Русская Православная Церковь Курганская епархия
По благословению
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила

Регент Наталья Боботкова: «Моё сердце не говорит – оно поёт!»

20 Апреля, 2021
Регент Наталья Боботкова: «Моё сердце не говорит – оно поёт!»

Петь я любила всегда!

- Наталья Юрьевна, расскажите о своем детстве, о любви к пению?

- Петь я любила всегда! Недавно мне вспомнилась такая фраза из кинофильма: «А что говорит ваше сердце? Оно не говорит, оно поёт!». У меня такая же душевная потребность с детства.

Родилась я 6 апреля 1972 года в городе Кургане. Мама Елена Дмитриевна – инженер высшей категории, работала в тресте «Курганпромстрой», папа Юрий Константинович – мастер на все руки, работал с деревом, в строительстве, изготавливал мебель, в своё время был кооператив. Единственный ребёнок в семье. Жили в центре города, возле стадиона «Центральный», училась в школе № 50.

Регент Наталья Боботкова: «Моё сердце не говорит – оно поёт!», изображение №2

Мои бабушка и мама - очень музыкальные от природы, у них красивые голоса, говоря музыкальными терминами – лирическое меццо-сопрано. Они любили петь. А я с детства очень хотела научиться играть на фортепиано. И бабушка приложила все усилия, чтобы моя мечта сбылась, потому что в те годы поступить в музыкальную школу было очень трудно, через серьёзный конкурсный отбор.

Поступила в 3-ю музыкальную, но позже, чтобы бабушке было удобнее, перешла в 4-ю школу. В семь лет пошла в 1-й класс общеобразовательной школы и на подготовительное отделение в музыкальную. Восемь лет проучилась в обеих школах параллельно. Было сложновато, в старших классах даже бросить хотела, но доучилась.

У меня была детская мечта поступить в музыкальное училище, чтобы потом также, как моя учительница Мария Ивановна Рожкова, записывать задания в дневники детям, в нотах делать пометки карандашом. И в принципе, она осуществилась. Музыкальное училище (ныне – это музыкальный колледж имени Шостаковича) я окончила фортепианное отделение со специализацией преподаватель–концертмейстер. В настоящее время работаю в курганской детской школе искусств им. В. А. Громова, стаж преподавательской и концертмейстерской деятельности более 28 лет.

В храме все приспособлено для пения

- Когда у вас появилось желание петь в храме?

- В клиросный хор попала случайно. В 1992 году открылся храм Александра Невского, но становление клироса ещё только начиналось. Был обиходный «левый» (то есть, стоящий на левом клиросе) и большой праздничный хоры. Меня пригласили в так называемый праздничный хор, через знакомых, знающих о моём музыкальном образовании и любви к пению. Я было совершенно далека от Церкви, но желание петь победило.

в храме _0001.jpg

Помню, первый раз мы вышли петь на Пасху, учили нотное крюковое письмо церковно-славянское по репринтным изданиям нот. Было сложно вникнуть, понять. Руководитель матушка Ольга (фамилию, к сожалению, забыла) взяла нас, невоцерковлённых, и стала готовить с нами Пасхальный репертуар.

Репетировали в крестильном помещении, а когда вышли в храм и начали петь, то были ошарашены – звук летел, разливался. Это было так необычно, мы все от этого пришли в изумление, потому что никогда не сталкивались с ощущением полёта звука. Такого нет при выступлении хора на сцене, а в храме всё приспособлено для этого полёта!

Правда, этот хор просуществовал недолго, 1,5-2 года, потом на какое-то время был перерыв. Второй раз я стала петь на клиросе через пару лет, в начале 2000-х, у регента Светланы Васильевой (она по сей день у нас в коллективе поёт). Отец Аристарх благословил создать ещё один хор, чтобы петь на правом клиросе (на левом пел постоянный коллектив). Началась серьёзная работа, пришлось учить тексты, смотреть в книги, в Октоихи, а это всё сложно. Надо было ещё выучить гласы. Я с одной своей коллегой по школе искусств добросовестно, кропотливо и осознанно учила всё, используя перерывы в работе.

