-1988 годах был секретарём комсомольской организации, причём первым неосвобожденным секретарём. До меня все были освобожденными, получали зарплату. Но маховик истории уже был раскручен, начались большие перемены, партия и комсомол теряли свою силу. Год я был секретарём, и на очередном отчётно-перевыборном собрании меня упрекнули, что я развалил организацию. На что я сказал: «Мне надо памятник поставить за это - то, что вы 70 лет созидали, я за год разрушил, значит, я очень талантливый человек! (смеётся). Секретарь райкома Шаламанов был в шоке! Я сказал, что делал всё, что мог, (а список дел был большой – мы в детские дома ездили, организовывали молодёжный досуг). Но народ уже был не тот, все хотели только зрелищ, чтобы их всех только по головке гладили. Это был 1987 год, буквально на пороге развала страны. Если в армии на одного парня дело завели и чуть не посадили за то, что он пошутил по поводу смерти Брежнева, то здесь уже смеялись открыто и говорили, что хотели. Был период гласности. Но в это время в стране начала оживать Церковь.

С мая 1990-го по апрель 1993 года работал мастером-бригадиром в строительном кооперативе «Зодчий». Эту контору возглавлял мой отец, он в течение жизни поменял много мест работы, но везде был мастером-прорабом. Последним местом работы было РСУ. Когда началось кооперативное движение, работники участка коллективно проголосовали за создание кооператива «Зодчий», а отец его возглавил. Они строили 9-10-этажки. Я перешёл к нему, после того, как в 1989 году заработал на ЖБИ небольшую квартирку (до этого жил с тёщей в примаках).

Проработал там до тех пор, когда кооператив стал разваливаться. Папа отошёл от управления, председателем стал другой человек, мы с ним поскандалили, и после этого я ушёл в свободное плавание.

В апреле 1993 года сколотил бригаду из нескольких человек, был бригадиром. Начали с нуля работать, строили коттеджи частным лицам. Работали так до 2003 года, этот период можно назвать периодом накопления первичного капитала. А это очень трудно сделать молодым людям, у которых есть только горячее сердце, умелые руки и светлая голова – на этом все достоинства заканчиваются. Но это было и время становления страны, где царили раздрай и неразбериха. Время было, одновременно, светлое и тёмное, свобода от всего, от всех и перед всеми.

Как раз в эти лихие 90-е я столкнулся с рэкетирами. Представители одной достаточно серьёзной конторы пришли ко мне и попросили построить им дома на Увале. Спросили, что мне для этого надо, я ответил - надо купить кран. Они из сейфа вытащили 5 тысяч долларов, дали мне в руки и сказали – иди, покупай. Это был первый кредит, который мне дали (смеётся). На самом деле, кредит был беспроцентный, единственная загвоздка, что в том же году случился «чёрный вторник», после которого доллар стал стоить не 2, а 6 рублей. То есть, мне дали в рублях 9 тысяч, а отдавать надо стало 36 тысяч. Было страшно и трудно. С меня они особо и не требовали, но регулярно посещали мою квартиру, приглашали к себе на чай, это было, как правило, поздно вечером, а потом отпускали со словами – иди, подумай. И пока я шёл от них до своего дома, то думал. Тогда я научился молиться: и «Отче наш» выучил, и 90-й псалом. Едешь туда – твердишь про себя, едешь оттуда – снова твердишь молитвы.

- Вы сами до молитв додумались или вам кто-то подсказал?

- Естественно, подсказали – моя сестра. Она в это время с Ольгой уже ходила в храм Александра Невского на первые службы, вместе они начали продвигать в Православие всю нашу семью.

- На тот момент вы были крещены?

- Да. Летом 1986 года ездили в отпуск в город Иваново на родину мамы, где и принял Таинство Крещения в храме Преображения Господня вместе с сыном Семёном. Ему было чуть больше полутора лет. Ольга была уже крещена, она с Кубани, там всех детей сразу крестили. А я был из семьи комсомольца, отец был секретарь комсомольской организации мясокомбината, потом был горячим коммунистом, поэтому о моём крещении в детстве и речи не шло. При этом мама была верующей, сочувствующей.

- В 2003 году вы открыли ИП, получили лицензию на строительные работы.

- В 2003 году я строил здание ДНК – это была моя первая большая стройка. У меня ещё не было лицензии, и я обращался к людям, у которых она была, заключал через них договора и платил им за это «дань». Потом мне подсказали, как открыть своё ИП, я сделал и после этого уже строил сам.

- В 2006 году, закрыв ИП, вы зарегистрировали строительную организацию «Горячев». Вы до сих пор в ней гендиректор?

- Да, числюсь.

