митрополита Курганского
и Белозерского Даниила
Протоиерей Михаил Артёмов: «Мы служим для того, чтобы люди приходили ко Христу»
Рубрика «Епархия в лицах» сегодня знакомит читателей с протоиереем Михаилом Артёмовым, настоятелем храма Введения Пресвятой Богородицы села Введенское Кетовского района, благочинным Западного церковного округа.
Родом из Воронежа
- Отец Михаил, в вашей автобиографии написано, что вы родились 25 октября 1978 года в городе Воронеже. Что за семья у вас была?
- Обычная. Воспитывала меня мама, отца своего я не видел ни разу в жизни. Так получилось, не всё в жизни бывает благополучно. Маме я бесконечно благодарен, её зовут Вера, она 1949 года рождения, живёт в Воронеже. Там же живёт мой старший брат. Мама была водителем троллейбуса, в 80-е и 90-е годы маршруты, на которых она работала, соединяли центральный вокзал и левый берег.
Наша семья не была воцерковлённой.
- Тем не менее, вас крестили во младенчестве, 21 ноября 1978 года. Как так получилось?
- Мы жили в частном секторе, через дорогу от нас был дом священника, отца Андрея. Я родился хворенький, мама переживала, поэтому сходила к батюшке и договорилась окрестить меня.
Крестили меня в день Архангела Михаила, в честь него меня и назвали. Священник похвалил маму, что выбрали такой замечательный день для крещения своего ребёнка.
Первые осознанные шаги к вере я сделал, когда учился в школе. После 9-го класса потянуло в храм, так я там и остался. Потихоньку посещал богослужения, исповедовался, причащался. Ходил в Покровский кафедральный собор, где тогда находились мощи святителя Митрофана Воронежского (сейчас они почивают в Благовещенском кафедральном соборе).
- Вы, школьник, начали ходить в храм. Как к этому отнеслась ваша мама, одноклассники?
- В школе никто не знал об этом, а семья сначала относилась скептически: «Дурачок, делать тебе нечего, чего ты там забыл». Но потом мало-помалу и сами стали воцерковляться, теперь и мама, и брат, пусть нечасто, но ходят на исповеди, причащаются.
- Я окончил среднюю школу № 29. После выпуска первой мыслью было поступать в Воронежскую семинарию, и я даже подавал документы. Но меня не взяли – сказали, что надо сначала в армии отслужить. До призыва я нёс послушание в Воскресенском храме. Это старинный храм в центре города, построенный в те времена, когда на Воронежской кафедре был великий угодник Божий святитель Тихон Задонский, подвижник Русской Православной Церкви, замечательный духовный писатель. Храм был сохранён, но сильно разрушен. В 90-е годы его передали Церкви, нужно было реставрировать. Я пришёл к батюшке Фёдору и предложил свою помощь. Он с радостью согласился - ни одна пара рук не была лишней. Сколько машин мусора мы оттуда вывезли!
Нёс это послушание, помогал при храме, потом в алтаре на службе. Там я познакомился с замечательным человеком – Игорем Владимировичем Буровым. Он возглавлял епархиальную реставрационную артель, которая в Воронеже восстанавливала Акатов женский монастырь, Воскресенский и другие храмы.
- Как вы попали на Урал?
- У митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия был ближайший помощник - архимандрит, а потом епископ Никон (Миронов), которого позже назначили на Екатеринбургскую кафедру. И владыка Никон пригласил Игоря Бурова поучаствовать в строительстве, а Игорь взял меня с собой. Это было ещё до службы в армии. Мы построили часовню напротив архиерейских покоев на улице Репина, 6а. И владыка Никон предложил мне после армии приехать к нему, мол, нужны молодые, грамотные, толковые люди. Я так и сделал: отслужил в армии и уехал в Екатеринбург.
- Где служили?
- В войсках МЧС под Воронежем в посёлке Масловка.
- Как-то свою религиозность на службе проявляли, или она была под спудом?
- А где её было проявлять? Крестик носил, я его вообще не снимал. А молиться можно и не вслух, а про себя, что я и делал. Но при каждом увольнении, а они были частые, обязательно ходил в храм – исповедовался и причащался.
Встреча с отцом Арсением
- Я отслужил в ноябре 1998 года, а в декабре уехал в Екатеринбург. В 1999 году владыку Никона с кафедры убрали, он ушёл на покой, а мне написал рекомендательное письмо Курганскому владыке Михаилу. Приехал я сюда в 2000 году, владыка Михаил тогда лежал в больнице в Екатеринбурге, а в епархиальном управлении сидел его личный секретарь - добродушный отец Арсений (Поснов), на тот момент, настоятель Чимеевского приходского храма. Он на меня посмотрел, со мной поговорил и забрал к себе в Чимеево.
