Митрополит Даниил: Святитель Митрофан был не только церковным, но и государственным человеком
Русская Православная Церковь Курганская епархия
По благословению
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила

Митрополит Даниил: Святитель Митрофан был не только церковным, но и государственным человеком

20 Августа, 2022
Митрополит Даниил: Святитель Митрофан был не только церковным, но и государственным человеком
Митрополит Курганский и Белозерский Даниил в субботу, 20 августа, совершил Божественную литургию в Богоявленском соборе города Кургана.

Владыке  сослужили настоятель собора, секретарь епархии иерей Леонид Перчугов и клирики епархии.

Песнопения исполняли мужской  архиерейский хор (регент Геннадий Горохов) и клиросный хор Богоявленского собора (регент Ольга Тихомирова).

В этот день Русская Православная Церковь отмечает обретение мощей святителя Митрофана (в схиме Макария), епископа Воронежского. Для митрополит Даниила, родившегося в Воронеже, этот святой особенно дорог. «Его почитают там как великого чудотворца, мощи которого пребывали и пребывают в городе Воронеже. Он был строг к себе и милостлив к другим, он был не только церковным, но и государственным человеком. Его любил и уважал император Пётр Первый», – сказал владыка.

Затем архипастырь рассказал несколько эпизодов из жития святого, добавив в завершение рассказа: «Его мощи благоухают. Я сам неоднократно был свидетелем этого. Не случайно Господь призвал святителя к себе на второй день праздника Преображения. Святитель принёс Ему свой плод в виде смирения пред Богом».

«Я желаю себе и каждому из нас этого Христова смирения, какое  имели Митрофан Воронежский и другой сегодняшний святой  – преподобный Пимен Многоболезненный, один из моих любимых святых. Он, несмотря на свои хвори, всегда был благодушным и помогал другим, потому что у него было настоящее духовное терпение», – пожелал митрополит Даниил в завершение проповеди.

Житие святителя Митрофана Воронежского

Святитель Митрофан, первый епископ Воронежский, родился 6 ноября 1623 года во Владимирской земле, по предположению, в семье священника. Мирское имя будущего святителя было Михаил. Половину своей жизни святой прожил в миру, был женат и имел детей. Сохранились сведения о заботливости святого Митрофана по воспитанию своего сына Ивана. Будущий епископ был некоторое время священником в селе Сидоровском Суздальской епархии. На 40-м году жизни он овдовел и решил посвятить свою жизнь Богу. Своим местожительством он избрал Золотниковский Успенский монастырь недалеко от Суздаля, где и был пострижен в иночество с именем Митрофан.

Здесь угодник Божий начал иноческое подвижничество, отличаясь глубоким смирением. О его строгой иноческой жизни стало известно в монашеской среде. Через три года после вступления в Золотниковскую обитель братия соседнего Яхромского Космина монастыря, не имевшего в ту пору настоятеля, стали просить местное духовное начальство о поставлении им в игумены Митрофана. Просьба была исполнена. Ведя строгую подвижническую жизнь, Митрофан стал заботливым и снисходительным отцом для монахов, отвечавших ему уважением и послушанием. Этим монастырем он управлял десять лет.

Когда о ревности подвижника узнал патриарх Московский и всея Руси Иоаким, он возвел его в 1675 году в сан архимандрита и поручил ему более обширную Унженскую обитель, основанную в XV в. в Костромской земле. Здесь будущий святитель настоятельствовал около семи лет, в течение которых монастырь достиг процветания. Был построен храм в честь Благовещения Пресвятой Девы Марии с трапезной и колокольней, написано немало замечательных икон.

Монастырь игумена Митрофана привлекал внимание не одного патриарха, но и царя Феодора Алексеевича, который посещал обитель и нередко беседовал с настоятелем. При дворе к святому относились с особым почтением. Когда по решению Московского Церковного Собора 1681-1682 годов была образована новая Воронежская епархия, царь Феодор первым ее епископом предложил назначить игумена Митрофана. Епископскую хиротонию 2 апреля 1682 года возглавил патриарх Иоаким.

