Русская Православная Церковь Курганская епархия
По благословению
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила

Митрополит Даниил совершил вечерню с чтением канона Андрея Критского в курганском храме Рождества Христова

17 Марта, 2021
Митрополит Даниил совершил вечерню с чтением канона Андрея Критского в курганском храме Рождества Христова
Во второй день Великого поста, вторник,  16 марта, митрополит Курганский и Белозерский совершил великое повечерие с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского в храме Рождества Христова города Кургана.

Владыка продолжил чтение, начатое накануне вечером в Александро-Невском соборе, и прочёл очередные девять песен канона.

Небольшой уютный храм  освещался только свечами, которые владыка и молящиеся держали в руках. После каждого тропаря с клироса проникновенно звучали слова покаянной молитвы: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Прихожане, с сокрушенным сердцем обращались к Богу со словами о прощении их грехов.

По завершении чтения митрополит Даниил обратился к прихожанам с проповедью, Главной темой своего архипастырского слова владыка выбрал страсть гнева и способы избавления от неё.

«Каждый раз чтение канона оканчивается обращением к Андрею Критскому, чтобы он помог нам избавиться от гнева, скорби, от грехов, искушений. Почему на первом месте стоит просьба избавиться от гнева? Потому что, как пишут Отцы Церкви, гнев – это величайшее оружие, которое было дано ещё нашим прародителям в раю, чтобы поражать диавола, который искушал их. Блаженный Диадох пишет, что, если бы Ева обратила свой праведный гнев на диавольское искушение, то устояла бы  и не почувствовала вожделение к запретному плоду. Это величайшее оружие - гнев - Господь сохранил в нас и после грехопадения, чтобы мы обращали его на всё греховное.  Но в действительности, чаще всего,  это оружие мы обращаем против своих ближних, тем самым их искушаем и губим свою душу. Церковь нам оставила замечательные примеры, кок люди боролись с этим страшным недостатком», - сказал владыка, а затем привёл примеры борьбы с гневом  из святоотеческой литературы.

«Если мы с вами прочитаем внимательно Евангелие, то  найдём замечательные слова. Господь  хочет, чтобы мы научились от Него, прежде всего, кротости. “Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем”  (Мф. 11:29). Кротость – это противоположность гневу. Если человек научится кротости, он сможет удерживать этого зверя», - подчеркнул архипастырь.

«В дни поста особенно активизируются демон раздражительности. Он пытается нас по каждому пустяку приводить в состояние ярости, а затем в памятозлобие, неприязнь, чтобы лишить нас Божественной благодати. Поэтому Церковь  в первые дни Великого поста обращает внимание на гнев. Мы обращаемся к великому угоднику Божию преподобному Андрею Критскому, чтобы он помог нам своими молитвами избавиться от этого. А когда не получается, что нам делать? Отцы Церкви опять нам дают ответ, которого не даст нам ни один психолог  - обращаться к Богу. Мы сами не можем победить в себе эту страсть, она слишком сильная. А с Богом всё возможно. Если мы будем исповедовать свои немощи Богу, если будем чаще друг другу каяться, то Господь будет нам помогать. Тогда мы постепенно, не сразу, будем отходить от этой страсти и потихонечку спасёмся», – завершил проповедь владыка.

Настоятель храма Рождества Христова протоиерей Николай Чирков уверен, что канон Андрея Критского имеет очень большое значение для верующих, потому что все его слова проникают в сердце человека и наводят там порядок. «Человек после молитв на первой седмице Великого поста чётче понимает значение поста.  В душе у него происходят процессы, спасающие душу, оживляющие её. Эти  особенные дни вспоминаются потом весь год, этими впечатлениями Великого поста живёт православная душа. Поэтому в нашем храме есть давняя традиция - все прихожане стоят на коленочках, слушая каждое слово этого Великого канона», - сказал отец Николай.

Что читают во вторник первой седмицы Великого поста?

Во вторник читают следующие девять песен канона святого Андрея Критского. В первой из них вспоминается первое совершенное на земле убийство: когда Авель принес угодную Богу жертву, то его брат Каин, жертва которого не была принята, предавшись обиде, убил брата.

Вторая песнь вновь вспоминает об Адаме и Еве, которые ищут покаяния. Третья повествует о Всемирном потопе, праведнике Ное, спасенном на ковчеге, а также о его сыне Хаме и праведном Лоте. Текст песни указывает на то, что человек сам погружает себя в грехи и относится к ближнему без должного трепета и почтения.

В четвертой песни упоминаются патриархи, сыновья Иакова, от которых произошли 12 родов Израиля. В пятой песни вспоминаются спасенный от смерти младенец Моисей, повивальные бабки, от которых требовали убивать еврейских младенцев, а также подвиг Моисея, выводившего через пустыню избранный народ из египетского плена. Шестая песнь вспоминает исход избранного народа из рабства, а также Иисуса, увидевшего и возжелавшего землю обетованную.

В седьмой песни говорится об Озе, который, когда перевозил ковчег, отважился, несмотря на запрет, коснуться его, сыне Давида Авессаломе, который, чтобы заполучить власть, вошел по совету Ахитофела к наложницам своего отца, а также о Соломоне, который впал в сластолюбие и идолопоклонство. В песне также вспоминают о сыне Соломона Ровоаме, не считавшемся с советами отца, и слуге Соломона Иеровоаме, который разделил Израиль на два царства.

В восьмой песни вспоминают царя Озия, который так возгордился своими успехами, что дерзнул войти в алтарь Храма вопреки запрету и был поражен за это проказой. Кроме него вспоминают жителей Ниневии, искренне покаявшихся после проповеди пророка Ионы и тем самым избежавших наказания, а также пророка Иеремию и других праведников, благодаря молитве спасшихся от напастей.

В девятой песни вспоминается, как диавол искушал Христа хлебом и царством во время поста в пустыне, а также о том, как жители Самарии и Иудеи пришли каяться. В тропаре вспоминается и первое чудо Христа, когда вода была превращена в праздничное вино, а также случаи исцеления Христом больных и немощных.


Видео:

Митрополит Даниил: Через исполнение заповедей мы приближаемся к Богу и удаляемся от диавола

Митрополит Даниил: Через исполнение заповедей мы приближаемся к Богу и удаляемся от диавола

Митрополит Курганский и Белозерский Даниил в воскресенье, 25  июля,  совершил Божественную литургию в Александро-Невском кафедральном соборе Кургана вчера
Митрополит Даниил: Святая равноапостольная Ольга увидела высоту, красоту и спасительность нашей веры

Митрополит Даниил: Святая равноапостольная Ольга увидела высоту, красоту и спасительность нашей веры

Митрополит Даниил совершил Литургию в Александро-Невском кафедральном соборе Кургана 24 Июля, 2021
Архиерейский совет Курганской митрополии обсудил эпидемиологическую ситуацию в Зауралье

Архиерейский совет Курганской митрополии обсудил эпидемиологическую ситуацию в Зауралье

Очередное заседание Архиерейского совета Курганской митрополии прошло в духовно-просветительском центре Шадринской епархии 16 Июля, 2021
Митрополит Даниил возглавил церемонию открытия просветительского центра Шадринской епархии

Митрополит Даниил возглавил церемонию открытия просветительского центра Шадринской епархии

Митрополит Даниил в праздник апостолов Петра и Павла совершил Литургию в Никольском соборе города Шадринска 12 Июля, 2021
Назад к списку