- Вам было 22 года, вы были светский человек.
- Да, светский, но я уже не представлял своей жизни вне Церкви, не видел себя вне её.
Отец Арсений, ставший впоследствии наместником Чимеевского монастыря, сыграл в моей жизни особую роль. Он - мой духовный отец. Это человек, которому я очень сильно благодарен, он очень много для меня сделал. Он и владыка Михаил - мои первые наставники. Конечно, был Воронеж, были сельские храмы, но осознанно – первую проповедь отправили говорить, рукоположение, благословение – я получал от этих людей.
– Вы, наверняка, учились у них быть священником. И в чём вы больше всего брали пример?
- Владыка Михаил был настолько образованный человек, настолько мудрый, что мог в любой сфере жизни дать точную рекомендацию и совет, ответить на любой вопрос. У него было отеческое отношение ко всем нам. Можно было запросто приехать в Смолино, он тебя и накормит, и чаем напоит, и расспросит о делах. Такое вот живое, очень ценное отеческое участие.
А у отца Арсения я учился всему, что сегодня во мне присутствует. Удивляло его гостеприимство. Человек не всегда духовное слово сразу может воспринять, и о. Арсений мудро поступал – он с таким человеком, который был, по сути, обычным захожанином, начинал общаться, приглашал в свой дом, сажал за стол, угощал. И человек, видя сердечное, душевное к нему отношение, начинал духовно оттаивать; его душа открывалась и наполнялась божественным светом. Потом этот человек снова приезжал в Чимеевский храм, к иконе, и, конечно, к батюшке, и уже не как захожанин, а личный знакомый. А батюшка ещё больше радовался. Это же радость для любого священника, мы для этого и служим, чтобы люди приходили ко Христу, вот наше самое главное предназначение!
В храмах Зауралья
- В 2004 году меня рукоположили. В Чимеево я пробыл до 2009 года.
- С 27 августа 2009 года вас назначили настоятелем прихода в честь Покрова Пресвятой Богородицы города Шумиха. Как это было?
- Может, не стоит это ворошить? Убрали отца Арсения, а потом и меня отправили за 250 км от моего дома. Как говорится, надо бы дальше, да некуда. Там ни жилья, ни дома не было, поэтому приходилось ездить. Сейчас некоторые батюшки ропщут на то, что им далеко до прихода добираться, а мне приходилось из Чимеево в Шумиху ездить 250 вёрст в одну сторону да столько же в другую. А там избушечка с печкой, столик, сундучок, на котором приходилось почивать, находясь там с пятницы по воскресенье.
Когда я приехал в Шумиху, то для молитв было выделено бывшее здание детского сада в посёлке Маевка. Зашёл в алтарь, а там потолок провис над престолом и на него земля сверху падает. Удручающее впечатление! Ну, что делать: назначили – надо служить. И не просто служить, но и пользу принести приходу. Вначале мы сделали ремонт в алтаре, выровняли стены, потолок отремонтировали, освещение наладили, окна пластиковые вставили, на пол ламинат положили. И в алтаре стало приятно находиться и служить – так и должно быть по сути дела. Там долгое время вообще священников не было, поэтому ни у кого до этого руки не доходили.
- Через полгода, в феврале 2010 года вас перевели настоятелем Спасо-Преображенского прихода рабочего посёлка Красный Октябрь (это железнодорожная станция Кособродск).
- Да, меня перевели на родину отца Арсения. Там был вновь построенный Спасо-Преображенский храм, где я отслужил три года. Это всё-таки поближе к Чимеево, где я жил, да и сильно уж владыку Константина за меня просили, чтобы вернуть из ссылки поближе к дому (смеётся).
- Чем этот период жизни вам запомнился больше всего?
- Запомнился очень хорошо. Чтобы немножко понимать, скажу, что Красный Октябрь - это посёлок в бору, с множеством деревообрабатывающих предприятий, которые выросли, как грибы, после больших майских пожаров 2004 года. Посёлку 70 лет, там никогда не было храма. Даже название его говорит само за себя. Я был первым священником, который туда принёс слово Божие. Было достаточно непросто. У людей свои представления о жизни, и попробуй им объясни другой взгляд на происходящее. Но мало-помалу люди поворачивались к храму. Враждебности не было, просто равнодушие. Как и везде – пока гром не грянет, мужик не перекрестится.
Почему-то в этом новом храме было сделано электрическое отопление: повесили радиаторы, от которых толку было мало, зато нагорала большая сумма. Я помню один воскресный зимний день: было так холодно, что я надевал на дублёнку подризник, а сверху – облачение, так и служил. Конечно, людей приходило немного, но они были, и служить всё равно было нужно. Потом мы за этот долг по электричеству долго рассчитывались. Позже подключили газ
- Далее в вашей биографии было служение в храме посёлка Лебяжье.
