Русская Православная Церковь
Курганская епархия
По благословению
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила
Регент Кирилл Колотыгин: «Мы же в храме поём Господу!»
13 Марта, 2025

Выбор пути
- Кирилл, где и когда вы родились, кто ваши родители?
- Родился в городе Кургане, 8 октября 1987 года. Мама, Нина Степановна, папа Анатолий Леонгринович. Семья изначально не музыкальная. В прошлом мама работала бухгалтером в торговле, а папа был зам. директора ОАО «Вторцветмет». Сейчас оба на пенсии. В семье еще есть старшая сестра.
- Заниматься в музыкальной школе было вашим желанием или решением родителей?

- Родители решили, хотя я просил отдать меня в спорт, но, видимо, Господь уже тогда помогал идти по заранее проложенному для меня маршруту. В школу пошел в 1994 году в шестилетнем возрасте. Я родился в октябре, и, чтобы год не ждать, отправили учиться в неполные семь лет. Мы с сестрой оба учились в школе № 22. При школе была великолепная хоровая музыкальная школа, нас сразу же отдали туда, чтобы занять наше свободное время. Если в основной школе первая смена, во вторую смену были занятия в музыкалке, или наоборот.
- То есть, вы одновременно пошли в общеобразовательную и музыкальную школы?
- Да.
- Окончили 11 классов?

- Нет, я окончил 9 классов и поступил в Курганский областной музыкальный колледж имени Д. Д. Шостаковича на дирижерско-хоровое отделение.
- То есть, получается, что за время обучения в общей образовательной школе вы закончили еще и музыкальную школу, при этом не разочаровались в музыке, не бросили, не разлюбили это все?
- Нет, там нам прививали любовь к музыке, любовь к хоровому пению. Окончив музыкальную школу в восьмом классе, я год ещё занимался индивидуально с педагогом по фортепиано. И когда 9-й класс подходил к концу, началось перераспределение классов по направлениям, я подумал, что не вижу себя в 10 классе. Или может кто-то из педагогов намекнул, что показатели испорчу. Я был троечником в школе (улыбается). Но тогда вопрос возник: если не школа, то что?
Тут вспоминается история из детства. Как-то будучи ещё ребёнком, ехали с мамой в троллейбусе, и она встретила свою знакомую, Александру Васильевну Волынскую, её сын тогда работал дирижёром в Новосибирском театре оперы и балета. И она посоветовала, в будущем даже не думать и не ломать голову, а, как подрасту, идти в музыкальный колледж. Такое вот провидение. И, вспомнив завет из прошлого, вместе с педагогом по фортепиано Ольгой Фёдоровной Шушариной стали готовиться в музыкальный колледж: вспомнили выпускную программу, подготовили несколько произведений.
Пришли с ней в колледж. Сначала встретились с преподавателем по фортепиано, та была не против взять меня, мол, рука большая, пусть поступает. Затем пошёл на консультацию по сольфеджио, и там мы чудесным образом, встретились в дверях с Мариной Леонидовной Муртазиной, моим будущим педагогом по дирижированию. Она предложила пройти консультации на хоровое дирижирование и рекомендовала поступать к ним на отделение. Это было в 2002 году.

В колледже я учился дольше, чем надо, но на то были свои причины, потому что я, скажем так, был «студент прохладной жизни». Потом пришел к пониманию, что надо с этим что-то решать, и в итоге не без Божьей помощи окончил уже со стипендией. Последние курсы, когда ходил к 6 часом утра в колледж на самоподготовку, всегда останавливался у храма Рождества Христова на улице Пушкина, чтобы помолиться и настроиться на день.
- А были параллельно поиски каких-то путей, пробы какой-то другой профессии?
- Нет. Каких-то альтернатив я себе не представлял. Очень быстро я понял, что музыка - это любимое дело, это вполне реально может стать моей профессией.
- Как называется ваша профессия?
- Руководитель хора и творческого коллектива. Артист хора и ансамбля.
- Кто из педагогов колледжа оказал наиболее сильное влияние оказали на ваше формирование как специалиста?

- Я благодарен абсолютно всем педагогам и людям, встречающимся в жизни, каждый из них оставил свой свет. Можно долго перечислять фамилии.
С кем-то поддерживаем профессиональные и дружеские контакты до сих пор. Кому-то конечно благодарен уже постфактум, я от них тоже впитал немало хорошего. И самое важное, они были доказательством того, что Господь был всегда рядом.
Возвращение на родину

- В музыкальном колледже по распределению отработал пять лет, до 2013 года. Мы все это время, с 2008 года, уже встречались с моей будущей женой, Викторией. Надо было решать, что делать в жизни дальше, и мы в 2013 году переехали на север, в город Сургут.
- Чем занимались в то время?

- Работал в Сургутской филармонии, артистом и хормейстером хоровой капеллы «Светилен», и артистом ансамбля русской песни «Отрада». Так же пел в смешанном хоре Сургутского музыкального колледжа, и в хоре мальчиков и юношей Сургутского колледжа русской культуры им. А. С. Знаменского.
А супруга чем занималась?
- Она художник-иллюстратор, давно уже работает удаленно. Я музыкант, жена художник. Про кого-то говорят – ни петь, ни рисовать, а у нас – и петь, и рисовать (смеется).
- По какой причине решили вернуться обратно в Курган?