- А как это соотносится с саном священника?

- Вначале было очень тяжело.

- Задам вопрос по–другому: а разве можно священнику быть гендиректором предприятия?

- По апостольским правилам – нельзя. Но сейчас время перемен, всё меняется.

- В организации «ООО Горячев» много людей работает?

- В разные периоды по-разному, доходило и до 160. На текущий момент официально работают порядка 70 человек. У нас есть объекты в разных городах – в Катайске, в Новосибирске, туда наши строители ездят в командировки. Мы сотрудничаем с предприятием «Курганприбор», с Сергеем Николаевичем Муратовым, он доверяет нам часть работ.

Воцерковление

- В вашей автобиографии написано, что с 1993 года вы стали посещать богослужения в храме Святого Духа в посёлке Смолино. Кто вас сподвиг на это?

Свято-Духовское подворье смолино.JPG

- Сестра и жена. Я ходил туда, куда они ходили (улыбается). Меня поднимали утром, брали за ручку и вели в храм, приговаривая – надо! Не каждое воскресенье, конечно. В этот период как раз там служил о. Григорий Пономарёв, я помню, как весь народ стремился к нему на исповедь, стояла большая очередь, в которой стоял и я. Исповедь у него всегда была короткая, народу было много, «присаживаться ему на уши» было нельзя, да он и не давал. Быстро задавал вопросы; таким новоначальным, как я, помогал исповедоваться и быстренько отпускал. И он нас не мучал долго, и мы его не мучали своими вопросами.

Я начал ходить в храм, познакомился с отцом Николаем Чирковым. Мы вошли в круг его доверенных лиц. Ко мне он обращался как к строителю, он мне доверил построить в Смолино одну из башен по периметру участка (вторую кто-то другой построил).

– Их для чего строили – чтобы от наводнения имущество спасать?

- Нет! У отца Николая была идея: сделать там женский монастырь, а башни – это границы участка будущей обители, даже был эскиз, как башни соединены стеной. Там, на приходе служили такие бабушки-подвижницы, как Валентина Семёновна, от них и родилась идея женского монастыря рядом с городом. Но идея так и осталась идеей. Она существовала до того момента, пока в 1993 году не была организована Курганская епархия - приехал владыка Михаил и поселился в Смолино. Идея затухла, а башни остались как напоминание о женском монастыре.

xokn-166-1.jpg.pagespeed.ic.L_7Y9fWXUy.jpg

90-е годы были годами духовного подъёма. После полного запрета на Православие вдруг стало всё можно - приходите, ставьте свечки. Люди открывали для себя Бога и Церковь. Люди доверяли священникам, они считали, что в Церкви решатся их проблемы, ещё немножко – и все войдём в Царство небесное. Народ шёл валом.

В 90-е годы массово крестились. Когда я в 1986 году крестился, то у меня паспорт требовали, регистрировали, записывали в журнал, который потом передавался в КГБ. Проверяли всех крестившихся на благонадёжность. Я всё ждал, что мне на работу сообщат, но не сообщили, видно уже тогда времена начали меняться и к этому стали относиться более лояльно. Тем не менее, когда я с сыном крестился, мы с Ольгой переживали, потому что были активными комсомольцами. Ольга вообще себя ломала – надо было молитвы читать, стоя на коленях, она вся пунцовая от этого была: как, меня, комсомолку, на колени поставили! Но она молодец, выдержала тогда, хотя еще в Церковь не ходила, ей до этого шесть лет понадобилось.

- В 1994 году вы стали членом приходского собрания Богоявленской общины города Кургана.

- Да. Мы подружились с о. Николаем Чирковым, сдружились наши семьи, наши дети, я помогал отцу Николаю в его домашних делах, подсказывал в строительстве. Мой сын сдружился с сыновьями отца Николая - Димой, Колей, Ваней, Георгием, с дочкой Леной. Мы жили у них на даче, приезжали туда на выходные. Вечером после Никольского крестного хода мылись у него в бане, потом исповедовались, а на утро шли на службу и причастие в храм села Утятское.

Я вошёл в круг близких людей о. Николая, у нас сложились дружеские семейные отношения. Помогал ему, когда он был настоятелем в Свято-Духовском храме. Тогда и была зарегистрирована Богоявленская община. Мы не знали, где она будет, но я входил в её «десяточку».

Мы уже тогда с о. Николаем планировали построить в Кургане храм, была у нас такая идея. Он вообще генератор идей, с ним всегда было интересно, и было интересно работать в его команде.

– Расскажите, как вы оказались в клубе Продольного водопровода отделения Южно-Уральской железной дороги?

