Митрополит Даниил: Чтобы сохранить Православную веру, надо исполнять заповеди Божии
Русская Православная Церковь Курганская епархия
По благословению
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила

Митрополит Даниил: Чтобы сохранить Православную веру, надо исполнять заповеди Божии

8 Марта, 2020
Митрополит Даниил: Чтобы сохранить Православную веру, надо исполнять заповеди Божии

Митрополит Курганский и Белозерский Даниил 8 марта, в первое воскресенье Великого поста совершил Литургию в Александро-Невском кафедральном соборе города Кургана.

Вот уже более десяти столетий в первое воскресенье Великого поста Православная Церковь молитвенно празднует Торжество Православия, торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В этот день Церковь проводит четкое разделение истины и лжи.

 «Празднование Торжества Православия – это единственный день во время Великого поста, когда священники облачаются в золотые ризы в знак особого торжества, -  сказал владыка в проповеди. Этот праздник был установлен нашими предками после того, как Церковь одержала последнюю победу над ересями иконоборчества.

«Что такое “Православие”?  Отцы Церкви пишут, что это самая правильная вера и самое правильное служение Господу нашему Иисусу Христу. Всё остальное – ложь, приводящая человека не к спасению, а к погибели, –  продолжил архипастырь. - Как пишет Игнатий (Брянчанинов), враг рода человеческого, дьявол, завидует людям и старается всячески погубить образ Божий. Потому что люди, пройдя свой искус на земле, должны восполнить число ангелов, которое было до падения их с неба, встать на их места.  Когда-то они стояли на небе, рядом с Богом, а теперь пресмыкаются на земле. И поэтому они мстят нам, людям, живущим на земле. И когда дьявол не может погубить человека,  напрямую заставить его грешить, то он подсылает ему всякого рода ересь. Ересь – это отклонение от правильного пути, это ошибка, это грех, когда к истине Божией присовокупляется умствование человеческое».

«Это страшное состояние ереси – соединение учения Божьего с измышлениями человеческими и диавольскими. Сколько людей было погублено через это неправильное учение – миллионы!  Ересь иногда выглядит красиво и правильно – диавол может прикрыть свои словеса всякими украшениями. Но этот путь ведёт не к Богу, а от Бога. И даже святые угодники Божии, бывало, ошибались и не видели погибельного пути».

Митрополит Даниил рассказал в проповеди и о древнем чине анафемствования, водящем в состав службы.

«Анафема – это отлучение человека или целое общество, способных заразить ересью других людей. Смысл сегодняшних молитв – в просьбе к Богу, чтобы Он не дал диаволу восторжествовать в сердцах человеческих. У врага рода человеческого миллионы способов влиять на душу человека. Но он проигрывает, потому что с человеком – Бог! С Его благодатью мы проходим сквозь сети диавола, а без неё – впадаем в грех»,подчеркнул митрополит.

«Почему Церковь празднует победу над ересями именно в первое воскресенье Великого поста? Потому что победить их можно только постом, молитвой и покаянием. А ещё – не осуждением греха другого человека. Православная Церковь учит нас правильному отношению друг к другу, к приходящим со стороны вероучениям.

Чтобы сохранить веру Православную, её надо изучать, пишет Игнатий (Брянчанинов).  Чтобы утвердить и укрепить – надо исполнять  заповеди Божии. Надо всегда это помнить и хранить веру Православную!», - завершил владыка свою проповедь.

Напомним, что Торжество Православия, которое совершается в первую неделю Великого поста,  было установлено в Греции в IX веке в память окончательной победы над врагами Православия — иконоборцами.

После VII Вселенского Собора (787 г.), закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений, но только в середине IX века ересь полностью была искоренена. Христолюбивая царица Феодора объявила: «Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!»

Избранный Патриархом Константинопольским Мефодий установил тогда же особое праздничное богослужение. Оно прошло в Софийском соборе Константинополя в первое воскресенье Великого поста. Так появилось празднование и особый чин, называемый Торжество Православия. В XII и XIV вв. эта служба была значительно дополнена за счет включения других текстов, изображающих главные догматы христианства. Эта служба представляет собой торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В нем утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов. Особое место в этой службе занимает чин анафематствования. Анафема провозглашается соборно не только иконоборцам, но всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед Церковью.

В России чин Православия введен в XIV веке и состоял из греческого синодика этого чина с прибавлением сначала имен «новых еретиков», как например, Кассиана, архимандрита Юрьева монастыря, и др., затем прибавились новые имена: Стеньки Разина, Гришки Отрепьева, протопопа Аввакума, многих расколоучителей и др.; всех анафематствований было 20, а имен до 4 тысяч. В конце XVIII в. чин Православия был исправлен и дополнен митрополитом Новгородским и С.-Петербургским Гавриилом; из него исключены были как множество имен, которым возглашалась вечная память, так и имена многих гражданских преступников и расколоучителей.

Чин Православия совершался в кафедральных соборах после прочтения часов или перед окончанием Литургии на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, возлежащими на аналое.

Чин содержал в себе чтение Символа веры, произнесение анафемы и провозглашение Вечной памяти всем защитникам Православия.

В феврале 1901 года Святой Синод предал анафеме Льва Толстого, как проповедующего «ниспровержение всех догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской».

В последнее десятилетие были осуждены те, кто пролил невинную кровь ближних своих в 1993 г. Слова отлучения были произнесены тем, кто разделяет учения сект, «новых религиозных движений», язычества, астрологии и т.п. (1994 г.). Был отлучен от Церкви монах Филарет (Денисенко), который дерзнул наименовать себя «патриархом Киевским и всея Руси-Украины» (1994 г.). Архиерейский Собор 1997 года, после неоднократных увещеваний и предупреждений о бесчинном ношении иерейского креста после лишения сана, постановил: «Отлучить Глеба Павловича Якунина от Церкви Христовой. Да будет он анафема пред всем народом».

Предание анафеме не является проклятием, не является актом бесповоротно закрывающим путь к возвращению в Церковь и ко спасению. При покаянии и достаточных основаниях анафема может быть снята. Может быть она снята и после смерти. Важное значение для Русской Церкви имеет отмена анафемы старообрядцам в 1971 году.


Видео:

Престольный праздник всего Зауралья и тезоименитство митрополита Даниила отметили в главном соборе Кургана

Престольный праздник всего Зауралья и тезоименитство митрополита Даниила отметили в главном соборе Кургана

12 сентября Русская Православная Церковь вспоминает перенесение мощей святого благоверного великого князя Александра Невского из Рождественского монастыря города Владимира в новую северную столицу – Санкт-Петербург, произошедшее в 1724 году 12 Сентября, 2023
Митрополит Даниил: «Иоанн Креститель – наш помощник в переходе из временной жизни в вечную»

Митрополит Даниил: «Иоанн Креститель – наш помощник в переходе из временной жизни в вечную»

Митрополит Даниил 11 сентября совершил Литургию в Александро-Невском кафедральном соборе Кургана 11 Сентября, 2023
Митрополит Даниил: «В нашей иерархии ценностей первым должен быть Бог»

Митрополит Даниил: «В нашей иерархии ценностей первым должен быть Бог»

Митрополит Даниил 10 сентября совершил Божественную литургию в Александро-Невском соборе Кургана 10 Сентября, 2023
Архиерейский совет Курганской митрополии обсудил открытие курсов для монашествующих

Архиерейский совет Курганской митрополии обсудил открытие курсов для монашествующих

Руководитель курсов, игумен Варнава (Аверьянов) сообщил, что начало курсов планируется 4 сентября 2023 года на базе Далматовского монастыря 1 Сентября, 2023
Назад к списку