Русская Православная Церковь
Курганская епархия
По благословению
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила
Иерей Александр Шумилов: «Я бы хотел иметь способности облегчать людям страдания»
17 Февраля, 2025

Детство, взросление
- Я родился 24 октября 1990 года в городе Касли Челябинской области. Мама - Столбикова Светлана Владимировна, 1964 года рождения.
- Отец Александр, а почему вы Шумилов, а не Столбиков?
- Потому что мама взяла фамилию моего отчима, Столбикова Николя Александровича 1954 года рождения. Мой родной отец умер от рака, когда мне лет 7 было. Я его помню.

Наша семья никакого отношения к Православию не имела, а второй мамин муж, мой отчим, был очень начитанным и религиозным, всегда соблюдал посты. Он привнёс в нашу жизнь жития святых, труды святителя Дмитрия Ростовского и «Добротолюбие». Он никогда нас не заставлял ходить в храм, но сам дома совершал утреннее и вечернее молитвенное правило, молился перед едой. До его прихода в семью мы с братом не были крещены, а когда мне было 8 лет, я принял крещение в храме Вознесения Господня.
В семье был еще старший брат, Сергей, он старше меня на 4 год, сейчас он работает на заводе в городе Миассе. У него тоже было желание стать священником, но так сложилось, что он увлёкся программированием.
- С 1997 по 2006 год вы учились в школе № 24 города Касли, окончили 9 классов. А почему только 9?

- Потому что в 14 лет самостоятельно уехал в Верхотурский монастырь, хотел стать монахом. Когда мне было 10 или 11 лет, мы всей семьёй совершили паломническую поездку в Верхотурье. Мне понравилась вся обстановка, атмосфера, отношения монашествующих, моя исповедь там, богослужение. Помню, что служба была длинная; у меня в туфлях прохудилась стелька, а подошва была в клеточку, и мои подошвы тоже стали в клеточку. Ноги болели, но я на следующее утро пошёл на Литургию опять, отстоял, на скамейку не садился, мне это казалось важным – стоять. Тогда я и сказал родителям – оставьте меня здесь, в монастыре. Они пообещали дать мне такую возможность, но только после 9-го класса.
Я узнал, что в Верхотурье есть духовное училище. Батюшка на нашем приходе выписывал журнал московской Патриархии, и в одно из номеров был дан список духовных заведений России (училища, семинарии) с общими правилами для поступления. В то время интернет хоть и был уже, но очень слабо развит и малораспространен. Я взял в библиотеке литературу по рекомендуемому списку, прочитал, стал спрашивать у священника, что еще прочитать. Стал углубленно заниматься, мне это всё нравилось.
- А ваши одноклассники как относились к вашему увлечению религией?

- Хорошо относились, насмешек не было, а со стороны девчонок даже уважение и интерес. К тому же так получилось, что, когда моя мама вышла замуж за моего отчима (я его всегда отцом называл), то переехала жить в его квартиру, а нам с братом разрешили жить самостоятельно в нашей квартире. И мы 9 лет жил отдельно от родителей, сами готовили еду, а родители каждый вечер приходили к нам на ужин. Наводили порядок в квартире, собирались и ходили в школу мы тоже самостоятельно. У нас был компьютер, игровые приставки, но, несмотря на это, мы нормально учились в школе.
А поскольку я узнал, что священнику неплохо бы иметь музыкальное образование, то, учась в седьмом классе общеобразовательной школы, я поступил в музыкальную школу. С 2003 по 2006 год учился по классу гитары, прошел 5-летний курс экстерном за 3 года.
- А почему вы выбрали гитару?
- Потому что гитара – это здорово!
- А сейчас вы ее в руки берете?

- Последний раз это было с год назад. Когда беру гитару, то прихожу в уныние, потому что пальцы деревенеют, они уже не такие юркие. Головой понимаешь, как надо сделать, а пальцы не слушаются…
В школе я занимал первые места по региону, на область ездил, а сейчас возьмёшь, потренькаешь-побрынькаешь, и всё на этом.
Духовное училище
-Итак, к концу 9 класса вы уже подготовили почву для поступления в духовное училище: вы окончили общеобразовательную и музыкальную школу, много читали духовной литературы и с 1999 по 2006 годы несли послушания старшего пономаря и звонаря при соборе Вознесения Господня города Касли.
- Да. В 2006 году в возрасте 14 лет поступил в Верхотурское православное духовное училище и вечернюю школу города Верхотурья. В 2008 году окончил полный курс училища и школу.
- Что более всего помнится вам из времени учёбы в Верхотурье?

- Дисциплина. Она была очень жесткая. Нас поступило 35 человек, выпустилось семеро. Каждые 2-3 недели кого-то отчисляли. На курсе у нас были ребята от 14 до 35 лет. Кто-то был из священнической семьи, кого-то родители заставили поступить против его воли. Те, у кого были вредные привычки, отсеялись буквально в течение двух-трёх недель, таких человек 5 было.
Свободного времени в сутки было всего 4 часа. В наши обязанности входили ежедневная смена подшивы к кителю (белый подворотничок) и отглаживание брюк, чтобы на них всегда была стрелка. Дежурный помощник проверял подшиву, и если она была хоть чуть-чуть с намеком на грязь, (а баня была раз в неделю), то тебя сразу отправляли на хоздвор к хрюшкам. Были многочисленные случаи, когда меня второкурсника, приобретшего через каптерку себе второй китель, на котором всегда была белоснежная подшива, несмотря на это отправляли на хоздвор. Такая вот несправедливость случалась.
Из плюсов – нам полностью запрещалось пользоваться сотовыми телефонами, звонить нам могли только родители, с 20 до 21 часа. Было такое послушание, как дневальный, он отвечал на звонки и приглашал к телефону тех, кому звонили. У нас был час, чтобы всему 1 и 2 курсу пообщаться с родителями.
В связи с тем, что у нас не было телефонов, что нам не рекомендовалось читать художественную литературу (кроме определенных классических авторов) и слушать светскую музыку (кроме «Любэ» и «Арии» - они нравились проректору по воспитательной части), мы много времени общались друг с другом. Это здорово. С теми ребятами, с кем я доучился до конца, мы и по сей день общаемся и, хотя бы раз в год, видимся, приезжаем друг к другу.
- В духовное училище вы поступали с намерением стать монахом. Что заставило вас поменять свои планы?

- Я после училища захотел продолжить учёбу в семинарии, а уже после этого постриг принять. В 2008 году поступил в Екатеринбургскую духовную семинарию, меня взяли на 2 курс. Прожил месяц в общежитии, а потом стал жить в монастыре Царственных Страстотерпцев в урочище Ганина Яма. Там я по послушанию пел каждый день на ранней Литургии и читал Псалтирь с 2 до 4 часов ночи.
- Но вы не окончили семинарию?
- Да. На 5 курсе архиепископ Курганский и Шадринский Константин, который преподавал у нас в семинарии, пригласил меня в Курган служить в кафедральном соборе. В то время на Ганиной Яме отец Феодосий платил всем, кто там работал, и я в 2009 году получал до 20 тысяч рублей в месяц. По тем временам, это были огромные деньги. Я мог приехать домой и купить родителям кухонный гарнитур, диван или телевизор. Владыке Константину я сказал, сколько имею в месяц, он мне при беседе в его приёмной (она находилась, где сейчас трапезная) заверил меня, что здесь примерно столько же буду получать. Спросили, что я умею, я сказал, что могу звонить на колокольне, могу быть уставщиком, помогать на клиросе, могу иподиаконствовать.

Снял квартиру на Гоголя-Пролетарской, за нее 10 тысяч платил. Отработал первый месяц, и мне заплатили в районе 4 тысяч рублей вместо обещанных 20 тысяч. Когда пришёл спросить, почему так, мне сказали – вот у нас есть баба Дуся, она звонила и будет продолжать звонить. Уставщика нам тоже не надо, свой есть, так что пономарь и всё.

Через месяц я женился, мы продолжили снимать квартиру. Съездили с женой в свадебное путешествие – нам наши друзья Сергей и Наталья Ульяновы подарили поездку в Санкт-Петербург. Вернулся, продолжил пономарить. Служил в кафедральном соборе, работал в магазине «Ахиллес», была еще третья работа – продавал обувь в магазине «Чемпион». Так было даже тогда, когда я был диаконом.
- Чем вам объяснили факт, что обещали одну зарплату, а стали платить меньше?
- Ничем.
- А по какой причине вы оставили семинарию?

- Владыка Константин пообещал, что переведет меня на «заочку», такие переводы были прерогативой епископов, по собственному желанию человек это сделать не мог. Я написал прошение, подал его. Но в то время на екатеринбургскую кафедру взошёл владыка Кирилл, первое время к нему старались поменьше обращаться, и мое прошение ему никто не показал. Написал второе, его опять потеряли. Третье писать не стал, просто продолжил служить в Кургане, вот и всё. Секретарь епархии отец Константин Павлюченко вызывал меня, предлагал восстановиться, но помощи в этом не оказал. В итоге меня не восстановили, я ушел с 5 курса, оставалось окончить последний курс и защитить диплом.
- Но в 2023 году вы снова поступили в семинарию?
- Да, снова на 1 курс, но уже заочно, сейчас уже на втором. И многие теперешние преподаватели – это мои бывшие однокурсники или те, кто учился после меня.
- А почему вы не восстановились на 5-й курс?
- Сейчас уже 4-летняя программа.
- А то, что ваши бывшие однокурсники теперь ваши преподаватели, мешает или помогает?
- В основном, помогает.
- Они лояльно к вам относятся?
- У меня сохранилась старая зачетка. Греческий и церковно-славянский преподает староста нашей группы о. Роман Александров. Он мне поставил перезачёт. Но не все преподаватели ставят мне перезачёт, несмотря на то, что предметы сданы и полностью весь курс пройден. К примеру, литургика: нам ее преподавал о. Макарий, а сейчас преподает Сергей Юрьевич Акишин, который когда-то преподавал у меня церковное пение. Когда я к нему подошел, он сказал – перезачёта не будет, надо проверить твои знания, ты у меня не учился.
Женитьба, рукоположение

- Вернемся назад: в 2011 году вы женились и обвенчались. А как вы познакомились с будущей матушкой Анастасией Балиной? Вы жили в Екатеринбурге, она – в Кургане.

- Моя будущая жена написала мне в социальной сети. Мы познакомились. Потом она стала готовиться к поездке в Германию к родственникам матери, для оформления документов и получения визы приехала в Екатеринбург, мы встретились очно. Потом я к ней в Курган приезжал.
- Вы знали, что она из священнической семьи?
- Не сразу, в первый месяц не знал.
- Вы венчались в 2011 году в селе Чернавском в храме, где служил папа Насти – отец Павел Балин. Он сам вас венчал?
-Нет, отец Сергий (фамилию не помню).
- Когда вас в диаконы рукоположили?

- На следующий год после женитьбы, 3 июня 2012 году. Вместе со мной иподиаконствовал Алексей Плохов и Евгений Перминов. В сан иерея рукоположили 22 марта 2015 года. Всё это время я был штатным клириком в Александро-Невском кафедральном соборе.
- Чем запомнились вам эти семь лет? Что считаете ценным из этого времени?
- Ценным я считаю то, что довелось служить с очень хорошими священниками и дьяконами. Все они были в гостях у меня дома, я лично знаю их семьи, у многих я тоже был в гостях. Самым лучшим моим другом был отец Алексей Плохов, сотни раз я ночевал у него, он – у меня, он – крестный отец моей старшей дочери, Арины.

Это здорово, когда ты служишь и есть с кем поговорить на возвышенные темы. Все священники что-то читают, могут поделиться интересным, новым. На приходе такого нет, там больше тебе вопросы задают.
В соборе такие хорошие батюшки служат: отец Владимир Лобов; я еще застал время, когда здесь служил о. Михаил Ширяев, помню его проповеди. Затем здесь был о. Павел Захаров, очень человечный человек, очень спокойный. Когда я сюда пришел, здесь было порядка 8 священников и 4 диакона, то есть, у нас был большой штат. В Кургане тогда ещё не было Порт-Артурского, Серафима Саровского, Троицкого храмов, и все люди ходили молиться в Александро-Невский кафедральный собор, наполняли его полностью, много ребятишек было.
- Можно сказать, здесь вы и сами возрастали – и по возрасту, и по опыту служения.
- Да
Частоозерье
- Вам в Александро-Невском соборе довелось служить при двух владыках – Константине и Иосифе. Именно Иосиф принял решение в марте 2019 года направить вас настоятелем в Частоозерье. Вспомните это время?

- У Александра Владимировича Ильтякова в Частоозерье умерла тёща, Таисия. Потребовался священник для отпевания. Владыка отправил меня, а после отпевания Александр Владимирович спросил, не желаю ли я здесь служить? Я в Частоозерье был до этого один раз, когда мы совершали воздушный крестный ход с иконой. Мне запомнились там плакаты против алкоголя, понравилась архитектура Рождественского храма, памятники в селе, чистота. Тогда я в душе помечтал, чтобы послужить в этой стороне. Так и получилось. Я на вопрос ответил: «Было бы здорово здесь остаться, но вряд ли меня отпустят». В итоге меня отпустили, чему я несказанно рад.
- А матушка Анастасия как к этому отнеслась?
- (задумался) Да хорошо отнеслась. Переживала немного, как и любая женщина, переезжая в другое место. У нас уже двое детей было.
- А в Кургане матушка была домохозяйкой или где-то работала?
- До рождения детей она преподавала русский-литературу, биологию и музыку в лицее КГСХА. После переезда она стала домохозяйкой и моей главной помощницей в храме
- Как у вас налажен быт? Вы в Частоозерье снимаете жильё?

- История с жильём у нас такая: сначала мы снимали квартиру в Кургане по улице Гоголя, потом приобрели квартиру в микрорайоне Тополя, затем ее продали и купили дом в Балках. Дом приобрели у застройщика Сергея Прокопьева, он друг семьи, дом нам продал по дешевке, но с условием - надо будет подождать полного оформления документов, у него шли какие-то суды. Сначала – подождать месяц. Мы уже заселились туда, ждали месяц, второй, потом и год прошёл. В итоге в 2023 году у нас дом забрали, теперь у нас нет своего жилья. Мы огорчились, но ничего поделать не смогли. А в Частоозерье мы снимаем 2-комнатную квартиру.

. Огромный плюс жизни здесь – село очень развитое, у нас 2 детсада, великолепная школа, лыжная база, физкультурно-оздоровительный комплекс (ФОК), кинотеатр, Дом культуры, гончарная мастерская, прекрасные магазины. Всё чистенько-аккуратненько благодаря предприятию «Велес» Александр Владимирович сам здесь живёт и принимает во всем участие, как хозяин, как отец заботится о всех. Это здорово! Многие мои друзья, приезжая к нам в гости, восхищаются чистотой и красотой.
Эталон семьи
- Одновременно с супругой, матушкой Анастасией, вы приобрели большую дружную родню Балиных, состоящую из семей трёх священников. Как вас приняли? Какие сейчас у вас отношения? Кто для вас матушкины родители?

- Они для меня папа и мама. Когда я приехал свататься, то ее папа, отец Павел, позвал меня на улицу, дал молоток и гвозди, сказав, что надо забор подправить. Я подправил. После этого он взял двуручную пилу, которую в народе называют в шутку «Дружба-2», и мы вместе пилили дрова. Батюшка сказал: «Ладно, если в деревню пошлют служить, то выживешь и семью прокормишь». После этого пригласили меня к столу, шашлыками угостили.
Они очень адекватные, хорошие люди: и верующие, и с чувством юмора, с ними комфортно всегда, у них своя атмосфера любви, добра, понимания и заботы о детях. Они для меня – эталон хорошей доброй семьи.
- А ваши мама и отчим с ними общаются?
- Конечно! В последнее время это происходит не так часто, отец уже плоховато ходит.
– На данный момент у вас уже трое детей, семья многодетная…
- Четвертого ждем. Бог даст, в марте родится.
- То есть, у вас две дочери и сынок Серёжа?
- Да, и УЗИ показало, что снова пацан будет (улыбается).
- Вас не пугает такое многочадие?

- Нет, я всегда хотел большую семью, чтобы детей был десяток или больше. Правда, у меня был период, когда я хотел стать монахом, а потом передумал, это же нестатичные желания. В духовном училище желание стать монахом усиливалось, в семинарии тоже держалось, а потом пришло осознание, что это абсолютно не моё. Тогда-то и появилось желание жениться, иметь много детей. Слава Богу, всё сбывается, скоро 4-й ребенок будет.
- Но у вас с супругой до рождения первенца был достаточно большой период бездетности, и матушка очень унывала, что не может забеременеть. Было такое?
- Да, было. Но теперь все хорошо. Дети – это здорово. Аринке сейчас 9 лет, Кате 7, Сереже – 2 годика. А с женой мы вместе 13 лет.
- Что вы больше всего цените в своей матушке? Какая черта характера у нее самая лучшая?

- (задумался) Она любознательная, это мне очень нравится. Она постоянно узнает что-то новое и делится со мной. Она меняется со временем, не застаивается, как болотце. Несмотря на то, что она у меня домашняя (хоть она и участвует в богослужениях, поёт на клиросе и ведет занятия в воскресной школе, но большую часть времени дома), она много читает, с ней интересно проводить время. А еще мне нравится, что она любит настольные игры. У нас дома большая коллекция таких игр, и мы каждый вечер всей семьёй играем в настольные игры. У нас дома есть игровые приставки «Денди» и «Сега», и с ребятишками проходим те игры, которые я проходил в детстве.
- Также из передачи «Вторая половина» я узнала, что очень любите собак и мечтаете дома завести. Получилось?
- Я меняюсь сам, меняются и желания. Старшая дочь очень хочет собаку, а я уже перестал этого хотеть. С детьми стало не до кошек и собак. В прошлом году в Частоозерье переехала младшая сестра матушки – Ольга, она снимает квартиру рядом с нами и завела себе котёнка. А у меня почему-то даже желания не появилось его погладить (смеется). Вообще-то я к животным хорошо отношусь, но поскольку нет своего дома, нет и животных. Как только каким-то чудесным образом дом появится, сразу заведем животных, но только уже не для меня, а для детей. А так-то у нас при храме белка живёт, отец Павел нам подарил, для нее бельчатник построили.
В настоятельстве больше плюсов
- Что вам показалось в настоятельстве самым трудным?

- Бумажная работа: различные отчёты, ревизионные комиссии и т.п. Но в настоятельстве больше плюсов, чем минусов. Во-первых, у тебя полно времени для общения с людьми. Кафедральный собор в чем-то очень похож на вокзал: люди заходят, выходят, слишком большая проходимость, у тебя не хватит сил на всех. А здесь ты потихоньку-помаленьку сдруживаешься. Когда у человека что-то случилось – радостное или горестное – просто приглашаешь его на службу, и, если он придёт, то после службы уделишь ему время. Смотришь, человек почаще начинает ходить в храм. Когда я приехал в Частоозерье, на первой Литургии было порядка 8 человек, а сейчас – порядка 50. На праздники бывает 100-110 причастников.
- Вы настоятель не только частоозерского храма?

- Да, есть еще храм святителя Иоанна Златоуста в селе Долгие, где живёт порядка 400 человек. Храм восстановлен за счет предприятия «Велес». От старого храма там остался фундамент и немного стен, и местные жители обратились к Александру Владимировичу Ильтякову с просьбой помочь сделать навес, чтобы было где собираться. Но в итоге Александр Владимирович отремонтировал храм полностью. И как обычно бывает, когда храма не было, все говорили – надо, будем туда ходить, а по факту получается, что богослужения посещают человек 16, только раз было 25 человек. Естественно, что это люди почтенного возраста, молодежи нет. На отопление этого храма в зимнее время уходит порядка 35-40 тысяч рублей. Прихожане сами не могут собрать такие деньги, приходится брать из казны храма Рождества Христова и оплачивать этот храм. А за электроэнергию частоозерского храма помогает платить предприятие «Велес», там по 120-140 тысяч рублей в месяц выходит.
- А есть возможность привлечь людей в храм села Долгие? Школа там есть?

- Да, есть. По первости я даже по домам ходил с акцией «Евангелие в каждый дом», раздавал книги, приглашал на службы в храм. Приезжал в родительский день на местное кладбище, беседовал с людьми. Самое главное – в храме ведется регулярное богослужение, на дверях висит расписание, и все, кто хочет, могут прийти и помолиться.
- То есть, по субботам вы служите в селе Долгие, а в своем храме?
- В Рождественском храме служу в субботу вечером, в воскресенье утром, ещё обязательно одна Литургия в будни. По четвергам обязательно читаем акафист великомученику Георгию Победоносцу: мы собираемся, каждый читает по кондаку, то есть, получается, что в чтении акафиста все участвуют. В храме есть икона, написанная на Афоне и подаренная нашему храму в 2018 году депутатами Государственной Думы, которые приезжали в Частоозерье. Этого святого очень чтят местные жители, его икона вся увешана кольцами, цепочками, крестиками, подаренными прихожанами в благодарность за помощь.
- У вас же памятник этому святому на прихрамовой территории установлен?
- Да, по инициативе Александра Владимировича Ильтякова.
- Ещё на въезде в село стоит памятник святому князю Александру Невскому, а на берегу озера – памятник князьям Петру и Февронии Муромским. Как вы, священник, используете их?

