Русская Православная Церковь
Курганская епархия
По благословению
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила
Протоиерей Анатолий Бородин: «С близким человеком можно не говорить… Достаточно слышать, как он дышит»
20 Марта, 2023
![Протоиерей Анатолий Бородин: «С близким человеком можно не говорить… Достаточно слышать, как он дышит»](/upload/resize_cache/iblock/fb7/940_625_1/fb7468cd65bea6c5404ad71f62f030eb.jpg)
- Отец Анатолий, вы родились 6 апреля 1955 года в городе Верхний Уфалей. Кто были ваши родители?
![Отец мать бабушка Таисия дядя Саша мне - 25 года брату - 8 месяцев.jpg Отец мать бабушка Таисия дядя Саша мне - 25 года брату - 8 месяцев.jpg](/upload/medialibrary/a74/a748d159d940c755ef2b81753217d4dd.jpg)
- Отец – машинист, мама тоже работала на железной дороге. Нас в семье два сына – я и младший брат Сергей. В Уфалее я проучился 8,5 классов, и родителей перевели в Казахстан, на станцию Пресногорьковскую. В Курган я попал после соревнований по баскетболу (рост отца Анатолия 194 см – ред.), 9-й класс заканчивал во второй школе-интернате, а 10-й в железнодорожной школе № 30. Параллельно занимался баскетболом в ДЮСШ-2.
- Вы занимались спортом, но поступили не на физфак пединститута, а в машиностроительный. Почему?
![Студенческие годы.jpg Студенческие годы.jpg](/upload/medialibrary/6ae/6ae35119c596be4f3136c481f4c3e9c1.jpg)
- Склонился к учёбе в КМИ, пошёл на факультет «Автомобили и автомобильное хозяйство», окончил его в 1977 году. В институте была военная кафедра, поэтому в армии не служил. В военном билете – старший лейтенант запаса.
На распределении выбрал в Челябинск, работал там на АМЗ до 1980 года, затем вернулся в Курган и поступил на Курганармхиммаш. Хоть Челябинск был мне ближе по рождению, но Курган ближе к Казахстану, к родителям. Да и знакомых здесь было больше.
В 1983 году перевёлся на Курганприбор, где работал инженером-программистом до 1987 года, затем стал работать по этой же специальности в промышленно-торговом объединении «Лодия».
В храм через клирос
- В вашей автобиографии написано, что с 23 марта 1993 года вы – алтарник Свято-Духовской церкви города Кургана. Как это случилось? Когда вы приняли Крещение, когда задумались о Боге? Почему оставили должность инженера-программиста?
![Смолино. 1993 г.jpg Смолино. 1993 г.jpg](/upload/medialibrary/930/9304e7896337f4e760bb06d47d3f1604.jpg)
- Пел в хоре я ещё с младших классов. А при Дворце культуры ПО «Курганармхиммаш» существовал народный академический хор под руководством замечательного Александра Николаевича Михайленко, который и принял меня в теноры. Со мной вместе пел Сергей Бесценный (сейчас уже покойный), очень хороший бас, и его жена – аккомпаниатор Нина. Однажды они меня позвали в Смолино вместе петь на клиросе, говорят, мол, бабушки будут рады. Сходили раз, другой, и стали по субботам и воскресеньям петь на клиросе постоянно.
В Смолино я и крестился вскоре, в 1992 году. Настоятелем тогда был отец Николай Чирков. Иногда приходил послужить отец Григорий Пономарёв, уже находившийся на покое и сильно болевший. Были ещё отец Евгений Смирнов, диакон Владимир Шмаков.
Два дня в неделю проводил на клиросе. На работе у меня был скользящий график, и по воскресеньям я не всегда мог быть на службе. При этом в храме были очень хорошие люди, добрая и радостная атмосфера. Приходил с утра, служба, акафист, затем ещё репетиция. Уже дело к вечеру, и целый день все друг к другу относятся доброжелательно. На другой день иду на работу, надеясь, что и там также будет хорошо, без ссор и обвинений. Прихожу, а мне начинают разборки устраивать, и хоть ты не виноват, но смотришь – через полчаса настроение уже испорчено. Такой вот контраст.
![В Смолино 1993г.jpg В Смолино 1993г.jpg](/upload/medialibrary/398/398ffb5a14925e9ae5db82fd0566c50c.jpg)
Священник Дмитрий Алфёров (уже покойный) собрался переезжать в Челябинск, и отец Николай спросил меня, не хочу ли я послужить Церкви? Я сначала сомневался: программист, работа устраивает, потом думаю - а чего, собственно, боюсь-то? Тем более, что через какое-то время обычная атмосфера на предприятии стала тяготить. Спросил у отца Николая – а скучно не будет? Он улыбнулся, нет, говорит. Так и пошёл в алтарники.
- В марте 1993 года вы стали алтарником, На тот момент вам было уже 37 лет, уже не юный возраст. Через 2,5 месяца, 7 июня, вас рукоположили в диаконы, а 18 июня – уже в иереи. Вас не пугала эта стремительность и то, что вы практически не знали богослужения?
![Свято-Духовский храм (1996г.).jpg Свято-Духовский храм (1996г.).jpg](/upload/medialibrary/03f/03f19255443a89218c0e2f9754f08944.jpg)
- Ну, так я же не сам напросился, меня позвали. Тем более, поступая в алтарники, я не знал, сколько им пробуду. Сейчас понятно, что требовались священники, и нужно было учиться на ходу. Отцу Евгению Смирнову поручили меня учить, он был мне вроде няньки, а отец Николай стал для меня примером. Да я и сам стремился узнавать, профессия научила, ведь работа программистом – это не однообразный конвейер, где пассивно ручку дёргаешь, и всё.
На тот момент в Кургане было только два храма, притом Александро-Невский только-только передали верующим, он до недавнего времени был краеведческим музеем. В основном люди приходили креститься в Смолино, там до сотни людей в день было.
Помнится, что передача Александро-Невского храма проходила не просто. Здание, где сейчас трапезная, занимал отдел культуры, так его сотрудники говорили – мы вам здание никогда не отдадим, даже не надейтесь! Но как они ни упирались, ни спорили, Бог решил по-другому.
Из Богоявленского в Георгиевский
- С 14 июня 1997 года епископ Михаил перевёл вас штатным священником в новый Богоявленский (ныне Рождественский) приход, где настоятелем стал отец Николай Чирков.
![Богоявленский храм. Начало. Отцы братия и сестры..jpg Богоявленский храм. Начало. Отцы братия и сестры..jpg](/upload/medialibrary/2bd/2bd0ecba61b63e23b1bfe43158d01a5a.jpg)
- Да. Мы начали перестраивать переданный приходу клуб Продольного водопровода. Много людей участвовало, работали воодушевлённо. Там я прослужил пять лет.
![Награждение прямым крестом.jpg Награждение прямым крестом.jpg](/upload/medialibrary/a5f/a5fc59ad07e549d81654ec34ef213bb4.jpg)
В конце апреля 2002 года меня назначили настоятелем Георгиевского прихода на Увале. Храм уже был построен, но не удачно: крыша протекала, печка практически не грела. Я-то ещё хорошо попал, весной, когда уже теплее стало. А отец Игорь Беззубцев, которому пришлось служить в самый холод, рассказывал: прихожу утром на службу - в ведре на полу вода замёрзла, масло в лампадке мышь погрызла и тут же спит на тряпочке. Труба в печи была выведена в окно, тяга очень плохая, дыму много, и только сын о. Владимира, Георгий мог эту печку растапливать. Клиросные певчие стояли лицом к печке, а когда священник возглас давал, поворачивались, говорили «Господи, помилуй!» и опять к печке. И все с нетерпением ждали, когда служба закончится, потому что на улице было теплее. Как они это всё перетерпели!
![Храмовый праздник. Выступает воскресная школа..jpg Храмовый праздник. Выступает воскресная школа..jpg](/upload/medialibrary/46d/46d0460f33b9d3b86482732065bbdda8.jpg)
Утепляли храм мы все годы моего там служения. Даже летом пока солнце не выглянет, крышу железную не нагреет, в храме было холодно. В том же году печку заменили, трубу переделали. Всё было по принципу «Голь на выдумки хитра». Сначала маленькую железную печечку купили, поставили её в притвор, где дежурные сидели. Потом эту печку приспособили в храм, стало потеплее, и дым не шёл внутрь. А уж позже купили большую печку, помню, как курсанты её в храм затаскивали. Тогда уж более-менее хорошо зажили. Наверное, во второе лето даже оштукатурили здание снаружи соломой с глиной и побелили его. Владыка Михаил проезжал и заметил – это что за мазанка? Мы сказали, что позже храм обошьём деревом, а пока возможности нет.
![Так выглядел оштукатуренный Георгиевский храм.jpg Так выглядел оштукатуренный Георгиевский храм.jpg](/upload/medialibrary/6fe/6fea03026ebec00ab57796273ed2f179.jpg)
Потом мы стены обшили досками, покрыли лаком. Изнутри крышу стали утеплять пенопластом и досками, чтобы тепло не уходило.
Я вот думаю, что есть стройки для себя, а есть не для себя. Храм как раз по второй категории строили. Конечно, отцу Георгию, который этим занимался, было тяжко. Чтобы средства получить, ему даже самому торговать яйцами приходилось. Ну и торопились, наверное, поэтому так и получилось: брёвна тонкие, храм большой, купол объёмный…
Уже гораздо позже стараниями благотворителя Сергея Андреевича батареи повесили, газ подключили. Очень нам помог Константин Горячев, будущий священник. Под его руководством перестроили крышу, и тогда у нас перестало течь с потолка. Мы звонницу построили, раба Божия Елисавета пожертвовала нам колокола.
-Вы всё время один служили?
![На храмовом празднике в Георгиевском приходе.jpg На храмовом празднике в Георгиевском приходе.jpg](/upload/medialibrary/ef9/ef9ec8a0d706623918ca5859d9d0b635.jpg)
- Нет. Какое-то время со мной служил диаконом отец Иоанн Ушаков, потом были Виталий Гагин, Михаил Шушарин. Но не долго, видимо, со мной трудно ужиться (улыбается). Я никого не заманивал и не удерживал.
- Храм был сразу гарнизонный?
![Закладка храма вмч. Георгия Победоносца 4 октября 1995г .jpg Закладка храма вмч. Георгия Победоносца 4 октября 1995г .jpg](/upload/medialibrary/13f/13fc458b3e064f11410879afc86152ac.jpg)
- Да, его помогал строить генерал Усманов. С его участием прошло малое освящение храма
- И вам дали послушание работать в епархиальном отделе по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, а потом возглавлять его.
- Да. Два-три раза в год меня приглашали в Курганский военный институт - на Рождество, Пасху, на церемонию выпуска. Ковид все связи перерубил…
-А с клиросом как решали, вы же сами поющий батюшка?
