Публикации
Русская Православная Церковь Курганская епархия
По благословению
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила

Иерей Дмитрий Бердников: «Чтобы научиться держать удар, нужно пройти через трудности»

15 Ноября, 2023
Иерей Дмитрий Бердников: «Чтобы научиться держать удар, нужно пройти через трудности»
Из Петропавловска в Макушино

- Отец Димитрий, вы родились 31 мая 1977 года в городе Петропавловске Северо-Казахстанской области. Ваши родители русские?

- Да.

- В Петропавловск их, наверное, после окончания вузов направили?

IMG_20231112_202554.jpg

- Да, это же ещё в советское время было. Мама, Нина Николаевна – родом из Владивостока, но жила в Петропавловске с детства. Её мама, моя бабушка Анна Степановна Гокина, была учителем, её после окончания учительских курсов вместе с семьёй направили в Северный Казахстан. Там бабушка работала в школе завучем, директором. Мама после окончания школы выучилась на инженера-программиста в Свердловском политехническом институте и вернулась домой. А папа – родом из Макушино, с мамой они познакомились в Петропавловске, где он выступал на соревнованиях.

20231112_201153.jpg

Поженились, потом я родился. Папа, Владимир Александрович, занимался тяжелой атлетикой, мастер спорта СССР. В Петропавловске работал тренером, выступал на соревнованиях. Но тренерская работа не задалась. Чтобы прокормить семью, стал работать слесарем на заводе, и на соревнования ездил уже от завода. В семье была ещё младшая сестра, она тоже родилась в Петропавловске, позже окончила Макушинское медицинское училище, работает медсестрой.

- В каком году вы переехали в Макушино?

- В 1983-м, мне шесть лет было. Мы переехали потому, что мамина профессия была очень востребована, как специалиста с высшим образованием, её пригласили в Макушино и сразу дали квартиру. А так как в Петропавловске мы жили в одной комнате в общежитии, то отдельная квартира стала решающим фактором для переезда.

20231112_195420.jpg

В Макушино я в 1995 году окончил 11 классов и сразу пошёл в армию. Служил на Балтийском флоте в городе Калининграде.

- Вы сами захотели стать моряком?

- В то время каждый парень мечтал попасть либо в ВДВ, либо пограничные войска, либо в морфлот. Я не был исключением. А так как был набор в морфлот, я согласился и с удовольствием отслужил 2 года.

Из армии вернулся в 1997 году и сразу поступил в Шадринский колледж физической культуры и здоровья. Учился там, но не закончил по причине финансовых трудностей. Работал в Доме пионеров педагогом дополнительного образования и тренером-преподавателем в школе.

Спорт в жизни

- А когда вы начали заниматься спортом?

IMG_20231112_203552.jpg

- Любовь к спорту мне привил отец. Он был спортсменом, достигшим больших высот, я с раннего детства ходил с ним в спортзал. Помню, что перетаскивал с места на место диски, штанги – то, что мне было по силам. И атмосферу спортзала впитал с детства. Так что я свою спортивную деятельность начал года в 2-3 (улыбается).

- Но ведь вы увлеклись не тяжелой атлетикой, а настольным теннисом?

- Да, я пробовал себя во многих видах спорта, выбрал настольный теннис, имею первый взрослый разряд. Занимаюсь теннисом по сей день. Это позволяет поддерживать здоровье, бороться со стрессами, с эмоциональным выгоранием. То есть физическая активность присутствует в моей жизни всегда.

- А где вы сейчас занимаетесь?

IMG_20231112_202540.jpg

- Мы живём сейчас в селе Белозерское, там при спортивной школе есть спортзал. Мы организовали клуб ветеранов для людей далеко не юношеского возраста. Два раза в неделю по вечерам у нас проходят тренировки. С удовольствием занимаются пенсионеры, люди предпенсионного возраста. Тренировки людей сплачивают, дают возможность общаться.

Шаги к храму

20231112_194228.jpg

- Сакральный момент первых шагов к храму я помню до сих пор. Первый раз я перешагнул его порог неосознанно. В то время в Макушино уже был храм Михаила Архангела, настоятелем служил отец Иоанн Юшин. Мой папа, на тот момент уже пенсионер, работал в свечной лавке храма. Ему там очень нравилось, он мне рассказывал и звал зайти хотя бы просто посмотреть, свечку, может, поставить. Мы как-то с товарищем шли мимо и заглянули в храм. Как раз совершалась вечерняя служба – полиелей. Мы зашли в тот момент, когда шло помазание. Мы подошли на помазание, нам дали благословенные хлебцы, мы их съели и вышли из храма. Я понял, что нашел то, что искал все эти годы. Я впервые увидел священника, меня всё очень поразило – его образ, настрой, то, как он читал молитвы. Почувствовал такую радость, такую свободу, которая меня позвала сделать следующий шаг в храм.

20231112_194407.jpg

Второй раз мне рассказали, какие в храме есть иконы, какие святые, как организовывается церковная жизнь человека. Меня поразила атмосфера храма, в этом была такая глубина, которую невозможно постичь умом. Я ничего не знал, но чувствовал, что эта неизвестность меня притягивает. Мне открылась новая сторона жизни, я понял, что смысл жизни – это Бог. С этого момента начался мой путь в храм, и было мне 22 или 23 года.

- То есть, вы уже отслужили в армии, уже работали в школе, и с первого же прихода в храм поняли, что это – ваше?

20231112_194707.jpg

- Да. Сначала я просто ходил на службы. У отца Иоанна Юшина не было помощника, ему требовался алтарник. Он спросил, буду ли я ему помогать? Я согласился. И когда впервые вошёл в алтарь, мне открылся ещё один мир, более высокий, духовный, где свои законы, правила. С тех пор я начал подавать священнику кадило, подносить свечу, то есть служить алтарником. Так началось моё воцерковление.

- Получается, что в вашей семье первыми проложили путь в Церковь мужчины – папа и сын. Обычно это делают женщины – бабушки, мамы.

- Совершенно верно! Мама в то время не понимала нашего с отцом стремления, скептически относилась – высшее образование не давало ей логически выстроить цепочку, признать Бога и Церковь. А мы с папой в этом, как и в других делах, были единомышленниками. У нас, кроме спорта, появилась ещё одна общая стезя – духовная, которая стала крепче других. И когда мама увидела, что мы после службы приходим радостные и счастливые, стала тоже делать шаги к храму. Постепенно начала помогать – мыть полы в храме, уборку делать. Ещё не молилась, но уже жила жизнью прихода. А сестра пришла к Богу ещё позже. И теперь вся наша семья в лоне Церкви.

– Вы какое-то время жили в городе Петухово?

- Когда я ещё учился в школе, то по некоторым причинам не получил права водителя, а водить автомобиль всё равно хотелось. Автошкола находилась в Петухово. А там священник Георгий Красников набирал послушников для помощи в алтаре (что меня очень заинтересовало) и для строительства храма. У него на тот момент был только проект храма и горячее желание его построить. Я приехал, посмотрел, и мне захотелось участвовать в строительстве. Папа тоже со мной поехал, он имел навыки строителя, потому что в молодости пробовал себя в разных профессиях. Всё это пригодилось.

В Петухово мы с отцом прожили больше года, домой наезжали раз в полтора месяца. Папа вернулся домой пораньше, я ещё некоторое время там оставался. Это было в 2002- 2003 годах.

20231112_194808.jpg

Меня тот период духовно очень укрепил: и службы, в которых я участвовал, и работы на строительстве нового храма. Тяжело было, но всё это на меня очень сильно повлияло, и мой дальнейший выбор пошёл отсюда, с этого момента. Мне нравилось общение с верующими людьми. Сама атмосфера была очень дружеской. Отец Георгий Красников заложил во мне духовный фундамент для будущего служения, привил любовь в Церкви и наставил на истинный путь.

С 2003 по 2006 год работал педагогом дополнительного образования в Доме детского творчества. Было такое время, когда педагогам допобразования платили сущие копейки. Брал 2-2,5 ставки, но всё равно получал очень мало, и хоть еще не был женат, но хотелось хорошо одеться, родителям помочь. Поэтому вернувшись в Макушино, я в свободное от работы время окончил курсы продавцов. Думал, буду работать в магазине, как некоторые мои сверстники, и получать больше. Но этого не произошло, и, слава Богу!

В Доме детского творчества состоял на должности старшего тренера, по совместительству работал педагогом дополнительного образования в профессиональном училище № 28.

Молитва об избраннице

- В это время вы с храмом связь не теряли?

- Нет. Вернувшись из Петухово, я продолжил ходить в макушинский храм. Получилось так, что, за год я твёрдо понял, что хочу связать свою жизнь с Церковью. Но предстояло выбрать, ведь, чтобы служить в храме в священном сане, нужно либо принять монашество, либо жениться. Господь так повернул события, даже помимо моей воли, что после возвращения домой я вскоре познакомился с будущей супругой.

- Как это случилось?

20231112_192806.jpg

- Это произошло неожиданно. Не надеясь на свои силы, я решил прибегнуть к помощи Матери Божией. Отец Георгий посоветовал мне молиться перед Казанской иконой Божией Матери. Почему именно перед ней – не знаю, но эта икона сыграла очень большую роль в моей жизни. Я молился и просил: «Пожалуйста, Богородица, покажи мне ту, которая станет моей супругой, которую Ты считаешь подходящей мне; пожалуйста, устрой так, чтобы всё получилось!» И молитва помогла.

