Митрополит Даниил призвал брать пример со святителя Луки
Русская Православная Церковь Курганская епархия
По благословению
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила

Митрополит Даниил призвал брать пример со святителя Луки

11 Июня, 2021
Митрополит Даниил призвал брать пример со святителя Луки
Митрополит Даниил 11 июня, во второй день праздника Вознесения Господня совершил Божественную литургию в Богоявленском соборе города Кургана

Владыке сослужили епископ Варгашинский Пармен, секретарь епархии – настоятель Богоявленского собора иерей Леонид Перчугов, клирики епархии.

Песнопения исполнял мужской архиерейский хор под управление регента Геннадия Горохова.

Митрополит Даниил за богослужением вознёс молитву о даровании дождя.

В этот день Православная Церковь чтит память святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского.

«Это особенный святой нашей Церкви – он был одновременно выдающимся врачом-хирургом и епископом. Не случайно он был отмечен Сталинской премией. Святитель Лука жил в то время, когда Церковь была гонима, и принятие сана в те годы было вызовом обществу. Но святитель Лука сознательно пошёл на это исповедничество», - сказал владыка Даниил в начале своей проповеди.

Архипастырь напомнил слова из письма святителя Луки: «Я полюбил страдания», а затем объяснил, как понять эти слова. «Нужно пожить жизнью святых угодников Божиих, начиная от Самого Христа и его апостолов. Все они через внутренние и внешние скорби  и страдания прошли жизнь и получили свою славу. Этот путь уготован каждому христианину. Бог даёт нам эти страдания, а мы их должны полюбить и тем самым искоренить в себе гордость, тщеславие и самомнение».

«Отцы Церкви пишут, что страдания укрепляют человека, делают его мужественнее, настоящим христианином. Но не всем эти страдания даются, а только тем, кто способен их принять и благодарить за них. И тогда скорби становятся для человека наслаждением и великим утешением», - подчеркнул владыка.

«Страдания и скорби – величайший дар Божий.  Я желаю каждому из нас того мужества, которое нам показал святитель Лука, - сказал в завершение проповеди митрополит Даниил. – Но это мужество не приходит само по себе, о нём надо просить Бога и угодников Божиих. Святитель Лука, когда мы ему молимся, исцеляет не только наши тела, но и души от страшной болезни под названием грех. Нужно это помнить и всегда к нему обращаться».

Святитель Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) родился в 1877 году в городе Керчи, в Крыму, в дворянской семье польского происхождения. С детства он увлекался живописью и решил поступить в Санкт-Петербургскую академию художеств. Однако во время вступительных экзаменов им овладело сомнение, и он решил, что не имеет права делать то, что нравится, а нужно трудиться, чтобы облегчить страдания ближнего. Так, прочитав слова Спасителя о делателях жатвы (см.: Мф. 9: 37), он воспринял призыв служить людям Божиим.

В 1916 году в Москве Валентин Феликсович успешно защитил докторскую диссертацию на тему местной анестезии и начал работать над большой монографией по гнойной хирургии. В 1917 году он был назначен главным врачом Ташкентской городской больницы и поселился с семьей в этом городе. Вскоре супруга его скончалась от туберкулеза. Во время ухода за умирающей, в голову ему пришла мысль просить свою операционную сестру взять на себя заботу по воспитанию детей. Она согласилась, а доктор Валентин смог продолжать свою деятельность, как в больнице, так и в университете, где он вел курс анатомии и хирургии.

Он часто принимал участие в диспутах на духовные темы, где выступал с опровержениями тезисов научного атеизма. По окончании одного из таких собраний, на котором он долго и вдохновенно выступал, епископ Иннокентий отвел его в сторону и сказал: «Доктор, вам надо быть священником». Хотя Валентин никогда и не помышлял о священстве, он тотчас принял предложение иерарха. В ближайшее же воскресенье он был рукоположен в диакона, а через неделю возведен в сан иерея.