- Живя на Севере, мы в принципе понимали, что это не навсегда. Хотя Сургут - это потрясающей красоты природа, фантастическая зима, невероятные закаты и сезон белых ночей. Но всё равно, это был вопрос времени, правда, никогда не знали, сколько это продлится. За годы жизни там я точно понял одно - чтобы там жить, надо там родиться. И большинство коллег всегда находились в помыслах переезда в тёплые края, или хотя бы в соседние регионы. А еще после двух перенесенных ковидов стало труднее переносить на севере суровые зимние перепады погоды. И как-то так удачно сложилось, что мы в Кургане приобрели квартиру на стадии строительства, потому что всё равно планировали когда-нибудь вернуться на малую родину. В 2023 году, когда дом сдался и нужно было оформлять право собственности, мы вернулись в Курган.
- Вернувшись, вы стали петь на клиросе в Александро-Невском соборе, причем, это был ваш второй приход сюда.
- Верно. В 2009 году меня пригласила Светлана Владимировна Тарасова (она тогда регентовала в Александро-Невском соборе, сейчас регентует в Свято-Троицком храме в поселке Энергетиков). Она также работала иллюстратором в смешанном хоре в музыкальном колледже.

На клирос она меня и прежде несколько лет звала, но я на это сподобился только в 2009 году. У меня как раз был отпуск, и то ли время позволяло, то ли жизнь подтолкнула, но я очутился здесь.
- Но все-таки клирос – это не просто хор, и пение в храме - это не то, что пение со сцены. Вспомните свои первые ощущения? Вы ведь уже крещены были?
- Да. Нас с сестрой крестили в Александро-Невском соборе, 7 февраля 1992 года. Помню, что было холодно и что долго ждали очереди. Родители вспоминают, что с ночи занимали очередь, дежурили.

Придя на клирос, я не знал порядка богослужения, но в процессе учебы в музыкальной школе и колледже не раз сталкивался со многими песнопениями из Литургии и из Всенощной, хотя на тот момент я и понятия не имел, откуда они. Просто знал, что это духовное произведение, что есть свои особенности в его исполнении, на этом всё. В колледже, когда углублялся в историю хоровой культуры России, уже что-то начал понимать, осознавать. Понятно, что на клиросе ты погружаешься, и это уже совсем другое ощущение.
Начав ходить на клирос, я понял, что надо получить опыт церковного пения, всё лето ежедневно ходил на Литургии. Клиросный хор был смешанным, со многими певшими в нем я был знаком – по их участию в хорах колледжа. С некоторыми из них мы и сейчас вместе поём на клиросе.
- А в Сургуте вам приходилось сталкиваться с клиросным пением?

- Приходилось. Устроившись работать в филармонию, я понял, что без храма уже не могу. Когда мы переехали в Сургут в конце августа 2013 года, там уже достраивался храм в честь великомученика Георгия Победоносца, а 21 сентября должно было состояться его освящение с участием Святейшего Патриарха Кирилла. Услышал от коллег, что идёт набор певчих в клиросный хор, узнал контакты регента, пришел на первую спевку, и весь свой «северный» период уже пел там. Один раз как-то попросился регентовать Литургию, и понял, насколько это непросто, это труд; был страх все испортить, и после был только певчим.
- Вернувшись в Курган, вы снова пришли в колледж работать?
- Я вернулся в феврале, как говориться «посреди сезона», знал, что все места были заняты. Стал узнавать и про колледж, и про служение на клиросе. Узнал контакты регента Александро-Невского собора Натальи Юрьевны Боботковой, написал ей. Мы с ней тоже были знакомы с тех пор, когда я приходил на клирос ещё первый раз. Она ответила, что пока вакансий нет. Обратился к регенту мужского архиерейского хора Геннадию Горохову по старой памяти. У него я пел в 2016 году: приехал в отпуск в Курган, время свободное было, и я попросился к нему в мужской хор на клирос. Он был не против. Написал прошение и около месяца пел в составе мужского хора. Огромное ему спасибо за ту возможность и тот опыт. Но сейчас, он тоже сказал, что мест нет.

Ещё обратился в храм Рождества Христова к регенту Ольге Тихоновой, она пригласила с ними петь по выходным. Сходил и в Богоявленский, и в Троицкий соборы, но свободных мест там тоже не оказалось.
- Обидно было вам?
- Нет. Я понимал, что никто не ждёт. Жизнь идёт своим чередом, решил просто ходить прихожанином на службы туда, где крестился, в Александро-Невский собор.
- То есть, получается, у вас был очень тяжелый период, раз вы сейчас даже говорите об этом с трудом?
- В жизни что-то менялось, какой-то этап новый. Все вместе, наверное. По приезду стал заниматься своими накопившимися делами. Удивительно, как Господь управляет! Как-то в один день, когда я получил очень важные документы, буквально через несколько минут Наталья Юрьевна написала, что можно выйти в хор на подмену на Литургию. Видимо, Господу было так угодно, чтобы я закончил одно дело и со спокойной головой перешёл к другому.

После вышел ещё один раз. И с марта 2023 года благословили на постоянной основе петь на клиросе по выходным, плюс какие-то замены в будни в мужском и смешанном хорах. Подвигать кого-то из постоянных клиросных певчих было нехорошо. Слава Богу за всё. Так что смиряйся, служи.
- Как родители восприняли ваше возвращение в Курган?
- И мои родители, и мама жены, конечно, были рады, что мы вернулись. Это же хорошо, когда дети близко.
- В сентябре 2023 года Геннадий Горохов уехал на новое место жительства, и вам предложили стать регентом мужского хора, так?

- Да. Это бы неожиданно - отъезд Геннадия, и само предложение. Но до этого, ещё летом, пока Геннадий был в отпуске, меня благословили регентовать на службе в Чимеево на летнюю Казанскую. Сперва сработала защитная реакция: может, должен быть план «Б»? Но сказали, что есть только план «А». Почему-то я в целом не волновался, были спокойствие и уверенность, что справимся. Время позволяло подготовиться заранее. И накануне, выездным составом отслужили Литургию в Александро-Невском соборе под чутким надзором регентов смешанного хора Натальи Боботковой и Натальи Подопригоры. Спасибо им огромное за поддержку. После с ними разобрали и уточнили кое-какие нюансы. И на выезде в Чимеево справились, нормально было.
- Как вы восприняли предложение стать регентом?
- С большой благодарностью владыке Даниилу и матушке Серафиме за такое доверие. Внутри было страшно и волнительно. Но в целом спокойно воспринял. Я понимал, что справлюсь. Если это мне пришло, то я должен взяться.
Стал изучать свои же аудиозаписи, которые делал в Сургуте, и в Кургане. Вспоминал с книгами ход Литургии, как отличить шестеричную или полиелейную от Всенощного бдения. Огромное спасибо нашей псаломщице Вере, за помощь с книгами, за то, что научила понимать, откуда что берётся для служения. Пока был просто певчим, в это сильно не вникал.

Как певчему, мне служба не страшна, в «арсенале» есть всё необходимое. А с точки зрения регента всё выглядит совсем по-другому. Другая работа мозга: одним ухом ты в алтаре, другим на клиросе, тут у тебя тексты, ноты, тебе надо давать тон. Если служба идет смешанным хором, параллельно в голове она идёт мужским составом, нужно в процессе переключаться с одного на другое. Это могут быть или тропари, или величание, или еще какое-то песнопение. Надо моментально включаться, реагировать. Певческий опыт у меня был всякий, за годы нахождения в хорах пел в разных местах, под разными руководствами, и волей-неволей набирался опыта и с точки зрения певчего, и сточки зрения руководителя хора. Смотрел, кто и как реагирует на нестандартные ситуации, анализировал, а как бы я среагировал, и, в принципе, был готов с этим работать.
Моя хорошая знакомая Оксана Сероокая (регент из Геогриевского храма в Сургуте) как-то сравнила, что регентовать службу – это все равно что посадить самолёт. Полностью с ней согласен.
И служение, и профессия
- С момента назначения вас регентом прошло 1,5 года. Не пожалели о своём согласии?
- Нет. Я давно не чувствовал себя так спокойно.
- За это время пришло понимание того, что такое регентство – профессия, призвание, служение?

- Безусловно, это служение. И профессия, потому что этому учат. В большинстве своем регентами не рождаются, это я тоже понял, хотя раньше думал, что это какие-то особенные сверхлюди. Регентами не рождаются, они назначаются, благословляются на служение.
- А какие качества характера более всего необходимы регенту?
- Смирение, в первую очередь. И интерес ко всему – к теоретической базе, к музыкальной, к духовной. Все это в комплексе синтезируется, дает необходимые умения: общаться, слушать и слышать, быть во многом дипломатом. Ещё хорошо, когда есть к кому обратиться за советом, уже к далеко впереди идущим в этом служении. Помогает знакомство со многими регентами из храмов не только Кургана, но и других городов и стран.
- То есть, прежние знакомства облегчают общение?

- Да, конечно, это помогает. Помогли прежние знакомства ещё в тот момент, что в связи с отъездом Геннадия Горохова и ещё одного певчего, мне благословили найти и пригласить на клирос ещё певчих, для усиления партии мужских голосов.
- Приглашая людей на клирос, вы обговариваете тот факт, что петь придется не в только в составе мужского, но и в смешанном хоре, где другой регент. А случалось такое, что вам человек понравился, а Наталье Юрьевне – нет?
- Мы оцениваем и общие человеческие качества. Присматриваемся, надо это человеку или нет, задержится он у нас или следующий раз уже не придет. Важна, конечно, еще и духовная составляющая. Кого-то ты знаешь сам, кого-то рекомендуют.
У нас собралась хорошая команда. Вот студент колледжа Арсений Сотников, у нас сейчас поет, молодой бас, прекрасный музыкант. Большое спасибо его педагогу Владимиру Алексеевичу Жмакину за то, что принял огромное участие в подготовке к клиросному служению.

Слава Завьялов - отличный музыкант, пел не так долго, но хорошо себя зарекомендовал. Сейчас в армии служит в Екатеринбурге. Знаю, что там он тоже служит в храме и собирается сейчас регентовать.
Вячеслав Фёдоров - музыкант с большим хоровым опытом, мы с ним знакомы с детства, вместе пели ещё в хорах музыкальной школы и колледжа, он когда-то пел в мужском хоре у Геннадия Горохова в Богоявленском соборе.

Павел Табаков - потрясающий артист, вокалист, тоже дирижёр-хоровик, знакомы ещё с колледжа, он уже тоже много лет на клиросе. В принципе, со всеми мужчинами певчими мы знакомы с колледжа, с кем-то больше с кем-то меньше. Владимир Черноскутов и Дмитрий Феликсович Барон - опытнейшие музыканты, мы 23 года уже знакомы. Всем им знакомо чувство мужского певческого братства.
- В любой работе, в том числе и регентстве, есть две стороны – хорошая и не очень. Что в твоей работе тебя радует, а что огорчает?
- Меня радует то, что я могу служить Господу. А огорчает (задумывается). Я спокойно ко всему отношусь. Когда еще служил в храме в Сургуте, я понял, что на клиросе может не быть стабильности: сегодня полный хор, а завтра ты можешь остаться один. К этому надо быть готовым и не делать трагедии, потому что богослужение, так или иначе, все равно пройдёт.

- Есть у вас, как у регента, любимые и нелюбимые места в службе, вокальные партии?
- Я бы не сказал, что у меня есть что-то любимое и не любимое. Это моё спасение, моё лекарство. Другое дело, что могут быть некомфортные для пения тональности, или чересчур мудрёная авторская музыка. Но это все равно молитва, надо об этом помнить всегда, и уже делать выбор - брать или не брать в репертуар какие-то ноты.
- Летом 2024 года в горсаду был праздник «ЧитайСемья», на котором выступал мужской клиросный хор под вашим руководством, а солировал иеродиакон Эраст (Тугульбаев). То есть, вам приходится петь не только в храмах, но и на светских мероприятиях. Часто такое происходит?

