Русская Православная Церковь
Курганская епархия
По благословению
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила
Отцы Церкви об отношении к болезням
23 Декабря, 2020
![Отцы Церкви об отношении к болезням](/upload/resize_cache/iblock/84f/940_625_1/84f863458cad3e03e14f76394d7fb57f.jpg)
Митрополит Курганский и Белозерский Даниил на Епархиальном собрании отметил: «Хочу сказать о том смущении, в которое, порой, впадают и православные христиане из-за распространения вредоносного поветрия, тяжелых страданий и смерти многих людей, включая священнослужителей. Чтобы понять для чего Бог попускает это испытание, нужно обратиться к опыту наших главных учителей – Святых Отцов Церкви».
Григорий Богослов: «Воистину, телесными болезнями душа приближается к Богу».
![Григорий Богослов.jpg Григорий Богослов.jpg](/upload/medialibrary/427/427c79e16278dacb22d7b321b47158be.jpg)
Преподобный Серафим Саровский: «И здоровье, и болезни дает Господь; и только он судит, кому жить, а кому умереть, и не дело человеку вмешиваться в промысел Божий».
![Святитель Серафим Саровский.jpg Святитель Серафим Саровский.jpg](/upload/medialibrary/87e/87e28882a8ffa39f3a8aaa67262d1eea.jpg)
Преподобный Макарий Оптинский: «Мы не знаем судеб Божиих, Он все творит на пользу; мы привязаны к здешним благам, а Он хочет даровать нам будущее благо здешними краткими болезнями».
![Преподобный Макарий Оптинский.jpg Преподобный Макарий Оптинский.jpg](/upload/medialibrary/0b6/0b628df6dc8a3c67ed2e7e48adf44447.jpg)
Святитель Феофан Затворник: «Болезнь для человека является МИЛОСТЬЮ Божией. И если христианин примет как Богом посланное для пользы душевной и благодушно будет терпеть болезненное свое состояние, то он идет прямым путем в рай...».
![Святитель Феофан Затворник.jpg Святитель Феофан Затворник.jpg](/upload/medialibrary/10d/10d124df799a72948dc58b7b616618f9.jpg)
Старец Арсений Афонский: «Благодарите Бога, что вы на добром пути: болезнь ваша – ВЕЛИКИЙ ДАР Божий. Денно и нощно за сие и за все хвалите и благодарите – и спасена будет душа Ваша».
![Старец Арсений Афонский.jpg Старец Арсений Афонский.jpg](/upload/medialibrary/72b/72b418388b677ee9273ff793e8b1e920.jpg)
Преподобный Амвросий Оптинский: «Когда же будут тебя беспокоить неудобства или болезненные страдания, или что-либо подобное, тогда старайся не упускать из памяти слова Священного Писания: Многими скорбями подобает нам внити в Царствие Небесное».
![Преподобный Амвросий Оптинский.jpg Преподобный Амвросий Оптинский.jpg](/upload/medialibrary/c56/c568d422c2c233c9921037b203cae78d.jpg)
Из Афонского Патерика: «Брат спросил авву Арсения: «Есть некоторые добрые люди. Почему они во время смерти подвергаются великой скорби, будучи поражены болезнию телесною?»
«Потому, – отвечал старец, – чтобы мы, как бы солию досолившись здесь, отошли туда чистыми».
![Патерик Афонский.jpg Патерик Афонский.jpg](/upload/medialibrary/a38/a38d3b5de2857b260a0f8af318d11d42.jpg)
Святитель Феофан Затворник: «Бывает, что Бог болезнию укрывает иных от беды, которой не миновать бы им, если бы они были здоровы. В болезни, прежде всякого другого дела, должно поспешать очиститься от грехов в Таинстве Покаяния и в совести своей примириться с Богом... Этим проложится путь к благодетельному действию лекарств. Известно, что был какой-то знаменательный врач, который не приступал к лечению, пока больной не исповедуется и не причастится Святых Тайн; и чем труднее была болезнь, тем он настойчивее этого требовал».
![Святитель Феофан Затворник+.jpg Святитель Феофан Затворник+.jpg](/upload/medialibrary/614/6148ae9bf11e8b23cbd658096aee5b65.jpg)
Святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Господь для того и болезни посылает, чтобы помнить о смерти и от памяти перевесть к тому, чтобы болящий озаботился, наконец, и приготовлением к смерти.
Многие болезни Господь исцеляет через врачей и другие средства. Но есть болезни, на излечение которых Господь налагает запрет, когда видит, что болезнь нужнее для спасения, чем здоровье.
Когда болезнь тяготит нас, не надобно скорбеть нам о том, что от боли и язв мы не можем воспевать псалмы устами. Ибо болезни и раны служат к истреблению похотений, а и пост, и земные поклоны предписаны нам для побеждения страстей. Если же и болезни исторгают сии страсти, то не о чем заботиться. Болезни примиряют нас с Богом и вводят снова в любовь Его».
![Святой праведный Иоанн Кронштадтский.jpg Святой праведный Иоанн Кронштадтский.jpg](/upload/medialibrary/971/971b3abee1916b50b7becd3179bcdffe.jpg)
Блаженный Иероним: «Главною причиною малодушия и ропота на Бога во дни страданий у многих бывает недостаток веры в Бога и надежды на Его Божественный Промысл. Истинный христианин верует, что все случающееся с нами в жизни делается по воле Божией; что без воли Божией и волос с головы нашей не падает на землю. Если Бог посылает ему страдания и скорби, то он видит в этом или посылаемое ему от Бога наказание за грехи его, или испытание веры и любви к Нему. И потому он не только не малодушествует и не ропщет за то на Бога, но, смирясь под крепкую руку Божию, еще благодарит Бога за то, что не забывает его; что по милосердию Своему Бог хочет временными скорбями заменить для него вечные; поражаемый скорбию, он говорит с праведным Давидом: «Благо мне, Господи, яко смирил мя еси, да научуся оправданием Твоим.»
Чем более в этой жизни мы страдаем от болезней, от преследований, силы врагов или бедности, тем больше наследуем награды в жизни будущей».
![Блаженный Иероним.jpg Блаженный Иероним.jpg](/upload/medialibrary/882/882f7e7ac65e21b839b86ab85f64036d.jpg)
Игумен Никон (Воробьев): «Господь послал тебе болезнь не зря, и не столько в наказание за прежние грехи, сколько из любви к тебе, чтобы оторвать тебя от греховной жизни и поставить на путь спасения. Благодари за это Бога, заботящегося о тебе».
Дорогие отцы! Прошу Вас помнить о подлинно христианском, святоотеческом отношении к болезням и их лечению, и призывать всех прихожан не смущаться сердцем, приходить в храмы Божии, исповедоваться и причащаться Христовых Тайн.
![Игумен Никон Воробьев.jpg Игумен Никон Воробьев.jpg](/upload/medialibrary/2ab/2ab8d9ca67c926ca4018e38fbc73f720.jpg)
Назад к списку
Григорий Богослов: «Воистину, телесными болезнями душа приближается к Богу».
![Григорий Богослов.jpg Григорий Богослов.jpg](/upload/medialibrary/427/427c79e16278dacb22d7b321b47158be.jpg)
Преподобный Серафим Саровский: «И здоровье, и болезни дает Господь; и только он судит, кому жить, а кому умереть, и не дело человеку вмешиваться в промысел Божий».
![Святитель Серафим Саровский.jpg Святитель Серафим Саровский.jpg](/upload/medialibrary/87e/87e28882a8ffa39f3a8aaa67262d1eea.jpg)
Преподобный Макарий Оптинский: «Мы не знаем судеб Божиих, Он все творит на пользу; мы привязаны к здешним благам, а Он хочет даровать нам будущее благо здешними краткими болезнями».
![Преподобный Макарий Оптинский.jpg Преподобный Макарий Оптинский.jpg](/upload/medialibrary/0b6/0b628df6dc8a3c67ed2e7e48adf44447.jpg)
Святитель Феофан Затворник: «Болезнь для человека является МИЛОСТЬЮ Божией. И если христианин примет как Богом посланное для пользы душевной и благодушно будет терпеть болезненное свое состояние, то он идет прямым путем в рай...».
![Святитель Феофан Затворник.jpg Святитель Феофан Затворник.jpg](/upload/medialibrary/10d/10d124df799a72948dc58b7b616618f9.jpg)
Старец Арсений Афонский: «Благодарите Бога, что вы на добром пути: болезнь ваша – ВЕЛИКИЙ ДАР Божий. Денно и нощно за сие и за все хвалите и благодарите – и спасена будет душа Ваша».
