Русская Православная Церковь
Курганская епархия
По благословению
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила
Митрополит Даниил прочитал первую часть Великого канона преподобного Андрея Критского
16 Марта, 2021
Митрополит Курганский и Белозерский Даниил 15 марта, в понедельник первой седмицы Великого поста, совершил повечерие с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского в Александро-Невском кафедральном соборе.
Владыка прочёл первые девять песен канона. По традиции, храм освещался только свечами. Многие прихожане молились, стоя на коленях, держа в руках зажженные свечи и книги с богослужебным текстом.
По завершении чтения митрополит Даниил обратился к прихожанам с проповедью. Владыка рассказал, что этот канон преподобный Андрей писал когда-то для своего келейного пользования, для сугубого покаяния. Канон дошел до наших дней в первоначальном виде за исключением небольших вставок, сделанных святым Иоанном Дамаскиным, который разбил канон на ирмосы и добавил тропари самому Андрею Критскому и преподобной Марии Египетской.
«Мы с вами читаем этот канон по повелению Церкви для того, чтобы глубже проникнуться чувством покаяния. Но текст канона не всем понятен, потому что мы плохо знаем Священное Писание. А тому, кто много упражняется в его чтении, близок каждый образ, упоминаемый в тексте канона. Андрей Критский приводит и положительных, и отрицательных персонажей, первые служат нам примером, вторые – назиданием, как не надо упорствовать в своём грехе», - сказал архипастырь.
Владыка привёл примеры из житий преподобного Павла Препростого, который жил в IV веке и был учеником Антония Великого, и старца Ефрема Аризонского, жившего в наше время. В этих примерах говорится, как после искренней молитвы Господь очищает человека от грехов.
«Вот два примера - из древности и современности. Ничего не меняется! Нам будет страшно умирать, когда наши души увидят бесов, готовых ввергнуть нас в нескончаемую боль, - сказал владыка. – Но надо помнить ставшую крылатой фразу преподобного Марка Подвижника: “Всё скорбное, что случается с нами, происходит за превозношение наше”».
По словам владыки, у покаяния есть начало, продолжение, но нет конца, оно продолжается до самой смерти человека. «Это потому, что человек погряз в грехах и продолжает грешить – злыми делами, помыслами. Господь показывает нам через удивительный канон Андрея Критского, через примеры Отцов Церкви, которые мы находим в патериках и отечниках, как нас любит Господь. От нас требуется одно в этот Великий пост – углубиться в своё сердце, чтобы поднять из него греховные помыслы, слова, чувства, дела и представить их пред Богом!».
Первое чтение канона святого Андрея Критского начинается в понедельник на первой седмице Великого поста.
В каноне Андрея Критского 250 песен (тропарей). Каждый тропарь завершается псаломским припевом: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Текст канона пронизан чувством раскаяния за грехи и охватывает события всего Ветхого Завета: от грехопадения Адама и Евы до земной жизни Господа Иисуса Христа. Причем ветхозаветные и новозаветные сюжеты преломляются здесь через чувства человека: повествование идет от первого лица.
В понедельник читают первые девять песен канона. В конце шестой песни поется кондак: «Душе моя, душе моя, что спиши...» В это время полагается земной поклон.
С первой песни канон настраивает душу на скорбь и покаяние: «Откуду начну плакати страстнаго ми жития дел; кое ли начало положу Христе нынешняго рыдания; но яко милосерд, даждь ми слезы умиления». Создатель канона оплакивает не только себя, но и все согрешившее человечество, а также напоминает обо всех грехах человечества.
Владыка прочёл первые девять песен канона. По традиции, храм освещался только свечами. Многие прихожане молились, стоя на коленях, держа в руках зажженные свечи и книги с богослужебным текстом.
По завершении чтения митрополит Даниил обратился к прихожанам с проповедью. Владыка рассказал, что этот канон преподобный Андрей писал когда-то для своего келейного пользования, для сугубого покаяния. Канон дошел до наших дней в первоначальном виде за исключением небольших вставок, сделанных святым Иоанном Дамаскиным, который разбил канон на ирмосы и добавил тропари самому Андрею Критскому и преподобной Марии Египетской.
«Мы с вами читаем этот канон по повелению Церкви для того, чтобы глубже проникнуться чувством покаяния. Но текст канона не всем понятен, потому что мы плохо знаем Священное Писание. А тому, кто много упражняется в его чтении, близок каждый образ, упоминаемый в тексте канона. Андрей Критский приводит и положительных, и отрицательных персонажей, первые служат нам примером, вторые – назиданием, как не надо упорствовать в своём грехе», - сказал архипастырь.
Владыка привёл примеры из житий преподобного Павла Препростого, который жил в IV веке и был учеником Антония Великого, и старца Ефрема Аризонского, жившего в наше время. В этих примерах говорится, как после искренней молитвы Господь очищает человека от грехов.
«Вот два примера - из древности и современности. Ничего не меняется! Нам будет страшно умирать, когда наши души увидят бесов, готовых ввергнуть нас в нескончаемую боль, - сказал владыка. – Но надо помнить ставшую крылатой фразу преподобного Марка Подвижника: “Всё скорбное, что случается с нами, происходит за превозношение наше”».
По словам владыки, у покаяния есть начало, продолжение, но нет конца, оно продолжается до самой смерти человека. «Это потому, что человек погряз в грехах и продолжает грешить – злыми делами, помыслами. Господь показывает нам через удивительный канон Андрея Критского, через примеры Отцов Церкви, которые мы находим в патериках и отечниках, как нас любит Господь. От нас требуется одно в этот Великий пост – углубиться в своё сердце, чтобы поднять из него греховные помыслы, слова, чувства, дела и представить их пред Богом!».
Первое чтение канона святого Андрея Критского начинается в понедельник на первой седмице Великого поста.
В каноне Андрея Критского 250 песен (тропарей). Каждый тропарь завершается псаломским припевом: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Текст канона пронизан чувством раскаяния за грехи и охватывает события всего Ветхого Завета: от грехопадения Адама и Евы до земной жизни Господа Иисуса Христа. Причем ветхозаветные и новозаветные сюжеты преломляются здесь через чувства человека: повествование идет от первого лица.
В понедельник читают первые девять песен канона. В конце шестой песни поется кондак: «Душе моя, душе моя, что спиши...» В это время полагается земной поклон.
С первой песни канон настраивает душу на скорбь и покаяние: «Откуду начну плакати страстнаго ми жития дел; кое ли начало положу Христе нынешняго рыдания; но яко милосерд, даждь ми слезы умиления». Создатель канона оплакивает не только себя, но и все согрешившее человечество, а также напоминает обо всех грехах человечества.
Персоналии: