Русская Православная Церковь Курганская епархия
По благословению
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила

Митрополит Даниил: Чтобы мы могли противостоять соблазнам, надо участвовать в Таинствах Христовых

11 Июля, 2020
Митрополит Даниил: Чтобы мы могли противостоять соблазнам, надо участвовать в Таинствах Христовых


Митрополит Курганский и Белозерский Даниил  в субботу, 11 июля, совершил Божественную литургию в Александро-Невском соборе города Кургана.

Владыке сослужили секретарь епархии иерей Леонид Перчугов и  клирики епархии.

В этот день Православная Церковь  чтит память преподобных Сергия и Германа, Валаамских  чудотворцев.   Они почитаются как основатели Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Владыка Даниил в своей проповеди подробно рассказал об их жизненном подвиге и на его примере сравнил, как раньше жили монахи и христиане, и как они живут сейчас.

Ссылаясь на «Алфавитный патерик», архипастырь привёл пример, как авва Исхирион на вопрос своих учеников, как будут жить монахи после нас, сказал: «Мы исполнили заповеди Божии». Спросили его: «что сделают те, которые будут после нас?» — «Они, — сказал авва, — примут (будут исполнять) делание вполовину против нас». Еще спросили его: «а что сделают те, которые будут после них?» — Авва Исхирион отвечал: «они отнюдь не будут иметь монашеского делания; но им попустятся скорби, и те из них, которые устоят, будут выше нас и отцов наших».

« Отцы Церкви толкуют эти слова так: соблазны в конце мира будут так велики, что невозможно будет не подвергнуться их воздействию, - разъяснил владыка Даниил. – И тот монах или мирянин, кто пройдёт эти соблазны путём глубокого смирения и покаяния, получит от Бога великую награду».

«Сегодняшние дни нам показывают, что люди с Богом преодолевают болезни, страдания, искушения по-другому. Они не теряют внутреннего мира и даже имеют начатки будущей радости, которую мы все обязаны иметь, проходя заповеди Господни. Будем всегда это помнить и не будем удивляться, что наш путь – путь скорбей и страданий.  Это дано нам Богом», -  сказал митрополит.

«Чтобы мы могли противостоять соблазнам, надо участвовать в Таинствах Христовых – искренняя исповедь, частое причастие, чтение Священного Писания и обязательно Отцов Церкви.  Это и есть наша маленькая молитва и духовная брань за исполнение заповедей Христовых.  Она приносит нам обильную благодать Божию, с помощью которой мы сможем противиться, как писал апостол Павел, всем козням диавольским», - завершил владыка свою проповедь.

Основатели Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, преподобные Сергий и Герман, согласно церковному преданию, были греческими священноиноками, пришедшими в X веке во владения Великого Новгорода вместе с первыми православными миссионерами. Исторические сведения об основателях Валаамского монастыря скудны. Часто во времена вражеских нашествий (XII, XVII века) монастырь переживал опустошение, на долгие десятилетия прерывалось здесь иноческое служение. Во времена нашествий уничтожались церковные памятники, монастырские святыни, не раз были сожжены и разграблены богатейшие монастырские библиотека и хранилище рукописей.

Не дошло до нас и житие преподобных Сергия и Германа Валаамских. В XVI веке уже были утрачены многие исторические документы, об этом свидетельствует древний синодик Валаамского монастыря, после разорения обители в 1611 году хранившийся в Староладожском Васильевском монастыре. Этот синодик является единственным историческим документом, написанным на Валааме, в котором отражено подлинное знание о первоначальниках обители. В синодике в списке игуменов упоминаются преподобные Сергий и Герман.

Свидетельством иноческого подвига преподобных стали церковное предание и древние летописные памятники. Смысл иноческого жития преподобных Сергия и Германа состоял в просвещении светом Христовой веры языческих карельских племен, в утверждении православия на Севере Руси, в основании монашеской обители, которая стала оплотом православия в ранние века христианского просвещения. Древние новгородские летописи сообщают об обретении мощей преподобных Сергия и Германа и перенесении их в Новгород во время нашествия шведов в 1163–64 гг.

Именно тогда состоялось местное прославление основателей Валаамского монастыря, и было положено начало церковному почитанию преподобных Сергия и Германа в пределах Новгородской епархии. Свидетельством их церковного почитания является наличие их в соборе Новгородских святых, упоминания в службе «Всем русским святым», составленной в XVIII веке, а также прориси и иконописный подлинник XVIII века.

