Русская Православная Церковь
Курганская епархия
По благословению
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила
Митрополит Даниил: Каждый русский человек чувствует помощь святителя Николая
19 Декабря, 2020
Митрополит Курганский и Белозерский Даниил 19 декабря совершил Божественную литургию в курганском Александро-Невском кафедральном соборе.
В этот день Православная Церковь чтит память святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца: этот греческий святой скончался в 351 году, 19 декабря (по новому стилю), достигнув глубокой старости.
По окончании богослужения владыка и священники совершили славление перед образом святителя Николая Чудотворца.
«Этот святой настолько глубоко вошёл в сердца нашего народа, что никто не сомневался – он русский святой, живший на нашей земле. Так и есть – у святых нет национальности, они все – наши», – сказал митрополит Даниил в начале своей проповеди.
По словам архипастыря, святитель Николай отличается от других святых тем, что при огромном народном почитании от него не осталось творений – проповедей, слов, изречений. «Но он очень любим нашим народом. Почему же так любят святителя Николая? Потому что каждый человек чувствует его помощь», – сказал владыка.
В качестве примера он рассказал две истории чудесной помощи святителя, одну – из времён древнего Киева, другую – из периода Великой Отечественной войны. А затем подвёл итог сказанному.
«Святитель Николай всегда с нами. Отрадно, что в нашем храме есть икона святителя с его мощами, и мы пред ней сегодня усердно молились. От нас требуется одно – идти по его стопам. Святитель Николай – образец кротости и правило веры. Эти слова есть в тропаре, ему посвященном. Все блага он “стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая”. Смирение угодников Божиих – это показатель их высоты. Как пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), чем больше смирился тот или иной святой, тем большую славу он получает от Бога. Также и в нашей жизни: чем больше мы смиряемся пред Богом и ближними, тем больше нас Господь милует, хотя и даёт в этой жизни пережить испытания. И мы просим святителя Николая не о том, чтобы эти испытания не приходили к нам – нельзя нам без испытаний и креста. Мы просим о другом – помоги нам достойно пережить испытания, не скатиться в ропот, отчаяние, уныние. Но остаться христианами не только по имени, но и по содержанию!» – завершил владыка свою проповедь.
Краткое житие святителя Николая Чудотворца
Будущий архиепископ родился в 270 году в городке Патары, который располагался в области Ликии в Малой Азии и был греческой колонией. Родители его были весьма состоятельными людьми, при этом верили во Христа и активно помогали бедным.
Как говорит житие, святитель с детства полностью посвятил себя вере, много времени проводил в храме. Повзрослев, стал чтецом, а затем и священником в церкви, где настоятелем служил его дядя, епископ Николай Патарский.
После смерти родителей Николай Чудотворец раздал все свое наследство бедным и продолжил церковное служение. В годы, когда отношение римских императоров к христианам стало более терпимым, но гонения тем не менее продолжались, он взошел на епископский престол в Мире. Сейчас этот городок называется Демре, он расположен в провинции Анталия в Турции.
Нового архиепископа очень полюбили люди: он был добрым, кротким, справедливым, отзывчивым — ни одна просьба к нему не оставалась без ответа. При всем этом Николай запомнился современникам как непримиримый борец с язычеством — разрушал идолов и капища, и защитник христианства — обличал еретиков.
Еще при жизни святитель прославился многими чудесами. Спас город Миры от страшного голода — своей горячей молитвой ко Христу. Молился и тем помогал тонущим морякам на суднах, выводил из заточения в тюрьмах неправедно осужденных.
Николай Угодник дожил до глубокой старости и умер примерно в 345-351 годах — точная дата неизвестна.
С древности Николай Чудотворец почитался как скорый помощник морякам и другим путешествующим, купцам, несправедливо осужденным и детям. В западном народном христианстве его образ соединился с образом фольклорного персонажа — «рождественского деда» — и трансформировался в Санта-Клауса (Santa Claus в переводе с англ. — святой Николай). Санта-Клаус дарит детям подарки на Рождество Христово.
Русские люди стали почитать Николая Чудотворца вскоре после Крещения Руси. Первые иконы святого появились в нашей стране не позже середины XI века — это, например, фрески Святой Софии в Киеве.