- Мы в дни памяти этих святых служим молебны, а потом проводим беседы и пьём чай, который приносим в термосе. Помимо памятных дней мы практикуем своеобразные походы – от храма до памятника Александру Невскому приличное расстояние, километра два, и пройти его всем вместе с юными и взрослыми прихожанами приятно. Да и менять геолокацию интересно, у нас есть такая возможность, и мы этим пользуемся. Служим то в верхнем храме, но в нижнем приделе, то в венчальной часовне; можем съездить в Долгие, сходить к памятнику Александру Невскому. Такое вот разнообразие.
- А венчальная часовня используется по назначению?
- Да, у нас за 2024 год там обвенчались порядка восьми супружеских пар. Думаю, если бы не такое далёкое расстояние от областного центра (200 км), то здесь было бы намного больше венчаний. Люди, желающие венчаться, сначала приезжают на огласительную беседу, потом я назначаю дату Таинства. То есть, минимум две поездки надо совершить, это не всем подходит. Получается, венчаний хоть и не много, но они есть. Я общаюсь со священниками, у некоторых с момента рукоположения не случилось ни одного венчания. А к нам, несмотря на расстояние, люди приезжают.
- А крестить вам чаще приходится, чем венчать?
- Да, и, в основном, детей. К нам приезжают не только из нашего района, но и из Петухово, Макушино, Бердюжья (Тюменская область). Но, как и у всех, больше желающих в летнее время.
Общественная работа
- Всем священникам, а особенно настоятелям, приходится вести так называемую общественную работу, контактировать с образовательными, медицинскими, культурными учреждениями, с муниципальными властями. Как у вас налажено такое соработничество?

- Замечательно всё! Посещаю больницу, уношу туда и раздаю пациентам нашу епархиальную газету «Православное Зауралье». Ещё у нас на приходе в больших количествах изготавливают великолепные просфоры, две женщины – Пистимея и Любовь - пекут их у себя дома. В своё время я привозил в Частоозерье мастерицу из Смолино, она рассказывала и показывала, что и как делать. В больницу ношу просфоры, мажу людей священным маслом и совершаю небольшие молитвословия. Если у кого-то есть вопросы, темы для общения, то мы общаемся.
Меня часто приглашают в школы, на занятия в 4-й класс. И сами школьники часто приходят с экскурсией в храм, причем не только школьники Частоозерья, но и из сельских школ. Также приезжают из школ Петухово, Макушино из Тюменской области. У нас красивейший храм, да и кроме него в Частоозерье есть чего посмотреть. К тому же, Александр Владимирович часто проводит экскурсии по предприятию «Велес», после которой они идут в храм.
- Это очень хорошая традиция - всех гостей (спортсменов, депутатов, артистов и пр.) обязательно приводить в храм.

- Да, это здорово! Я в храме ежедневно нахожусь с 9 до 15 часов, и для меня приём экскурсантов не в тягость. Наоборот, такая активность радует. Когда никого нет, я сижу и читаю, а когда кто-то приходит, появляется законный повод отложить чтение (смеется). Есть возможность поговорить и закрепить в разговоре то, что ты прочитал.
- Ну а после 15 часов, я думаю, вы посвящаете время семье, ведь матушке с тремя детьми наверняка требуется ваша помощь. Какие домашние обязанности за вами закреплены?

- Вообще-то, я люблю готовить, поэтому иногда готовлю. Ещё мне нравится играть с ребятишками - и в настольные игры, и в солдатики-машинки с маленьким Сережей, устраиваем с ним войнушки. Каждый день мы читаем книги: я пью чай или кофе, а дочери по очереди ко мне подходят и читают вслух. Старшая – полчаса в день, младшая 10-15 минут (она в первом классе).
- То есть, не вы им, а они вам читают?
- Да. Им, обычно, читает мама.
- А молиться вы их учите? или это мамина прерогатива?
- Они обычно молятся вместе с мамой. У дочерей всегда есть выбор, идти или не идти на богослужение. У них есть сотовые телефоны, и единственное время, когда они могут ими пользоваться (помимо звонков) – это суббота и воскресенье. Мы им разрешаем «сидеть в телефонах» и даём право сделать выбор – пойти в храм или поиграть с телефоном. За все время раза три они только предпочли не ходить в храм, три воскресенья пропустили. А так они идут с удовольствием, потому что в храм ходит много ребятишек, у них своя компания.
- Да, у вас при храме многое сделано для детей – начиная с детского подсвечника и фрески на стене с Мальчиком-Иисусом и рыжим котенком и заканчивая большой игровой площадкой возле храма.

- У нас замечательный педагог воскресной школы Ирина Леонидовна Анохина. Это педагог от Бога, она к каждому ребенку может найти подход. Когда семьи приходят на богослужение с детьми, она всех ребятишек уводит наверх в помещение воскресной школы, там с ними рисует, лепит, делает поделки. И когда перед причастием начинается исповедь, они оттуда спускаются уже с готовыми поделками, которые дарят либо своим родителям, либо самым почтенным прихожанам.
У нас есть такая практика, что на службе поют все, мы распечатываем и раздаём слова песнопений, и дети тоже в этом принимают участие. То есть, у нас поет весь храм, и это здорово, когда все таким образом участвуют в богослужении.
- А клиросные певчие у вас тоже есть, кроме матушки Анастасии?
- Да. Когда мы приехали туда служить, была певчая Алевтина, к ней подключилась матушка, затем Алевтина нашла другую работу и перестала ходить постоянно, только на праздничные большие службы. К матушке подключилась сначала Надежда Ивановна, потом Людмила. И сейчас на клиросе порядка 8 человек. Моя позиция такая: если есть возможность петь или не петь, лучше петь, только не мешать ведущим голосам. Участие в богослужении дает человеку огромное удовольствие, он чувствует свою сопричастность. Я за то, чтобы все участвовали. У нас даже так заведено: если ты поставил свечку, то ее никто не уберет и не потушит, пока ты это не сделаешь сам. Нас там не так уж и много – 50 человек, и держать отдельных свечниц нет резона, каждый сам следит.
– Я знаю, что при каждом храме есть староста, выбранная «десятка». Кто вам помогает?

- Староста Надежда Ивановна Суворова и пономарь Георгий Павлович Верещагин. Георгий пришел при мне, а Надежда Ивановна была здесь с самого открытия, когда еще был молельный дом. Она очень деятельная. Когда мы собираем средства в поддержку наших ребят на СВО, она очень хорошо себя проявляет. Еще у нас на приходе празднуются дни рождения всех прихожан, и она следит, чтобы никто не был забыт, и собирает деньги на подарки. После Божественной литургии поём «Многая лета!», спускаемся в трапезную. Там нет условий для приготовления пищи, а только для ее приёма - есть раковина, столы со стульями и тарелки с кружками. Все дома готовят и приносят на трапезу. Каждый приходит со своим, а потом общая дегустация. Поэтому обычно супов у нас не бывает, но полно всяких салатов, закусок, нарезки.
- Всё ли я у вас спросила, что вы были готовы рассказать, а я не спросила? Может, что-то важное для вас? Может, о мечтах, о планах, о стремлениях?

- Я бы хотел всю жизнь служить в Частоозерье. Правда-правда! Ещё бы хотел иметь от Бога способность реально помогать людям. В священнической деятельности часто случается, что от тебя, к примеру, требуется молитва над больным человеком, или которому горестно, или страшно. Я бы хотел иметь такую способность людям помогать, облегчать их страдания. Чтобы человеку действительно была помощь, не от меня, а от Господа через меня. Бывали же в Церкви такие случаи, когда человек, страдающий онкологией, после соборования выздоравливал. Вот таких способностей я бы хотел.
- Возможно, с годами, с накоплением опыта и мудрости у вас эти способности будут.
- Дай-то Бог!
Беседовала Татьяна Маковеева.
Назад к списку
- Я родился 24 октября 1990 года в городе Касли Челябинской области. Мама - Столбикова Светлана Владимировна, 1964 года рождения.
- Отец Александр, а почему вы Шумилов, а не Столбиков?
- Потому что мама взяла фамилию моего отчима, Столбикова Николя Александровича 1954 года рождения. Мой родной отец умер от рака, когда мне лет 7 было. Я его помню.