![Старец Арсений Афонский.jpg Старец Арсений Афонский.jpg](/upload/medialibrary/72b/72b418388b677ee9273ff793e8b1e920.jpg)
Преподобный Амвросий Оптинский: «Когда же будут тебя беспокоить неудобства или болезненные страдания, или что-либо подобное, тогда старайся не упускать из памяти слова Священного Писания: Многими скорбями подобает нам внити в Царствие Небесное».
![Преподобный Амвросий Оптинский.jpg Преподобный Амвросий Оптинский.jpg](/upload/medialibrary/c56/c568d422c2c233c9921037b203cae78d.jpg)
Из Афонского Патерика: «Брат спросил авву Арсения: «Есть некоторые добрые люди. Почему они во время смерти подвергаются великой скорби, будучи поражены болезнию телесною?»
«Потому, – отвечал старец, – чтобы мы, как бы солию досолившись здесь, отошли туда чистыми».
![Патерик Афонский.jpg Патерик Афонский.jpg](/upload/medialibrary/a38/a38d3b5de2857b260a0f8af318d11d42.jpg)
Святитель Феофан Затворник: «Бывает, что Бог болезнию укрывает иных от беды, которой не миновать бы им, если бы они были здоровы. В болезни, прежде всякого другого дела, должно поспешать очиститься от грехов в Таинстве Покаяния и в совести своей примириться с Богом... Этим проложится путь к благодетельному действию лекарств. Известно, что был какой-то знаменательный врач, который не приступал к лечению, пока больной не исповедуется и не причастится Святых Тайн; и чем труднее была болезнь, тем он настойчивее этого требовал».
![Святитель Феофан Затворник+.jpg Святитель Феофан Затворник+.jpg](/upload/medialibrary/614/6148ae9bf11e8b23cbd658096aee5b65.jpg)
Святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Господь для того и болезни посылает, чтобы помнить о смерти и от памяти перевесть к тому, чтобы болящий озаботился, наконец, и приготовлением к смерти.
Многие болезни Господь исцеляет через врачей и другие средства. Но есть болезни, на излечение которых Господь налагает запрет, когда видит, что болезнь нужнее для спасения, чем здоровье.
Когда болезнь тяготит нас, не надобно скорбеть нам о том, что от боли и язв мы не можем воспевать псалмы устами. Ибо болезни и раны служат к истреблению похотений, а и пост, и земные поклоны предписаны нам для побеждения страстей. Если же и болезни исторгают сии страсти, то не о чем заботиться. Болезни примиряют нас с Богом и вводят снова в любовь Его».
![Святой праведный Иоанн Кронштадтский.jpg Святой праведный Иоанн Кронштадтский.jpg](/upload/medialibrary/971/971b3abee1916b50b7becd3179bcdffe.jpg)
Блаженный Иероним: «Главною причиною малодушия и ропота на Бога во дни страданий у многих бывает недостаток веры в Бога и надежды на Его Божественный Промысл. Истинный христианин верует, что все случающееся с нами в жизни делается по воле Божией; что без воли Божией и волос с головы нашей не падает на землю. Если Бог посылает ему страдания и скорби, то он видит в этом или посылаемое ему от Бога наказание за грехи его, или испытание веры и любви к Нему. И потому он не только не малодушествует и не ропщет за то на Бога, но, смирясь под крепкую руку Божию, еще благодарит Бога за то, что не забывает его; что по милосердию Своему Бог хочет временными скорбями заменить для него вечные; поражаемый скорбию, он говорит с праведным Давидом: «Благо мне, Господи, яко смирил мя еси, да научуся оправданием Твоим.»
Чем более в этой жизни мы страдаем от болезней, от преследований, силы врагов или бедности, тем больше наследуем награды в жизни будущей».
![Блаженный Иероним.jpg Блаженный Иероним.jpg](/upload/medialibrary/882/882f7e7ac65e21b839b86ab85f64036d.jpg)
Игумен Никон (Воробьев): «Господь послал тебе болезнь не зря, и не столько в наказание за прежние грехи, сколько из любви к тебе, чтобы оторвать тебя от греховной жизни и поставить на путь спасения. Благодари за это Бога, заботящегося о тебе».
Дорогие отцы! Прошу Вас помнить о подлинно христианском, святоотеческом отношении к болезням и их лечению, и призывать всех прихожан не смущаться сердцем, приходить в храмы Божии, исповедоваться и причащаться Христовых Тайн.
![Игумен Никон Воробьев.jpg Игумен Никон Воробьев.jpg](/upload/medialibrary/2ab/2ab8d9ca67c926ca4018e38fbc73f720.jpg)