Старательно готовились к службам – это сейчас есть шпаргалки – богослужебные указания, а тогда мы всё от руки писали. То есть, шла кропотливая работа к ежедневным службам. Благодаря наставлениям Светланы Васильевой, которая вела нас очень терпеливо и целенаправленно, мы выучили и устав, и гласы, могли друг друга заменять.

в храме.jpg

рождество 2007г.jpg

Потом было немало разных изменений в составе хора, в руководстве, сложностей, в том числе и финансовых, но я для себя решила, что останусь здесь и буду петь. Как стойкий оловянный солдатик (смеётся). К нам были строгие требования – вот тебе партия, стой и пой. Мне помогли профессиональные навыки, приобретенные с детства: чтение с листа, вокальное интонирование, работоспособность и выносливость. Я очень благодарна своим педагогам.

С тех пор я и служила певчей без перерыва. С годами накапливался опыт, знания. У нас были коллективы по 18 человек, мужчин было много, в каждой партии было по три человека! И хор звучал во всю мощь, уровень исполнения был высокий. При архиепископе Константине нашему хору под управлением регента Ольги Даманской приходилось выступать на многих светских мероприятиях, участвовать в концертах в честь государственных праздников. Мы пели серьёзные, сложные произведения.

- С какого времени вы являетесь регентом?

- Регентом я стала благодаря митрополиту Даниилу и матушке Серафиме. До этого, когда регентом была Ольга Тихонова, я проводила службы на неделе. Но, честно говоря, у меня и времени на это не хватало – я же ещё в школе искусств преподаю много лет, заведую отделением, и бросать эту работу мне тоже не хочется. Поднимаюсь по карьерной лестнице, получается, во мне видят потенциал (смеётся). Я долго не соглашалась стать регентом, но владыка настоял на моём выдвижении. Первый раз в качестве регента я вышла на рождественскую службу 2020 года.


2I1W_1j2_l4.jpg

- Регент – это профессия или служение?

- Считаю, что это в первую очередь служение, душевная потребность и, конечно, кропотливая работа. Я теперь ощущаю, что многое зависит от меня. Бывают такие моменты, как, к примеру, в праздник Рождества Христова – сводный хор кафедрального собора звучал торжественно, величественно, полнозвучно – и это все было подвластны моим рукам… Я тогда испытала чувство глубочайшего удовлетворения от хорошо проделанной работы!

7CBBPvijxnY.jpg


Клирос – это украшение богослужения

- Какие качества необходимы регенту?

– Холодный ум. Самое главное - чтобы голова всё время была в работе. То есть, думать только о службе. Это первое. Нужно хорошо знать Устав, это тоже немаловажно, потому что бывают сомнения, и надо стараться, чтобы всё было досконально и точно. Нужно всё время освежать знания, постоянно учиться. Сейчас я учусь у владыки и матушки, корректирую гласы – у нас были одни песнопения, сейчас требования немного другие.

od2x2f_IaV4.jpg

Требуется терпение, самодисциплина и умение дисциплинировать других. Иногда от регента требуется жёсткость и дипломатичность: надо уметь настоять на своём, но при этом никого не обидеть. Из этого всего (плюс природное чутьё) получается результат.

- В чем вы видите значение пения на службах?

- Наша задача – через мелодизм донести до прихожан смысл богослужения. Это немаловажно. После службы люди подходят и говорят большое спасибо за наше пение, которое помогает молитве. Пение успокаивает, направляет, настраивает. Это волшебство! Клирос – это украшение богослужения. Мы молитву передаём через мелодию, звуки, гласы.

- Регенту сложнее работать с людьми или с музыкальным материалом?

- И то, и другое. Бывают произведения, которые мне сложно понять, их приходится откладывать на какое-то время. А есть очень гармоничные произведения, взять Ковальджи – прекрасная музыка, расписаны мелодическое движение, фраза, текст, всё логично, удобно для певчих. А бывают произведения, особенно у современных авторов, которые нам не совсем понятны. Мы со своим коллективом, когда разбираем новое произведение, стараемся достичь единства в понимании музыкального материала. И если единства нет, мы его откладываем «на потом».

И с коллективом работать тоже непросто. Мы все очень разные, у каждого сложившийся характер. Нас в коллективе девять человек, это маловато для архиерейского хора. На службах в будние дни мы поём квартетом, в большие праздники поём всем составом, и по мере сил справляемся со своей задачей.

- А что самое приятное в вашей работе?

- Качественный результат. Это очень важно, халтура не для меня. Даже если мы служим на неделе, стараюсь, чтобы всё звучало выразительно, выстроено. Чтобы произведение состоялось! Лишь тогда испытываешь удовлетворение от работы, от качества исполнения. Когда у нас звучит пиано, когда получаются унисоны – это просто бальзам на сердце!

Если судить самокритично, наш хор ещё далёк от идеала. Хочется, чтобы были молодые светлые голоса, чтобы сопрано звучало.

- Отличается ли архиерейский хор от обычного клиросного?

- Конечно, отличается. И репертуаром, и торжественностью исполнения. Мы отличаемся и по звучности, и по песнопениям. Но мы и должны отличаться, ведь мы сопровождаем архиерейские службы. Это очень большая ответственность и серьёзный подход к делу.

самый памятный и дорогой момент.jpg

- Вам приходится петь только на службах? А в концертах участвуете?

– Пока только на службах – в тех храмах, куда ездит владыка. В прошлом году были планы организовать пасхальный фестиваль в филармонии, мы должны были в нём участвовать, но случилась пандемия коронавируса.

Пение клироса на богослужениях бывает разным. Отчего это зависит?

- От грамотно подобранного репертуара. Мы привыкли исполнять то, что хорошо напето, но благодаря помощнице владыки матушке Серафиме коллектив расширил певческий кругозор. Она помогла нам систематизировать репертуар, изучила и проработала огромное количество нотной литературы, систематизировала, распечатала. У нас на каждый будний и на воскресный день своя папка. Всё расписано, всё по полочкам разложено. Мы стараемся на неделе песнопения не повторять, разве что ектении небольшие. Мы привыкли исполнять то, что хорошо напето, а тут пришлось много нового разучить. Переучивать нам пришлось через ломку: и гласы немного другие, и произведения, мы до сих пор повторяем, спеваемся, чтобы новый репертуар изучить.

Есть служебный устав, по которому на каждой Литургии должны прозвучать «Херувимская», «Милость мира», «Достойно есть» и т.д. Но эти произведения могут звучать по-разному и не должны повторяться.

12 апреля для меня любимое число

- Я была единственным ребёнком в семье, и поэтому для себя решила, что у меня будет двое детей. У меня две дочери. Старшей, Саше, скоро исполнится 30 лет, младшей, Дарье – 13-й год. Александра окончила музыкальную школу по классу фортепиано, и как пианистка, она пожалуй, сильнее, чем я. Даша учится в школе искусств в классе хореографии. Я дважды бабушка. Внучка Леся поёт, стихи читает, ей 12 апреля исполнилось 4 года. Это для нас магическое число: и моя младшая дочь, и второй внук Демид (ему год) родились 12 апреля.

мои любимые девчонки.jpg

- Чем любите заниматься в свободное время?

- У меня практически нет выходных, в школе, кроме преподавания, есть ещё вокальный ансамбль педагогов, поём, выступаем на мероприятиях. Проблемно бывает к внукам выбраться – они растут, а бабушка не понянчится толком. Для меня большая радость, когда могу вырваться к ним.

мои выпускники 2017г.jpg

- А отпуск у вас бывает?

В школе – да, здесь – нет. В этом году, даст Бог, хочу на море с дочкой Дашей съездить – ни разу в жизни не были на море!

Ну, при возможности, помогаю маме на даче, полить, прополоть. Обожаю собирать грибы!

а вот и шедевр.jpg

Читаю мало, и предпочитаю что-нибудь лёгкое, мне нужна разрядка для отдыха. Просто физически не могу. Чаще всего хватает времени и сил, чтобы только полежать на диване, ничего не делая.

- Готовить любите?

- Бывает порывами. Не скажу, что я любитель кухни, но уж если что-то готовлю, то с душой. Плов таджикский, к примеру, борщ наваристый… А талантов рукодельных нету, вязание меня не успокаивает, а наоборот, раздражает.

- Если вернуться на 30 лет назад, вы бы снова пошли петь в храм?

- Да, конечно! Душа просит! Это свыше – Господь меня привёл!

Беседовала Татьяна Маковеева.









Назад к списку