Агиографическая справка: сайт журнала «Фома»
В этот день Православная Церковь чтит память святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца: этот греческий святой скончался в 351 году, 19 декабря (по новому стилю), достигнув глубокой старости.
По окончании богослужения владыка и священники совершили славление перед образом святителя Николая Чудотворца.
«Этот святой настолько глубоко вошёл в сердца нашего народа, что никто не сомневался – он русский святой, живший на нашей земле. Так и есть – у святых нет национальности, они все – наши», – сказал митрополит Даниил в начале своей проповеди.
По словам архипастыря, святитель Николай отличается от других святых тем, что при огромном народном почитании от него не осталось творений – проповедей, слов, изречений. «Но он очень любим нашим народом. Почему же так любят святителя Николая? Потому что каждый человек чувствует его помощь», – сказал владыка.
В качестве примера он рассказал две истории чудесной помощи святителя, одну – из времён древнего Киева, другую – из периода Великой Отечественной войны. А затем подвёл итог сказанному.
«Святитель Николай всегда с нами. Отрадно, что в нашем храме есть икона святителя с его мощами, и мы пред ней сегодня усердно молились. От нас требуется одно – идти по его стопам. Святитель Николай – образец кротости и правило веры. Эти слова есть в тропаре, ему посвященном. Все блага он “стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая”. Смирение угодников Божиих – это показатель их высоты. Как пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), чем больше смирился тот или иной святой, тем большую славу он получает от Бога. Также и в нашей жизни: чем больше мы смиряемся пред Богом и ближними, тем больше нас Господь милует, хотя и даёт в этой жизни пережить испытания. И мы просим святителя Николая не о том, чтобы эти испытания не приходили к нам – нельзя нам без испытаний и креста. Мы просим о другом – помоги нам достойно пережить испытания, не скатиться в ропот, отчаяние, уныние. Но остаться христианами не только по имени, но и по содержанию!» – завершил владыка свою проповедь.
Краткое житие святителя Николая Чудотворца
Будущий архиепископ родился в 270 году в городке Патары, который располагался в области Ликии в Малой Азии и был греческой колонией. Родители его были весьма состоятельными людьми, при этом верили во Христа и активно помогали бедным.
Как говорит житие, святитель с детства полностью посвятил себя вере, много времени проводил в храме. Повзрослев, стал чтецом, а затем и священником в церкви, где настоятелем служил его дядя, епископ Николай Патарский.
После смерти родителей Николай Чудотворец раздал все свое наследство бедным и продолжил церковное служение. В годы, когда отношение римских императоров к христианам стало более терпимым, но гонения тем не менее продолжались, он взошел на епископский престол в Мире. Сейчас этот городок называется Демре, он расположен в провинции Анталия в Турции.
Нового архиепископа очень полюбили люди: он был добрым, кротким, справедливым, отзывчивым — ни одна просьба к нему не оставалась без ответа. При всем этом Николай запомнился современникам как непримиримый борец с язычеством — разрушал идолов и капища, и защитник христианства — обличал еретиков.
Еще при жизни святитель прославился многими чудесами. Спас город Миры от страшного голода — своей горячей молитвой ко Христу. Молился и тем помогал тонущим морякам на суднах, выводил из заточения в тюрьмах неправедно осужденных.
Николай Угодник дожил до глубокой старости и умер примерно в 345-351 годах — точная дата неизвестна.
С древности Николай Чудотворец почитался как скорый помощник морякам и другим путешествующим, купцам, несправедливо осужденным и детям. В западном народном христианстве его образ соединился с образом фольклорного персонажа — «рождественского деда» — и трансформировался в Санта-Клауса (Santa Claus в переводе с англ. — святой Николай). Санта-Клаус дарит детям подарки на Рождество Христово.
Русские люди стали почитать Николая Чудотворца вскоре после Крещения Руси. Первые иконы святого появились в нашей стране не позже середины XI века — это, например, фрески Святой Софии в Киеве.
Агиографическая справка: сайт журнала «Фома»
Персоналии:
Благочиния: