Публикации
Русская Православная Церковь Курганская епархия
По благословению
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила

«Место, где начинается Россия»: митрополит Даниил о служении на Сахалине

25 Сентября, 2023
«Место, где начинается Россия»: митрополит Даниил о служении на Сахалине
— Владыка, Вы помните с каким чувством ехали в Южно-Сахалинскую епархию в качестве правящего архиерея?

01.jpeg

—Чувство было двояким. Была радость от того, что увижу такой далекий край земли — с точки зрения жителя Подмосковья Сахалин воспринимался именно так. Потом уже, приехав, я понял, что это — не край земли, а место, где начинается Россия. Конечно, одновременно было тревожно, поскольку для меня — молодого епископа, это было совершенно новое служение. Я никогда не был приходским священнослужителем, всегда жил в монастыре и кухню повседневной епархиальной жизни не знал. Владыка Марк Хабаровский и Приамурский — тоже бывший насельник Свято-Троицкой Сергиевой обители, — назначенный Священным Синодом временно управлять вдовствующей Южно-Сахалинской епархией, говорил мне, что это убыточная епархия, она не может сама себя содержать, нужно искать средства. Мне хотелось разобраться в чем причина, помочь и эту ситуацию изменить.

— Какие задачи по приезде Вы видели для себя приоритетными?

02.jpeg

— Их можно объединить одним понятием — строительство. Возведение храмов и, одновременно, работа с людьми — духовное строительство, несение людям слова Божия. Конечно, было очень непривычно увидеть, что кафедральный собор представлял собой большую часовню с алтарем. Мы потом его реконструировали. Больше никаких церковных зданий в Южно-Сахалинске не было. Все остальное представляло собой приспособленные для богослужений помещения, бывшие квартиры, магазины. Я, как человек, привыкший служить в старинных храмах Троице-Сергиевой Лавры, поначалу чувствовал себя в этих помещениях непривычно. Единственный полноценный деревянный храм был в Невельске.

516c2096dea4f149a803abf5fd27bd90f5213e0fb020756a0b2c2c0fb445.jpeg

Вместе с тем, любое место церковной молитвы собирает молящихся, обретает своих прихожан. Некоторые батюшки тогда боялись: «вот, построят у нас рядом храм, прихожане уйдут туда и совсем мало будет народу на богослужениях». Это не так. Для каждого храма находятся свои прихожане. Одним из первых мы построили храм святителя Николая в Южно-Сахалинске. Строительство шло очень трудно. Участок, отведенный для него, много лет пустовал. У епархии не было сил и средств, чтобы начать стройку, но я на нее решился. У нас тогда тоже ничего не было. Половину блоков для фундамента я нашел, потом пришел к губернатору Игорю Фарахутдинову: «половину мы нашли, помогите с другой!». Он предоставил вторую половину блоков. Отдельной непростой задачей было доставить на остров бревна церковного здания, которое срубили по заказу епархии. Зато теперь этот храм — украшение города Южно-Сахалинска. Постепенно велось строительство других храмов. Когда я приехал, епархиальное управление было в ужасном состоянии. По нему бегали крысы, крыша текла, батареи прорывались несколько раз в день. Само здание было из шлакоблоков, нужно было его укреплять снаружи и изнутри.

cc90bdcc4989aa3b4793914f560b30ba90b272dc141ca305b7e2b2578b74.jpeg

Сейчас гораздо легче. Есть возможность привозить стройматериалы, появились магазины по их продаже на Сахалине, а тогда все было очень дорого из-за сложной логистики. Приходилось летать в Москву, там мы закупали все необходимое и потом контейнерами доставляли на остров. Это было очень сложно. Ну ничего, с Божией помощью справились.

— Благодаря Вашим усилиям в островной столице появился и епархиальный Духовно-просветительский центр.

8e861a4ebd6799b42259273265121861abdb9ce88c71aa1374f74b80cde6.jpeg

— Да. У нас была цель построить такое здание, где могли бы разместить классы, где можно было бы заниматься с детьми. Работа с детьми — это залог будущего епархии. Слава Богу, нам удалось реализовать этот проект. Святейший Патриарх Кирилл во время своего визита в епархию в 2010 году освятил новое здание. Он был очень рад, что такой центр в епархии появился.

— Вам пришлось также решать задачу налаживания связей с сахалинской общественностью, чтобы сахалинцы, многие из которых выросли вне Церкви, осознали, что православные христиане являются полноправной и активной частью социума.

9dce1d1feefb793c83a94661c47a77b7ca38ca2206aec0b07491658be9ae.jpeg

— Нас тогда очень поддержал губернатор Игорь Павлович Фархутдинов, Иван Павлович Малахов ныне покойные Виталий Евгеньевич Гомилевский и Людмила Федоровна Шубина. Со всеми ними у нас сложились хорошие отношения. Эти люди помогали и делом, и добрым советом. Я сразу поставил перед собой цель быть открытым для диалога с обществом: встречаться с людьми, ходить на телевидение, давать интервью, идти туда, куда зовут. Помню, общался с сахалинскими рыбаками и даже освящал им сети перед путиной.