20231112_193622.jpg

Первый раз мы столкнулись на улице. Ирина была студенткой медколледжа, она шла на учёбу, я - на работу с тяжелой сумкой, в которой были теннисные ракетки, шарики. Я шёл на занятия с детьми, она – на пары в медучилище. Мы встретились глазами, посмотрели друг на друга и прошли мимо, ничего не поняв. Через некоторое время Господь, видя мою нерешительность, помог.

20231112_194040.jpg

Познакомили нас наши общие знакомые. Произошло всё само собой, без особых усилий, я даже не предполагал, что так может быть. Это знакомство стало отправной точкой, я понял: раз мне Господь посылает такого человека, с которым я готов связать свою жизнь, значит, Он и дальше мне будет помогать.

- А Ирину не насторожило, что потенциальный жених ходит в храм?

- Это был интересный момент. Мы познакомились, стали дружить, она пригласила в гости на пирог с мясом. А я ей сказал: «Сейчас пост идёт». Она спрашивает: «Что это такое, расскажи мне?». Я ей объяснил в доступной форме про пост, про постные дни, про то, что в Церкви есть время радости, покаяния, воздержания от пищи.

После этого она, к моему удивлению, предложила пойти вместе в храм. Но так получилось, что впервые она пришла не со мной к началу службы, а попозже, с подружкой. И зашла в тот момент, когда я читал Апостол. Её очень поразило, что потенциальный жених читает молитвы.

IMG_20231112_202726.jpg

После этого она стала ходить в храм вместе со мной. Но не обошлось без искушений, начались различные препятствия. Когда уже познакомились наши родители и запланировали свадьбу, то оказалось, что её дата выпала на окончание Великого поста и свадьбы в это время проводить не рекомендуется. Я стал убеждать, что надо поменять дату, что назначили не подумавши. И мой близкий друг, батюшка посоветовал ей объяснить всё, как есть. Решили, что и регистрация, и свадьба у нас будут после Пасхи, 7 мая 2004 года. Всё прошло хорошо, слава Богу!

Когда мы готовились к свадьбе, оказалось, что наши родители в молодости были знакомы: моя будущая тёща училась вместе с моей тётей на курсах штукатуров-маляров, была знакома с её братом, моим будущим отцом. И когда они встретились спустя много десятков лет, выяснился факт этого знакомства. Это для нас было радостное открытие. Господь так соединяет! Между нашими родителями сразу возникли тёплые дружеские отношения.

А венчание прошло на полгода позже. Мы поехали в гости к родителям Ирины в Мокроусово, и там решили, что пришло время повенчаться. Что и сделали в Мокроусово в старом приходе, в храме Покрова Пресвятой Богородицы, где, может, было не так красиво и торжественно, как в больших храмах. Венчал нас настоятель отец Андрей Бабашкин. Венчались не в Макушино, не в Петухово, где я знал батюшек и где приходилось самому служить, а именно здесь. Матерь Божия покрывает нас, грешных, всю жизнь.

В Макушино мне, как педагогу, дали комнату, в ней мы прожили больше года, сделали ремонт, а потом нас почему-то оттуда «попросили». Стали жить у моих родителей. Потом супруга предложила переехать в Мокроусово, что мы и сделали в 2006 году. Приобрели своё жильё. Я продолжил работать педагогом в Детско-юношеском клубе физической подготовки на ставке тренера-преподавателя.

Супруга к тому времени окончила медучилище, её приняли на работу в районную больницу медсестрой.

Я стал прихожанином Покровского храма, продолжил служить в алтаре.

- В своей автобиографии вы пишете: «Супруга Бердникова (Пермякова) Ирина, а в фильме «Вторая половина», посвященной вашей семье, почему-то говорится, что её девичья фамилия Попова. Поясните.

- Это родовая фамилия их семьи. Тёща мне рассказывала, что со слов её отца в их роду были священники.

Жизненные этапы

– Когда вас рукоположили в диаконы?

0T7A3033.jpg

- Это случилось в 2007 году, я к тому времени достаточно долго прослужил в алтаре – около 6 лет. Отец Иоанн Юшин подошёл ко мне как-то и спросил, не хочу ли я служить в Церкви? Мол, в алтаре давно помогаешь, изменения положительные видны. А я уже об этом давно думал, но считал, что Господь должен позвать, а не самому мне дерзать к этому служению. Отец Иоанн: «Давай писать прошение, а там уж как Бог даст».

