Публикации
Русская Православная Церковь Курганская епархия
По благословению
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила

Протоиерей Павел Захаров: «Все радости и горести своего служения я воспринимаю как службу Богу»

22 Августа, 2022
Протоиерей Павел Захаров: «Все радости и горести своего служения я воспринимаю как службу Богу»
В поисках пути

- Отец Павел, расскажите о своём детстве, о родителях.

- Я родился и вырос в Кургане. Отец, Борис Сергеевич, работал технологом на «Курганприборе», мама, Светлана Ивановна - учителем русского языка и литературы. Папы уже нет в живых, а мама здравствует, ей 78 лет.

В семье было много книг, вся русская классика, и я детства пристрастился к чтению.

К окончанию восьмого класса я не осознавал, где и кем буду, в этом возрасте не думаешь на сто лет вперед. В 1988 году поступил в Курганский машиностроительный техникум, в 1991 окончил его, получил профессию техник-технолог, пошёл работать на Курганприбор и работал там по специальности два года.

- Почему вы так резко решили поменять сферу деятельности - в 1993 году поступили в музыкальное училище, а в 1994 – бросили?

- У меня была тяга к музыке. Поступил на отделение народных инструментов по классу гитары. Но по этому пути пойти не получилось (улыбается). Я проучился до первой сессии второго курса и ушел.

- А что вам помешало доучиться?

- Много причин разных, сейчас уже и не вспомню.

- Может, вам перестало нравиться?

- Нет, не перестало. Я продолжал играть на гитаре для себя, а в семинарии играл на домбре. На курсе у нас учился один профессиональный музыкант, мы с ним составили сначала дуэт, потом к нам ещё несколько людей присоединились.

- Алтарничать вы начали с 1995 года. К тому времени вы были крещены?

- Нет.

- То есть, вы пришли в храм, не будучи крещеным?

- В конце 1991 года я услышал по радио, что вместо краеведческого музея, куда я любил ходить, посещал планетарий (он в алтаре находился), открыли Александро-Невский храм. Неподалёку по улице Ленина жили бабушка с дедушкой, я к ним ходил через горсад. Услышав новость, пришёл в храм ради интереса. Интерес возник на фоне того, что после перестройки всё было разрешено, появились проповедники разных религий, они выступали на радио, на ТВ. Мимо меня это не прошло.

Но я не знал, что надо окреститься, и какое-то время ходил на службы некрещенным.
SAM_2836.JPG

- Кто вам открыл глаза, направлял первые ваши шаги к Богу?

- Сначала – прихожане, потом я познакомился с Александром Ивановым, он тоже теперь священник. От него и от других я узнал о крещении. Александр сам ко мне подошёл после службы, мы разговорились. Оказалось, что и живём по соседству. Он мне на многое открыл глаза. В мае 1994 года окрестился, стал чаще посещать службы. Потом Александр пригласил меня в воскресную школу при храме, и я стал туда ходить.

Семинария – школа жизни

- Что вас подвигло поступить в Тобольскую семинарию?

- Что подвигло? Тогда, как и сейчас, был дефицит священнослужителей. И каждый молодой человек рассматривался, как потенциальный священник. Мне многие знакомые говорили – ты в храм ходишь, иди учиться в семинарию.

- А как родители отнеслись к вашему решению?

- Родители отнеслись более-менее спокойно, потому что у них в родне были люди, которые ходили в церковь. К примеру, моя прабабушка по маминой линии была казначеем при храме, а мой прадед пел на клиросе. В советские времена это не афишировалось, но бабушка моя, 1918 года рождения, часто рассказывала, что мать водила их в церковь. Из-за гонений на веру они престали ходить в храм, однако от Православия не отказались. Для них было неожиданным известие о том, что я собираюсь поступать в семинарию.

- В семинарии вы проучились шесть лет. Что вам более всего запомнилось из того периода?