- Почему-то об этом стесняются говорить, но не надо стесняться воли Божией. В 1997 году был конфликт интересов - скажу так, чтобы никого не обидеть. Отец Николай в тот период занимал в курганском обществе высокое положение, был очень уважаемым человеком в верхах, в руководстве Курганской области, был на слуху. Потом начались трения между руководством епархии и священниками. Я не принимаю ничью сторону, отношусь ко всему, как к воле Божией, всегда Он нас движет к чему-то.

otec-nikolaj-chirkov-optimized.jpg

Есть такая шуточная пословица: «Ёжик – птица гордая, пока не пнёшь – не полетит». Она очень применима к тогдашнему Свято-Духовскому приходу. Обстоятельства сложились так, что тот коллектив, приход, который сплотился вокруг отца Николая, и был этим «гордым ёжиком». Его подпнули, и мы чудным образом в 1994 году оказались в клубе Продольного водопровода.

Ещё раз повторюсь: отец Николай, как священник - очень талантливый руководитель, он сумел расставить приоритеты, наметить точки и организовать храм почти на пустом месте. Клуб удачно расположен с востока на запад, в нём висела прекрасная люстра, но нужно было всё переделать.

Здание клуба было построено в 60-е годы. У него фундамент с малым заглублением. Помню, как читал паспорт этого здания, где написано, что естественным основанием здания являются грунты (песок крупный). У о. Николая был план здания, мы у него дома сидели, он берёт карандаш и на плане одну треть зала отчёркивает – под алтарь. Я ему говорю с возмущением: «Батюшка, побойтесь Бога, где же люди-то будут находиться?». Но о. Николай, я ещё раз повторяю, был грамотным и дальновидным, он убедил, что алтарь должен быть большим. Время подтвердило его правоту. Бывают службы, когда собираются священники, и в малых алтарях места всем не хватает.

У отца Николая всегда было много алтарников, в числе которых был и я. Доходило до 7-8 человек, распределяли, кто должен со свечками выйти, кто Часы читать, кто Апостол. Мы, образно говоря, в драку всё делили. Нам стихарей не хватало, а в тот период я уже был немного подкреплён финансово, поэтому, помню, купил стихари разных размеров и цветов, чтобы всем хватало. Интересный был период.

- Параллельно шло возведение часовни святителя Николая в парке Победы?

184664_890x565.jpg

- Отец Николай – архитектор по профессии, ему очень хотелось, чтобы в Кургане был построен новый красивый храм. Этой идеей – застолбить место в парке Победы, чтобы в перспективе там построить большой храм – он и меня заразил. Земельный участок принадлежала организации ветеранов Афганистана, там камень лежал с табличкой. Мне очень хотел ему помочь, мы вместе ходили в администрации города, где нам первоначально показывали фигуру из трёх пальцев. Особенно возражали ветераны против идеи, чтобы в Парке Победы возвести храм. Мы ветеранам объясняли, что это будет во благо людей, там похороненных. Это же бывшее кладбище, очень подходящее место, где должны звучать молитвы.

Меня отец Николай попросил организовать стройку часовни. Опытных строителей по ведению высотных работ на тот момент у нас не имелось, да и бюджет ограничен был. Верхнюю часть крыши мы собрали на земле, потом пригнали наш кран, один из самых высоких в Кургане на тот период, мы подняли эту часть крыши и смонтировали по месту.

«Церковный зодчий»

- Отец Константин, часовенка была первым церковным зданием в вашей карьере строителя?

- До этого мы реконструировали здание клуба, возводили на нём купол. Об истории этого купола отец Николай много рассказывал. Мы лисичкой вошли в этот клуб, который возглавлял Гутов (имя-отчества не помню). Там до нас помещения арендовали иеговисты, а потом мы, православные, с ним заключили договор. Он-то думал – одних верующих выгнал, и этих выгоню, придёт время, пусть они пока помогут здание отремонтировать (смеётся)…

Он нас запустил, мы начали делать ремонт. Надо было платить аренду, денег, естественно, не было, мы собирали документы по затратам, предъявляли им – здание-то ваше, мы вас выручаем, красим-белим, и арендная плата начала немного снижаться. А потом пришли времена, когда это здание было передано городу, потому что организация «Продольный водопровод» развалилась. И мэр города Анатолий Фёдорович Ельчанинов передал его Русской Православной Церкви в безвозмездное пользование.

09955_20080701_234944.jpg

Во время реконструкции здания под храм надо было устанавливать купол, а там деревянные потолки, которые не выдержали бы тяжесть металлического барабана. Я думал, как это сделать, со своими идеями обратился к ведущему специалисту Георгию Дмитриевичу Солодовникову, он подсказал, как поступить правильно.

Когда мы купол привезли, Гутов долго не давал нам разрешение на его установку, потому что понимал, что после установки купола потеряет здание. Он таки надеялся нас выгнать, но православных не выгнать никогда (смеётся).

Пока купол стоял на земле, мы 40 дней читали акафисты святителю Николаю, и на 40-й день купол был поставлен. Вот такое маленькое чудо. Там было много чудес, о них можно прочитать в воспоминаниях отца Николая и других. Мы сделали всё, как надо, и уже 20 лет купол стоит, всех радует.

- В нашем с вами разговоре я пытаюсь понять, как вы стали «церковным зодчим»?

- При таком генераторе идей, как отец Николай, вольно-невольно стал. У меня же шёл одновременно и профессиональный, и духовный рост. Я из молодого и неопытного превратился в матёрого строителя. В 90-е годы мне было 30 лет, в 2000-тысячные я вошёл уже 40-летним… Становление шло параллельно. Когда мысленно перебираю свой жизненный путь, понимаю, что реально мне самому, без Бога, всего этого было бы невозможно достичь. Одновременно шло строительство храма внутри меня.

Где-то в 90-м году, после «перелета» из Свято-Духовского храма в здание Продольного водопровода, мы с отцом Николаем ездили в Софрино за церковной утварью. Он досконально знал, что нам необходимо, чтобы можно было служить. Тот опыт, который я вместе с ним пережил, мне очень пригодился при строительстве храма Преображения Господня, в котором я сейчас настоятель. Я помню, когда нам нужно было купить церковную утварь, мы выписывали в Софрино не общие счета, а на отдельные предметы. Было легче найти человека, согласного оплатить 10 тысяч рублей, чем сразу 1,5 миллиона. Женщины-прихожанки ходили по предпринимателям, просили оплатить небольшие счета, и те соглашались. У нас скопилось много выкупленных вещей. Тогда транспортных кампаний не было, в Софрино надо было ехать самим. У меня на тот момент был плотник из Москвы, там он работал таксистом, и на жигулях-пятёрке приехал за утварью. Нам всё вынесли (9 больших подсвечников, семисвечник, дарохранительница и много-много всего) и спрашивают – где ваша машина? Мы показали на жигулёнок, они покрутили у виска – это всё – сюда?

Мы начали всё разбирать по деталям и укладывать в машину. Есть повод похвастаться – у меня талант спихать много в маленький объём, и я всё впихнул в жигули. Софринские работники были очень удивлены, увидев это. Водителю (я даже фамилию этого парня не помню) пришлось сидеть на небольшом свободном пространстве. Но надо отдать ему должное – он сумел приехать из Москвы в Курган, привезти всё необходимое для начала богослужения.

В тот период, когда мы находились в Москве, пришла печальная новость, что почили отец Григорий и матушка Нина Пономарёвы.

KlJRR__cWKA.jpg

Постепенно шло моё воцерковление, появился духовный опыт, да и профессионально я рос – от простых объектов к более сложным. Мы строили для достаточно состоятельных людей, укреплялось взаимное доверие. Первый мой опыт крупного строительства – большое здание фордовского центра на ул. Омской, потом Ладья-центр, ДНК-центр, ТЦ «Пушкинский».

Параллельно участвовал в строительстве храмов. В селе Кетово достраивали храм Иоанна Кронштадтского. Татьяна Васильевна Воинкова – женщина крутая, помню, у них долго храм стоял без перекрытия, надо было сделать свод. Мы с ней познакомились, она говорит – у нас уже металлическая конструкция есть, начинайте делать. А я посмотрел и сказал – так делать не буду, предлагаю сделать монолитный купол. Залили монолитный купол, сделали алтарную часть, и храм от этого только выиграл. Мы сделали крышу, купола, колокольню, все остались довольны.

7956.jpg

Строительство Богоявленского собора

- Надо сначала рассказать, как нам участок по улице Красина достался. Ходили мы, ходили по властным кабинетам, отец Николай выпрашивал землю в Парке Победы, а Ельчанинов предложил место возле памятника Красину. Даже была идея снести памятник, но это часть нашей истории, пусть всё стоит на месте.

368_01942060b.jpg

На том месте, где сейчас стоит Богоявленский собор, была яма, и асфальтовые дорожки, которые идут внизу, были верхней частью. Представляете, какой объём земли надо было засыпать, организовать, найти!!! Я со всех строек города Кургана завозил сюда землю. А потом в городе начали вести реконструкцию плотины, строителям нужно было куда-то девать грунт, вот тут-то мы и погодились. Они выиграли, мы выиграли, всё бесплатно. На самом деле, насыпать землю – очень дорогое удовольствие! Когда копаешь, не заешь, куда землю девать, а когда засыпаешь – не знаешь, где её взять (улыбается).

Наша организация построила половину собора. Мы забили 360 свай по 16 метров, сделали ростверк, залили очень много бетона, положили порядка 450 фундаментных блоков, выложили первый этаж. Здесь у меня родилась идея, предложил ее о. Николаю: «Батюшка, раз у нас строительство так тяжело идёт, давайте сначала построим одну часть». Был построен придел святых князей Петра и Февронии, там начали служить, молиться. И о. Николай сказал: «Раз ты предложил, тебе и быть там алтарником».

3noM_FB4ow0.jpg

Я там алтарничал 3,5 года, познавал, как читать шестипсалмие, Апостол, узнал, что такое вечерня и утреня; Ольга моя изучала песнопения, составление службы. Она и до этого в храм ходила, пела, работала бухгалтером сначала в Свято-Духовском, потом в Богоявленском, позже переименованном в Рождества Христова. Господь, видно, уже примерил наш дальнейший путь, Он же всё видит. Ты идёшь по Его стопам, Он тебя за ручку ведёт по жизни, и если ты не сопротивляешься, всё обязательно тебе пригождается в будущем.

В старом храме алтарников было много, каждому доставался небольшое поручение, поэтому службу-то я не особо знал. Всё время удивлялся – как на утреннем каноне, который читается монотонно, диакон встаёт, куда-то идёт, кадило подаёт... Я пытался прислушаться и понять, в какие моменты это происходит? А на службе в приделе Петра и Февронии шло моё становление как алтарника.

Это были 2009-2013 годы. В 2013-м мы ушли оттуда. Я изначально говорил, вы убедитесь, если поднимете наше с вами интервью за январь 2013 года, что буду рад, если найдётся тот, кто построит быстрее. Мне легко далось отдать достройку собора, я не цеплялся за нее. Тем более, что с Сашей Ильтяковым у нас не пошло с первого дня. Он пришёл, начал командовать – щебень завезём, начнём раствор мешать, всё быстро пойдёт… Я сказал: «Без меня, пока я на этой стройке, так делать не будем!». Потому что, когда мы строили, у нас прокурорских проверок было две, постоянно стройнадзор проверял.

Священничество

Z8BbUbcVWR8.jpg

- В 1993-94-е годы, когда я пришёл в Церковь, были рукоположены в священники Анатолий Бородин, Евгений Смирнов, Виктор Константинов, протодиакон Владимир Шмаков… В тот период много было таких людей, которые позже стали священниками. А меня о. Николай оберегал, говорил – тебе пока не надо. Он мудрый человек. А может, это воля Божия была, мне нужно было созреть, чтобы стать священником: сделаешь вот это и это, построишь свой дом, вырастишь сына, построишь храм… А потом, когда все задачи были выполнены, я уже по возрасту не проходил, и о. Николай сказал – к сожалению, ты уже, скорее всего, священником стать не сможешь. В его положении уже не было возможности повлиять на ситуацию, но в мою судьбу вмешался наш гиперактивный батюшка протоиерей Михаил Кучеров, он смог этот вопрос провернуть. Пообещал владыке Иосифу, что я окончу семинарию, К счастью, я его не подвёл, семинарию окончил, осталось диплом защитить.

- Когда вас рукоположили в диаконы и иереи?

- Всё это произошло стремительно, я даже сам не понял (усмехается). Мы сидели в художественной мастерской отца Андрея Ванькова, пришёл о. Михаил Кучеров, чай пили, разговаривали. Отец Андрей говорит, показывая на меня – вот готовый священник. И через месяц после этого разговора отец Михаил звонит: «Ты точно хочешь быть священником?». А я, честно говоря, до сих пор не знаю, хотел ли я этого. Не знаю, зачем я в эту кампанию попал (смеётся).

3564Okn5Y6U.jpg

Ну а если серьёзно, то когда меня рукоположили, я с первой своей службы хотел убежать, потому что задал себе вопрос – зачем тебе это надо? И действительно, зачем? Человек состоявшийся, достигший в жизни того, чего хотел (дом построил, в строительстве храма поучаствовал, сына вырастил, дерево посадил) – чего ещё надо? Помню, один из священников мне сказал – ты что, дурак? (смеётся).

Но тут как будто накрыли тебя тазиком, стукнули по нему, в голове зашумело, и под этот шумок меня рукоположили. Я пошёл в священники, чтобы как-то себя, свою душу спасти. У меня были свои грехи, свои тайны, я чувствовал, что начинаю какой-то полёт. Да и сын мой уже стал руководить предприятием, я передал ему часть нагрузки, у меня появилось больше свободного времени, И в этот момент Господь меня этим тазиком накрыл. Он спасал меня, и в мае 2018 я стал диаконом, а через месяц – священником.

- Сорокоуст где проходили?

- В Свято-Троицком храме у отца Михаила Кучерова.

31d1285cb46fa450c6bb02de7b17d1db.jpg

Мне говорят – у тебя, как у Кощея, две жизни. Поначалу было очень тяжело, мозг раздваивается: одна жизнь – светская, в которой надо руководить достаточно большим предприятием, параллельно другая жизнь духовная – получать священнический опыт, который требует внимания. Тем более, что меня назначили настоятелем прихода Преображения Господня, который располагается в посёлке Тёплый Стан.

29.08.21 м. Ольга на клиросе.jpg

– Как отнеслись ваши супруга и сын к вашему рукоположению?

- Ольга обрадовалась. Она всегда этого хотела.

- Правда?

- Она первая по этому пути пошла, уже пела в хоре, и, наверное, понимала, к чему может привести этот путь.

- А сын?

- Думаю, тоже обрадовался, наконец-то папа не будет мешать работать. Конечно, он так не сказал, это я за него домысливаю (смеётся).

В Тёплом Стане

bbf3f8cf8a5677b88a7fe6994eb654b1.jpg

- В июле 2018 года меня привели на поляну, где берёзки растут, и сказали, вот на этой поляне надо сделать приход. До меня там был отец Алексей Симаков, он открывал и регистрировал приход Преображения Господня, но служил не долго, ушел за штат. После него был отец Игорь Сивых. Часть документов отцом Алексеем была потеряна или не передана, и отец Игорь восстанавливал документы на землю.

Предполагался один участок (на въезде на 9-ю площадку), потом отцу Игорю предложили 10 соток там, где мы сейчас находимся. На участке стоял вагончик, в нём находилась написанная о. Андреем Ваньковым икона. Мы там по воскресеньям служили молебны. Надо о. Игорю отдать должное – он всегда служил, независимо от обстоятельств. О. Игорь подкопил первый капитал, к моменту моего назначения настоятелем на счету было 400 тысяч рублей. Честь и хвала ему за это!

7.02.2022.jpg

Но когда, расчистили площадку, и начали «посадку» храма на тот участок, который был у о. Игоря, привязку осей сделали, то поняли, что мы не входим, поэтому добились разрешения расширить участок до 20 соток.

- Храм у вас уже готов?

- Это не храм. У нас даже на табличке написано «Приход Преображения Господня». Когда я приступал к строительству, то понял, что стартового капитала в 400 тысяч рублей не хватит даже на сваи. А надо делать быстро, собирать приход, общину, потому что на этом месте общины вообще не было. Отцы Алексей и Игорь пытались создать костяк, но, к сожалению, он не создался, при всём уважении к ним обеим.

14 апреля 2022 г.jpg

Я понимал: если начну строить большой храм, то прихода не будет. Взял уголочек участка, спроектировал на него здание и обозвал его воскресной школой. Но при этом понимал, что строю маленький храм.

- Предполагается, что на другом конце огороженного приходского участка будет возведён храм?

- Надеюсь. Если сил и возможностей Бог мне даст, то я попытаюсь осуществить это намерение. Но сейчас у меня другой план – нам надо детскую площадку оборудовать, люди на это денежки собрали. Молодёжи и детей у нас на приходе много. Наш храм – семейный, и ходят к нам в основном молодые семьи с детьми, у кого их трое, у кого четверо. Иногда на службе до 20 детей набирается.

1_U9uuF7bJE.jpg

Если сравнить наш приход с приходом блаженной Матроны Московской в Глинках, где я служил с августа 2020 по февраль 2021-го, то они абсолютно разные. Там, в основном, прихожане старшего поколения, пенсионеры, у нас – одна молодежь. В Тёплом Стане приходят на Литургию семьи с детьми, а в «Матроне» – люди уже состоявшиеся. Там тихо, спокойно, настолько приходы разные!

- Вы сказали – семейный храм. Означает ли это, что все прихожане – ваши родственники?

svfYpHXIguU.jpg

- Нет. Говоря, «семейный храм», я имел в виду, что к нам ходят семьями. У нас только прихожане, нет захожан, редкая птица залетит к нам (смеётся). У меня ротация идёт, на службе примерно 20 человек, но сегодня это одни, завтра – другие. Они постоянно в движении. Конечно, есть человек шесть, которые ходят на все службы, даже на вечерние богослужения, но в основном, идёт ротация. Некоторые из города к нам приезжают.

- А то, что среди прихожан почти нет пенсионеров, это для вас, настоятеля, плюс или минус?