Наша семья никакого отношения к Православию не имела, а второй мамин муж, мой отчим, был очень начитанным и религиозным, всегда соблюдал посты. Он привнёс в нашу жизнь жития святых, труды святителя Дмитрия Ростовского и «Добротолюбие». Он никогда нас не заставлял ходить в храм, но сам дома совершал утреннее и вечернее молитвенное правило, молился перед едой. До его прихода в семью мы с братом не были крещены, а когда мне было 8 лет, я принял крещение в храме Вознесения Господня.
В семье был еще старший брат, Сергей, он старше меня на 4 год, сейчас он работает на заводе в городе Миассе. У него тоже было желание стать священником, но так сложилось, что он увлёкся программированием.
- С 1997 по 2006 год вы учились в школе № 24 города Касли, окончили 9 классов. А почему только 9?

- Потому что в 14 лет самостоятельно уехал в Верхотурский монастырь, хотел стать монахом. Когда мне было 10 или 11 лет, мы всей семьёй совершили паломническую поездку в Верхотурье. Мне понравилась вся обстановка, атмосфера, отношения монашествующих, моя исповедь там, богослужение. Помню, что служба была длинная; у меня в туфлях прохудилась стелька, а подошва была в клеточку, и мои подошвы тоже стали в клеточку. Ноги болели, но я на следующее утро пошёл на Литургию опять, отстоял, на скамейку не садился, мне это казалось важным – стоять. Тогда я и сказал родителям – оставьте меня здесь, в монастыре. Они пообещали дать мне такую возможность, но только после 9-го класса.
Я узнал, что в Верхотурье есть духовное училище. Батюшка на нашем приходе выписывал журнал московской Патриархии, и в одно из номеров был дан список духовных заведений России (училища, семинарии) с общими правилами для поступления. В то время интернет хоть и был уже, но очень слабо развит и малораспространен. Я взял в библиотеке литературу по рекомендуемому списку, прочитал, стал спрашивать у священника, что еще прочитать. Стал углубленно заниматься, мне это всё нравилось.
- А ваши одноклассники как относились к вашему увлечению религией?

- Хорошо относились, насмешек не было, а со стороны девчонок даже уважение и интерес. К тому же так получилось, что, когда моя мама вышла замуж за моего отчима (я его всегда отцом называл), то переехала жить в его квартиру, а нам с братом разрешили жить самостоятельно в нашей квартире. И мы 9 лет жил отдельно от родителей, сами готовили еду, а родители каждый вечер приходили к нам на ужин. Наводили порядок в квартире, собирались и ходили в школу мы тоже самостоятельно. У нас был компьютер, игровые приставки, но, несмотря на это, мы нормально учились в школе.
А поскольку я узнал, что священнику неплохо бы иметь музыкальное образование, то, учась в седьмом классе общеобразовательной школы, я поступил в музыкальную школу. С 2003 по 2006 год учился по классу гитары, прошел 5-летний курс экстерном за 3 года.
- А почему вы выбрали гитару?
- Потому что гитара – это здорово!
- А сейчас вы ее в руки берете?

- Последний раз это было с год назад. Когда беру гитару, то прихожу в уныние, потому что пальцы деревенеют, они уже не такие юркие. Головой понимаешь, как надо сделать, а пальцы не слушаются…
В школе я занимал первые места по региону, на область ездил, а сейчас возьмёшь, потренькаешь-побрынькаешь, и всё на этом.
Духовное училище
-Итак, к концу 9 класса вы уже подготовили почву для поступления в духовное училище: вы окончили общеобразовательную и музыкальную школу, много читали духовной литературы и с 1999 по 2006 годы несли послушания старшего пономаря и звонаря при соборе Вознесения Господня города Касли.
- Да. В 2006 году в возрасте 14 лет поступил в Верхотурское православное духовное училище и вечернюю школу города Верхотурья. В 2008 году окончил полный курс училища и школу.
- Что более всего помнится вам из времени учёбы в Верхотурье?

- Дисциплина. Она была очень жесткая. Нас поступило 35 человек, выпустилось семеро. Каждые 2-3 недели кого-то отчисляли. На курсе у нас были ребята от 14 до 35 лет. Кто-то был из священнической семьи, кого-то родители заставили поступить против его воли. Те, у кого были вредные привычки, отсеялись буквально в течение двух-трёх недель, таких человек 5 было.
Свободного времени в сутки было всего 4 часа. В наши обязанности входили ежедневная смена подшивы к кителю (белый подворотничок) и отглаживание брюк, чтобы на них всегда была стрелка. Дежурный помощник проверял подшиву, и если она была хоть чуть-чуть с намеком на грязь, (а баня была раз в неделю), то тебя сразу отправляли на хоздвор к хрюшкам. Были многочисленные случаи, когда меня второкурсника, приобретшего через каптерку себе второй китель, на котором всегда была белоснежная подшива, несмотря на это отправляли на хоздвор. Такая вот несправедливость случалась.
Из плюсов – нам полностью запрещалось пользоваться сотовыми телефонами, звонить нам могли только родители, с 20 до 21 часа. Было такое послушание, как дневальный, он отвечал на звонки и приглашал к телефону тех, кому звонили. У нас был час, чтобы всему 1 и 2 курсу пообщаться с родителями.
В связи с тем, что у нас не было телефонов, что нам не рекомендовалось читать художественную литературу (кроме определенных классических авторов) и слушать светскую музыку (кроме «Любэ» и «Арии» - они нравились проректору по воспитательной части), мы много времени общались друг с другом. Это здорово. С теми ребятами, с кем я доучился до конца, мы и по сей день общаемся и, хотя бы раз в год, видимся, приезжаем друг к другу.
- В духовное училище вы поступали с намерением стать монахом. Что заставило вас поменять свои планы?

- Я после училища захотел продолжить учёбу в семинарии, а уже после этого постриг принять. В 2008 году поступил в Екатеринбургскую духовную семинарию, меня взяли на 2 курс. Прожил месяц в общежитии, а потом стал жить в монастыре Царственных Страстотерпцев в урочище Ганина Яма. Там я по послушанию пел каждый день на ранней Литургии и читал Псалтирь с 2 до 4 часов ночи.
- Но вы не окончили семинарию?
- Да. На 5 курсе архиепископ Курганский и Шадринский Константин, который преподавал у нас в семинарии, пригласил меня в Курган служить в кафедральном соборе. В то время на Ганиной Яме отец Феодосий платил всем, кто там работал, и я в 2009 году получал до 20 тысяч рублей в месяц. По тем временам, это были огромные деньги. Я мог приехать домой и купить родителям кухонный гарнитур, диван или телевизор. Владыке Константину я сказал, сколько имею в месяц, он мне при беседе в его приёмной (она находилась, где сейчас трапезная) заверил меня, что здесь примерно столько же буду получать. Спросили, что я умею, я сказал, что могу звонить на колокольне, могу быть уставщиком, помогать на клиросе, могу иподиаконствовать.

Снял квартиру на Гоголя-Пролетарской, за нее 10 тысяч платил. Отработал первый месяц, и мне заплатили в районе 4 тысяч рублей вместо обещанных 20 тысяч. Когда пришёл спросить, почему так, мне сказали – вот у нас есть баба Дуся, она звонила и будет продолжать звонить. Уставщика нам тоже не надо, свой есть, так что пономарь и всё.

Через месяц я женился, мы продолжили снимать квартиру. Съездили с женой в свадебное путешествие – нам наши друзья Сергей и Наталья Ульяновы подарили поездку в Санкт-Петербург. Вернулся, продолжил пономарить. Служил в кафедральном соборе, работал в магазине «Ахиллес», была еще третья работа – продавал обувь в магазине «Чемпион». Так было даже тогда, когда я был диаконом.
- Чем вам объяснили факт, что обещали одну зарплату, а стали платить меньше?
- Ничем.
- А по какой причине вы оставили семинарию?

- Владыка Константин пообещал, что переведет меня на «заочку», такие переводы были прерогативой епископов, по собственному желанию человек это сделать не мог. Я написал прошение, подал его. Но в то время на екатеринбургскую кафедру взошёл владыка Кирилл, первое время к нему старались поменьше обращаться, и мое прошение ему никто не показал. Написал второе, его опять потеряли. Третье писать не стал, просто продолжил служить в Кургане, вот и всё. Секретарь епархии отец Константин Павлюченко вызывал меня, предлагал восстановиться, но помощи в этом не оказал. В итоге меня не восстановили, я ушел с 5 курса, оставалось окончить последний курс и защитить диплом.
- Но в 2023 году вы снова поступили в семинарию?
- Да, снова на 1 курс, но уже заочно, сейчас уже на втором. И многие теперешние преподаватели – это мои бывшие однокурсники или те, кто учился после меня.
- А почему вы не восстановились на 5-й курс?
- Сейчас уже 4-летняя программа.
- А то, что ваши бывшие однокурсники теперь ваши преподаватели, мешает или помогает?
- В основном, помогает.
- Они лояльно к вам относятся?
- У меня сохранилась старая зачетка. Греческий и церковно-славянский преподает староста нашей группы о. Роман Александров. Он мне поставил перезачёт. Но не все преподаватели ставят мне перезачёт, несмотря на то, что предметы сданы и полностью весь курс пройден. К примеру, литургика: нам ее преподавал о. Макарий, а сейчас преподает Сергей Юрьевич Акишин, который когда-то преподавал у меня церковное пение. Когда я к нему подошел, он сказал – перезачёта не будет, надо проверить твои знания, ты у меня не учился.
Женитьба, рукоположение

- Вернемся назад: в 2011 году вы женились и обвенчались. А как вы познакомились с будущей матушкой Анастасией Балиной? Вы жили в Екатеринбурге, она – в Кургане.

- Моя будущая жена написала мне в социальной сети. Мы познакомились. Потом она стала готовиться к поездке в Германию к родственникам матери, для оформления документов и получения визы приехала в Екатеринбург, мы встретились очно. Потом я к ней в Курган приезжал.
- Вы знали, что она из священнической семьи?
- Не сразу, в первый месяц не знал.
- Вы венчались в 2011 году в селе Чернавском в храме, где служил папа Насти – отец Павел Балин. Он сам вас венчал?
-Нет, отец Сергий (фамилию не помню).
- Когда вас в диаконы рукоположили?

- На следующий год после женитьбы, 3 июня 2012 году. Вместе со мной иподиаконствовал Алексей Плохов и Евгений Перминов. В сан иерея рукоположили 22 марта 2015 года. Всё это время я был штатным клириком в Александро-Невском кафедральном соборе.
- Чем запомнились вам эти семь лет? Что считаете ценным из этого времени?
- Ценным я считаю то, что довелось служить с очень хорошими священниками и дьяконами. Все они были в гостях у меня дома, я лично знаю их семьи, у многих я тоже был в гостях. Самым лучшим моим другом был отец Алексей Плохов, сотни раз я ночевал у него, он – у меня, он – крестный отец моей старшей дочери, Арины.

Это здорово, когда ты служишь и есть с кем поговорить на возвышенные темы. Все священники что-то читают, могут поделиться интересным, новым. На приходе такого нет, там больше тебе вопросы задают.
В соборе такие хорошие батюшки служат: отец Владимир Лобов; я еще застал время, когда здесь служил о. Михаил Ширяев, помню его проповеди. Затем здесь был о. Павел Захаров, очень человечный человек, очень спокойный. Когда я сюда пришел, здесь было порядка 8 священников и 4 диакона, то есть, у нас был большой штат. В Кургане тогда ещё не было Порт-Артурского, Серафима Саровского, Троицкого храмов, и все люди ходили молиться в Александро-Невский кафедральный собор, наполняли его полностью, много ребятишек было.
- Можно сказать, здесь вы и сами возрастали – и по возрасту, и по опыту служения.
- Да
Частоозерье
- Вам в Александро-Невском соборе довелось служить при двух владыках – Константине и Иосифе. Именно Иосиф принял решение в марте 2019 года направить вас настоятелем в Частоозерье. Вспомните это время?

- У Александра Владимировича Ильтякова в Частоозерье умерла тёща, Таисия. Потребовался священник для отпевания. Владыка отправил меня, а после отпевания Александр Владимирович спросил, не желаю ли я здесь служить? Я в Частоозерье был до этого один раз, когда мы совершали воздушный крестный ход с иконой. Мне запомнились там плакаты против алкоголя, понравилась архитектура Рождественского храма, памятники в селе, чистота. Тогда я в душе помечтал, чтобы послужить в этой стороне. Так и получилось. Я на вопрос ответил: «Было бы здорово здесь остаться, но вряд ли меня отпустят». В итоге меня отпустили, чему я несказанно рад.
- А матушка Анастасия как к этому отнеслась?
- (задумался) Да хорошо отнеслась. Переживала немного, как и любая женщина, переезжая в другое место. У нас уже двое детей было.
- А в Кургане матушка была домохозяйкой или где-то работала?
- До рождения детей она преподавала русский-литературу, биологию и музыку в лицее КГСХА. После переезда она стала домохозяйкой и моей главной помощницей в храме
- Как у вас налажен быт? Вы в Частоозерье снимаете жильё?

- История с жильём у нас такая: сначала мы снимали квартиру в Кургане по улице Гоголя, потом приобрели квартиру в микрорайоне Тополя, затем ее продали и купили дом в Балках. Дом приобрели у застройщика Сергея Прокопьева, он друг семьи, дом нам продал по дешевке, но с условием - надо будет подождать полного оформления документов, у него шли какие-то суды. Сначала – подождать месяц. Мы уже заселились туда, ждали месяц, второй, потом и год прошёл. В итоге в 2023 году у нас дом забрали, теперь у нас нет своего жилья. Мы огорчились, но ничего поделать не смогли. А в Частоозерье мы снимаем 2-комнатную квартиру.

. Огромный плюс жизни здесь – село очень развитое, у нас 2 детсада, великолепная школа, лыжная база, физкультурно-оздоровительный комплекс (ФОК), кинотеатр, Дом культуры, гончарная мастерская, прекрасные магазины. Всё чистенько-аккуратненько благодаря предприятию «Велес» Александр Владимирович сам здесь живёт и принимает во всем участие, как хозяин, как отец заботится о всех. Это здорово! Многие мои друзья, приезжая к нам в гости, восхищаются чистотой и красотой.
Эталон семьи
- Одновременно с супругой, матушкой Анастасией, вы приобрели большую дружную родню Балиных, состоящую из семей трёх священников. Как вас приняли? Какие сейчас у вас отношения? Кто для вас матушкины родители?

- Они для меня папа и мама. Когда я приехал свататься, то ее папа, отец Павел, позвал меня на улицу, дал молоток и гвозди, сказав, что надо забор подправить. Я подправил. После этого он взял двуручную пилу, которую в народе называют в шутку «Дружба-2», и мы вместе пилили дрова. Батюшка сказал: «Ладно, если в деревню пошлют служить, то выживешь и семью прокормишь». После этого пригласили меня к столу, шашлыками угостили.
Они очень адекватные, хорошие люди: и верующие, и с чувством юмора, с ними комфортно всегда, у них своя атмосфера любви, добра, понимания и заботы о детях. Они для меня – эталон хорошей доброй семьи.
- А ваши мама и отчим с ними общаются?
- Конечно! В последнее время это происходит не так часто, отец уже плоховато ходит.
– На данный момент у вас уже трое детей, семья многодетная…
- Четвертого ждем. Бог даст, в марте родится.
- То есть, у вас две дочери и сынок Серёжа?
- Да, и УЗИ показало, что снова пацан будет (улыбается).
- Вас не пугает такое многочадие?

- Нет, я всегда хотел большую семью, чтобы детей был десяток или больше. Правда, у меня был период, когда я хотел стать монахом, а потом передумал, это же нестатичные желания. В духовном училище желание стать монахом усиливалось, в семинарии тоже держалось, а потом пришло осознание, что это абсолютно не моё. Тогда-то и появилось желание жениться, иметь много детей. Слава Богу, всё сбывается, скоро 4-й ребенок будет.
- Но у вас с супругой до рождения первенца был достаточно большой период бездетности, и матушка очень унывала, что не может забеременеть. Было такое?
- Да, было. Но теперь все хорошо. Дети – это здорово. Аринке сейчас 9 лет, Кате 7, Сереже – 2 годика. А с женой мы вместе 13 лет.
- Что вы больше всего цените в своей матушке? Какая черта характера у нее самая лучшая?

- (задумался) Она любознательная, это мне очень нравится. Она постоянно узнает что-то новое и делится со мной. Она меняется со временем, не застаивается, как болотце. Несмотря на то, что она у меня домашняя (хоть она и участвует в богослужениях, поёт на клиросе и ведет занятия в воскресной школе, но большую часть времени дома), она много читает, с ней интересно проводить время. А еще мне нравится, что она любит настольные игры. У нас дома большая коллекция таких игр, и мы каждый вечер всей семьёй играем в настольные игры. У нас дома есть игровые приставки «Денди» и «Сега», и с ребятишками проходим те игры, которые я проходил в детстве.
- Также из передачи «Вторая половина» я узнала, что очень любите собак и мечтаете дома завести. Получилось?
- Я меняюсь сам, меняются и желания. Старшая дочь очень хочет собаку, а я уже перестал этого хотеть. С детьми стало не до кошек и собак. В прошлом году в Частоозерье переехала младшая сестра матушки – Ольга, она снимает квартиру рядом с нами и завела себе котёнка. А у меня почему-то даже желания не появилось его погладить (смеется). Вообще-то я к животным хорошо отношусь, но поскольку нет своего дома, нет и животных. Как только каким-то чудесным образом дом появится, сразу заведем животных, но только уже не для меня, а для детей. А так-то у нас при храме белка живёт, отец Павел нам подарил, для нее бельчатник построили.
В настоятельстве больше плюсов
- Что вам показалось в настоятельстве самым трудным?

- Бумажная работа: различные отчёты, ревизионные комиссии и т.п. Но в настоятельстве больше плюсов, чем минусов. Во-первых, у тебя полно времени для общения с людьми. Кафедральный собор в чем-то очень похож на вокзал: люди заходят, выходят, слишком большая проходимость, у тебя не хватит сил на всех. А здесь ты потихоньку-помаленьку сдруживаешься. Когда у человека что-то случилось – радостное или горестное – просто приглашаешь его на службу, и, если он придёт, то после службы уделишь ему время. Смотришь, человек почаще начинает ходить в храм. Когда я приехал в Частоозерье, на первой Литургии было порядка 8 человек, а сейчас – порядка 50. На праздники бывает 100-110 причастников.
- Вы настоятель не только частоозерского храма?

- Да, есть еще храм святителя Иоанна Златоуста в селе Долгие, где живёт порядка 400 человек. Храм восстановлен за счет предприятия «Велес». От старого храма там остался фундамент и немного стен, и местные жители обратились к Александру Владимировичу Ильтякову с просьбой помочь сделать навес, чтобы было где собираться. Но в итоге Александр Владимирович отремонтировал храм полностью. И как обычно бывает, когда храма не было, все говорили – надо, будем туда ходить, а по факту получается, что богослужения посещают человек 16, только раз было 25 человек. Естественно, что это люди почтенного возраста, молодежи нет. На отопление этого храма в зимнее время уходит порядка 35-40 тысяч рублей. Прихожане сами не могут собрать такие деньги, приходится брать из казны храма Рождества Христова и оплачивать этот храм. А за электроэнергию частоозерского храма помогает платить предприятие «Велес», там по 120-140 тысяч рублей в месяц выходит.
- А есть возможность привлечь людей в храм села Долгие? Школа там есть?

- Да, есть. По первости я даже по домам ходил с акцией «Евангелие в каждый дом», раздавал книги, приглашал на службы в храм. Приезжал в родительский день на местное кладбище, беседовал с людьми. Самое главное – в храме ведется регулярное богослужение, на дверях висит расписание, и все, кто хочет, могут прийти и помолиться.
- То есть, по субботам вы служите в селе Долгие, а в своем храме?
- В Рождественском храме служу в субботу вечером, в воскресенье утром, ещё обязательно одна Литургия в будни. По четвергам обязательно читаем акафист великомученику Георгию Победоносцу: мы собираемся, каждый читает по кондаку, то есть, получается, что в чтении акафиста все участвуют. В храме есть икона, написанная на Афоне и подаренная нашему храму в 2018 году депутатами Государственной Думы, которые приезжали в Частоозерье. Этого святого очень чтят местные жители, его икона вся увешана кольцами, цепочками, крестиками, подаренными прихожанами в благодарность за помощь.
- У вас же памятник этому святому на прихрамовой территории установлен?
- Да, по инициативе Александра Владимировича Ильтякова.
- Ещё на въезде в село стоит памятник святому князю Александру Невскому, а на берегу озера – памятник князьям Петру и Февронии Муромским. Как вы, священник, используете их?