- Опыт выступлений достаточно богатый, как в составе хоров и ансамблей, так и сольно. Сейчас в Кургане в составе хоров колледжа периодически выходим на сцену на разного рода мероприятиях. В Сургуте, где в филармонии работал, в том числе, хормейстером, доводилось делать отдельные номера для различных мероприятий, а также готовить концерты отдельно для мужского хора. То есть, не в новинку выйти на сцену и продирижировать. Практика есть.
- Благодаря владыке Даниилу, в последние годы в Кургане стали часто проходить концерты духовной музыки – и в филармонии, и в храмах. К нам приезжали ансамбли «Родной напев», «Ларго», «Дорос», хор Сретенского монастыря. Мы их с удовольствием посещаем как зрители, слушатели. А что выносит из таких концертов регент? Для вас это и удовольствие, и учеба?

- Человеку, занимающемуся музыкой бОльшую часть своей жизни, порой бывает не просто на концертах абстрагироваться, расслабиться и просто слушать. Всё равно в голове идёт анализ - что поют, какой состав, сколько человек в каждой группе голосов стоит. Слушаешь и анализируешь, иногда завидуешь белой завистью большому количеству людей. Ну, другие города – другие возможности. Дело только в этом.
- А мысли о том, что вот это надо у себя применить, бывают?
- Конечно, какие-то песнопения все равно «подрезаешь» для себя. Где-то на концертах слышишь, или где-то в сети натыкаешься. Понимаешь, что это можно взять, как оно есть, либо адаптировать под наш состав. Берем песнопения для мужского репертуара. К примеру, услышал, как произведения крепенько звучат в смешанном исполнении, нашел ноты, переложил для мужского исполнения. Или понравилось какое-нибудь песнопение в аудио, а нот нет, тогда садишься расшифровывать, делать со слуха нотную запись на бумагу. То есть, все равно интересуешься, с поиском нот связана отдельная работа.

- А ваша супруга воцерковлена, она ходит на службы в храм?
- Она крещена, иногда бываем вместе на службах.
- А родители?
- Родители посещают храмы, также следят в сети за жизнью епархии. Любят смотреть в ВК проповеди владыки Даниила.
Жизнь во всех ее проявлениях
- Кирилл, кроме музыки, пения, которая стала вашей жизнью, вашей работой, что еще интересует? Что вы любите?

- Все помаленьку: люблю готовить, почитать, посмотреть фильмы и передачи, послушать интервью или подкасты, погулять. Какой-то концерт где-то в сети могу найти и послушать, либо аудиозапись, либо книги, какие-то тезисы, либо что-то ещё. Какая-то неосознанная напитка чем-то отделенным от непосредственного служения. Насыщение кругозора: понимаешь, что вот тут что-то интересно, или тут пробел, начинаешь цепляться. Иногда приходишь домой, и просто хочется тишины. Или просто долгая, многокилометровая прогулка в наушниках, чтобы абстрагироваться, переключить вид деятельности.
- Есть у вас любимый писатель, композитор, сценарист?

- Любимой музыки много, а сколько еще не изведанного! Черпать и черпать. Наверное, я больше к меломанам отношусь. Отдельных композиторов вычленить затрудняюсь, у каждого можно найти какое-то выдающее сочинение, произведение, или даже отдельно взятую ноту в произведении, которая помогает открыться душе чуть шире. Их можно выстраивать в огромные ряды. С писателями примерно такая же ситуация.
- Вы сказали про любовь к многокилометровым прогулкам. А есть у вас любимые места в Кургане?
- (задумывается) Даже не знаю, Курган весь родной, исхоженный вдоль и поперек. Если случается люфт между службой в соборе и началом работы в колледже, то иду туда по набережной Тобола, через Шевелевку, через Парк Победы. Или летом на велосипеде люблю просто поездить по вечернему городу.
- Ещё вопрос: сопровождая владыку в его выездных службах, вы проехали много храмов Курганской епархии. Есть среди них особо любимые для вас, где особенно хорошо поется?

- Во всех храмах хорошо поется, мы же поём Господу! А так, люблю просто в городе заходить в церкви и храмы помолиться, если вдруг оказываюсь рядом и позволяет время. Везде всегда хорошо, тихо, спокойно. Тишина такая добрая, внемлющая, сопричастная.
- Цель в жизни? Мечта в жизни? Может, побывать в какой-нибудь стране?
- Есть конечно ещё места где хотелось бы побывать, но не сказать, что это прямо мечта. Просто ждешь возможности подходящей. Все равно, уже где-то бывали, где-то ездили, где-то путешествовали. Земной шарик-то маленький!
- Жизненный девиз?
- В каждый период жизни он свой.
- А сейчас какой?
- «Держи свой ум во аде и не отчаивайся», это известное откровение, данное Господом преподобному Силуану Афонскому.

- О чем я не спросила из того, что вы были готов ответить мне, рассказать? Может, о каких-то достижениях, наградах?

- Много всего в жизни было. И творческие награды были: множество побед, полученных на конкурсах в составе хоровых коллективов, и личные Благодарственные письма, как от коллективов, где трудился, так и, например, от комитета культуры администрации города Сургута, Архиерейская грамота за усердные труды от митрополита Ханты-Мансийского и Сургутского Павла.
Но главная награда - это то, что Господь помогал с самого детства идти по многочисленным хоровым станкам к сегодняшнему служению. Даровал возможность принимать участие в служении. Благодарен Богу за то, что, где Ему крестился - там Ему и пригодился!
Беседовала Татьяна Маковеева.
Назад к списку
- Кирилл, где и когда вы родились, кто ваши родители?
- Родился в городе Кургане, 8 октября 1987 года. Мама, Нина Степановна, папа Анатолий Леонгринович. Семья изначально не музыкальная. В прошлом мама работала бухгалтером в торговле, а папа был зам. директора ОАО «Вторцветмет». Сейчас оба на пенсии. В семье еще есть старшая сестра.
- Заниматься в музыкальной школе было вашим желанием или решением родителей?

- Родители решили, хотя я просил отдать меня в спорт, но, видимо, Господь уже тогда помогал идти по заранее проложенному для меня маршруту. В школу пошел в 1994 году в шестилетнем возрасте. Я родился в октябре, и, чтобы год не ждать, отправили учиться в неполные семь лет. Мы с сестрой оба учились в школе № 22. При школе была великолепная хоровая музыкальная школа, нас сразу же отдали туда, чтобы занять наше свободное время. Если в основной школе первая смена, во вторую смену были занятия в музыкалке, или наоборот.
- То есть, вы одновременно пошли в общеобразовательную и музыкальную школы?
- Да.
- Окончили 11 классов?

- Нет, я окончил 9 классов и поступил в Курганский областной музыкальный колледж имени Д. Д. Шостаковича на дирижерско-хоровое отделение.
- То есть, получается, что за время обучения в общей образовательной школе вы закончили еще и музыкальную школу, при этом не разочаровались в музыке, не бросили, не разлюбили это все?
- Нет, там нам прививали любовь к музыке, любовь к хоровому пению. Окончив музыкальную школу в восьмом классе, я год ещё занимался индивидуально с педагогом по фортепиано. И когда 9-й класс подходил к концу, началось перераспределение классов по направлениям, я подумал, что не вижу себя в 10 классе. Или может кто-то из педагогов намекнул, что показатели испорчу. Я был троечником в школе (улыбается). Но тогда вопрос возник: если не школа, то что?
Тут вспоминается история из детства. Как-то будучи ещё ребёнком, ехали с мамой в троллейбусе, и она встретила свою знакомую, Александру Васильевну Волынскую, её сын тогда работал дирижёром в Новосибирском театре оперы и балета. И она посоветовала, в будущем даже не думать и не ломать голову, а, как подрасту, идти в музыкальный колледж. Такое вот провидение. И, вспомнив завет из прошлого, вместе с педагогом по фортепиано Ольгой Фёдоровной Шушариной стали готовиться в музыкальный колледж: вспомнили выпускную программу, подготовили несколько произведений.
Пришли с ней в колледж. Сначала встретились с преподавателем по фортепиано, та была не против взять меня, мол, рука большая, пусть поступает. Затем пошёл на консультацию по сольфеджио, и там мы чудесным образом, встретились в дверях с Мариной Леонидовной Муртазиной, моим будущим педагогом по дирижированию. Она предложила пройти консультации на хоровое дирижирование и рекомендовала поступать к ним на отделение. Это было в 2002 году.

В колледже я учился дольше, чем надо, но на то были свои причины, потому что я, скажем так, был «студент прохладной жизни». Потом пришел к пониманию, что надо с этим что-то решать, и в итоге не без Божьей помощи окончил уже со стипендией. Последние курсы, когда ходил к 6 часом утра в колледж на самоподготовку, всегда останавливался у храма Рождества Христова на улице Пушкина, чтобы помолиться и настроиться на день.
- А были параллельно поиски каких-то путей, пробы какой-то другой профессии?
- Нет. Каких-то альтернатив я себе не представлял. Очень быстро я понял, что музыка - это любимое дело, это вполне реально может стать моей профессией.
- Как называется ваша профессия?
- Руководитель хора и творческого коллектива. Артист хора и ансамбля.
- Кто из педагогов колледжа оказал наиболее сильное влияние оказали на ваше формирование как специалиста?

- Я благодарен абсолютно всем педагогам и людям, встречающимся в жизни, каждый из них оставил свой свет. Можно долго перечислять фамилии.
С кем-то поддерживаем профессиональные и дружеские контакты до сих пор. Кому-то конечно благодарен уже постфактум, я от них тоже впитал немало хорошего. И самое важное, они были доказательством того, что Господь был всегда рядом.
Возвращение на родину

- В музыкальном колледже по распределению отработал пять лет, до 2013 года. Мы все это время, с 2008 года, уже встречались с моей будущей женой, Викторией. Надо было решать, что делать в жизни дальше, и мы в 2013 году переехали на север, в город Сургут.
- Чем занимались в то время?

- Работал в Сургутской филармонии, артистом и хормейстером хоровой капеллы «Светилен», и артистом ансамбля русской песни «Отрада». Так же пел в смешанном хоре Сургутского музыкального колледжа, и в хоре мальчиков и юношей Сургутского колледжа русской культуры им. А. С. Знаменского.
А супруга чем занималась?
- Она художник-иллюстратор, давно уже работает удаленно. Я музыкант, жена художник. Про кого-то говорят – ни петь, ни рисовать, а у нас – и петь, и рисовать (смеется).
- По какой причине решили вернуться обратно в Курган?