Я поговорил с супругой, она была очень удивлена, но сказала – раз нужно, то действуй. Написали прошение, стали ждать ответа, и в этот момент опять произошли изменения в моей жизни. После окончания супругой медучилища в Макушино, мы переехали жить в Мокроусово. Получилось спонтанно, и я задумался: как же так – прошение о рукоположении я написал в Макушино, а сам переехал? И тут отца Иоанна переводят в Мокроусово, практически следом за нашим переездом. Это для меня был знак.

Ответа на прошение я ждал целый год, и это время ожидания было для меня серьёзным испытанием. Лишь весной сообщили, что владыка Михаил подписал прошение, и 15 апреля 2007 года меня рукоположили в диакона. Посмотрел по числу – память апостола Фомы. Я подумал – подходит, это моё! Мне в жизни ничего легко не даётся, постоянно прохожу через какие-то неверия, сомнения, дерзания.

Потом я прошёл 40-дневную практику в соборе Александра Невского, и вернулся на Мокроусовский приход уже диаконом. Прослужил там три года. Время было очень интересное. Отец Иоанн благословил меня ходить в детский сад и в детский дом, беседовать с ребятишками об азах Православной веры. Мне это было интересно, а так как я продолжал работать в спортшколе, то периодически и туда приходил в подряснике, разговаривал с детьми не как тренер, а как священнослужитель. Всем это нравилось: и мне, и детям, и педагогам. Мне было радостно от этого общения.

05b0a8093d069321a717d8a96ce4fab5.jpg

Через три года почувствовал, что стал вырастать из этого, захотелось сделать следующий шаг. Но Господь послал новые испытания и терзания. Заболела матушка, ей врачи посоветовали поменять климат, а, по словам аллергологов, каждые 150 км микроклимат меняется. Мы поехали в Курган, пожили здесь немного, ей стало легче, и мы в 2009 году переехали сюда на постоянное место жительства. Но я ещё полгода в Мокроусово ездил на автобусе, служил с отцом Иоанном.

Как раз родилась дочь, ей уже полгодика было, мне стало тяжело ездить – 2 часа туда, 2 обратно, дорога выматывает. Помолившись, попросил священноначалие перевести меня поближе, и владыка направил меня в храм села Введенское Кетовского района к отцу Сергию Еремееву. И тут начинается следующий этап моей жизни.

Я понимал, что диаконство моё не вечно, хотелось перемен, но сам не дерзал. Владыка Константин сказал мне: «Мы тебя рукоположим и отправим в дальнее село». Я объяснил, что матушка болеет, и он решил пока подождать с рукоположением. Продолжал служить во Введенском храме. Потом возникли вакансии на приходах, владыка Константин снова меня вызвал на беседу и опять повторил, что после рукоположения отправит туда, куда нужно. Тут я понял, что это воля Божия, отказываться нельзя, и с радостью согласился.

5 августа 2010 года состоялась моя иерейская хиротония. Снова была практика в соборе Александра Невского, после которой меня направили настоятелем на Алексеевский приход села Белозерское. Там я прослужил 5,5 лет. Это был мой первый приход, всё внове. Тут, конечно, были и свои радости, и огорчения, и разочарования, и, казалось бы, безвыходные тяжелые ситуации. Но они тоже должны быть в жизни: чтобы научиться держать удар, нужно пройти через трудности.

503dfa2e430856b9355e1c7ae36a5454.jpg

Я думаю, что жизненные испытания просто необходимы каждому человеку. Пережив их, получаешь другой взгляд на вещи. Теперь я знаю, что всё нам посылает Бог, и с этим пониманием надо всё в жизни принимать. Правда, у меня до сих пор это плохо получается – где-то и ропщешь, и осуждаешь. Это свойственно человеку, но я с этими вещами борюсь. Я понял, что Господь Бог не посылает испытания выше твоих сил, Он даёт столько, сколько человек может понести. Я этого не понимал, пока со мной не случились вещи, о которых я только в книгах читал. Я-то думал, что человек при этом испытывает радость, но когда меня коснулось, понимаешь, что это и больно, и страшно, и земля из-под ног уходит, и начинаешь думать – за что мне это?

Это испытание проходит не разово, и на каждом этапе ты ощущаешь себя по-разному. Сначала растерянность, непонимание, обида, озлобленность – за что мне это? Второй этап – приходит понимание, за что. Ты терпишь, пытаешься бороться, а внутри тебя постепенно рождается понимание, Господь открывает истину. А когда приходит понимание, начинаешь думать, как с этим справиться? И наступает следующий этап: оказывается, таким путём должен пройти каждый христианин, до меня люди проходили, и после меня будут проходить. Начинаешь читать духовную литературу, и обнаруживаешь, что там всё очень легко объясняется. После этого я почувствовал легкость, сказал себе: чего я переживаю - Бог дал, Он и заберёт.

Но в те тяжелые ситуации помогала молитва, особенно к Матери Божией.

Поэтому я считаю, что служение в Белозерке было для меня хорошей школой жизни. Я был один священник на весь район, было много невосстановленных храмов – в Советском, Рычково, Усть-Суерском, в Мендерском…

g9SkqJ38Bm4.jpg

Приходилось служить по разным деревням. Помню, в одно лето мы всем приходом объезжали деревни и крестили желающих. Люди ждали этого, мы с ними проводили беседы, как могли. Служение сельского священника сильно отличалось от городского. Тут в общении с людьми другая специфика, не такая, как Александро-Невском соборе. Надо было потрудиться, и я считаю, что всё получилось. Как могли, так трудились, молились, служили.

Что мне нравилось – в храм приходило много новых людей, и не только пожилые женщины. Приход рос. Тогда я начал понимать, что приходская жизнь – это не просто служба в храме. Это и посещение организаций, детских образовательных учреждений. Там общение налаживалось легко и быстро. Когда ты приходишь с добрыми намерениями и открываешь своё сердце, то люди навстречу тебе открывают своё сердце. Слово Божие сильно влияет на человека! Люди, видя твою искренность, через тебя начинают тянуться к Богу. Здесь нельзя фальшивить, люди это сразу чувствуют.

iHyQm0i-zKs.jpg

Приходилось взаимодействовать с различными организациями: с библиотекой проводили различные мероприятия, со спортивной школой начали организовывать теннисные турниры, к примеру, в честь праздника Пасхи, и приглашали на них детей; с Домом культуры начали проводить концерты. Это было всё впервые, и люди чувствовали радость от присутствия священника, от его участия в жизни района. Тем более, что до этого батюшки в Белозерке были приезжие, а я тут жил, и мне время позволяло откликаться на все предложения участвовать в мероприятиях. Постепенно люди к этому привыкли, а у меня появился такой вот очень радостный опыт.

Введенка, Чимеево, Мостовское, Усть-Суерское

- Через 5,5 лет меня снова назначили во Введенку вторым священником на полгода. Спустя непродолжительное время меня перевели в Чимеевский монастырь. Семья продолжала жить в Белозерке, два раза в неделю я ездил служить в монастырь. И для меня это была большая радость – Матерь Божия, которой я молился, взяла меня под Свой покров - как будто родная мама руками обняла. И уже никакое зло не могло коснуться нашей семьи. Наместником обители в то время был отец Феодосий. Он хорошо ко мне отнёсся, с пониманием, помогал на первых порах, я ему очень благодарен. Тот период я вспоминаю как время, наполненное истинным смыслом, молитвой.

Клириком Чимеевского монастыря я отслужил 2,5 года, там было радостно и хорошо. Уходить оттуда не хотел, но приходилось ездить далеко, семью оставлять. А потом меня вызвал владыка Иосиф и назначил настоятелем маленького Богоявленского прихода в селе Мостовском Варгашинского района. Я был этому очень рад. Там прослужил около 1,5 лет, семья продолжала жить в Белозерке. Опять жизнь проходила в дороге, но я воспринял этот этап жизни как очередной урок. Приезжал на приход, который по развитию был на уровне 80-90-х годов, но в этой простоте была своя радость. Ты один, да и слава Богу, никто не мешает.

uEz7taGpj4k.jpg

На Усть-Суерский приход с 1 апреля 2020 года меня назначил митрополит Даниил, точнее, я сам попросился - он ближе к Белозерскому. Тогда он назначил меня ещё и на Боровлянку. Но первая встреча с владыкой Даниилом произошла на Шмаковском приходе, когда я ещё в Мостовском служил. Архипастырь меня поразил своей добротой и простотой. Я очень рад и счастлив, что служу в Усть-Суерском и Боровлянке. И дорога ближе, и прихожан больше, люди хорошие вокруг объединяются. Я понял, что Господь если и даёт потерпеть испытания, то на очень короткое время, Он больше даёт утешения и радости.

Намоленный храм

- Отец Димитрий, Вы за 13 лет священства поменяли несколько приходов, у вас есть что сравнивать. Чем, по-вашему, Усть-Суерский приход отличается от тех, где вы служили раньше?

DrJf6bOgTjk.jpg

- Мне всегда хотелось служить в большом намоленном храме, но чаще приходилось служить в маленьких приспособленных домиках. А Усть-Суерский храм удивляет меня неизведанностью, богатой историей. Всё неизвестное притягивает, хочется узнать историю храма, его создания, его архитектуру. Там есть престол святителя Николая, это тот святой, которому я начал молиться с первых шагов своего воцерковления, и теперь святитель – не только наш скорый помощник, но и член нашей семьи, он нас ведёт по жизни. В своих молитвах мы обращаемся к нему как к отцу родному, без него никакое дело не делается.