- Мы в дни памяти этих святых служим молебны, а потом проводим беседы и пьём чай, который приносим в термосе. Помимо памятных дней мы практикуем своеобразные походы – от храма до памятника Александру Невскому приличное расстояние, километра два, и пройти его всем вместе с юными и взрослыми прихожанами приятно. Да и менять геолокацию интересно, у нас есть такая возможность, и мы этим пользуемся. Служим то в верхнем храме, но в нижнем приделе, то в венчальной часовне; можем съездить в Долгие, сходить к памятнику Александру Невскому. Такое вот разнообразие.
- А венчальная часовня используется по назначению?
- Да, у нас за 2024 год там обвенчались порядка восьми супружеских пар. Думаю, если бы не такое далёкое расстояние от областного центра (200 км), то здесь было бы намного больше венчаний. Люди, желающие венчаться, сначала приезжают на огласительную беседу, потом я назначаю дату Таинства. То есть, минимум две поездки надо совершить, это не всем подходит. Получается, венчаний хоть и не много, но они есть. Я общаюсь со священниками, у некоторых с момента рукоположения не случилось ни одного венчания. А к нам, несмотря на расстояние, люди приезжают.
- А крестить вам чаще приходится, чем венчать?
- Да, и, в основном, детей. К нам приезжают не только из нашего района, но и из Петухово, Макушино, Бердюжья (Тюменская область). Но, как и у всех, больше желающих в летнее время.
Общественная работа
- Всем священникам, а особенно настоятелям, приходится вести так называемую общественную работу, контактировать с образовательными, медицинскими, культурными учреждениями, с муниципальными властями. Как у вас налажено такое соработничество?

- Замечательно всё! Посещаю больницу, уношу туда и раздаю пациентам нашу епархиальную газету «Православное Зауралье». Ещё у нас на приходе в больших количествах изготавливают великолепные просфоры, две женщины – Пистимея и Любовь - пекут их у себя дома. В своё время я привозил в Частоозерье мастерицу из Смолино, она рассказывала и показывала, что и как делать. В больницу ношу просфоры, мажу людей священным маслом и совершаю небольшие молитвословия. Если у кого-то есть вопросы, темы для общения, то мы общаемся.
Меня часто приглашают в школы, на занятия в 4-й класс. И сами школьники часто приходят с экскурсией в храм, причем не только школьники Частоозерья, но и из сельских школ. Также приезжают из школ Петухово, Макушино из Тюменской области. У нас красивейший храм, да и кроме него в Частоозерье есть чего посмотреть. К тому же, Александр Владимирович часто проводит экскурсии по предприятию «Велес», после которой они идут в храм.
- Это очень хорошая традиция - всех гостей (спортсменов, депутатов, артистов и пр.) обязательно приводить в храм.

- Да, это здорово! Я в храме ежедневно нахожусь с 9 до 15 часов, и для меня приём экскурсантов не в тягость. Наоборот, такая активность радует. Когда никого нет, я сижу и читаю, а когда кто-то приходит, появляется законный повод отложить чтение (смеется). Есть возможность поговорить и закрепить в разговоре то, что ты прочитал.
- Ну а после 15 часов, я думаю, вы посвящаете время семье, ведь матушке с тремя детьми наверняка требуется ваша помощь. Какие домашние обязанности за вами закреплены?

- Вообще-то, я люблю готовить, поэтому иногда готовлю. Ещё мне нравится играть с ребятишками - и в настольные игры, и в солдатики-машинки с маленьким Сережей, устраиваем с ним войнушки. Каждый день мы читаем книги: я пью чай или кофе, а дочери по очереди ко мне подходят и читают вслух. Старшая – полчаса в день, младшая 10-15 минут (она в первом классе).
- То есть, не вы им, а они вам читают?
- Да. Им, обычно, читает мама.
- А молиться вы их учите? или это мамина прерогатива?
- Они обычно молятся вместе с мамой. У дочерей всегда есть выбор, идти или не идти на богослужение. У них есть сотовые телефоны, и единственное время, когда они могут ими пользоваться (помимо звонков) – это суббота и воскресенье. Мы им разрешаем «сидеть в телефонах» и даём право сделать выбор – пойти в храм или поиграть с телефоном. За все время раза три они только предпочли не ходить в храм, три воскресенья пропустили. А так они идут с удовольствием, потому что в храм ходит много ребятишек, у них своя компания.
- Да, у вас при храме многое сделано для детей – начиная с детского подсвечника и фрески на стене с Мальчиком-Иисусом и рыжим котенком и заканчивая большой игровой площадкой возле храма.

- У нас замечательный педагог воскресной школы Ирина Леонидовна Анохина. Это педагог от Бога, она к каждому ребенку может найти подход. Когда семьи приходят на богослужение с детьми, она всех ребятишек уводит наверх в помещение воскресной школы, там с ними рисует, лепит, делает поделки. И когда перед причастием начинается исповедь, они оттуда спускаются уже с готовыми поделками, которые дарят либо своим родителям, либо самым почтенным прихожанам.
У нас есть такая практика, что на службе поют все, мы распечатываем и раздаём слова песнопений, и дети тоже в этом принимают участие. То есть, у нас поет весь храм, и это здорово, когда все таким образом участвуют в богослужении.
- А клиросные певчие у вас тоже есть, кроме матушки Анастасии?
- Да. Когда мы приехали туда служить, была певчая Алевтина, к ней подключилась матушка, затем Алевтина нашла другую работу и перестала ходить постоянно, только на праздничные большие службы. К матушке подключилась сначала Надежда Ивановна, потом Людмила. И сейчас на клиросе порядка 8 человек. Моя позиция такая: если есть возможность петь или не петь, лучше петь, только не мешать ведущим голосам. Участие в богослужении дает человеку огромное удовольствие, он чувствует свою сопричастность. Я за то, чтобы все участвовали. У нас даже так заведено: если ты поставил свечку, то ее никто не уберет и не потушит, пока ты это не сделаешь сам. Нас там не так уж и много – 50 человек, и держать отдельных свечниц нет резона, каждый сам следит.
– Я знаю, что при каждом храме есть староста, выбранная «десятка». Кто вам помогает?

- Староста Надежда Ивановна Суворова и пономарь Георгий Павлович Верещагин. Георгий пришел при мне, а Надежда Ивановна была здесь с самого открытия, когда еще был молельный дом. Она очень деятельная. Когда мы собираем средства в поддержку наших ребят на СВО, она очень хорошо себя проявляет. Еще у нас на приходе празднуются дни рождения всех прихожан, и она следит, чтобы никто не был забыт, и собирает деньги на подарки. После Божественной литургии поём «Многая лета!», спускаемся в трапезную. Там нет условий для приготовления пищи, а только для ее приёма - есть раковина, столы со стульями и тарелки с кружками. Все дома готовят и приносят на трапезу. Каждый приходит со своим, а потом общая дегустация. Поэтому обычно супов у нас не бывает, но полно всяких салатов, закусок, нарезки.
- Всё ли я у вас спросила, что вы были готовы рассказать, а я не спросила? Может, что-то важное для вас? Может, о мечтах, о планах, о стремлениях?

- Я бы хотел всю жизнь служить в Частоозерье. Правда-правда! Ещё бы хотел иметь от Бога способность реально помогать людям. В священнической деятельности часто случается, что от тебя, к примеру, требуется молитва над больным человеком, или которому горестно, или страшно. Я бы хотел иметь такую способность людям помогать, облегчать их страдания. Чтобы человеку действительно была помощь, не от меня, а от Господа через меня. Бывали же в Церкви такие случаи, когда человек, страдающий онкологией, после соборования выздоравливал. Вот таких способностей я бы хотел.
- Возможно, с годами, с накоплением опыта и мудрости у вас эти способности будут.
- Дай-то Бог!
Беседовала Татьяна Маковеева.