- Я из семинарии вынес очень многое, получил хорошую базу для дальнейшей деятельности, нашел хороших друзей, с которым мы до сих пор общаемся. Я бы назвал период жизни в Тобольске самыми лучшими годами. Семинария была настоящей школой жизни, которая мне заменила всё.

- Например, службу в армии, которой у вас не было.

- Да, я не служил из-за плохого зрения. Мой призыв был в 1991 году, как раз Советский Союз развалился, и половину парней просто не взяли в армию. А те, кто пошёл служить, через полгода вернулись домой, потому что призывались они ещё в СССР, но попали служить в республики - кто в Киргизию, кто в Молдавию, которые получили суверенитет и стали формировать свою армию. Тех, кто не захотел в ней служить, отпустили домой.

- В семинарии вы были постарше большинства семинаристов, ведь, в основном, туда шли ребята сразу после школы.

- Были люди и старше меня. С нами учился выпускник Московского авиационного института, который ещё и в аспирантуре успел поучиться. Сейчас он протоиерей в Иркутске. Я попал с первым набором, когда стали принимать сразу после школы, а до этого в семинарию брали предпочтительно тех, кто уже в армии отслужил.
Богослужение.jpg

- Отец Михаил Кучеров с вами учился?

- На два года младше.

- У вас были любимые и нелюбимые предметы?

- Не любимых не было, были сложные, которые я в силу своего склада ума не мог постичь на «отлично». Любимыми были те, которые легко давались. Трудности у меня были с основным и сравнительным богословием. Но при старании можно было выучить любой предмет. У меня не было затруднений по русскому языку, спасибо маме, учителю-словеснику. У нас были очень хорошие преподаватели по церковным предметам, благодаря им до сих пор хорошо их знаю. К примеру, отец Фотий был, преподаватель литургики, он сейчас епископ в ХМАО, отец Михаил Денисов и многие другие.
Детский крестный ход.JPG

- Вы часто бываете в Тобольске?

- Да. Меня всегда туда тянет. В прошлом году у нас было 20-летие выпуска, собирались все вместе. Кстати, могу похвастаться, что я вместе с протоиереем Григорием Мансуровым, нынешним председателем епархиального издательско-информационного отдела Тобольской митрополии, был одним из первых организаторов ставшего традиционным фестиваля-конкурса для журналистов «Православие и СМИ», который нынче прошел уже 20-й раз. Мы с ним вместе работали в представительском отделе семинарии, я отвечал за размещение паломников, был экскурсоводом, водил группы. С отцом Григорием переписываемся, остаёмся в нормальных отношениях, мы как раз вспоминали, как организовывали первый фестиваль.

Два храма за 20 лет

- В 2001 году вы окончили семинарию, и вас вернули снова в Курган, в Александро-Невский собор, вы продолжили алтарничать до рукоположения в диаконы 15 августа 2002 года владыкой Михаилом. А когда вы встретили свою супругу?

- Женился я по окончании семинарии. Супруга Оксана - из Кургана, познакомились в храме, она пела на клиросе. До неё я пробовал знакомиться с девушками, далёкими от Церкви, но для них было странным, что я окончил семинарию и в перспективе могу стать священником. Все эти знакомства были неудачными. Женился я 9 августа 2002 года, накануне моего рукоположения. Матушка Оксана сейчас домохозяйка, на клиросе не поёт, воспитывает дочерей.

В диаконах я пробыл 23 дня, Мне никто не сказал заранее о том, что будут рукополагать в священники, только утром перед началом службы поставили перед фактом. У меня не было возможности ни смирение показать, ни сопротивляться.
Богослужение на Престольный прадник на приходе Покрова Пресвятой Богородицы.jpg

В Александро-Невском соборе я служил до 1 декабря 2015 года, затем меня перевели в храм Кирилла и Мефодия, который ныне называется Покровский, в Заозерном микрорайоне.


- Получается, что за 20 лет служения у вас было только два храма. Это хорошо или плохо?

- Наверное, хорошо.

- А не обидно, что вы все эти годы – просто второй священник, не настоятель?

- Не то, чтобы обидно… Если перефразировать известную пословицу, то плох тот поп, который не хочет стать настоятелем (улыбается). Но мне никто не предлагал, и я отношусь к этому спокойно. Не всё зависит от меня и от священноначалия – есть Бог над нами.
Беседа в свере Милосердия.JPG

О послушаниях

- За годы служения у вас было несколько послушаний: вы работали в дисциплинарной комиссии, в молодёжном отделе.

- Первое послушание я получил ещё до рукоположения – участие в работе молодежного отдела. Он только начал создаваться. Я занимался скаутским движением «Братство православных следопытов» (это были скауты с религиозным уклоном). У нас отделение этого братства просуществовало какое-то время, даже выпускники были, один из них – отец Даниил Перминов, теперешний руководитель молодёжного отдела, другой – отец Георгий Чирков, руководитель отдела религиозного образования и катехизации.

Это дело пришлось начинать с нуля, оно было для меня новым, хотя в школе я и был пионером, а пионерская организация – трансформированное на коммунистический лад скаутское движение. В основном, мы занимались туризмом, ходили в пешие походы, занимались скалолазанием, сплавлялись по рекам. Также у нас были занятия по Закону Божиему. У нас была специальная форма.
конкурс чтецов церковнославянского языка..jpg

Пять лет отработали, потом интерес к движению угас, и постепенно оно у нас исчезло. Я слышал, что в некоторых епархиях оно существует, но не массово. Этот вид детской организации в России не получил распространения. Сейчас оно переросло в военно-патриотические клубы, из него исчез скаутинг по западному образцу со специальной формой, жестами. Не прижился он на нашей почве.

А в дисциплинарной комиссии я до сих пор состою. Не могу сказать, что это трудное послушание, я там не один, решения принимаются не лично мной, а коллективно. Есть, конечно, сопереживания человеку, который приходит в комиссию со своим горем (к примеру, просят отпеть родственника-самоубийцу), но мы советуемся и принимаем совещательное решение.

- Достаточно долгое время вы были руководителем воскресной школы при Александро-Невском соборе

- Школа появилась при владыке Михаиле, потом на какое-то время прекращала своё существование. Но усилиями прихожан её возродили, и меня, имевшего опыт работы с молодёжью, с благословения священноначалия назначили руководителем. Занимались мы в пристрое к трапезной. Изучали закон Божий, пение. Мы не ставили цели воцерковить детей, а просто рассказывали о Боге, чтобы, если у человека что-то случится, он бы знал, что делать, к кому обратиться. После меня школу возглавил отец Давид Меньщиков.
Воскресная школа прихода Покрова..jpg

- Когда в вашей жизни возникло преподавание на катехизаторских курсах, кода вас стали к ним привлекать?

- Как только они организовались, при владыке Михаиле. Вначале занятия проходили в художественном музее, организовывал их отец Виктор Константинов. Он был руководителем отдела по катехизации и, зная, что я окончил семинарию, попросил меня вести некоторые предметы. Я не отказался. С тех пор всё и идёт как по накатанной дороге. Преподавал в разные годы богослужение, церковно-славянский язык, введение в литургическое предание.
Кахетизаторские курсы.jpg

Взгляд на образование

- Вы учитесь в магистратуре?

- Учился, но уже не учусь. Окончить не удалось по причине ковидных ограничений, а потом в Тобольской семинарии магистратуру закрыли. Ну а сейчас, в этом возрасте, уже не хочется быть вечным студентом.

- Ещё я слышала, что вы поступали в Курганский железнодорожный институт. Это было непреодолимое желание учиться или желание получить мирскую профессию?

- Получилось так, что я и ещё несколько наших священнослужителей начали учиться в Свято-Тихоновском богословском университете. Два года проучились, но из-за реформы светского образования филиал в Екатеринбурге закрыли, и мы остались ни с чем. Однако на этой волне хотелось продолжить учёбу.

После этого я заочно отучился в железнодорожном институте три года, хотел получить диплом специалиста по автоматике и телемеханике, но дальше нужно было продолжать учёбу в Екатеринбурге. По многим причинам у меня это не получилось. Мирское образование мне хотелось получить для подстраховки.

- То есть, вы считаете, что в 50 лет учиться поздно?

- Учиться никогда не поздно, смотря в каких формах это делать. Если в форме заочного образования, то, возможно, стоит. Но для себя я решил, что мне хватит пока. Высшие образования и в плане духовном, и в светском я пытался получить, но не вышло. Значит, так надо Богу. Сколько мог – сделал. Духовная семинария даёт очень хороший учебный навык, ты знаешь, куда идти, какую книжку брать. Лев Толстой, не окончивший университет, говорил, что самое лучшее образование – это самообразование. Ты читаешь то, что тебе действительно нужно, а не то, что принуждает программа.
Причастие на Троицу.JPG

Итоги прошедших лет

- Каждый жизненный юбилей заставляет человека задумываться об итогах прошедших лет: всё ли сбылось, получилось, доволен ли достигнутым… У вас накануне золотого юбилея такие мысли возникали? Вы довольны тем, как сложилась ваша жизнь?

- Быть довольным всем – неправильно. Чем я не доволен – это слишком личное, чтобы говорить вслух.

- Хорошо, давайте вопрос перефразируем: вы не пожалели, что выбрали этот путь, что стали священником, служите в храме, занимаетесь тем, чем сейчас занимаетесь?

- Нет, и никогда не жалел. Даже тени сомнений не было. Это был долгий и тяжелый в чём-то для меня путь. В семинарии нам говорили – если вы сюда пришли, значит, вы уже сделали свой выбор. Так и получилось: из тех, кто окончил со мной семинарию, практически все являются священнослужителями, за исключением двух-трёх человек. У меня это был осознанный выбор…

- … и если бы вам предстояло начать жизнь заново, вы бы снова стали алтарничать и поступили в семинарию? В конце концов, вам бы можно было остаться технологом на Курганприборе?

- Нет, не мог. Тогда наступили тяжелые времена, предприятия стали закрываться. Мой отец проработал на Куранприборе до самой своей кончины, он приехал сюда в 1958 году по распределению из Нижнего Новгорода строить автобусный завод, который потом разделили на два завода. Я помню, как отец приносил вместо зарплаты запчасти от магнитол, которые надо было продавать. Были тёмные времена, перспектив не виделось.

Своё дело

- В Покровском храме вы служите с 2016 года, всё это время идёт стройка нового храма. Это накладывает отпечаток на деятельность прихода?

- Лично я ничего такого не замечаю. Строительством занимается настоятель – иерей Михаил Сычков, он меня не загружает финансовыми и строительными вопросами, занимается ими сам. Мне приходится иногда отвечать людям на вопрос – почему вы так медленно строите храм и когда вы его построите? Но в основном, это спрашивают обыватели, которые к нам на службу не ходят либо приходят раз в год. Они говорят – в новый храм я буду ходить, а в ваш вагончик – нет. Им просто нужно оправдание своего бездействия.
Празднование Троицы на приходе..jpg

- И как вы с ними объясняетесь?

- Говорю, что в былые времена люди вообще на открытом воздухе служили, а российским эмигрантам во Франции приходилось молиться в гаражах, оборудованных под храмы. И у нас многие храмы не всегда были храмами, например, в Смолино – это бывшая школа, в Восточном посёлке – бывшая сберкасса. Это не препятствие к тому, чтобы идти в храм. Надеюсь, что эти люди искренне заблуждаются, а не просто отмазываются от службы.

- У священника достаточно широкий круг обязанностей. Что вам больше всего по душе в своей работе, что вы любите больше всего делать?

- Ну, я бы не сказал, что в священническом служении у меня есть любимое и нелюбимое. Есть моменты эмоционально тяжелые, например, отпевание. Когда видишь горе человеческое, ты должен на него реагировать, сочувствовать, проявить человеческое участие. Или причастие тяжелобольных людей, когда видишь их страдания. Остальные моменты службы – не тяжелые.
Крестный ход.jpg

- А самые радостные моменты?

- Все радости и горести своего служения я воспринимаю как службу Богу. Ты должен сделать всё так, чтобы люди почувствовали отдачу, не механически отбарабанить, а добраться до людских сердец. Вообще, мы делаем общее дело, священник, если он стоит в храме, не значит, что он какой-то начальник. Литургию мы все вместе служим, кто-то одно делает, кто-то – другое…

- В каждой профессии, особенно связанной с работой с людьми – учителей, врачей, священников - случается профессиональное выгорание. У вас такое случалось?

- Да, у священников тоже есть понятие «пастырское выгорание» и есть методики его преодоления. Я думаю, это даже хорошо, когда у человека наступают моменты переосмысления своих поступков. Это нормально, а не какой-то кризис, катастрофа для человека. Если он решает, что это не его путь – пусть уходит и занимается другим делом, а не впадает в депрессию. Переосмысление жизни у меня несколько раз происходило, оно и сейчас бывает. Есть так называемый кризис среднего возраста, когда тебе кажется, что многое надо было сделать по-другому. Это нормальная ситуация, я с ней тоже сталкивался. И решил, что, несмотря на имеющиеся «пути отхода», я останусь в этой профессии.

Бывало недовольство – все папы в субботу гуляют с детьми, а тебе надо идти на службу, или у тебя выходной, а дети в садике или в школе… Но это всё наносное. И если уж взялся за гуж, то не говори, что не дюж. Ты должен делать своё дело. От священника зависят многие люди, им нужна служба и ты должен быть к этому готов. Мало ли что там у тебя внутри, ты должен сделать своё дело: человек пришёл в храм помолиться, и от тебя зависит, каким он уйдёт из храма – удовлетворённым или недовольным. Так что свои личные проблемы ты отодвигаешь на второй план.

Про свободное время

- Чем вы любите заниматься в свободное время?

- В основном, читать.

- Что именно – классику, беллетристику, православную литературу?

- Художественную литературу давно уже не читал.

- Не хочется или некогда?

- Ну, как вам сказать? Что-то я уже прочитал и перечитал, а что-то уже неинтересно. Последнее, что я брал в руки, это Эмиль Золя, он описываются жизненные ситуации, которые уже не интересны. Мне, как священнику, рассказывают истории похлеще (улыбается). Читаю то, что имеет отношение к моей службе.

Также в свободное время занимаюсь бытом, хозяйственными делами.

- А с детьми?

- С детьми тоже занимаюсь, это само собой разумеется. И гулять с ними приходилось, но это было редко, у меня не было времени. Мои дочери – Даша и Катя - крещены, воцерковлены, посещают богослужения в нашем Покровском храме, посещали воскресную школу.

- Традиционный вопрос – у вас есть жизненный девиз или правило, которым вы следуете?

- Нет. Я никогда не любил девизы

- А чем вы руководствуетесь, совершая поступки или делая выбор?

- Очень многим, в том числе – Священным Писанием, примерами из художественной литературы, своей совестью. Это помогает.

- У вас есть мечта?

- Нет.

-Нет????

- Существует такое выражение: мечта – это незавершенное дело. Если следовать этому определению, то они у меня, наверное, есть. Но думаю, что такие дела у меня когда-то завершатся, а если нет, то не судьба. Я не мечтатель, не строю фантастических планов.

- Ну а если бы у вас появилась, скажем, волшебная палочка, что бы вы сделали – для себя, семьи, для людей, для мира?

- По обстоятельствам.

- Мне понравилось с вами разговаривать. А вам со мной?

- Не могу сказать. У меня не часто берут интервью. Пару раз журналисты курганского радио просили ответить на вопросы, касающиеся православия, а вот о себе я рассказываю журналисту впервые.

Беседовала Татьяна Маковеева.
Назад к списку