Русская Православная Церковь
Курганская епархия
По благословению
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила
Митрополит Даниил совершил в Александро-Невском соборе Кургана Великое водосвящение
18 Января, 2022
Митрополит Курганский и Белозерский Даниил во вторник, 18 января, в Крещенский сочельник, совершил в Александро-Невском кафедральном соборе города Кургана Царские часы, Божественную литургию святителя Василия Великого и чин Великого освящения воды.
Владыке сослужили викарий Курганской епархии епископ Варгашинский Пармен и клирики епархии.
Песнопения исполнял смешанный архиерейский хор под управлением регента Натальи Боботковой.
На чин Великого освящения воды, который состоялся в конце богослужения, многие курганцы пришли с бутылями, уже наполненными водой, чтобы здесь её освятить и не стоять в очереди.
Водоосвящение совершали оба архипастыря. Митрополит Даниил троекратно пропел тропарь Богоявления «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи» и погрузил святой крест и в специально установленную возле аналоя небольшую купель с водой; владыка Пармен то же самое совершил с водой в огромном баке, вмещающем около трёх тысяч литров, из которого позже началась раздача крещенской воды.
После богослужения митрополит Даниил поздравил всех с навечерием праздника Богоявления – с Крещенским сочельником. «Сегодня мы в первый раз освятили волу, и теперь это не просто вода, а вода, соединенная с Божественной благодатью. И мы её называем “великая агиасма”. Завтра мы также будем освящать воду, и нет никакой разницей между водой сегодняшней и завтрашней, так как молитвы читаются одни и те же», – сказал архипастырь.
Владыка напомнил о том таинстве, которое принял каждый христианин – о таинстве Крещения: «Господь принял Крещение “нас ради человек и нашего ради спасения”. Большинство людей приняли это таинство в раннем возрасте, оно состояло из погружения в воду и осенения человека благодатью Святого Духа. Бог, конечно, мог даровать Святой Дух и без воды, и такие случаи были», – сказал архипастырь и напомнил слова святителя Григория Нисского о том, что вода нужна потому, что человек состоит из тела и души; для души нужен Дух Святой, а для тела – вода.
Также напомнил владыка слова другого святого – Григория Богослова, который убеждал христиан помнить, что, если после Крещения человек не заполнит свою душу Богом, а выгонит Его своими грехами, то на это место поселится диавол: «Мы знаем множество таких примеров, когда крещёные люди погружаются с головой в грешный мир, и Бог, чтобы пробудить их, даёт кому-то бесноватость, другому – болезнь, третьему – скорби. Господь всячески пытается нас отрезвить, как врач-реаниматолог, который всё делает, чтобы запустить жизнь в организме».
«Отцы Церкви пишут, что Бог нам дал два Крещения: одно происходит один раз в жизни, второе может происходить множество раз – это наша исповедь и покаяние. И если в первом крещении присутствовал Дух Святой и вода, то во втором – Дух Святой и наши слёзы, которые омывают наши грехи», – отметил митрополит Даниил.
«Господь дал нам множество возможностей для духовного возрождения, когда мы через покаяние вновь обретаем милость Божию. Я желаю каждому из нас как можно чаще пользоваться таинствами Покаяния, Святого Причастия, чтобы оживать душой! Желаю всем милости Божией! Храни всех нас Господь!» – завершил владыка свою проповедь.
Канун праздника Богоявления –18 января – называется Навечерием Богоявления, или Сочельником. Службы Навечерия и самого праздника во многом сходны со службой Навечерия и праздника Рождества Христова.
В Сочельник Богоявления (как и в Сочельник Рождества Христова) предписывается Церковью строгий пост: принятие пищи один раз после освящения воды.
Отметим, что Литургия в этот день предварялась служением царских часов. Это последование совершается накануне праздников Рождества и Крещения, в так называемые сочельники. Псалмы для царских часов особенные. Также помимо псалмов, на каждом часе (а совершаются они подряд, с первого по девятый) читается паремия — отрывок из Ветхого Завета, содержащий пророчество о вспоминаемом дне, текст из Апостола и Евангелия. Кроме того, поются особые тропари.
Обычно часы совершаются в следующем порядке. Первый - по завершении всенощного бдения, после утрени; третий и шестой - непосредственно перед Литургией; девятый по Уставу должен вычитываться в начале всенощного бдения, перед вечерней, но во многих приходских храмах он не совершается. Молитвенную основу часов составляют псалмы (на каждом - по три), а также песнопения текущего дня - тропари и кондаки.
Однако трижды в год установлены особенные чинопоследования часов, которые в богослужебных книгах называются великими, а в народе - царскими. Народное название произошло от древней традиции Византии: на этих часах в кафедральном соборе был обязан присутствовать сам Император, для того оставлявший все государственные дела. Россия восприняла традиции церковных служб от Византии, и наши благоверные государи неукоснительно следовали этому правилу.
Рождественский и Крещенский сочельники похожи друг на друга, как братья-близнецы. Их службы по форме также похожи. Это связано с тем, что в древней Церкви Рождество Христово и Крещение Господне праздновались в один день единым праздником, который назывался Святое Богоявление. В отдельную дату празднование Рождества Христова выделилось в IV веке.
Нет сейчас в России благоверных государей, но царские часы не престают быть таковыми. Ведь в храмах Своей благодатью присутствует Царь Небесный.
Начало праздника Богоявления восходит к апостольским временам. О нем упоминается в Апостольских постановлениях. От II века сохранилось свидетельство святителя Климента Александрийского о праздновании Крещения Господня.
Святая Церковь в празднике Крещения Господня утверждает нашу веру в высочайшую, непостижимую разумом тайну Трех Лиц Единого Бога и научает нас равночестно исповедовать и прославлять Святую Троицу Единосущную и Нераздельную; обличает и разрушает заблуждения древних лжеучителей, пытавшихся мыслью и словом человеческим объять Творца мира. Церковь показывает необходимость Крещения для верующих во Христа, внушает нам чувство глубокой благодарности к Просветителю и Очистителю нашего греховного естества. Она учит, что наше спасение и очищение от грехов возможно только силою благодати Святого Духа и потому необходимо достойно хранить эти благодатные дары святого Крещения для сохранения в чистоте той драгоценной одежды, о которой говорит нам праздник Крещения: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3, 27).
Владыке сослужили викарий Курганской епархии епископ Варгашинский Пармен и клирики епархии.
Песнопения исполнял смешанный архиерейский хор под управлением регента Натальи Боботковой.
На чин Великого освящения воды, который состоялся в конце богослужения, многие курганцы пришли с бутылями, уже наполненными водой, чтобы здесь её освятить и не стоять в очереди.
Водоосвящение совершали оба архипастыря. Митрополит Даниил троекратно пропел тропарь Богоявления «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи» и погрузил святой крест и в специально установленную возле аналоя небольшую купель с водой; владыка Пармен то же самое совершил с водой в огромном баке, вмещающем около трёх тысяч литров, из которого позже началась раздача крещенской воды.
После богослужения митрополит Даниил поздравил всех с навечерием праздника Богоявления – с Крещенским сочельником. «Сегодня мы в первый раз освятили волу, и теперь это не просто вода, а вода, соединенная с Божественной благодатью. И мы её называем “великая агиасма”. Завтра мы также будем освящать воду, и нет никакой разницей между водой сегодняшней и завтрашней, так как молитвы читаются одни и те же», – сказал архипастырь.
Владыка напомнил о том таинстве, которое принял каждый христианин – о таинстве Крещения: «Господь принял Крещение “нас ради человек и нашего ради спасения”. Большинство людей приняли это таинство в раннем возрасте, оно состояло из погружения в воду и осенения человека благодатью Святого Духа. Бог, конечно, мог даровать Святой Дух и без воды, и такие случаи были», – сказал архипастырь и напомнил слова святителя Григория Нисского о том, что вода нужна потому, что человек состоит из тела и души; для души нужен Дух Святой, а для тела – вода.