А люди усть-суерские отличаются непростым характером, могут резко ответить, но они – добрые. И сама Усть-Суерка как островок в современном мире. Здесь по-прежнему вручную доят коров, их жизненные позиции остались такими, как 50-100 лет назад. Они простые и отзывчивые, особенно, когда дело касается храма – приходят и делают, как у себя дома. Я понял, что попал в очень благодатное место.

0geBaMA9u-s.jpg

Когда я пришёл, в храме не было ни дверей, ни окон. И каждое окно, каждая дверь, которая появлялась в храме, становилась такой радостью! Я уже понял, что не надо торопить события, всё сделаем потихоньку, с молитвой. Становление прихода должно происходить одновременно с духовным ростом человека. Если ты «побежишь впереди паровоза», Господь остановит. И поэтому стараюсь поступать более мудро. Растёт приход, люди помогают, молимся вместе, радуемся каждому достижению и приобретению для храма. Понимаем, что не надо торопиться, и учимся этому терпению. Ведь у Святых Отцов мы читаем, что на Руси все храмы возводились с молитвой. Шаг за шагом развивается приходская жизнь, проводим мероприятия, на которые приезжает много людей.

BeLWeyCe9M4.jpg

У вас уже целая традиция сложилась – проводить праздники возле храма. Скоро у нас ещё один праздник будет (разговор проходил 5 октября - ред) - Савватеевский, на который мы людей из других регионов пригласили. 10 октября – день св. Савватия Соловецкого, это вторник, мы с батюшками отслужим Божественную литургию, а само культурное мероприятие мы сделаем в субботу, 7 октября, чтобы люди могли приехать. Будет художественная самодеятельность и турнир по мини-лапте. Пригласили из Кургана учеников православной гимназии, куратора проекта «Игры для всех» Евгения Измайлова, который популяризирует народную игру лапта, а также сборную команду Белозерского района. В программу сельских спортивных игр «Золотой колос» сейчас введена эта игра. В Белозерском районе спорт не на высшем уровне, и мы, как можем, содействуем, вовлекаем молодёжь. Даст Бог, соревнования по лапте возведём в традицию.

-Loef2q2RiQ.jpg

Праздник в честь этого святого пройдёт впервые. Верхний храм с приделом Зосиме и Савватию Соловецким ещё не восстановлен, но мы решили подготовить духовный фундамент этому, заранее позаботились, чтобы пошло дело, кирпичик к кирпичику. Такая сложилась традиция. Это правильно, это надёжно. Мне раньше хотелось сразу «строить храм», а духовного фундамента-то не было, на песке пытался строить. Эти ошибки не надо повторять. Я теперь это понимаю – надо снизу начинать: сам растёшь, и храм будет расти.

Коровы как залог процветания края

- Помнится, в Усть-Суерском на базе храма проводили межведомственное совещание по разведению породистых коров?

8gk0cO4X0nk.jpg

- Да. Всё началось с крупнейшего животновода в России Юрия Эдуардовича Инзелиса из Челябинской области, вице-президента «Национальной ассоциации заводчиков герефордского скота». Почетным прихожанином нашего храма является Валерий Юрьевич Шмаков, тоже крупный животновод. В своё время он построил храм на своей малой родине в селе Большое Шмаково Варгашинского района, я там какое-то время служил, мы с ним познакомились и начали дружить. Он меня свёл со своим другом – Юрием Инзелесом. Когда меня перевели на Усть-Суерский храм, то я узнал, что Валерий Юрьевич помогал его восстанавливать ещё в начале 2000-х, и предложил ему снова принимать участие в Божьем деле. Так всё и произошло по воле Божией, это просто чудо.

Мы встретились и решили – будем делать всё, что можем. Пригласил к нам Юрия Эдуардовича, на тот момент он не был крещен. За год до нашей встречи у него в ДТП погиб сын. Он вспомнил, что видел меня когда-то на венчании Валерия Юрьевича в храме прп. Сергия Радонежского в КГСХА, где мы с его сыном познакомились. Он попросил Шмакова свести его со мной. Пригласили его в Боровлянку, а там на тот момент у храма только стены были. Он приехал на большой-большой машине, вышел из неё, посмотрел. Я к нему подошёл, мол, я и есть тот священник, с которым вы хотели поговорить.

Сели, беседуем, он спрашивает: «А можно покреститься? Я всю жизнь чувствовал, что Бог есть, а сейчас это понял точно». Провёл с ним огласительную беседу, совершил Таинство Крещения. И этот момент его крещения в Боровлянском храме, в обычном деревянном домике, который в то время не был ещё до конца оборудован, послужил отправной точкой наших отношений: меня как священника, его как прихожанина. Мы стали друзьями, как и все наши прихожане. Мы все – друзья, и в храме общаемся как очень близкие люди.