Святителю Митрофану пришлось быть свидетелем бунта раскольников в июле того же года и присутствовать на «прении о вере» между старообрядцами и православными в Грановитой палате. Это событие произвело на него сильное впечатление и впоследствии сказалось на его архиерейских делах. Святитель Митрофан приобрел известность как обличитель раскола и сподвижник патриотических начинаний царя-реформатора. Святитель Митрофан рассматривал духовенство как силу, способную воздействовать на население самым благотворным образом.

В самом начале своей деятельности святитель начал сооружать в Воронеже новый каменный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1692 году собор с приделами во имя Архистратига Михаила и святителя Николая был освящен. Святитель Митрофан любил церковное благолепие и вкладывал в строительство кафедрального собора огромные средства. Во время 20-летнего святительства святителя Митрофана количество храмов в епархии возросло с 182 до 239, было основано 2 монастыря: Вознесенский Коротоякский и Троицкий Битюгский. В существовавших монастырях он заботился об искоренении нестроений и беспорядков и утверждении строгой жизни по иноческому уставу. При этом быт самого святителя был более чем скромен.

Первый воронежский святитель ревностно заботился о нуждах паствы. Он утешал бедных и богатых, был покровителем вдов и сирот, заступником обиженных. Его дом служил гостиницей для странников и лечебницей для больных. Молился святитель не только о живых, но и об усопших христианах, и особенно о воинах, павших за Отечество, вписывая их имена в синодик.

Особую страницу в биографии святителя Митрофана составляют его взаимоотношения с Петром I. Святитель глубоко и сочувственно входил в судьбу молодого царя, старался содействовать возникавшим полезным для Отечества преобразованиям. Он одобрял постройку флота, предпринятую Петром I в Воронеже, и поддержал ее материально. Когда в 1696 году русские войска одержали победу над турками под Азовом, Петр I повелел святителю Митрофану как бы в награду за участие в этой победе именоваться епископом Воронежским и «Азовским». В то же время святитель Митрофан не мог одобрить слишком тесного общения царя с иноземными иноверцами и бездумного восприятия их обычаев. Святитель отказался посетить воронежский дворец царя из-за находившихся в нем языческих античных статуй. Когда разгневанный Петр стал грозить ему смертью, святитель начал готовиться к ней, предпочитая умереть, нежели одобрить неприемлемые для православного человека языческие ритуалы.

Исповедничество епископа устыдило Петра, в знак согласия с ним он убрал статуи, и мир был восстановлен. На Воронежской кафедре угодник Божий пробыл 20 лет, до самой своей кончины.
Видео:

Митрополит Даниил: «На связь с Богом мы выходим через молитву и дела милосердия»

Митрополит Даниил: «На связь с Богом мы выходим через молитву и дела милосердия»

Митрополит Даниил 19 апреля совершил Литургию Преждеосвященных Даров вчера
Митрополит Даниил: «Господь посылает нам испытания, чтобы смягчить наши сердца»

Митрополит Даниил: «Господь посылает нам испытания, чтобы смягчить наши сердца»

Во время богослужения владыка помолился об избавлении от угрозы наводнения на курганской земле 18 Апреля, 2024
Митрополит Даниил: Люди в пост должны войти в состояние глубокого покаяния

Митрополит Даниил: Люди в пост должны войти в состояние глубокого покаяния

Митрополит Курганский и Белозерский Даниил в среду, 17 апреля, совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме святого праведного Иоанна Кронштадтского села Кетово 17 Апреля, 2024
Митрополит Даниил совершил третью Великопостную пассию

Митрополит Даниил совершил третью Великопостную пассию

Митрополит Курганский и Белозерский Даниил в воскресенье, 14 апреля, в Неделю 4-ю Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника, возглавил вечернюю службу в Александро-Невском кафедральном соборе города Кургана и совершил чин Пассии — вечерню с чтением акафиста Страстям Христовым 15 Апреля, 2024
Назад к списку