Русская Православная Церковь Курганская епархия
По благословению
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила

Отцы Церкви об отношении к болезням

23 Декабря, 2020
Отцы Церкви об отношении к болезням
Митрополит Курганский и Белозерский Даниил на Епархиальном собрании отметил: «Хочу сказать о том смущении, в которое, порой, впадают и православные христиане из-за распространения вредоносного поветрия, тяжелых страданий и смерти многих людей, включая священнослужителей. Чтобы понять для чего Бог попускает это испытание, нужно обратиться к опыту наших главных учителей – Святых Отцов Церкви».


Григорий Богослов: «Воистину, телесными болезнями душа приближается к Богу».
Григорий Богослов.jpg

Преподобный Серафим Саровский: «И здоровье, и болезни дает Господь; и только он судит, кому жить, а кому умереть, и не дело человеку вмешиваться в промысел Божий».
Святитель Серафим Саровский.jpg

Преподобный Макарий Оптинский: «Мы не знаем судеб Божиих, Он все творит на пользу; мы привязаны к здешним благам, а Он хочет даровать нам будущее благо здешними краткими болезнями».
Преподобный Макарий Оптинский.jpg

Святитель Феофан Затворник: «Болезнь для человека является МИЛОСТЬЮ Божией. И если христианин примет как Богом посланное для пользы душевной и благодушно будет терпеть болезненное свое состояние, то он идет прямым путем в рай...».
Святитель Феофан Затворник.jpg

Старец Арсений Афонский: «Благодарите Бога, что вы на добром пути: болезнь ваша – ВЕЛИКИЙ ДАР Божий. Денно и нощно за сие и за все хвалите и благодарите – и спасена будет душа Ваша».
Старец Арсений Афонский.jpg

Преподобный Амвросий Оптинский: «Когда же будут тебя беспокоить неудобства или болезненные страдания, или что-либо подобное, тогда старайся не упускать из памяти слова Священного Писания: Многими скорбями подобает нам внити в Царствие Небесное».
Преподобный Амвросий Оптинский.jpg

Из Афонского Патерика: «Брат спросил авву Арсения: «Есть некоторые добрые люди. Почему они во время смерти подвергаются великой скорби, будучи поражены болезнию телесною?»

«Потому, – отвечал старец, – чтобы мы, как бы солию досолившись здесь, отошли туда чистыми».
Патерик Афонский.jpg

Святитель Феофан Затворник: «Бывает, что Бог болезнию укрывает иных от беды, которой не миновать бы им, если бы они были здоровы. В болезни, прежде всякого другого дела, должно поспешать очиститься от грехов в Таинстве Покаяния и в совести своей примириться с Богом... Этим проложится путь к благодетельному действию лекарств. Известно, что был какой-то знаменательный врач, который не приступал к лечению, пока больной не исповедуется и не причастится Святых Тайн; и чем труднее была болезнь, тем он настойчивее этого требовал».
Святитель Феофан Затворник+.jpg

Святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Господь для того и болезни посылает, чтобы помнить о смерти и от памяти перевесть к тому, чтобы болящий озаботился, наконец, и приготовлением к смерти.

Многие болезни Господь исцеляет через врачей и другие средства. Но есть болезни, на излечение которых Господь налагает запрет, когда видит, что болезнь нужнее для спасения, чем здоровье.

Когда болезнь тяготит нас, не надобно скорбеть нам о том, что от боли и язв мы не можем воспевать псалмы устами. Ибо болезни и раны служат к истреблению похотений, а и пост, и земные поклоны предписаны нам для побеждения страстей. Если же и болезни исторгают сии страсти, то не о чем заботиться. Болезни примиряют нас с Богом и вводят снова в любовь Его».
Святой праведный Иоанн Кронштадтский.jpg

Блаженный Иероним: «Главною причиною малодушия и ропота на Бога во дни страданий у многих бывает недостаток веры в Бога и надежды на Его Божественный Промысл. Истинный христианин верует, что все случающееся с нами в жизни делается по воле Божией; что без воли Божией и волос с головы нашей не падает на землю. Если Бог посылает ему страдания и скорби, то он видит в этом или посылаемое ему от Бога наказание за грехи его, или испытание веры и любви к Нему. И потому он не только не малодушествует и не ропщет за то на Бога, но, смирясь под крепкую руку Божию, еще благодарит Бога за то, что не забывает его; что по милосердию Своему Бог хочет временными скорбями заменить для него вечные; поражаемый скорбию, он говорит с праведным Давидом: «Благо мне, Господи, яко смирил мя еси, да научуся оправданием Твоим.»

Чем более в этой жизни мы страдаем от болезней, от преследований, силы врагов или бедности, тем больше наследуем награды в жизни будущей».
Блаженный Иероним.jpg

Игумен Никон (Воробьев): «Господь послал тебе болезнь не зря, и не столько в наказание за прежние грехи, сколько из любви к тебе, чтобы оторвать тебя от греховной жизни и поставить на путь спасения. Благодари за это Бога, заботящегося о тебе».

Дорогие отцы! Прошу Вас помнить о подлинно христианском, святоотеческом отношении к болезням и их лечению, и призывать всех прихожан не смущаться сердцем, приходить в храмы Божии, исповедоваться и причащаться Христовых Тайн.
Игумен Никон Воробьев.jpg



Назад к списку