В начале XVIII века были известны иконы преподобных Сергия и Германа. Напоминание об утраченном житии преподобных встречается в многочисленных списках «Валаамской беседы», памятника церковной публицистики XVI–XVII веков. Зачало «Беседы», несомненно, является отрывком из сентябрьских Миней, где повествуется о перенесении мощей преподобных Сергия и Германа (Карельских чудотворцев) из Новгорода в монастырь Всемилостивого Спаса по утишении военной опасности, по-видимому, в 1182 г., что подтверждается новгородскими летописными источниками. Первоначальное место подвигов преподобных Сергия и Германа указывается на Святом острове. Так говорит предание, известное при игумене Ефреме во второй половине XVIII века. Также данный факт подтверждает и шведский атлас, в котором на карте острова Валаама Святой остров именуется как Vanho Valamo – Старый Валаам, и на этом острове указан крест.

Чрезвычайно широкое распространение «Валаамской беседы», известной во множестве списков XVI, XVII, XVIII веков, свидетельствует о высоком духовном авторитете основателей Валаамского монастыря, так как именно их духовными устами изложена позиция нестяжателей в известной церковной полемике XVI века.

В 1611 году монастырь был разорен шведами, и на острове жили шведские колонисты. В 1685 году, в царствование великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича, шведы захотели откопать мощи преподобных и надругаться над ними, но Господь молитвами преподобных вскоре послал на них великий недуг и расслабление членов, поэтому они устрашились и над мощами их устроили часовню.

11 июля – память преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. В 1755 году игуменом Ефремом был выстроен новый деревянный соборный храм, в котором имелся придел преподобных Сергия и Германа. Путешественник, капитан Яков Яковлевич Мордвинов так описывает саму обитель: «Монастырь построен на горе каменной, церкви, колокольня и ограда деревянные. И всему оному монастырю взят план, и на плане означено: Соборная церковь Преображения Господня, в ней приделы: с южной стороны – святых апостолов Петра и Павла, с северной — святого апостола Иоанна Богослова, вверху с юга святого апостола Андрея Первозванного, с северу – святых праведных Захарии и Елисаветы, внизу с южной стороны — преподобных отец Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, где и мощи преп. под спудом, а сверху сделаны раки, и на раки их положены живописные их образы».

К 28 июня 1789 года был освящен новый соборный храм преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, казначеем Иннокентием с братией, где мощи их почивают под спудом. В 1817 году архимандритом Коневского монастыря Иларионом была составлена служба преподобным Сергию и Герману, Валаамским чудотворцам, и напечатана в Синодальной типографии с приложением поучительного слова на память их.

В 1819 году, 20 октября, Святейшим Синодом было предписано общероссийское почитание Валаамских угодников и определены дни церковного празднования их памяти – 28 июня/11 июля и 11/24 сентября.

Мощи преподобных Сергия и Германа и ныне почивают под спудом в Спасо-Преображенском Соборе Валаамского монастыря. Свидетельством благодатной молитвенной помощи преподобных являются многочисленные чудеса, явленные по вере просящих и молящихся.

Основатели монастыря, преподобные Сергий и Герман, Валаамские чудотворцы, не оставили нам своего жития, которое, несомненно существовало, сохранились лишь краткие упоминания в летописях и древних рукописях. Но преподобные Сергий и Герман никогда не оставляли своего братства. Они продолжают свидетельствовать на протяжении тысячи лет свое незримое присутствие, охраняя своим молитвенным предстательством Валаамскую обитель.

Сайт azbuka.ru


Видео:

Митрополит Данил обсудил с губернатором Зауралья восстановление храмов и помощь нуждающимся

Митрополит Данил обсудил с губернатором Зауралья восстановление храмов и помощь нуждающимся

Активное сотрудничество Курганской епархии с правительством Зауралья по этим направлениям идет с прошлого года. На очередной встрече владыка и Вадим Михайлович обсудили достигнутые результаты и наметили дальнейшие шаги по совместной работе... вчера
Митрополит Даниил: Поблагодарим Бога за тот крест, который Он нам дал

Митрополит Даниил: Поблагодарим Бога за тот крест, который Он нам дал

Митрополит Курганский и Белозерский Даниил совершил Литургию в Александро-Невском кафедральном соборе города Кургана. 27 Сентября, 2020
Митрополит Даниил совершил всенощное бдение в канун Крестовоздвижения

Митрополит Даниил совершил всенощное бдение в канун Крестовоздвижения

После великого славословия митрополит Даниил вынес крест из алтаря, и под пение «Святый Боже...» с духовенством пронес его по всему храму, после чего крест был установлен на центральном аналое. 27 Сентября, 2020
Митрополит Даниил совершил Литургию рядом с разрушенным в годы гонений храмом в Мендерском

Митрополит Даниил совершил Литургию рядом с разрушенным в годы гонений храмом в Мендерском

Митрополит Курганский и Белозерский Даниил совершил Божественную литургию в селе Мендерское. 26 Сентября, 2020
Назад к списку