- Живя на Севере, мы в принципе понимали, что это не навсегда. Хотя Сургут - это потрясающей красоты природа, фантастическая зима, невероятные закаты и сезон белых ночей. Но всё равно, это был вопрос времени, правда, никогда не знали, сколько это продлится. За годы жизни там я точно понял одно - чтобы там жить, надо там родиться. И большинство коллег всегда находились в помыслах переезда в тёплые края, или хотя бы в соседние регионы. А еще после двух перенесенных ковидов стало труднее переносить на севере суровые зимние перепады погоды. И как-то так удачно сложилось, что мы в Кургане приобрели квартиру на стадии строительства, потому что всё равно планировали когда-нибудь вернуться на малую родину. В 2023 году, когда дом сдался и нужно было оформлять право собственности, мы вернулись в Курган.
- Вернувшись, вы стали петь на клиросе в Александро-Невском соборе, причем, это был ваш второй приход сюда.
- Верно. В 2009 году меня пригласила Светлана Владимировна Тарасова (она тогда регентовала в Александро-Невском соборе, сейчас регентует в Свято-Троицком храме в поселке Энергетиков). Она также работала иллюстратором в смешанном хоре в музыкальном колледже.

На клирос она меня и прежде несколько лет звала, но я на это сподобился только в 2009 году. У меня как раз был отпуск, и то ли время позволяло, то ли жизнь подтолкнула, но я очутился здесь.
- Но все-таки клирос – это не просто хор, и пение в храме - это не то, что пение со сцены. Вспомните свои первые ощущения? Вы ведь уже крещены были?
- Да. Нас с сестрой крестили в Александро-Невском соборе, 7 февраля 1992 года. Помню, что было холодно и что долго ждали очереди. Родители вспоминают, что с ночи занимали очередь, дежурили.

Придя на клирос, я не знал порядка богослужения, но в процессе учебы в музыкальной школе и колледже не раз сталкивался со многими песнопениями из Литургии и из Всенощной, хотя на тот момент я и понятия не имел, откуда они. Просто знал, что это духовное произведение, что есть свои особенности в его исполнении, на этом всё. В колледже, когда углублялся в историю хоровой культуры России, уже что-то начал понимать, осознавать. Понятно, что на клиросе ты погружаешься, и это уже совсем другое ощущение.
Начав ходить на клирос, я понял, что надо получить опыт церковного пения, всё лето ежедневно ходил на Литургии. Клиросный хор был смешанным, со многими певшими в нем я был знаком – по их участию в хорах колледжа. С некоторыми из них мы и сейчас вместе поём на клиросе.
- А в Сургуте вам приходилось сталкиваться с клиросным пением?

- Приходилось. Устроившись работать в филармонию, я понял, что без храма уже не могу. Когда мы переехали в Сургут в конце августа 2013 года, там уже достраивался храм в честь великомученика Георгия Победоносца, а 21 сентября должно было состояться его освящение с участием Святейшего Патриарха Кирилла. Услышал от коллег, что идёт набор певчих в клиросный хор, узнал контакты регента, пришел на первую спевку, и весь свой «северный» период уже пел там. Один раз как-то попросился регентовать Литургию, и понял, насколько это непросто, это труд; был страх все испортить, и после был только певчим.
- Вернувшись в Курган, вы снова пришли в колледж работать?
- Я вернулся в феврале, как говориться «посреди сезона», знал, что все места были заняты. Стал узнавать и про колледж, и про служение на клиросе. Узнал контакты регента Александро-Невского собора Натальи Юрьевны Боботковой, написал ей. Мы с ней тоже были знакомы с тех пор, когда я приходил на клирос ещё первый раз. Она ответила, что пока вакансий нет. Обратился к регенту мужского архиерейского хора Геннадию Горохову по старой памяти. У него я пел в 2016 году: приехал в отпуск в Курган, время свободное было, и я попросился к нему в мужской хор на клирос. Он был не против. Написал прошение и около месяца пел в составе мужского хора. Огромное ему спасибо за ту возможность и тот опыт. Но сейчас, он тоже сказал, что мест нет.

Ещё обратился в храм Рождества Христова к регенту Ольге Тихоновой, она пригласила с ними петь по выходным. Сходил и в Богоявленский, и в Троицкий соборы, но свободных мест там тоже не оказалось.
- Обидно было вам?
- Нет. Я понимал, что никто не ждёт. Жизнь идёт своим чередом, решил просто ходить прихожанином на службы туда, где крестился, в Александро-Невский собор.
- То есть, получается, у вас был очень тяжелый период, раз вы сейчас даже говорите об этом с трудом?
- В жизни что-то менялось, какой-то этап новый. Все вместе, наверное. По приезду стал заниматься своими накопившимися делами. Удивительно, как Господь управляет! Как-то в один день, когда я получил очень важные документы, буквально через несколько минут Наталья Юрьевна написала, что можно выйти в хор на подмену на Литургию. Видимо, Господу было так угодно, чтобы я закончил одно дело и со спокойной головой перешёл к другому.

После вышел ещё один раз. И с марта 2023 года благословили на постоянной основе петь на клиросе по выходным, плюс какие-то замены в будни в мужском и смешанном хорах. Подвигать кого-то из постоянных клиросных певчих было нехорошо. Слава Богу за всё. Так что смиряйся, служи.
- Как родители восприняли ваше возвращение в Курган?
- И мои родители, и мама жены, конечно, были рады, что мы вернулись. Это же хорошо, когда дети близко.
- В сентябре 2023 года Геннадий Горохов уехал на новое место жительства, и вам предложили стать регентом мужского хора, так?

- Да. Это бы неожиданно - отъезд Геннадия, и само предложение. Но до этого, ещё летом, пока Геннадий был в отпуске, меня благословили регентовать на службе в Чимеево на летнюю Казанскую. Сперва сработала защитная реакция: может, должен быть план «Б»? Но сказали, что есть только план «А». Почему-то я в целом не волновался, были спокойствие и уверенность, что справимся. Время позволяло подготовиться заранее. И накануне, выездным составом отслужили Литургию в Александро-Невском соборе под чутким надзором регентов смешанного хора Натальи Боботковой и Натальи Подопригоры. Спасибо им огромное за поддержку. После с ними разобрали и уточнили кое-какие нюансы. И на выезде в Чимеево справились, нормально было.
- Как вы восприняли предложение стать регентом?
- С большой благодарностью владыке Даниилу и матушке Серафиме за такое доверие. Внутри было страшно и волнительно. Но в целом спокойно воспринял. Я понимал, что справлюсь. Если это мне пришло, то я должен взяться.
Стал изучать свои же аудиозаписи, которые делал в Сургуте, и в Кургане. Вспоминал с книгами ход Литургии, как отличить шестеричную или полиелейную от Всенощного бдения. Огромное спасибо нашей псаломщице Вере, за помощь с книгами, за то, что научила понимать, откуда что берётся для служения. Пока был просто певчим, в это сильно не вникал.

Как певчему, мне служба не страшна, в «арсенале» есть всё необходимое. А с точки зрения регента всё выглядит совсем по-другому. Другая работа мозга: одним ухом ты в алтаре, другим на клиросе, тут у тебя тексты, ноты, тебе надо давать тон. Если служба идет смешанным хором, параллельно в голове она идёт мужским составом, нужно в процессе переключаться с одного на другое. Это могут быть или тропари, или величание, или еще какое-то песнопение. Надо моментально включаться, реагировать. Певческий опыт у меня был всякий, за годы нахождения в хорах пел в разных местах, под разными руководствами, и волей-неволей набирался опыта и с точки зрения певчего, и сточки зрения руководителя хора. Смотрел, кто и как реагирует на нестандартные ситуации, анализировал, а как бы я среагировал, и, в принципе, был готов с этим работать.
Моя хорошая знакомая Оксана Сероокая (регент из Геогриевского храма в Сургуте) как-то сравнила, что регентовать службу – это все равно что посадить самолёт. Полностью с ней согласен.
И служение, и профессия
- С момента назначения вас регентом прошло 1,5 года. Не пожалели о своём согласии?
- Нет. Я давно не чувствовал себя так спокойно.
- За это время пришло понимание того, что такое регентство – профессия, призвание, служение?

- Безусловно, это служение. И профессия, потому что этому учат. В большинстве своем регентами не рождаются, это я тоже понял, хотя раньше думал, что это какие-то особенные сверхлюди. Регентами не рождаются, они назначаются, благословляются на служение.
- А какие качества характера более всего необходимы регенту?
- Смирение, в первую очередь. И интерес ко всему – к теоретической базе, к музыкальной, к духовной. Все это в комплексе синтезируется, дает необходимые умения: общаться, слушать и слышать, быть во многом дипломатом. Ещё хорошо, когда есть к кому обратиться за советом, уже к далеко впереди идущим в этом служении. Помогает знакомство со многими регентами из храмов не только Кургана, но и других городов и стран.
- То есть, прежние знакомства облегчают общение?

- Да, конечно, это помогает. Помогли прежние знакомства ещё в тот момент, что в связи с отъездом Геннадия Горохова и ещё одного певчего, мне благословили найти и пригласить на клирос ещё певчих, для усиления партии мужских голосов.
- Приглашая людей на клирос, вы обговариваете тот факт, что петь придется не в только в составе мужского, но и в смешанном хоре, где другой регент. А случалось такое, что вам человек понравился, а Наталье Юрьевне – нет?
- Мы оцениваем и общие человеческие качества. Присматриваемся, надо это человеку или нет, задержится он у нас или следующий раз уже не придет. Важна, конечно, еще и духовная составляющая. Кого-то ты знаешь сам, кого-то рекомендуют.
У нас собралась хорошая команда. Вот студент колледжа Арсений Сотников, у нас сейчас поет, молодой бас, прекрасный музыкант. Большое спасибо его педагогу Владимиру Алексеевичу Жмакину за то, что принял огромное участие в подготовке к клиросному служению.

Слава Завьялов - отличный музыкант, пел не так долго, но хорошо себя зарекомендовал. Сейчас в армии служит в Екатеринбурге. Знаю, что там он тоже служит в храме и собирается сейчас регентовать.
Вячеслав Фёдоров - музыкант с большим хоровым опытом, мы с ним знакомы с детства, вместе пели ещё в хорах музыкальной школы и колледжа, он когда-то пел в мужском хоре у Геннадия Горохова в Богоявленском соборе.

Павел Табаков - потрясающий артист, вокалист, тоже дирижёр-хоровик, знакомы ещё с колледжа, он уже тоже много лет на клиросе. В принципе, со всеми мужчинами певчими мы знакомы с колледжа, с кем-то больше с кем-то меньше. Владимир Черноскутов и Дмитрий Феликсович Барон - опытнейшие музыканты, мы 23 года уже знакомы. Всем им знакомо чувство мужского певческого братства.
- В любой работе, в том числе и регентстве, есть две стороны – хорошая и не очень. Что в твоей работе тебя радует, а что огорчает?
- Меня радует то, что я могу служить Господу. А огорчает (задумывается). Я спокойно ко всему отношусь. Когда еще служил в храме в Сургуте, я понял, что на клиросе может не быть стабильности: сегодня полный хор, а завтра ты можешь остаться один. К этому надо быть готовым и не делать трагедии, потому что богослужение, так или иначе, все равно пройдёт.

- Есть у вас, как у регента, любимые и нелюбимые места в службе, вокальные партии?
- Я бы не сказал, что у меня есть что-то любимое и не любимое. Это моё спасение, моё лекарство. Другое дело, что могут быть некомфортные для пения тональности, или чересчур мудрёная авторская музыка. Но это все равно молитва, надо об этом помнить всегда, и уже делать выбор - брать или не брать в репертуар какие-то ноты.
- Летом 2024 года в горсаду был праздник «ЧитайСемья», на котором выступал мужской клиросный хор под вашим руководством, а солировал иеродиакон Эраст (Тугульбаев). То есть, вам приходится петь не только в храмах, но и на светских мероприятиях. Часто такое происходит?

- Опыт выступлений достаточно богатый, как в составе хоров и ансамблей, так и сольно. Сейчас в Кургане в составе хоров колледжа периодически выходим на сцену на разного рода мероприятиях. В Сургуте, где в филармонии работал, в том числе, хормейстером, доводилось делать отдельные номера для различных мероприятий, а также готовить концерты отдельно для мужского хора. То есть, не в новинку выйти на сцену и продирижировать. Практика есть.
- Благодаря владыке Даниилу, в последние годы в Кургане стали часто проходить концерты духовной музыки – и в филармонии, и в храмах. К нам приезжали ансамбли «Родной напев», «Ларго», «Дорос», хор Сретенского монастыря. Мы их с удовольствием посещаем как зрители, слушатели. А что выносит из таких концертов регент? Для вас это и удовольствие, и учеба?

- Человеку, занимающемуся музыкой бОльшую часть своей жизни, порой бывает не просто на концертах абстрагироваться, расслабиться и просто слушать. Всё равно в голове идёт анализ - что поют, какой состав, сколько человек в каждой группе голосов стоит. Слушаешь и анализируешь, иногда завидуешь белой завистью большому количеству людей. Ну, другие города – другие возможности. Дело только в этом.
- А мысли о том, что вот это надо у себя применить, бывают?
- Конечно, какие-то песнопения все равно «подрезаешь» для себя. Где-то на концертах слышишь, или где-то в сети натыкаешься. Понимаешь, что это можно взять, как оно есть, либо адаптировать под наш состав. Берем песнопения для мужского репертуара. К примеру, услышал, как произведения крепенько звучат в смешанном исполнении, нашел ноты, переложил для мужского исполнения. Или понравилось какое-нибудь песнопение в аудио, а нот нет, тогда садишься расшифровывать, делать со слуха нотную запись на бумагу. То есть, все равно интересуешься, с поиском нот связана отдельная работа.

- А ваша супруга воцерковлена, она ходит на службы в храм?
- Она крещена, иногда бываем вместе на службах.
- А родители?
- Родители посещают храмы, также следят в сети за жизнью епархии. Любят смотреть в ВК проповеди владыки Даниила.
Жизнь во всех ее проявлениях
- Кирилл, кроме музыки, пения, которая стала вашей жизнью, вашей работой, что еще интересует? Что вы любите?

- Все помаленьку: люблю готовить, почитать, посмотреть фильмы и передачи, послушать интервью или подкасты, погулять. Какой-то концерт где-то в сети могу найти и послушать, либо аудиозапись, либо книги, какие-то тезисы, либо что-то ещё. Какая-то неосознанная напитка чем-то отделенным от непосредственного служения. Насыщение кругозора: понимаешь, что вот тут что-то интересно, или тут пробел, начинаешь цепляться. Иногда приходишь домой, и просто хочется тишины. Или просто долгая, многокилометровая прогулка в наушниках, чтобы абстрагироваться, переключить вид деятельности.
- Есть у вас любимый писатель, композитор, сценарист?

- Любимой музыки много, а сколько еще не изведанного! Черпать и черпать. Наверное, я больше к меломанам отношусь. Отдельных композиторов вычленить затрудняюсь, у каждого можно найти какое-то выдающее сочинение, произведение, или даже отдельно взятую ноту в произведении, которая помогает открыться душе чуть шире. Их можно выстраивать в огромные ряды. С писателями примерно такая же ситуация.
- Вы сказали про любовь к многокилометровым прогулкам. А есть у вас любимые места в Кургане?
- (задумывается) Даже не знаю, Курган весь родной, исхоженный вдоль и поперек. Если случается люфт между службой в соборе и началом работы в колледже, то иду туда по набережной Тобола, через Шевелевку, через Парк Победы. Или летом на велосипеде люблю просто поездить по вечернему городу.
- Ещё вопрос: сопровождая владыку в его выездных службах, вы проехали много храмов Курганской епархии. Есть среди них особо любимые для вас, где особенно хорошо поется?

- Во всех храмах хорошо поется, мы же поём Господу! А так, люблю просто в городе заходить в церкви и храмы помолиться, если вдруг оказываюсь рядом и позволяет время. Везде всегда хорошо, тихо, спокойно. Тишина такая добрая, внемлющая, сопричастная.
- Цель в жизни? Мечта в жизни? Может, побывать в какой-нибудь стране?
- Есть конечно ещё места где хотелось бы побывать, но не сказать, что это прямо мечта. Просто ждешь возможности подходящей. Все равно, уже где-то бывали, где-то ездили, где-то путешествовали. Земной шарик-то маленький!
- Жизненный девиз?
- В каждый период жизни он свой.
- А сейчас какой?
- «Держи свой ум во аде и не отчаивайся», это известное откровение, данное Господом преподобному Силуану Афонскому.

- О чем я не спросила из того, что вы были готов ответить мне, рассказать? Может, о каких-то достижениях, наградах?

- Много всего в жизни было. И творческие награды были: множество побед, полученных на конкурсах в составе хоровых коллективов, и личные Благодарственные письма, как от коллективов, где трудился, так и, например, от комитета культуры администрации города Сургута, Архиерейская грамота за усердные труды от митрополита Ханты-Мансийского и Сургутского Павла.
Но главная награда - это то, что Господь помогал с самого детства идти по многочисленным хоровым станкам к сегодняшнему служению. Даровал возможность принимать участие в служении. Благодарен Богу за то, что, где Ему крестился - там Ему и пригодился!
Беседовала Татьяна Маковеева.