— Южно-Сахалинская епархия — не только островная, но и приграничная. Как строилось Ваше взаимодействие с военными?

9cba8c7f18da17d3e59022750db55dfe78f42b53583e9aa9e3b5f48e3fde.jpeg

— Военные содействовали возведению храма на островах Итуруп и Кунашир. На Кунашире пришлось перестраивать, а фактически, складывать заново деревянный храм, поскольку прежний быстро разрушался в условиях агрессивной внешней среды с повышенным содержанием соли, сильных ветров и высокой сейсмичности. На островах мы ставили памятные кресты, при поддержке московского Фонда святителя Николая на острове Танфильева установили статую святого Николая Чудотворца, обращенную лицом на восток. На Кунашире воздвигли часовню во имя святого благоверного князя Александра Невского. Когда я посещал Японию, местные журналисты задали вопрос: зачем было строить храм на, фактически, необитаемом острове Курильского архипелага? Я отвечаю — для вас. На Руси всегда говорили: не ищи дом, а ищи соседа. На хорошего соседа всегда можно опереться. Россия сейчас переживает духовный подъем, опять становится страной христианской культуры, какой была до революции. Для вас, жителей Японии, должно быть радостью иметь такого соседа. Правда, на лицах японских слушателей я тогда никакой радости, почему-то, не увидел…

68a63c945197cae46af2422b569396ea3a0e2c85495a46a2f93d9c738f76.jpeg

Одной из важных задач было развитие приходов. К моменту моего приезда на Сахалине православные формально были в меньшинстве. На острове было зарегистрировано около 150 различных религиозных организаций, из них православными были около сорока, а все остальные представляли собой иностранные структуры либо их российские филиалы, управляемые извне. Фактически, это была «пятая колонна». Тогда в одном интервью я сказал сахалинским журналистам, что ощущаю себя пограничником, у которого на вверенную территорию проникли бандформирования. В то время, как у православных кафедральный храм представлял собой просто часовню с алтарем, на проспекте Победы в Южно-Сахалинске был построен огромный католический собор, и даже «зал царства» ныне запрещенной секты иеговистов, что символически выглядело как знак победы над русским Православием. К сожалению, тогда некоторые сахалинские чиновники оказались не на высоте, давая иностранцам всевозможные преференции. Я возмущался: как можно было предоставить им участок земли под строительство в центре города? Наше должно быть на первом месте, а Россия — православная страна. Иностранные религиозные организации у которых были деньги, скупали в Южно-Сахалинске землю, здания лучших кинотеатров, устраивая там собрания, кружки, воскресные школы. У них были свои автобусы на которых свозили людей со всего Сахалина на свои мероприятия, привлекали детей, делая им подарки. Всячески пытались ловить в свои сети. Понятно, что это делалось для того, чтобы размыть наши духовные устои, переформатировать наш народ, разделить людей по религиозному принципу. Это значило бы захватить страну. Не обязательно захватывать территорию, главное — изменить сознание людей. Именно это они и пытались сделать. Однажды ко мне пришел представитель иностранной религиозной организации, кореец, и предложил создать совместный межконфессиональный медицинский центр. Мы, говорит, будем просто лечить людей. У нас самые лучшие препараты, а в России дефицит лекарств. Мы не будем погружаться в догматические, доктринальные различия между нами. Я отказался. Ответил ему: «не будет ли так, что вы потом от нас избавитесь, как от бревна, которое осаждающие крепость используют, чтобы взломать ворота, а потом отбрасывают в ров? Оно уже не нужно, когда крепость взята».

— Кадровый вопрос тогда тоже стоял остро?

f82bee81a8f6dd346d6927377299a9b4ee7aa8b4a9aa634a7dc302755fe9.jpeg

— Господь помогал: у нас подобрались очень хорошие священнослужители. Приходилось их привлекать отовсюду. Вплоть до того, что приезжает студент Духовной школы — тогда их присылали на практику на год, — мы старались его познакомить с хорошей девушкой, чтобы он женился на сахалинке и остался у нас. Потом я их рукополагал и таким образом у нас появлялись молодые священники.

e94b8c4a7a07c85b648e37d1942f5ac8ff0f030d01b4fcd05cf9e34e85d3.jpeg

В этом году исполняется двадцать лет как меня назначили на Сахалинскую епархию. Хорошо помню, как мы отмечали ее десятилетие. А теперь прошло уже целых тридцать лет.

73b8d39b5767327ec493d35122e7d47d46b6284c517f5b11302e7b38d20e.jpeg

Хотел бы поздравить дорогих моему сердцу сахалинцев, священнослужителей, прихожан с этим юбилеем! Прошу Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Сахалинская епархия крепла и блаугокрашалась, несла людям слово Божие, поселяя в их сердцах спасительную Православную веру!

РИА «Сахалин-Курилы».
Назад к списку