![С клиросом.jpg С клиросом.jpg](/upload/medialibrary/02b/02b826dda756935b0a4b2bbcb243ace5.jpg)
-Довольствовался теми, кто уже был, никого не заманивал специально, понимал, что это бесполезно. Человек сначала прикипает к храму, а потом начинает что-то делать, и это ему не в тягость, а в радость. А если человек не привык к храму, он быстро убегает. У нас атмосфера особая была, подолгу шла служба, я же один был; частые крестные ходы проходили, а после этого мы ещё сидели в трапезной часов до 8 вечера, пили чай, разговаривали. Я иногда и в 10 уходил. Мы никуда не спешили, хотя не всем это нравилось, на меня даже жаловались – почему в других храмах службы быстро проходят, а у нас – долго? (улыбается)
Православное трезвление
- Вам в эти годы было дано послушание вести в епархии работу по трезвлению?
![Бородин.jpg Бородин.jpg](/upload/medialibrary/3af/3af5b662a02b6b1d44c5e07c7bf1ab38.jpg)
- Да. На уровне Патриархии эту работу начал отец Димитрий Смирнов, который с 2003 года возглавлял Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, который координировал работу более двух тысяч «военных» священников. Он был включен в состав Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы. Нас периодически собирали на учёбу, в Москве, в Рязани, на Байкале были сборы. В марте 2016 года в Ганиной Яме проходила XIII встречу православных трезвенников Уральского региона, в которой я тоже участвовал.
А почему именно мне поручили заниматься трезвлением? Наверное, потому что к 2008 году я уже совершенно прекратил употреблять спиртное, и мне сказали – раз ты не пьёшь, то давай займись этой работой.
Меня отправили на региональный слет трезвенников на озере Увильды, где и принял обет трезвения на всю жизнь. В слетах трезвенников (в том числе и в Меркушино) мы участвовали не по разу в год. На приходе начал с того, что в нашем храме еженедельно читался акафист перед иконой «Неупиваемая чаша», а с праздничных столов исчезло спиртное. Новогоднюю ночь трезвенники встречали в храме, молились, акафист читали, проводили молебен на принятие обета трезвости, смотрели фильмы и общались за постным столом. Проводили беседы и акафист с пациентами наркологического диспансера, даже однажды дети из храмовой воскресной школы концерт для них устроили, хоть детям и их родителям было страшно идти туда. У нас была организована «Школа трезвения», епархиальное общество «Трезвение».
В этой работе у нас человек 15 участвовали. Было больше, когда акафист перед иконой Божией Матери «Неупиваемая чаша» проводился в Александро-Невском соборе. А когда стали в Георгиевском соборе проводить, народу поубавилось – мол, далеко ездить.
Почему-то все считают себя непьющими, хотя позволяют себе принять в праздник или на день рождения рюмочку. Начинаешь подробно выспрашивать, и выясняется, что человек чуть ли не каждую неделю употребляет… Надо же не просто бросить, а хотеть увидеть ту трезвую жизнь, которая открывается впереди. Я перед Богом принял обет на всю жизнь и держусь его.
Каждому, кто даёт обет, вручается обетная грамота, в которой указывается, на какой срок человек обязуется не употреблять спиртное. В царской России допускалось даже на две недели брать обет тем, кто без спиртного не мог обходиться. Сейчас работа по трезвлению ведётся на Порт-Артурском приходе, хотя я не отказываюсь беседовать с желающими бросить пить и начать жить трезво. Но чаще ко мне приходят не сами пьющие, а их родственники
Когда меня перевели в Рождественский храм, то я эту работу вести перестал, хотя отец Владимир Алексеев и предлагал. Но у меня тут началось лечение от всяких болезней, которые накопились за многие годы, когда один служил и не на кого было храм оставить, да ещё пару раз ковидом переболел.
Кстати, мой брат тоже не пьёт.
Закалка тела и духа
- Отец Анатолий, в архиве я нашла номер «Православной газеты», выпущенной в 2008 году к 15-летию Курганской епархии. Там про вас написано, что «среди прихожан он пропагандирует здоровый образ жизни как основу нравственно здоровой души. Вместе ездят в Далматовский монастырь купаться в холодной купели». Было такое?
![Крещенские купальщики из Георгиевского прихода.jpg Крещенские купальщики из Георгиевского прихода.jpg](/upload/medialibrary/106/1063b7ddc78cb14076986cc8322d6f21.jpg)
- Было! Было и другое. Вспоминаю смешной случай: я и две пожилые женщины до поздней осени купались в Тоболе. У берега уже лёд был, и, чтобы зайти в воду и не порезаться, мы, две бабушки и я, этот лёд палками разбивали. По дамбе шёл мужчина, увидел нас и говорит: «Женщины, вы что, одумайтесь?». Одна из бабушек обернулась, говорит: «Мил человек, иди своей дорогой!». И дальше стала долбить. Потом мы искупнулось.
- Помогало ли вам в служении то, что в юности занимались спортом?
- Конечно помогало! Если человек не движется, он начинает болеть. Баскетболом я занимался в школе, в институте, и даже когда работал, в «Зауралец» продолжал ходить.
- А сейчас вы физкультурой занимаетесь?