- Там замечательный храм, построил его уроженец Лебяжья Сергей Николаевич Муратов. Он же и попросил владыку Константина, чтобы меня туда назначили служить. Владыка внял его просьбе. Туда меня перевели в июне 2013 года. Храм был сначала приписным к Чимеевскому монастырю - владыка Михаил дал такое благословение. Более того, он благословил перенести в Лебяжье крестным ходом замечательный образ Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец» («Семистрельная»). Образ почитаемый, мироточивый, он находился в одной сени с Чимеевской иконой, на старых фотографиях Чимеевского храма можно увидеть, что они рядом висели.
О службе в Лебяжье остались тёплые, хорошие воспоминания. Замечательные храм и приход, душевные и отзывчивые люди, которые действительно, любят священника и заботятся о нём. Их забота была иногда даже назойливой: «Батюшка, вы покушали? Что вам приготовить? Это или то вам принести?». Это трогало до глубины души. И до сих пор, когда приезжаю туда послужить, люди относятся ко мне с душевной теплотой.
- На Пасху 2016 года вас возвели в сан протоиерея. Что изменилось в вашем служении, как отразилась на вас эта патриаршая награда?
- С возведением в сан ответственности прибавилось. Протоиерея уже не назовёшь молодым священником. Человек богатеет возрастом, но душой не меняется – какой был в юности, такой остался и в зрелости. Так, наверное, Богом заложено, что душа у человека не стареет, пребывает в одной поре
Из села – в город
- 15 августа 2016 года вас назначили настоятелем Пантелеимоновского прихода города Кургана, благочинным Западного церковного округа, руководителем епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и Правоохранительными органами. Вас, опытного уже священника, перевели в городской храм. Сильно отличается служба в сельском и городском храмах?
- Конечно, отличается! Везде свои трудности и проблемы. В Лебяжье за три года моего служения удалось поменять все окна, причём не просто поменяли, а расширили проёмы по всему периметру храма, света стал больше. Сильно текла крыша, образ Спасителя, изображённый на куполе, весь был в жёлтых пятнах и разводах. Крышу перекрыли, подняли колокольню на несколько ярусов, поставили золотые купола, установили новый иконостас. Конечно, это всё делалось не по щучьему велению и не только по моему прошению, а с помощью Сергея Николаевича Муратова.
В Пантелеимоновском храме были другие трудности: он был подключён к теплотрассе, с «Теплосетями» был заключен договор, но документы на теплоизмерительные приборы, которые были установлены в подвале, в крестильном помещении, мне не передали. И когда эти приборы нужно было отправлять на поверку, пришлось восстанавливать паспорта, обращаться на завод-изготовитель за дубликатами - и времени, и денег ушло немало.
Но отапливаться от теплосетей было дорого - платёжки приходили по 70 тыс. рублей в месяц, поэтому моей первоочередной задачей было подключить к храму газ, что и было сделано с Божьей помощью и с помощью благотворителей. И после этого платёжки уменьшились до 15-20 тысяч рублей. Разница есть!
– То есть, настоятельство в Пантелеимоновском храме было для вас своеобразной закалкой, школой?
- Да. И ответственности, и послушаний больше, и богослужения чаще, архиерейские службы, и жизнь в городе более насыщенна событиями, которые требовали участия. К примеру, с 2017 года мы начали участвовать в кормлении бездомных, и на этапе становления этого дела пришлось много вопросов решить.
- Да, приходы нужно было посещать, смотреть, чтобы всё там было более-менее в порядке.
Оставить свой след
- В сентябре 2019 года прибыл владыка Даниил, и буквально через несколько месяцев, в декабре, вас назначили настоятелем во Введенку.
- Хочу рассказать замечательный случай, связанный с нашим митрополитом, владыкой Даниилом. В декабре 2002 года меня о. Арсений отправлял в Москву по делам, а там и Воронеж недалеко. И в праздник Введения во храм Божией Матери в Введенском храме Акатова монастыря митрополит Мефодий и епископ Южно-Сахалинский Даниил совершали Божественную литургию. После богослужения владыка Даниил в проповеди так красочно описывал Южно-Сахалинск, его слова были такие проникновенные, что я, тогда ещё будучи совсем молодым человеком, молясь в храме, подумал: как бы хорошо было послужить с владыкой Даниилом, какой это замечательный архиерей! И спустя годы эти мысли воплотились в жизнь, сегодня владыка Даниил на Курганской кафедре, и меня Господь сподобил служить под его омофором.
- И вы стали «свежей кровью». При вас храм стал светлее, теплее и красивее.