- Для меня всё – плюс, главное, чтобы прихожане были. К большому сожалению, у нас в Кургане все приходят в храм, чтобы получить что-то. Но сказать, что люди мне не помогают, будет с моей стороны наглостью.

22.августа 2022 г..jpg

Выходец из Кургана, бывший настоятель Свято-Троицкого прихода мкрн Энергетики о. Михаил Бородин восстанавливает Троицкий храм в Подольске. Вот там община! Я помню, когда первый раз к нему приезжал, то храма у него ещё не было, только колокольня на трёх ногах (один угол был выбит), на территории храма были могилки, потому что кладбище наступало. Общину ему передали от о. Александра, Царство ему небесное, который погиб в автокатастрофе. Отец Михаил был его духовным чадом, и прихожане позвали батюшку из Кургана, организовали его переезд, он жил прямо на территории прихода. Там была община в человек 50, активных, живших храмом. Таких людей мало, в Кургане вряд ли какой приход сможет похвастаться такими активными людьми. А у него была кипящая жизнь. Я смотрел, как у него там происходит, и просто завидовал белой завистью. Москвичи в этом плане более активны.

14.11.2021.jpg

У нас прихожане немного пассивные, они приходят в храм, чтобы получить что-то. И действительно, получают – исповедуются, причащаются. Но жить жизнью приходов в полном объёме – это значит, обгонять настоятеля. У нас это не принято, настоятелю приходится педалировать.

RhFtFJnLYEo.jpg

Есть люди обязательные, я солгу, если скажу, что мне не помогают. Конечно, помогают, есть люди, которые активно помогают. Финансы выделяют. Я стараюсь все деньги, которые мне дают, использовать по максимуму, пристроить в храме каждую копеечку, Я хочу, чтобы батюшка, который после меня придёт на приход, ни в чём не нуждался.

- Я знаю, что матушка Ольга – ваш главный помощник.

- Ой, я без матушки никогда бы не был тем, кто я есть. Она меня и утром поднимет, и напомнит, какому святому надо сегодня послужить… Я-то ленивый, во всех отношениях, я не пример для подражания. Она у меня, как говорится, и лекарь, и пекарь, она и поёт, и на колокольне звонит, и просфоры печёт. Слава Богу!

7 февраля 2022 г.jpg

У нас на приходе есть Лена Макарова, она очень помогает на клиросе, просфоры печь. До этого мы мечтали сделать свою просфорню, но не получалось. Ольге некогда, да и тяжело ей, устаёт, здоровьем, скажем так, не пышет, да и возраст сказывается. Есть прихожанка Наташа Фридьева, жена Ольгиного брата, она вызвалась научиться делать просфоры. Ездила в Богоявленский к опытным бабушкам-просфорницам, таким же, как Валентина Семёновна со Свято-Духовского. Находила время, вставала в 5 часов утра, ездила, училась, опыт перенимала. Запустила просфорню, обучила матушку Ольгу, Лену. Но сейчас я её освободил от этого, даже против ее воли, потому что у неё четверо детей, младший ещё младенец, плюс работа, семья, дом строят – ей тяжело. Я вижу, что она уже на пределе, отстранил немножко, она даже сердилась на меня.

Строительство Троицкого собора

- Мы с вами не говорили о таком большом куске вашей жизни, как строительство Троицкого собора. Вы его с нуля строили?

1eee5ca3c0a9985c37c32b86e897f98307d051ad_1280.jpg

- С нуля. Более того, я начал строить это здание на свой страх и риск, без разрешения на строительство. История такая. Марат Нуриевич Исламов является председателем фонда Андрея Первозванного в Курганской области, возглавляет попечительский совет и совет по реконструкции храма в селе Батурино, на родине архимандрита Антонина (Капустина). Я ему строил объекты, приезжал к нему в кабинет и на стене увидел в рамке под стеклом изображение храмового комплекса. Он мне рассказал, показал всё и сообщил, что на юбилей архимандрита в Курганскую область приедет Святейший Патриарх Кирилл.

8KMGAn-MY60.jpg

Я к Муратову: «Сергей Николаевич, мы уже года 3 говорим, что надо начать строить Троицкий храм на его историческом месте, да всё откладываем». Рассказал ему про Исламова, про приезд Патриарха, подбросил идею, что можно подготовить, чтобы Патриарх сделал закладку капсулы в новый храм, и что если сейчас начнём строить, то к его приезду успеем. Это было в мае.

hqkS1Jlzdls.jpg

Сергей Николаевич не только предприниматель, но и политик, он понимал, что это шанс, который нельзя упускать. В мае 2017 года начали работу. Он включился по полной. Я его попросил прикрыть мои тылы, потому что начало строительства в центре города без разрешения влекло административное наказание и остановку работы предприятия на 90 дней по запросу прокуратуры.

faD2SJ9aS4Y.jpg

Муратов переговорил с тогдашним губернатором Алексеем Кокориным, и нас никто не трогал. У нас прямо по дням было разложено, чтобы всё успеть, сделать фундамент. Помост, по которому заходил на строящийся храм Патриарх, мы сколотили за неделю, буквально перед его приездом.

ohyAkN9yK58.jpg

Но я на этом здании, можно сказать, отдыхал, удовольствие получал от стройки. Здесь мне никто не мешал, Сергей Николаевич соглашался со всеми моими предложениями, проектант говорил – делай, как хочешь, я потом подпишу. Подобный храм есть в Санкт-Петербурге, он называется «Блокадный», на Малой Охте, там ещё установлен памятник погибшим детям Беслана. Внешне тот и наш храм абсолютно одинаковые, различия внутри, купольная часть разная. Я постарался спроектировать и сделать так, что у нас, во-первых, металлоконструкции другие, и во-вторых, ко всем узлам есть доступ. В купол Санкт-Петербургского храма могут подняться только альпинисты, а у нас даже бабушка, у которой более-менее ножки ходят, доберется туда.

- Надо сказать, очень красивый получился собор, на хорошем месте. Он стал изюминкой Кургана. Богоявленский тоже украшение города, но он не на въезде, не на таком примечательном месте.

c5e579b27235555560e91a25d32221e3.jpg

- Меня радует, что, когда по Кировскому мосту едешь, то видишь оба храма. Это раз. А во-вторых, историческая память, пусть не в полном объёме, но воссоздана. Там, где в старом Кургане был храм Рождества Богородицы, сейчас Богоявленский, где был Свято-Троицкий, Троицкий и стоит. В Рябково на месте снесенного храма стоит Пантелеимановский. То есть, храмы стоят почти в тех точках, где стояли в прежние годы. Плюс ещё храмы в городе продолжают строиться.

- В данный момент ООО «Горячев» какой-нибудь храм строит?

48354_20200825_084126.jpg

- По поручению владыки мы рассматриваем возможность достройки храма в честь Новомучеников и исповедников Церкви Русской в посёлке Варгаши, нашли проектантов. Через о. Михаила Сычкова мне поручено организовать завершение строительства, в решении вопроса и губернатор заинтересован. Нов наличии не весь объём чертежей, только эскизы. Поэтому вынужден был огорчить владыку тем, что без проектной документации приступить не получится. Нашли проектную организацию, подключил людей, о. Михаил Сычков с ними встречался, заключил договор, они сейчас проектируют. Потом, когда будет спроектировано, мы рассмотрим вопрос, когда сможем эту всю работу сделать.

VtSuwbF4Qxc.jpg

Второй объект – мы строим храм Покрова Пресвятой Богородицы в Заозёрном микрорайоне, у нас уже под свод подведено. Но здесь тоже обстоятельства сменились: отца Михаила Сычкова сделали настоятелем трёх храмов, поэтому часть финансов, которые он должен был направить на свой храм, ушли на другие нужды. Там у меня два молодых человека работают – сын Семён и отец Михаил, я только на подхвате, подсказываю при необходимости. В этом году мы планировали приступить к сооружению купольной части. Но у Бога свои взгляды на события.

U70cB-_531w.jpg

Недавно видел сон, как будто я в полном объёме снова начинаю руководить предприятием. Мне аж плохо стало! Вы даже не представляете, что значит сегодня руководить строительной организацией. У тебя есть заказчики и есть люди, которые с тобой работают и которым надо платить зарплату. Заказчики же хотят, чтобы им сделали всё быстро и почему-то без выходных. Кто-то из них может тебе не заплатить деньги, кто-то задержит выплаты, а ведь людям нужно вовремя платить зарплату. Для меня 15 и 25 числа месяца были всегда бессонными ночами.

Сын вырос и мне сказал – хочу деньгами покомандовать. Флаг тебе в руки! Но однажды он продал один из четырёх наших строительных кранов, не поставив меня в известность (я от механика узнал). Приезжаю к нему, думаю, ну сейчас я… Захожу к нему в кабинет, спрашиваю: «Сёма, почему ты меня не спросил?». А он: «Папа, ты мне дал рулить или порулить?». Папа голову повесил (смеётся). Поэтому он рулит сейчас. На мне осталась часть работы, ведь приход денег в необходимом количестве не приносит.

- Отец Константин, вы кем себя больше ощущаете – священником или строителем?

- Я себя считаю простым православным христианином (смеётся).

Беседовала Татьяна Маковеева.
Назад к списку