- Мне после инфаркта врач сказал – никаких нагрузок, больше 3 кг не поднимать. Плюс у меня ещё глаукома на глазах была. То ли берегусь, то ли ленюсь … (улыбается)
Обет безбрачия
- Из своего опыта работы в православной журналистике я знала, что священничество делится на «белое» и «чёрное». «Белое» – это женатые батюшки, у которых есть супруга, дети; «чёрное» – это монахи. Готовясь к разговору с вами, узнала, что вы никогда не были женаты, но при этом состоите в священническом сане и не монах. Вы какой священник?
![042821 (150).jpg 042821 (150).jpg](/upload/medialibrary/f96/f9662f924355a9060cb3fc602340a153.jpg)
- «Белый», но целибат (в состоянии без брака). То есть, мужчина, принимающий сан священника, остаётся в своём семейном положении навсегда - если был женат, то останется женатым, если был холостым, то даёт обет безбрачия. Если же холостой священник идёт в монахи, то он дополнительно принимает ещё монашеские обеты послушания и нестяжания или нищеты.
- А почему вы не женились по молодости?
- Хороший вопрос. Да кто бы меня вынес-то с моим характером? (улыбается). Не все же женятся, есть люди без тяги к семье и детям, одиночки, по сути. Я ближе к последним.
- А вы не жалеете о своём выборе остаться одиноким?
- Если бы пожалел, то не сидел бы тут. Ничего повторить невозможно, даже если сильно захочешь. Где сейчас то Смолино, в храм которого люди зачастую пешком приходили рано утром и сами пели акафист? Им это было нужно! Сейчас, чтобы та жизнь повторилась, надо жить голодненько, думать о других людях. Уступать им, стремиться к справедливости, не выгораживать своих и т.д. Тогда был дефицит священников и храмов, а сейчас дефицит прихожан.
- Предположим, придёт к вам внучатый племянник, попросит совета – идти или не идти в священники? Что вы ему посоветуете?
![042821 (93).jpg 042821 (93).jpg](/upload/medialibrary/dff/dffe4002c359252902038eeb2e3506c6.jpg)
- Я ему скажу: «Если ты спрашиваешь об этом, то вряд ли тебе это надо». Моё мнение такое: сначала человек прикипает к чему-то, а затем эта тяга перерождается во что-то более серьёзное. Но далеко не у всех. Сколько людей годами находятся при храме, но они остаются хорошими прихожанами, а не священниками. Есть женщины-прихожанки, которые не стали монашками, хотя живут по-другому. Да, скорее всего, племянник пришёл бы не ко мне, а к кому-то другому, потому что не у меня будет служить, а там, где на него опытным глазом бы посмотрели и сказали – подходит он или нет. Отец Николай Чирков приходил к нам на клирос, пел с нами, приглядывался. У отца Николая совершенно другой уровень опыта, я пытался понять, чем он руководствовался, предлагая службу в Церкви. Он, бесспорно, обладает каким-то притяжением, ведь благодаря ему более десятка священников появилась у нас. Это не чудо, а закономерность.
- У вас специального образования нет?
- Нет. Поучился заочно в Тобольской семинарии, но бросил.
![011522 (217).jpg 011522 (217).jpg](/upload/medialibrary/71f/71f465210f16e4c27d07b8bb62b6e29d.jpg)
Протоиерей Анатолий Бородин: «С близким человеком можно не говорить… Достаточно слышать, как он дышит», изображение №21
Самообразование? Даже не знаю. Если есть потребность в церковных знаниях, её надо удовлетворять. Привожу пример: представьте, вы родились в деревне, но в ней никогда не жили, привыкли к городским удобствам, а потом приехали в деревню и не понимаете, почему люди рано встают, зачем куда-то с вёдрами идут? Потом выясняется, что морковь-то в огороде растёт, а не в магазине и т.д. И жизнь человека, вернувшегося на родину, наполняется смыслом. Здесь то же самое. Причём, у нас же свободная воля, нас никто никуда не гонит. Малыша не пытаются побоями заставить быстрее вырасти и стать взрослым (если, конечно, родители не сумасшедшие). И здесь – Господь видит волю человека и по силам ему даёт.
Хуже всего, когда знаешь, как надо, но делаешь по-другому. … Человеку главное самому не хитрить, выполнять то, что он может. В противном случае себя же обманываешь, больше никого.
- О чем чаще всего вас спрашивают прихожане, каких советов просят?
![042821 (81).jpg 042821 (81).jpg](/upload/medialibrary/41f/41f44c563cde2f99f6d73a56c4ff7144.jpg)
Протоиерей Анатолий Бородин: «С близким человеком можно не говорить… Достаточно слышать, как он дышит», изображение №22
- Ладно бы совета просили, но чаще всего толкуют о деньгах, о материальных благах, например, что мне с квартирой делать? Сейчас нас реклама затачивает, что человек может болтать, что угодно – про те же деньги, про то, что квартира не устраивает, что ему тяжело – но на самом деле ему не об этом надо спрашивать у священника, только он не понимает, почему ему тяжело, и выхода не видит. Здесь священник помочь может советом, но если человек неверующий, то какой смысл ему от тебя? Пытаешься ему объяснить, что его мучает, а он своё гнёт. Объясняешь, а ему не интересно, и помощи он не хочет, и остаётся на своём – так свободная воля работает. И переубеждать его смысла нет. Это ему надо, а не мне.
- А глупые вопросы задают, смешные?
- Вот сейчас, например (смеётся). С человеком можно не только говорить, но и молчать, слушать, как он дышит. Нужно исходить из пользы для спасения его души. Надо чтобы не нас любили, а мы любили – так Господь учит. Если ты не знаешь, как помочь, ну хотя бы скажи: «Помоги ему, Господи!».