- Да, мы помыли окна, убрали из алтаря матовые стёкла, сделали ремонт в центральном алтаре, отмыли фрески, сейчас проводим ремонт в правом приделе Симеона Верхотурского. Немаловажно, что газ подключили к храму, а то такая махина отапливалась дровами. Но работы ещё предстоит непочатый край.
- Вы полюбили этот храм?
Рядом с храмом был чудотворный источник, на этом месте сейчас небольшое озерцо. Мы говорили с представителями местной власти и с благотворителями – может, с Божией помощью, на будущий год удастся обустроить этот водоём, вычистить, привести его в порядок – и людям хорошо, и храму.
- Сколько в вашем Западном церковном округе приходов, храмов?
- Надо посчитать: сельхозакадемия – раз, Кетово – два, Митино – три, Старый Просвет – четыре, Рычково – пять, Белозерка – шесть, Боровлянка – семь, Колташово – восемь, Садовое добавляется – храм Матроны Московской – девять. Плюс ещё несколько приписных маленьких приходов (Зюзино, Большое Раково и пр.). Всё объехал уже не по одному разу, имею представление о том, где службы совершаются, как батюшка живёт, какие у него трудности.
- Что самое трудное в должности благочинного?
- Бумажная волокита (улыбается). Записать, составить, озвучить, сделать, напомнить, доложить… Помощников в этом деле нет, поэтому многое делать приходится.
– Как и у любого человека, у священника тоже есть мечты, цели, чаяния. К чему стремитесь вы?
- У меня все мысли о храме – сделать всё получше, чтобы и от меня здесь след остался. Ни о чём другом я не задумываюсь.
Мы ведь Богу служим, для Него трудимся. Неизвестно, сколько Господь жизни даст. На священника много нагружается. Я переживаю не только за дела в храме, в благочинии, но и за людей переживаю, которые приходят со скорбями, проблемами и жизненными трагедиями. И ты начинаешь это всё сам проживать, молиться за человека, интересоваться, как у него дела складываются, стараешься чем-то помочь. И такой человек не один, а целый приход! Люди-то не радостями делятся, а переживаниями, от которых он уже болезнь себе заработал, да не одну, и эти болезни начинают прогрессировать вплоть до онкологии. Конечно, за них переживаешь, они ведь становятся родными людьми! А сейчас ещё коронавирус: прихожане некоторые болели, батюшки. Молишься за всех, переживаешь.
Наивысшая ценность
- Чем любите заниматься в свободное время?
- За грибами ходить! Красота! Пройдёшь по лесу и чувствуешь, что голова начинает кружиться. В Воронеж люблю ездить к маме, родных повидать. Здесь за 21 год тоже друзья и знакомые появились, их навещать люблю, общаться – полезное с приятным совместить: попросить для храма помощи, содействия, плюс просто поговорить. Это немного отвлекает от всех насущных переживаний и проблем.
- А что предпочитаете читать?
- Священнику подобает больше читать духовную литературу, тем более, что у нас владыка – человек очень просвещенный, он на каждой проповеди цитирует святых отцов, святителя Игнатия (Брянчанинова), Феофана Затворника, и вольно-невольно себя к той мысли подвигаешь, что книжечка на полочке вот она, стоит, давай-ка ты не телевизор включай, а её открой, тебе же тоже служить и проповедь людям говорить. Без чтения духовной литературы, Священного Писания священнику нельзя. В интернете всякую гадость читаем, а там помойка помойкой. Нахлебается человек из такой помойки, потом приходит в храм, а в голове у него такой винегрет! И мы должны его вразумить!
- Вы получили духовное образование?
- Да, в этом году окончил Воронежскую духовную семинарию, бакалавр. Долго учился, но не скорблю по этому поводу, потому что у меня была возможность чаще ездить домой, видеть маму, общаться с родными, бывать у воронежских святых, и в первую очередь у святителя и чудотворца Митрофана Воронежского, Тихона Задонского; посещать святые обители. Если бы у меня не было возможности там учиться заочно, то, я думаю, в Воронеж бы и не ездил.
- У вас есть жизненный девиз?
- Не задумывался об этом. Насчёт девиза как-то громко сказано, особенно про меня – ленивого, нерадивого (улыбается).
- Что из обязанностей священника вам нравится более всего?
- Всё приходит со временем. Сейчас мне кажется, что нет большей награды у священника, чем служить Божественную литургию, причащаться Тела и Крови Христовых у престола Божиего. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что в этом
человек даже выше ангелов, потому что ангелы не причащаются, а мы имеем такую возможность – предстоять престолу, совершать Литургию и причащаться. Это самое высшее благо и наивысшая ценность, которая может быть у меня, как у священника. Поэтому мне всегда хочется служить и делать это чаще.
Беседовала Татьяна Маковеева.
.