После этого Инзелис приехал в Усть-Суерский храм и сказал – восстанавливать его надо долго и качественно, и предложил начать поднятия животноводства в нашем крае, тогда у людей появятся средства и на храм. После этого 16 октября 2022 года у нас под сводами Свято-Никольского храма в селе Усть-Суерское прошло необычное для церкви событие – открытый разговор представителей администрации Белозерского муниципального округа, мэтров животноводства Курганской области и России с представителями фермерских и личных подсобных хозяйств бывшей Усть-Суерской волости.

На базе хозяйства местного фермера Юрия Валентиновича Устюгова решили разводить коров мясной породы. С того момента прошёл год, хозяйство начало расти. Завезены коровы симментальской породы, планируется довести стадо до 500 голов. Мы с прихожанами решили, когда их хозяйства начнут давать прибыль, тогда они будут выделять десятину на храм. Мне сказали: «Батюшка, будем каждый заниматься своим делом – ты молись, а мы будем скот выращивать, в этом деле мы всё знаем». Так и идёт в нашем храме – каждый занимается своим делом, друг другу не мешаем.

QlxV93boFdo.jpg

Атаман нашего хутора Усть-Суерского Андрей Валерьевич Рахманов, с которым меня тоже свёл Господь, очень активный человек, не раскрывший ещё до конца свой организаторский потенциал. Именно он занимается организацией всех праздников. Мы совместно обсуждаем, назначаем дату, согласуясь с церковными праздниками. Он ещё и краевед. Мы с ним объединили идеи краеведения, православных праздников, работу с молодёжью, миссионерскую работа и спорт.

avgCy4HlWfc.jpg

Кстати сказать, Инзелис – кандидат в мастера спорта по самбо, я по теннису. Он сильно поддержал нас – приобрёл теннисные столы. Так получилось, что мы – специалисты в разных сферах, и это очень радостно. Людей привлекают наши праздники, которые проходят на прихрамовой территории. Есть возможность зайти в храм, пообщаться со священником, с прихожанами. Каждый праздник мы начинаем с богослужения, кто готов – причащается, кто не готов – присматривается. Мы приглашаем как можно больше разных людей. Слава Богу, получается всё.

- Насколько я знаю, вы на своих приходах привлекаете детей и взрослых к теннису?

IMG_20231112_202333.jpg

- Совершенно верно! Так Господь соединяет единомышленников. К примеру, в Боровлянке есть прихожанин Георгий Михайлович Михайлов, профессиональный тренер, руководитель федерации по настольному теннису Тюменской области. Мы стали проводить в сельском клубе соревнования, он привозит воспитанников своей секции, мы их с сельскими детьми соединяем, проводим соревнования. Детям очень нравится. Сейчас мы этот опыт распространили на Белозерку, где проводим Рождественский и Пасхальный турниры, на которые приглашаем сельских детей из Тюменской области, из спортклубов, спортшкол. Приглашаем и взрослых на состязания.

- А средства где берёте?

- Помогают наши прихожане и бывшие спортсмены. На собранные деньги покупаем призы, грамоты, оформляем красиво. Придумали символику нашего храма, так что хорошо получается.

Уча других, учись сам

- Вернёмся к семье. Матушка ваша работает?

- Да, медсестрой в детском отделении районной больницы.

- У вас один ребёнок?

- Да, дочь, Ксения, ей 15 лет.

- Матушка помогает вам в храме?

IMG_20231112_202436.jpg

- Она поёт на клиросе и читает. Научилась, потому что почти все мои приходы были практически пустые, малолюдные. А у матушки есть способности к пению, у нее и слух, и голос хороший, она начала петь на клиросе, когда я ещё был диаконом в Мокроусово. Так Господь всё устроил, что в дальнейшем это пригодилось. А теперь у нас ещё одно чудо – Валерий Юрьевич Шмаков стал петь на клиросе. Теперь они вместе поют на каждой службе, и у них хорошо получается. Для него, как и для нас, храм стал родным.

- Ваши и матушкины родители как-то принимают участие?

- Они на всех моих приходах приезжали на службы, исповедовались, причащались. Мои родители сейчас ходят в Алексеевский храм в Белозерке, полюбили батюшку Давида, и со мной ездят в Боровлянку, в Суерку. То есть, у нас так всё дружно сложилось. Матушкины родители в Кургане, посещают Пантелеймановский храм. Они купили квартиру в Белозерке, хотят жить поближе к нам. Для них тоже было чудом, когда в Кургане они встретили о. Иоанна Юшина

- Где сейчас живёт ваша семья?

20231112_203734 (1).jpg

- У нас частный дом в селе Белозерское. Есть огород, большой сад. Владыка Даниил ещё в Шмаково благословил меня, и я выполняю его благословение, развиваю приусадебное хозяйство. У нас много птицы - куры, гуси, утки. Крупнорогатый скот не держим – не хватает времени: матушка работает посменно, я тоже на приходах много времени провожу.

- Я понимаю, что при такой нагрузке у вас мало свободного времени. Но если оно выпадает, как предпочитаете его проводить?

- Для меня важна физическая активность, поэтому продолжаю заниматься спортом. Мне это помогает жить. Ну и конечно, стараюсь проводить время с семьёй. Финансовое положение не позволяет нам ездить на отдых в дальние края. Но когда отрываешься от дел, то успокаиваешься. Общаюсь с матушкой, с дочерью, к родителям хожу в гости. Пьём чай, разговариваем. Родственное общение умиротворяет.

- Чем вы любите заниматься?

Tv_NWRDuzrI.jpg

- Никогда не увлекался ни охотой, ни рыбалкой. Ездим с семьёй за грибами. Я служу в Боровлянке, которую называют грибным краем, так что с грибами мы дружим, их любим (улыбается). В этом году очень много набрали. Давно такого урожая не было – рыжики, белые грибы. Все собирают, и мы тоже, на зиму заготавливаем.

Мне очень интересно проводить мероприятия. Подготовка занимает много времени и сил, но от этого не устаёшь. Для меня важна встреча с новыми людьми, общение с прихожанами. Мы с ними перезваниваемся каждый вечер, рассказываем друг другу о событиях дня. Очень радостно, что рядом со мной есть люди, которые тебя понимают и поддерживают. Это самое дорогое в жизни. Когда ты один, то начинаешь сохнуть, как цветок без полива. А Господь и храм объединяют.

- Отец Димитрий, педагогическое образование помогает вам в служении?

- Очень сильно помогает! Когда я проводил спортивные занятия с детьми, то обязательно к ним готовился – как объяснить, что рассказать. И с времён тренерской деятельности осталась любовь к общению с детьми. Они же такие открытые, чистые! И тогда, в спортивной обстановке, и сейчас, в обстановке храма, мне легко с ними общаться. Но дети чувствуют любую фальшь. Я это понял, когда только начинал работать педагогом, - ребёнок доверяет тебе и идёт за тобой только тогда, когда видит открытым. И сейчас, когда дети приезжают на экскурсию в храм, я с ними разговариваю с предельной искренностью, потому что понимаю – он смотрит глубоко тебе в душу. Для него главное понять – правду ли ты говоришь, какие-то сложные вещи он не поймёт, но атмосферу искренности впитает. И доброе семя позже даст плоды.

8f60b6ce8666f4bedeb97b726d0156a2.jpg

То же и в спортивных состязаниях, которые мы проводим: сначала соревнования, потом награждение, обращаешься к ребятам со словами, в которых это событие увязываешь с духовностью, с храмом. Дети любят спорт, а в такие моменты они полностью раскрываются, до них проще достучаться. В такой атмосфере священнику легче всего служить.

- Каждый священник должен иметь духовное образование. У вас как обстоят дела с этим?

20012883e3230ea956949cb658dd7424.jpg

- Учусь в Екатеринбургской семинарии, почти окончил, осталась дипломная работа. Уже и тему почти выбрал, она будет связана со спортом. Я когда-то написал диплом на тему «Духовно-нравственное воспитание ребёнка в условиях учреждения допобразования». Посоветовался с наставниками, решили просто переделать, адаптировать (что-то убрать, что-то добавить) – в условиях храма. Писать о том, чего не понимаешь, нет смысла. А эта тема мне очень близка.

– Случались ли сожаления, что выбрали этот жизненный путь?

xSoGB_J6QgY.jpg

- Были моменты, когда терял почву под ногами. А мыслей, что пошёл этим путём, и сожаления не было. Были только раздумья, как всё вынести, как пронести свой крест? Ответ на эти вопросы приходит позже, когда появляется опыт священнического служения. Мне всё приходится постигать методом проб и ошибок. Хотелось бы, конечно, чтобы всё легче проходило.

- Каким главным принципом руководствуетесь в жизни, в служении?

IqiAbWCS7xw.jpg

- Уча – учись. А по отношению к людям – относись к другим так, как хотел, чтобы к тебе относились. Это главный мой девиз. Хочешь, чтобы тебя полюбили – старайся полюбить человека с его недостатками, с его хорошими сторонами. Старайся увидеть в нём образ Божий, добро, которое в нём есть, и тем руководствуйся в отношениях с ним. А на плохое, которое есть в каждом, и во мне тоже, стараться закрывать глаза.

Беседовала Татьяна Маковеева.

Назад к списку