Митрополит Даниил: Главное дело милосердия – сотворить милость со своею душой
Русская Православная Церковь Курганская епархия
По благословению
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила

Митрополит Даниил: Главное дело милосердия – сотворить милость со своею душой

14 Апреля, 2020
Митрополит Даниил: Главное дело милосердия – сотворить милость со своею душой
Митрополит Курганский и Белозерский Даниил 14 апреля, в Великий вторник Страстной седмицы,  совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Александро-Невском кафедральном соборе города Кургана. Во время службы из храма велась онлайн-трансляция для тех прихожан, которые находятся дома в режиме самоизоляции. Свою проповедь владыка начал с напоминания, что во время Литургий читается Святое Евангелие, чтобы в эти Страстные дни укрепить наше сердце. Владыка рассказал суть притчи о десяти девах,  мудрых и неразумных, и о елее – символе милости: «Преподобный Серафим Саровский говорил, что под елеем нужно понимать благодать Духа Святаго, а святитель Иоанн Златоуст – что под елеем мы понимаем добрые дела. Противоречат ли они друг другу? Конечно, нет! Конечная цель христианских добрых слов и дел – это привлечение к себе Божественной энергии, которая и называется благодать Духа Святаго». По словам митрополита Даниила,  евангельская притча о десяти девах сегодня читалась для того, чтобы призвать нас в эти Страстные дни заняться делами милосердия: «И главное из них – не то, что мы бежим куда-то кого-то спасать, а начать с себя. Дело милосердия – сотворить милость со своею душой, так пишет Игнатий (Брянчанинов). Очисти свою душу, наполни её елеем, и делись им с другими людьми», – сказал архипастырь. «Всё, что соединяется с Богом, становится другим. К чему Бог прикасается, то преображается. В начале бытия Бог взял пыль, грязь, глину и сделал из этого нас, людей. Он бы мог взять что-то более красивое, но взял непотребное,  чтобы каждый из нас осознавал свою бренность.  Но эта наша бренность, когда соединяется со своим Творцом, становится Его детищем. Будем всегда помнить, что мы – прах и пепел, как говорил псалмопевец  Давид, и просить: “Господи, соединись с нами, приди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны”. И тогда действительно будет спасение душ наших!», – завершил владыка свою проповедь. Богословие Великого вторника: В этот день Христос пришел в Иерусалимский храм и много учил в храме и вне храма. Первосвященники и старейшины, слыша притчи Христовы и поучения, задумали схватить Его и убить. Но напасть на Христа открыто не решались, боясь народа, который почитал Его за пророка. Утреня Великого Вторника также,  как и Утреня вчерашнего дня, начинается пением тропаря «Се Жених грядет». В основе его лежит притча о десяти девах (Мф. 25, 1-13). В Великий Понедельник на утрени был как бы лишь отдаленный крик в нощи: Се Жених грядет. Он повторяется и теперь, но усиливается и расширяется постепенно в последующих песнопениях и в Евангельском чтении на Литургии: Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных… Вместе с образом десяти дев, в Евангелии этого дня предлагаются два других символа: притча о талантах и пророчество о Страшном Суде (Мф. 25, 14-46). Это именно то поучение, которое Христос произнес в тот самый Вторник, практически накануне Своих Страстей. «Нарастая и ширясь, развернулось то, что намечалось вчера. Вчера был предложен образ смоковницы, не давшей плода, и образ этот ныне претворился в притчу о таланте, который ленивый и лукавый раб скрыл в земле; а вчерашняя повесть о кончине мира развертывается ныне в грозную картину Страшного Суда, когда придет Сын Человеческий и все святые Ангелы с Ним. Об этих страшных и трепетных часах, ожидающих мир, и говорит в значительной части богослужение Великого Вторника. Перед концом истории, перед всемирной Пасхой и таинственным восьмым днем Воскресения Христова наступит «седьмого дня буря», своя Страстная для всего человечества неделя — кончина мира и Страшный Суд…» (В.Зандер). Вновь на Часах мы слышим чтения из книги Исход и историю о страданиях праведного Иова и вновь задумываемся над великими параллелями. Смерть Христова явилась освобождением нашим от рабства греху, смерти и диаволу, поистине она явилась великим Исходом из тьмы и сени смертной в Царство Божией Правды и Истины; пример праведного Иова, претерпевшего страдания на грани человеческих сил, показывает нам, что руки злых людей сознательно сделали с Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом. Начинается Вечерня. Здесь темы десяти дев со светильниками, притчи о талантах и темы Суда лишь намеченные на богослужении Утрени разворачивается во всей силе и великолепии. Во время пения стихир мы ставим себя на место этих дев, мы думаем, а что мы сделали с талантами, данными нам Богом, и размышляем над тем, готовы ли мы к Суду? «От душевного нерадения задремав, не приобрел я, Жених-Христос, светильника, горящего добродетелями, и уподобился девицам неразумным, во время работы мечтая. Сострадательного сердца Твоего не затвори от меня, Владыка, но стряхнув с меня мрачный сон, воздвигни, и с разумными девами введи в Твой брачный чертог, где чистый глас празднующих и взывающих непрестанно: “Господи, слава Тебе!” Вот, душа моя, Владыка вверяет тебе талант. Со страхом дар прими, отдай в рост для Давшего тебе, раздай нищим и приобрети этим друга в Господе, чтобы стать справа от Него, когда Он придет во славе, и услышать блаженный глас: “Войди, раб, в радость Господа Твоего!” Удостой ее, Спаситель, и меня, заблудшего, по великой Твоей милости. Когда придешь Ты во славе с ангельскими воинствами и сядешь, Иисусе, на престоле для разбирательства, не разлучи меня с Собою, Пастырь Благой: ибо познаны Тобою пути правые, а левые развращены. Не погуби же с козлами меня закосневшего во грехе, но сопричислив меня к овцам, стоящим справа, спаси как Человеколюбец». Использованы материалы сайтов «Азбука.ru» и «Фома.r
Видео:

Престольный праздник всего Зауралья и тезоименитство митрополита Даниила отметили в главном соборе Кургана

Престольный праздник всего Зауралья и тезоименитство митрополита Даниила отметили в главном соборе Кургана

12 сентября Русская Православная Церковь вспоминает перенесение мощей святого благоверного великого князя Александра Невского из Рождественского монастыря города Владимира в новую северную столицу – Санкт-Петербург, произошедшее в 1724 году 12 Сентября, 2023
Митрополит Даниил: «Иоанн Креститель – наш помощник в переходе из временной жизни в вечную»

Митрополит Даниил: «Иоанн Креститель – наш помощник в переходе из временной жизни в вечную»

Митрополит Даниил 11 сентября совершил Литургию в Александро-Невском кафедральном соборе Кургана 11 Сентября, 2023
Митрополит Даниил: «В нашей иерархии ценностей первым должен быть Бог»

Митрополит Даниил: «В нашей иерархии ценностей первым должен быть Бог»

Митрополит Даниил 10 сентября совершил Божественную литургию в Александро-Невском соборе Кургана 10 Сентября, 2023
Архиерейский совет Курганской митрополии обсудил открытие курсов для монашествующих

Архиерейский совет Курганской митрополии обсудил открытие курсов для монашествующих

Руководитель курсов, игумен Варнава (Аверьянов) сообщил, что начало курсов планируется 4 сентября 2023 года на базе Далматовского монастыря 1 Сентября, 2023
Назад к списку