- А у вас получается исходить из интересов другого человека?
– Я просто пытаюсь это всё время иметь в виду, стараюсь понять, зачем этот человек ко мне обратился.
Беседовала Татьяна Маковеева.
Назад к списку
![Отец мать бабушка Таисия дядя Саша мне - 25 года брату - 8 месяцев.jpg Отец мать бабушка Таисия дядя Саша мне - 25 года брату - 8 месяцев.jpg](/upload/medialibrary/a74/a748d159d940c755ef2b81753217d4dd.jpg)
- Отец – машинист, мама тоже работала на железной дороге. Нас в семье два сына – я и младший брат Сергей. В Уфалее я проучился 8,5 классов, и родителей перевели в Казахстан, на станцию Пресногорьковскую. В Курган я попал после соревнований по баскетболу (рост отца Анатолия 194 см – ред.), 9-й класс заканчивал во второй школе-интернате, а 10-й в железнодорожной школе № 30. Параллельно занимался баскетболом в ДЮСШ-2.
- Вы занимались спортом, но поступили не на физфак пединститута, а в машиностроительный. Почему?
![Студенческие годы.jpg Студенческие годы.jpg](/upload/medialibrary/6ae/6ae35119c596be4f3136c481f4c3e9c1.jpg)
- Склонился к учёбе в КМИ, пошёл на факультет «Автомобили и автомобильное хозяйство», окончил его в 1977 году. В институте была военная кафедра, поэтому в армии не служил. В военном билете – старший лейтенант запаса.
На распределении выбрал в Челябинск, работал там на АМЗ до 1980 года, затем вернулся в Курган и поступил на Курганармхиммаш. Хоть Челябинск был мне ближе по рождению, но Курган ближе к Казахстану, к родителям. Да и знакомых здесь было больше.
В 1983 году перевёлся на Курганприбор, где работал инженером-программистом до 1987 года, затем стал работать по этой же специальности в промышленно-торговом объединении «Лодия».
В храм через клирос
- В вашей автобиографии написано, что с 23 марта 1993 года вы – алтарник Свято-Духовской церкви города Кургана. Как это случилось? Когда вы приняли Крещение, когда задумались о Боге? Почему оставили должность инженера-программиста?
![Смолино. 1993 г.jpg Смолино. 1993 г.jpg](/upload/medialibrary/930/9304e7896337f4e760bb06d47d3f1604.jpg)
- Пел в хоре я ещё с младших классов. А при Дворце культуры ПО «Курганармхиммаш» существовал народный академический хор под руководством замечательного Александра Николаевича Михайленко, который и принял меня в теноры. Со мной вместе пел Сергей Бесценный (сейчас уже покойный), очень хороший бас, и его жена – аккомпаниатор Нина. Однажды они меня позвали в Смолино вместе петь на клиросе, говорят, мол, бабушки будут рады. Сходили раз, другой, и стали по субботам и воскресеньям петь на клиросе постоянно.
В Смолино я и крестился вскоре, в 1992 году. Настоятелем тогда был отец Николай Чирков. Иногда приходил послужить отец Григорий Пономарёв, уже находившийся на покое и сильно болевший. Были ещё отец Евгений Смирнов, диакон Владимир Шмаков.
Два дня в неделю проводил на клиросе. На работе у меня был скользящий график, и по воскресеньям я не всегда мог быть на службе. При этом в храме были очень хорошие люди, добрая и радостная атмосфера. Приходил с утра, служба, акафист, затем ещё репетиция. Уже дело к вечеру, и целый день все друг к другу относятся доброжелательно. На другой день иду на работу, надеясь, что и там также будет хорошо, без ссор и обвинений. Прихожу, а мне начинают разборки устраивать, и хоть ты не виноват, но смотришь – через полчаса настроение уже испорчено. Такой вот контраст.
![В Смолино 1993г.jpg В Смолино 1993г.jpg](/upload/medialibrary/398/398ffb5a14925e9ae5db82fd0566c50c.jpg)
Священник Дмитрий Алфёров (уже покойный) собрался переезжать в Челябинск, и отец Николай спросил меня, не хочу ли я послужить Церкви? Я сначала сомневался: программист, работа устраивает, потом думаю - а чего, собственно, боюсь-то? Тем более, что через какое-то время обычная атмосфера на предприятии стала тяготить. Спросил у отца Николая – а скучно не будет? Он улыбнулся, нет, говорит. Так и пошёл в алтарники.
- В марте 1993 года вы стали алтарником, На тот момент вам было уже 37 лет, уже не юный возраст. Через 2,5 месяца, 7 июня, вас рукоположили в диаконы, а 18 июня – уже в иереи. Вас не пугала эта стремительность и то, что вы практически не знали богослужения?
![Свято-Духовский храм (1996г.).jpg Свято-Духовский храм (1996г.).jpg](/upload/medialibrary/03f/03f19255443a89218c0e2f9754f08944.jpg)
- Ну, так я же не сам напросился, меня позвали. Тем более, поступая в алтарники, я не знал, сколько им пробуду. Сейчас понятно, что требовались священники, и нужно было учиться на ходу. Отцу Евгению Смирнову поручили меня учить, он был мне вроде няньки, а отец Николай стал для меня примером. Да я и сам стремился узнавать, профессия научила, ведь работа программистом – это не однообразный конвейер, где пассивно ручку дёргаешь, и всё.
На тот момент в Кургане было только два храма, притом Александро-Невский только-только передали верующим, он до недавнего времени был краеведческим музеем. В основном люди приходили креститься в Смолино, там до сотни людей в день было.
Помнится, что передача Александро-Невского храма проходила не просто. Здание, где сейчас трапезная, занимал отдел культуры, так его сотрудники говорили – мы вам здание никогда не отдадим, даже не надейтесь! Но как они ни упирались, ни спорили, Бог решил по-другому.
Из Богоявленского в Георгиевский
- С 14 июня 1997 года епископ Михаил перевёл вас штатным священником в новый Богоявленский (ныне Рождественский) приход, где настоятелем стал отец Николай Чирков.
![Богоявленский храм. Начало. Отцы братия и сестры..jpg Богоявленский храм. Начало. Отцы братия и сестры..jpg](/upload/medialibrary/2bd/2bd0ecba61b63e23b1bfe43158d01a5a.jpg)
- Да. Мы начали перестраивать переданный приходу клуб Продольного водопровода. Много людей участвовало, работали воодушевлённо. Там я прослужил пять лет.
![Награждение прямым крестом.jpg Награждение прямым крестом.jpg](/upload/medialibrary/a5f/a5fc59ad07e549d81654ec34ef213bb4.jpg)
В конце апреля 2002 года меня назначили настоятелем Георгиевского прихода на Увале. Храм уже был построен, но не удачно: крыша протекала, печка практически не грела. Я-то ещё хорошо попал, весной, когда уже теплее стало. А отец Игорь Беззубцев, которому пришлось служить в самый холод, рассказывал: прихожу утром на службу - в ведре на полу вода замёрзла, масло в лампадке мышь погрызла и тут же спит на тряпочке. Труба в печи была выведена в окно, тяга очень плохая, дыму много, и только сын о. Владимира, Георгий мог эту печку растапливать. Клиросные певчие стояли лицом к печке, а когда священник возглас давал, поворачивались, говорили «Господи, помилуй!» и опять к печке. И все с нетерпением ждали, когда служба закончится, потому что на улице было теплее. Как они это всё перетерпели!
![Храмовый праздник. Выступает воскресная школа..jpg Храмовый праздник. Выступает воскресная школа..jpg](/upload/medialibrary/46d/46d0460f33b9d3b86482732065bbdda8.jpg)
Утепляли храм мы все годы моего там служения. Даже летом пока солнце не выглянет, крышу железную не нагреет, в храме было холодно. В том же году печку заменили, трубу переделали. Всё было по принципу «Голь на выдумки хитра». Сначала маленькую железную печечку купили, поставили её в притвор, где дежурные сидели. Потом эту печку приспособили в храм, стало потеплее, и дым не шёл внутрь. А уж позже купили большую печку, помню, как курсанты её в храм затаскивали. Тогда уж более-менее хорошо зажили. Наверное, во второе лето даже оштукатурили здание снаружи соломой с глиной и побелили его. Владыка Михаил проезжал и заметил – это что за мазанка? Мы сказали, что позже храм обошьём деревом, а пока возможности нет.
![Так выглядел оштукатуренный Георгиевский храм.jpg Так выглядел оштукатуренный Георгиевский храм.jpg](/upload/medialibrary/6fe/6fea03026ebec00ab57796273ed2f179.jpg)
Потом мы стены обшили досками, покрыли лаком. Изнутри крышу стали утеплять пенопластом и досками, чтобы тепло не уходило.
Я вот думаю, что есть стройки для себя, а есть не для себя. Храм как раз по второй категории строили. Конечно, отцу Георгию, который этим занимался, было тяжко. Чтобы средства получить, ему даже самому торговать яйцами приходилось. Ну и торопились, наверное, поэтому так и получилось: брёвна тонкие, храм большой, купол объёмный…
Уже гораздо позже стараниями благотворителя Сергея Андреевича батареи повесили, газ подключили. Очень нам помог Константин Горячев, будущий священник. Под его руководством перестроили крышу, и тогда у нас перестало течь с потолка. Мы звонницу построили, раба Божия Елисавета пожертвовала нам колокола.
-Вы всё время один служили?
![На храмовом празднике в Георгиевском приходе.jpg На храмовом празднике в Георгиевском приходе.jpg](/upload/medialibrary/ef9/ef9ec8a0d706623918ca5859d9d0b635.jpg)
- Нет. Какое-то время со мной служил диаконом отец Иоанн Ушаков, потом были Виталий Гагин, Михаил Шушарин. Но не долго, видимо, со мной трудно ужиться (улыбается). Я никого не заманивал и не удерживал.
- Храм был сразу гарнизонный?
![Закладка храма вмч. Георгия Победоносца 4 октября 1995г .jpg Закладка храма вмч. Георгия Победоносца 4 октября 1995г .jpg](/upload/medialibrary/13f/13fc458b3e064f11410879afc86152ac.jpg)
- Да, его помогал строить генерал Усманов. С его участием прошло малое освящение храма
- И вам дали послушание работать в епархиальном отделе по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, а потом возглавлять его.
- Да. Два-три раза в год меня приглашали в Курганский военный институт - на Рождество, Пасху, на церемонию выпуска. Ковид все связи перерубил…
-А с клиросом как решали, вы же сами поющий батюшка?
![С клиросом.jpg С клиросом.jpg](/upload/medialibrary/02b/02b826dda756935b0a4b2bbcb243ace5.jpg)
-Довольствовался теми, кто уже был, никого не заманивал специально, понимал, что это бесполезно. Человек сначала прикипает к храму, а потом начинает что-то делать, и это ему не в тягость, а в радость. А если человек не привык к храму, он быстро убегает. У нас атмосфера особая была, подолгу шла служба, я же один был; частые крестные ходы проходили, а после этого мы ещё сидели в трапезной часов до 8 вечера, пили чай, разговаривали. Я иногда и в 10 уходил. Мы никуда не спешили, хотя не всем это нравилось, на меня даже жаловались – почему в других храмах службы быстро проходят, а у нас – долго? (улыбается)
Православное трезвление
- Вам в эти годы было дано послушание вести в епархии работу по трезвлению?
![Бородин.jpg Бородин.jpg](/upload/medialibrary/3af/3af5b662a02b6b1d44c5e07c7bf1ab38.jpg)
- Да. На уровне Патриархии эту работу начал отец Димитрий Смирнов, который с 2003 года возглавлял Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, который координировал работу более двух тысяч «военных» священников. Он был включен в состав Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы. Нас периодически собирали на учёбу, в Москве, в Рязани, на Байкале были сборы. В марте 2016 года в Ганиной Яме проходила XIII встречу православных трезвенников Уральского региона, в которой я тоже участвовал.
А почему именно мне поручили заниматься трезвлением? Наверное, потому что к 2008 году я уже совершенно прекратил употреблять спиртное, и мне сказали – раз ты не пьёшь, то давай займись этой работой.
Меня отправили на региональный слет трезвенников на озере Увильды, где и принял обет трезвения на всю жизнь. В слетах трезвенников (в том числе и в Меркушино) мы участвовали не по разу в год. На приходе начал с того, что в нашем храме еженедельно читался акафист перед иконой «Неупиваемая чаша», а с праздничных столов исчезло спиртное. Новогоднюю ночь трезвенники встречали в храме, молились, акафист читали, проводили молебен на принятие обета трезвости, смотрели фильмы и общались за постным столом. Проводили беседы и акафист с пациентами наркологического диспансера, даже однажды дети из храмовой воскресной школы концерт для них устроили, хоть детям и их родителям было страшно идти туда. У нас была организована «Школа трезвения», епархиальное общество «Трезвение».
В этой работе у нас человек 15 участвовали. Было больше, когда акафист перед иконой Божией Матери «Неупиваемая чаша» проводился в Александро-Невском соборе. А когда стали в Георгиевском соборе проводить, народу поубавилось – мол, далеко ездить.
Почему-то все считают себя непьющими, хотя позволяют себе принять в праздник или на день рождения рюмочку. Начинаешь подробно выспрашивать, и выясняется, что человек чуть ли не каждую неделю употребляет… Надо же не просто бросить, а хотеть увидеть ту трезвую жизнь, которая открывается впереди. Я перед Богом принял обет на всю жизнь и держусь его.
Каждому, кто даёт обет, вручается обетная грамота, в которой указывается, на какой срок человек обязуется не употреблять спиртное. В царской России допускалось даже на две недели брать обет тем, кто без спиртного не мог обходиться. Сейчас работа по трезвлению ведётся на Порт-Артурском приходе, хотя я не отказываюсь беседовать с желающими бросить пить и начать жить трезво. Но чаще ко мне приходят не сами пьющие, а их родственники
Когда меня перевели в Рождественский храм, то я эту работу вести перестал, хотя отец Владимир Алексеев и предлагал. Но у меня тут началось лечение от всяких болезней, которые накопились за многие годы, когда один служил и не на кого было храм оставить, да ещё пару раз ковидом переболел.
Кстати, мой брат тоже не пьёт.
Закалка тела и духа
- Отец Анатолий, в архиве я нашла номер «Православной газеты», выпущенной в 2008 году к 15-летию Курганской епархии. Там про вас написано, что «среди прихожан он пропагандирует здоровый образ жизни как основу нравственно здоровой души. Вместе ездят в Далматовский монастырь купаться в холодной купели». Было такое?
![Крещенские купальщики из Георгиевского прихода.jpg Крещенские купальщики из Георгиевского прихода.jpg](/upload/medialibrary/106/1063b7ddc78cb14076986cc8322d6f21.jpg)
- Было! Было и другое. Вспоминаю смешной случай: я и две пожилые женщины до поздней осени купались в Тоболе. У берега уже лёд был, и, чтобы зайти в воду и не порезаться, мы, две бабушки и я, этот лёд палками разбивали. По дамбе шёл мужчина, увидел нас и говорит: «Женщины, вы что, одумайтесь?». Одна из бабушек обернулась, говорит: «Мил человек, иди своей дорогой!». И дальше стала долбить. Потом мы искупнулось.
- Помогало ли вам в служении то, что в юности занимались спортом?
- Конечно помогало! Если человек не движется, он начинает болеть. Баскетболом я занимался в школе, в институте, и даже когда работал, в «Зауралец» продолжал ходить.
- А сейчас вы физкультурой занимаетесь?
- Мне после инфаркта врач сказал – никаких нагрузок, больше 3 кг не поднимать. Плюс у меня ещё глаукома на глазах была. То ли берегусь, то ли ленюсь … (улыбается)
Обет безбрачия
- Из своего опыта работы в православной журналистике я знала, что священничество делится на «белое» и «чёрное». «Белое» – это женатые батюшки, у которых есть супруга, дети; «чёрное» – это монахи. Готовясь к разговору с вами, узнала, что вы никогда не были женаты, но при этом состоите в священническом сане и не монах. Вы какой священник?
![042821 (150).jpg 042821 (150).jpg](/upload/medialibrary/f96/f9662f924355a9060cb3fc602340a153.jpg)
- «Белый», но целибат (в состоянии без брака). То есть, мужчина, принимающий сан священника, остаётся в своём семейном положении навсегда - если был женат, то останется женатым, если был холостым, то даёт обет безбрачия. Если же холостой священник идёт в монахи, то он дополнительно принимает ещё монашеские обеты послушания и нестяжания или нищеты.
- А почему вы не женились по молодости?
- Хороший вопрос. Да кто бы меня вынес-то с моим характером? (улыбается). Не все же женятся, есть люди без тяги к семье и детям, одиночки, по сути. Я ближе к последним.
- А вы не жалеете о своём выборе остаться одиноким?
- Если бы пожалел, то не сидел бы тут. Ничего повторить невозможно, даже если сильно захочешь. Где сейчас то Смолино, в храм которого люди зачастую пешком приходили рано утром и сами пели акафист? Им это было нужно! Сейчас, чтобы та жизнь повторилась, надо жить голодненько, думать о других людях. Уступать им, стремиться к справедливости, не выгораживать своих и т.д. Тогда был дефицит священников и храмов, а сейчас дефицит прихожан.
- Предположим, придёт к вам внучатый племянник, попросит совета – идти или не идти в священники? Что вы ему посоветуете?
![042821 (93).jpg 042821 (93).jpg](/upload/medialibrary/dff/dffe4002c359252902038eeb2e3506c6.jpg)
- Я ему скажу: «Если ты спрашиваешь об этом, то вряд ли тебе это надо». Моё мнение такое: сначала человек прикипает к чему-то, а затем эта тяга перерождается во что-то более серьёзное. Но далеко не у всех. Сколько людей годами находятся при храме, но они остаются хорошими прихожанами, а не священниками. Есть женщины-прихожанки, которые не стали монашками, хотя живут по-другому. Да, скорее всего, племянник пришёл бы не ко мне, а к кому-то другому, потому что не у меня будет служить, а там, где на него опытным глазом бы посмотрели и сказали – подходит он или нет. Отец Николай Чирков приходил к нам на клирос, пел с нами, приглядывался. У отца Николая совершенно другой уровень опыта, я пытался понять, чем он руководствовался, предлагая службу в Церкви. Он, бесспорно, обладает каким-то притяжением, ведь благодаря ему более десятка священников появилась у нас. Это не чудо, а закономерность.
- У вас специального образования нет?
- Нет. Поучился заочно в Тобольской семинарии, но бросил.
![011522 (217).jpg 011522 (217).jpg](/upload/medialibrary/71f/71f465210f16e4c27d07b8bb62b6e29d.jpg)
Протоиерей Анатолий Бородин: «С близким человеком можно не говорить… Достаточно слышать, как он дышит», изображение №21
Самообразование? Даже не знаю. Если есть потребность в церковных знаниях, её надо удовлетворять. Привожу пример: представьте, вы родились в деревне, но в ней никогда не жили, привыкли к городским удобствам, а потом приехали в деревню и не понимаете, почему люди рано встают, зачем куда-то с вёдрами идут? Потом выясняется, что морковь-то в огороде растёт, а не в магазине и т.д. И жизнь человека, вернувшегося на родину, наполняется смыслом. Здесь то же самое. Причём, у нас же свободная воля, нас никто никуда не гонит. Малыша не пытаются побоями заставить быстрее вырасти и стать взрослым (если, конечно, родители не сумасшедшие). И здесь – Господь видит волю человека и по силам ему даёт.
Хуже всего, когда знаешь, как надо, но делаешь по-другому. … Человеку главное самому не хитрить, выполнять то, что он может. В противном случае себя же обманываешь, больше никого.
- О чем чаще всего вас спрашивают прихожане, каких советов просят?
![042821 (81).jpg 042821 (81).jpg](/upload/medialibrary/41f/41f44c563cde2f99f6d73a56c4ff7144.jpg)
Протоиерей Анатолий Бородин: «С близким человеком можно не говорить… Достаточно слышать, как он дышит», изображение №22
- Ладно бы совета просили, но чаще всего толкуют о деньгах, о материальных благах, например, что мне с квартирой делать? Сейчас нас реклама затачивает, что человек может болтать, что угодно – про те же деньги, про то, что квартира не устраивает, что ему тяжело – но на самом деле ему не об этом надо спрашивать у священника, только он не понимает, почему ему тяжело, и выхода не видит. Здесь священник помочь может советом, но если человек неверующий, то какой смысл ему от тебя? Пытаешься ему объяснить, что его мучает, а он своё гнёт. Объясняешь, а ему не интересно, и помощи он не хочет, и остаётся на своём – так свободная воля работает. И переубеждать его смысла нет. Это ему надо, а не мне.
- А глупые вопросы задают, смешные?
- Вот сейчас, например (смеётся). С человеком можно не только говорить, но и молчать, слушать, как он дышит. Нужно исходить из пользы для спасения его души. Надо чтобы не нас любили, а мы любили – так Господь учит. Если ты не знаешь, как помочь, ну хотя бы скажи: «Помоги ему, Господи!».
- А у вас получается исходить из интересов другого человека?
– Я просто пытаюсь это всё время иметь в виду, стараюсь понять, зачем этот человек ко мне обратился.
Беседовала Татьяна Маковеева.