Он одновременно трудился как врач, как профессор и как священник, служа в соборе только по воскресеньям и приходя на занятия в рясе. Он совершал не так много служб и таинств, но усердствовал в проповедничестве, а свои наставления дополнял духовными беседами на животрепещущие темы.

В 1923 году ссыльный епископ Андрей Уфимский (кн. Ухтомский), находясь в городе проездом, одобрил избрание отца Валентина в епископат, совершенное собором духовенства, сохранившего верность Церкви. Потом тот же епископ постриг Валентина в его комнате в монахи с именем Лука и отправил в небольшой городок недалеко от Самарканда. Там жили два ссыльных епископа, и святитель Лука в строжайшей тайне был хиротонисан (18 мая 1923 г.). Через полторы недели после возвращения в Ташкент и после своей первой литургии он был арестован органами безопасности (ГПУ), обвинен в контрреволюционной деятельности и шпионаже в пользу Англии и осужден на два года ссылки в Сибирь, в Туруханский край.

Путь в ссылку проходил в ужасающих условиях, но святой врач провел не одну хирургическую операцию, спасая от верной смерти страждущих, которых ему приходилось встречать на своем пути. В ссылке он также работал в больнице и сделал много сложных операций. Он имел обыкновение благословлять больных и молиться перед операцией. Когда же представители ГПУ попытались запретить ему это, они натолкнулись на твердый отказ епископа. Тогда святителя Луку вызвали в управление госбезопасности, дали полчаса на сборы и отправили в санях на берег Ледовитого океана. Там он зимовал в прибрежных поселениях.

В начале Великого поста его отозвали в Туруханск. Доктор вернулся к работе в больнице, так как после его высылки она лишилась единственного хирурга, что вызвало ропот местного населения. В 1926 году он был освобожден и вернулся в Ташкент.

Около трех лет он спокойно продолжал свою деятельность. В 1930 году его коллега по медицинскому факультету профессор Михайловский, потеряв рассудок после смерти сына, решил оживить его с помощью переливания крови, а затем покончил жизнь самоубийством. По просьбе вдовы и учитывая психическую болезнь профессора, владыка Лука подписал разрешение захоронить его по церковному обряду. Коммунистические власти воспользовались этой ситуацией и обвинили епископа в пособничестве убийству профессора. По их мнению, владыка из религиозного фанатизма помешал Михайловскому воскресить усопшего с помощью материалистической науки.

Снова путь в ужасающих условиях, после которого работа в больнице в Котласе и Архангельске с 1931 по 1933 год. Когда у владыки обнаружилась опухоль, он отправился на операцию в Ленинград. Затем епископа перевели в Москву для новых допросов и сделали интересные предложения относительно научных исследований, но при условии отречения от сана, на что святитель Лука ответил твердым отказом.

Освобожденный в 1933 году, он отказался от предложения возглавить свободную епископскую кафедру, желая посвятить себя продолжению научных исследований. Он вернулся в Ташкент, где смог работать в небольшой больнице. В 1934 году был опубликован его труд «Очерки гнойной хирургии», ставший вскоре классикой медицинской литературы.

Во время работы в Ташкенте владыка заболел тропической болезнью, которая привела к отслоению сетчатки глаз. Тем не менее, он продолжал врачебную деятельность вплоть до 1937 года. Святитель Лука был арестован вместе с архиепископом Ташкентским и другими священниками, сохранившими верность Церкви и обвиненными в создании контрреволюционной церковной организации.

Святитель был подвергнут допросу «конвейером», когда 13 дней и ночей в ослепляющем свете ламп следователи, сменяя друг друга, беспрерывно вели допрос, вынуждая его оговорить себя. Когда епископ начал новую голодовку, его, обессиленного, отправили в казематы госбезопасности. После новых допросов и пыток, истощивших его силы и приведших в состояние, когда он уже не мог контролировать себя, святитель Лука дрожащей рукой подписал, что признает свое участие в антисоветском заговоре.

Так в 1940 году он в третий раз был отправлен в ссылку, в Сибирь, в Красноярский край, где после многочисленных прошений и отказов смог добиться разрешения работать хирургом и даже продолжить в Томске научные исследования. В 1941 святитель Лука был назначен главным хирургом красноярского госпиталя, а также ответственным за все военные госпитали края. При этом он служил епископом в епархии края, где, как гордо сообщали коммунисты, не осталось ни одной действующей церкви.

Митрополит Сергий возвел его в сан архиепископа. В этом сане он принял участие в Соборе 1943 года, на котором был избран патриархом митрополит Сергий, а сам святитель Лука стал членом Синода.

Так как во время войны религиозные преследования несколько ослабли, он приступил к обширной программе возрождения религиозной жизни, с удвоенной энергией отдавшись проповедничеству. Когда красноярский госпиталь был переведен в Тамбов (1944), он поселился в этом городе и управлял епархией, в то же время, работая над публикацией различных медицинских и богословских трудов, в частности апологии христианства против научного атеизма, озаглавленной «Дух, душа и тело». В этой работе святитель защищает принципы христианской антропологии при помощи твердых научных аргументов.

В феврале 1945 года за архипастырскую деятельность святитель Лука был награжден правом ношения креста на клобуке. За патриотизм он удостоился медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 г.».

Через год архиепископ Тамбовский и Мичуринский Лука стал лауреатом Сталинской премии первой степени за научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений, изложенных в научных трудах «Очерки гнойной хирургии» и «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов».

В 1946 году он был переведен в Крым и назначен архиепископом Симферопольским. В Крыму он был вынужден прежде всего бороться с нравами местного духовенства. Он учил, что сердце священника должно стать огнем, излучающим свет Евангелия и любви ко Кресту, будь то слово или собственный пример. Из-за болезни сердца святитель Лука был вынужден прекратить оперировать, но продолжал давать бесплатные консультации и оказывать помощь местным врачам советами. По его молитвам произошло множество чудесных исцелений.

В 1956 году он полностью ослеп, но по памяти продолжал служить Божественную литургию, проповедовать и руководить епархией. Он мужественно противостоял закрытию церквей и различным формам преследований от властей.

Под грузом прожитого, исполнив дело свидетельства о Господе, Распятом во имя нашего спасения, епископ Лука мирно упокоился 29 мая 1961 года. На его похоронах присутствовало все духовенство епархии и огромная толпа людей, а могила святителя Луки вскоре стала местом паломничества, где по сей день совершаются многочисленные исцеления.
Видео:

Митрополит Даниил: «Бороться со злом можно только одним способом – приумножая добро»

Митрополит Даниил: «Бороться со злом можно только одним способом – приумножая добро»

10 декабря митрополит Курганский и Белозерский Даниил совершил Божественную литургию в храме Порт-Артурской иконы Божией Матери города Кургана вчера
Митрополит Даниил: «Сегодняшнее Евангелие говорит нам о грехе лицемерия, которое зиждется на гордости и тщеславии»

Митрополит Даниил: «Сегодняшнее Евангелие говорит нам о грехе лицемерия, которое зиждется на гордости и тщеславии»

Митрополит Курганский и Белозерский Даниил в воскресенье, 7 декабря, совершил Божественную литургию в Александро-Невском кафедральном соборе города Кургана 8 Декабря, 2024
Митрополит Даниил: «Будем благодарить Бога за свои болезни и испытания, терпеливо нести свой крест»

Митрополит Даниил: «Будем благодарить Бога за свои болезни и испытания, терпеливо нести свой крест»

Митрополит Курганский и Белозерский Даниил в субботу, 7 декабря, совершил Божественную литургию в Александро-Невском кафедральном соборе города Кургана 7 Декабря, 2024
Престольный праздник Александро-Невского кафедрального собора встретили в Кургане

Престольный праздник Александро-Невского кафедрального собора встретили в Кургане

6 декабря митрополит Курганский и Белозерский Даниил совершил Божественную литургию в кафедральном соборе святого благоверного князя Александра Невского в городе Кургане 6 Декабря, 2024
Назад к списку