Русская Православная Церковь Курганская епархия
По благословению
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила

Митрополит Даниил в Радоницу совершил литургию и панихиду в Александро-Невском соборе

11 Мая, 2021
Митрополит Даниил в Радоницу совершил литургию и панихиду в Александро-Невском соборе
Митрополит Курганский и Белозерский Даниил 11 мая, в Радоницу, совершил Литургию и панихиду в Александро-Невском кафедральном соборе города Кургана.

В начале своей проповеди владыка напомнил, что девятый после Пасхи день посвящается поминовению усопших и называется Радоница. «Этот день отличается от других поминальных дней особенной радостью и особенным богослужением. В обычные поминальные субботы читаются Апостол и Евангелие, посвященные усопшим, заупокойные чтения. А здесь – другие отрывки, и панихида совершенно другая», – сказал архипастырь.

Также он напомнил слова святителя Иоанна Златоуста о том, что, приходя в храм, мы слышим пение, и когда к нему присоединяемся, то меняется наше сердце: «Наши сердца через духовные песнопения очищаются от греха и становятся способными принять благодать Духа Святого».

«Когда мы собираемся в храме, чтобы помянуть наших усопших, то наши сердца смягчаются под воздействием церковной атмосферы. Они настраиваются на одну волну с нашими усопшими родственниками. Мы сегодня общаемся, делимся радостью с теми, кто находится за границей  земной жизни. Мы обретаем с ними особенную связь через молитву. Мы знаем, что они нас слышат и радуются, когда мы за них молимся.  Это самая большая радость для усопших, – продолжил владыка. – Их радует наша духовная жизнь, наша молитва, наши дела милосердия, которые мы посвящаем им».

«Неверующим непонятно: как так – мы отрываем от себя свои труды либо их материальную составляющую (средства, деньги) и отдаём чужому человеку, который нуждается. Подаём ему и говорим: “Прими, Господи, как жертву за такого-то человека”. И тот человек получает! Мы отдаём чужому, а получает наш близкий, родной человек! Разве это не чудо?» – пояснил митрополит Даниил.

По словам архипастыря, одно из дел милосердия – это прощать людям их грехи. Это делает нас похожими Богу – когда мы прощаем грехи не только своим близким, но и врагам, ненавидящим нас: «Сегодня мне хочется, чтобы каждый из нас во время этой торжественной панихиды, вспоминая усопших, попросил у них прощения. Мы перед ними очень виноваты – не понимали их, осуждали. И теперь нужно попросить у них прощения и молитв за нас. Надо помнить, что мы здесь – только странники, и в скором времени к ним присоединимся. Но пока мы здесь, на земле, наша задача – молиться за них, делать добрые дела, спасать свои души и помогать душам тех людей, которые “за границей”. Они там видят всё, а мы здесь живём верою, которую должны укреплять добрыми делами».

«От нас требуется труд с любовью, с покаянием, с просьбой к Богу, чтобы Он укрепил нашу веру. А мы этой верой будем делиться с теми, кто живёт на земле, кто ушёл из жизни и с теми, кто будет наполнять наши храмы  после нас», – завершил владыка проповедь.

Поминовение усопших – это неотъемлемая часть церковной жизни, так как христиане верят, что с земной кончиной не заканчивается путь души человека. Через Свою Крестную смерть и Воскресение Христос подарил людям вечную жизнь и возможность спасения. И потому умершие так же, как и живые, радуются Пасхе, а Радоница – это специально установленный для общего ликования день.

На Пасху и  всю Светлую Седмицу, ради великой радости Воскресения Христова, в храмах отменяются заупокойные панихиды и не совершается гласное поминовение усопших (поминовение усопших на проскомидии совершается всегда). Для того, чтобы верующие смогли разделить с ними духовное торжество Воскресения Господня, после окончания Светлой седмицы, во вторник, Церковь установила особый день поминовения усопших – Радоницу.

По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников – сразу после Светлой Пасхальной недели – как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную.
Видео:

Назад к списку