Русская Православная Церковь Курганская епархия
По благословению
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила

Митрополит Даниил: В дни Страстной седмицы особенно необходимо отложить «всякое житейское попечение»

27 Апреля, 2021
Митрополит Даниил: В дни Страстной седмицы особенно необходимо отложить «всякое житейское попечение»
Митрополит Курганский и Белозерский Даниил 27 апреля, в Великий вторник Страстной седмицы,  совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Александро-Невском кафедральном соборе города Кургана.

В начале своей проповеди владыка напомнил, что завтра пройдёт последняя в этом году Литургия Преждеосвященных Даров, а также о том, что сегодня на богослужении из Евангелия читалось о втором пришествии Господа.

«Во втором пришествии будет некое разделение живущих вместе людей. То, куда пойдёт тот или иной человек, зависит не от Бога, а от нас самих, от нашего внутреннего устроения. Ведь в каждом из нас, как пишет святитель Игнатий (Брянчанинов) живут два мира, которые стараются оторвать нас от настоящей реальности. В этой реальности каждый час, каждая минута приближает нас к вечности, к нашему дому. Но попадём ли мы туда, зависит только от нас», - пояснил митрополит Даниил.

«Два мира владычествуют в нашем естестве: один – мир духов, который действует через помыслы, через чувствования, и другой мир – то, что нас окружает, на чём мы зацикливаемся и забываем о вечности, о том, что мы здесь – только путники», – сказал архипастырь.

Владыка подчеркнул, что в дни Страстной седмицы особенно необходимо отложить «всякое житейское попечение» и прийти в храм Божий, чтобы здесь «образовать» своё сердце правильными мыслями и чувствованиями.

«Как пишут отцы Церкви, при крещении душа каждого из нас уневестилась, обручилась Христу, отреклась от этого мира. Но многие даже и не узнали о том, что дали обещание, и,  прожив так свою жизнь, ушли в вечность, не потрудившись понять, для чего жили на земле. Эти мысли мы слышали сегодня в Евангелии».

«Страстная седмица проходит быстро, и когда наступит Пасха, мы вместе с радостью почувствуем маленькую скорбь, потому что в этом году уже больше не услышим таких песнопений, которые особенно настраивали нас на покаяние. Постараемся же эти дни  употребить на то, чтобы проникнуться мыслями, которыми вооружает нас Матерь Церковь, чтобы мы могли победить страсти, которые господствуют над нами», - завершил владыка свою проповедь.

Богословие Великого вторника:

Вели́кий вто́рник - вторник Страстной недели, в который вспоминается обличение Иисусом фарисеев и книжников, а также притчи, произнесённые Им в Иерусалимском храме: о дани кесарю (Мф. 22:15–22) и о воскресении мёртвых (Мф. 22:23–33), о Страшном суде (Мф. 25:31–46) и кончине мира (Мф. 24:3–42), о десяти девах и талантах.

В этот день Христос пришел в Иерусалимский храм и много учил в храме и вне храма. Первосвященники и старейшины, слыша притчи Христовы и поучения, задумали схватить Его и убить. Но напасть на Христа открыто не решались, боясь народа, который почитал Его за пророка.

Утреня Великого Вторника также,  как и Утреня вчерашнего дня, начинается пением тропаря «Се Жених грядет». В основе его лежит притча о десяти девах (Мф. 25, 1-13). В Великий Понедельник на утрени был как бы лишь отдаленный крик в нощи: Се Жених грядет. Он повторяется и теперь, но усиливается и расширяется постепенно в последующих песнопениях и в Евангельском чтении на Литургии: Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных… Вместе с образом десяти дев, в Евангелии этого дня предлагаются два других символа: притча о талантах и пророчество о Страшном Суде (Мф. 25, 14-46).

Это именно то поучение, которое Христос произнес в тот самый Вторник, практически накануне Своих Страстей. «Нарастая и ширясь, развернулось то, что намечалось вчера. Вчера был предложен образ смоковницы, не давшей плода, и образ этот ныне претворился в притчу о таланте, который ленивый и лукавый раб скрыл в земле; а вчерашняя повесть о кончине мира развертывается ныне в грозную картину Страшного Суда, когда придет Сын Человеческий и все святые Ангелы с Ним. Об этих страшных и трепетных часах, ожидающих мир, и говорит в значительной части богослужение Великого Вторника. Перед концом истории, перед всемирной Пасхой и таинственным восьмым днем Воскресения Христова наступит «седьмого дня буря», своя Страстная для всего человечества неделя — кончина мира и Страшный Суд…» (В.Зандер).

Вновь на Часах мы слышим чтения из книги Исход и историю о страданиях праведного Иова и вновь задумываемся над великими параллелями. Смерть Христова явилась освобождением нашим от рабства греху, смерти и диаволу, поистине она явилась великим Исходом из тьмы и сени смертной в Царство Божией Правды и Истины; пример праведного Иова, претерпевшего страдания на грани человеческих сил, показывает нам, что руки злых людей сознательно сделали с Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом.

Начинается Вечерня. Здесь темы десяти дев со светильниками, притчи о талантах и темы Суда лишь намеченные на богослужении Утрени разворачивается во всей силе и великолепии. Во время пения стихир мы ставим себя на место этих дев, мы думаем, а что мы сделали с талантами, данными нам Богом, и размышляем над тем, готовы ли мы к Суду?

«От душевного нерадения задремав, не приобрел я, Жених-Христос, светильника, горящего добродетелями, и уподобился девицам неразумным, во время работы мечтая. Сострадательного сердца Твоего не затвори от меня, Владыка, но стряхнув с меня мрачный сон, воздвигни, и с разумными девами введи в Твой брачный чертог, где чистый глас празднующих и взывающих непрестанно: “Господи, слава Тебе!”

Вот, душа моя, Владыка вверяет тебе талант. Со страхом дар прими, отдай в рост для Давшего тебе, раздай нищим и приобрети этим друга в Господе, чтобы стать справа от Него, когда Он придет во славе, и услышать блаженный глас: “Войди, раб, в радость Господа Твоего!” Удостой ее, Спаситель, и меня, заблудшего, по великой Твоей милости.

Когда придешь Ты во славе с ангельскими воинствами и сядешь, Иисусе, на престоле для разбирательства, не разлучи меня с Собою, Пастырь Благой: ибо познаны Тобою пути правые, а левые развращены. Не погуби же с козлами меня закосневшего во грехе, но сопричислив меня к овцам, стоящим справа, спаси как Человеколюбец».

Использованы материалы сайтов «Азбука.ru» и «Фома.ru»
Видео:

Назад к списку