Также напомнил владыка слова другого святого – Григория Богослова, который убеждал христиан помнить, что, если после Крещения человек не заполнит свою душу Богом, а выгонит Его своими грехами, то на это место поселится диавол: «Мы знаем множество таких примеров, когда крещёные люди погружаются с головой в грешный мир, и Бог, чтобы пробудить их, даёт кому-то бесноватость, другому – болезнь, третьему – скорби. Господь всячески пытается нас отрезвить, как врач-реаниматолог, который всё делает, чтобы запустить жизнь в организме».
«Отцы Церкви пишут, что Бог нам дал два Крещения: одно происходит один раз в жизни, второе может происходить множество раз – это наша исповедь и покаяние. И если в первом крещении присутствовал Дух Святой и вода, то во втором – Дух Святой и наши слёзы, которые омывают наши грехи», – отметил митрополит Даниил.
«Господь дал нам множество возможностей для духовного возрождения, когда мы через покаяние вновь обретаем милость Божию. Я желаю каждому из нас как можно чаще пользоваться таинствами Покаяния, Святого Причастия, чтобы оживать душой! Желаю всем милости Божией! Храни всех нас Господь!» – завершил владыка свою проповедь.
Канун праздника Богоявления –18 января – называется Навечерием Богоявления, или Сочельником. Службы Навечерия и самого праздника во многом сходны со службой Навечерия и праздника Рождества Христова.
В Сочельник Богоявления (как и в Сочельник Рождества Христова) предписывается Церковью строгий пост: принятие пищи один раз после освящения воды.
Отметим, что Литургия в этот день предварялась служением царских часов. Это последование совершается накануне праздников Рождества и Крещения, в так называемые сочельники. Псалмы для царских часов особенные. Также помимо псалмов, на каждом часе (а совершаются они подряд, с первого по девятый) читается паремия — отрывок из Ветхого Завета, содержащий пророчество о вспоминаемом дне, текст из Апостола и Евангелия. Кроме того, поются особые тропари.
Обычно часы совершаются в следующем порядке. Первый - по завершении всенощного бдения, после утрени; третий и шестой - непосредственно перед Литургией; девятый по Уставу должен вычитываться в начале всенощного бдения, перед вечерней, но во многих приходских храмах он не совершается. Молитвенную основу часов составляют псалмы (на каждом - по три), а также песнопения текущего дня - тропари и кондаки.
Однако трижды в год установлены особенные чинопоследования часов, которые в богослужебных книгах называются великими, а в народе - царскими. Народное название произошло от древней традиции Византии: на этих часах в кафедральном соборе был обязан присутствовать сам Император, для того оставлявший все государственные дела. Россия восприняла традиции церковных служб от Византии, и наши благоверные государи неукоснительно следовали этому правилу.
Рождественский и Крещенский сочельники похожи друг на друга, как братья-близнецы. Их службы по форме также похожи. Это связано с тем, что в древней Церкви Рождество Христово и Крещение Господне праздновались в один день единым праздником, который назывался Святое Богоявление. В отдельную дату празднование Рождества Христова выделилось в IV веке.
Нет сейчас в России благоверных государей, но царские часы не престают быть таковыми. Ведь в храмах Своей благодатью присутствует Царь Небесный.
Начало праздника Богоявления восходит к апостольским временам. О нем упоминается в Апостольских постановлениях. От II века сохранилось свидетельство святителя Климента Александрийского о праздновании Крещения Господня.
Святая Церковь в празднике Крещения Господня утверждает нашу веру в высочайшую, непостижимую разумом тайну Трех Лиц Единого Бога и научает нас равночестно исповедовать и прославлять Святую Троицу Единосущную и Нераздельную; обличает и разрушает заблуждения древних лжеучителей, пытавшихся мыслью и словом человеческим объять Творца мира. Церковь показывает необходимость Крещения для верующих во Христа, внушает нам чувство глубокой благодарности к Просветителю и Очистителю нашего греховного естества. Она учит, что наше спасение и очищение от грехов возможно только силою благодати Святого Духа и потому необходимо достойно хранить эти благодатные дары святого Крещения для сохранения в чистоте той драгоценной одежды, о которой говорит нам праздник Крещения: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3, 27).
Персоналии: