митрополита Курганского
и Белозерского Даниила
Митрополит Даниил: Господь даёт нам почувствовать бренность человеческой природы через болезни и страдания
Митрополит Курганский и Белозерский Даниил в воскресенье, 10 мая, совершил Божественную литургию в Александро-Невском кафедральном соборе города Кургана. Архипастырю сослужили клирики собора.
Начав свою проповедь традиционным возгласом «Христос воскресе!», владыка рассказал, почему сегодняшний день – четвёртое воскресение после Пасхи – именуется неделей о расслабленном.
«Сегодня на Литургии мы слышали Евангелие о том, как Господь исцелил расслабленного (парализованного больного), который ждал этого чуда 38 лет, верил, надеялся и терпел. Святитель Игнатий (Брянчанинов) объясняет нам, что любые болезни и скорби случаются с нами и-за греха. И Господь, исцелив этого несчастного, сказал ему при встрече – “Се, здрав еси; к тому не согрешай, да не горше ти что будет”. Значит, этот недуг у него приключился от какого-то смертного греха, после чего он 38 лет мучился от болезни. Но что может быть хуже этого, от чего предостерегает его Господь? Вечное мучение в аду!».
«Когда один человек или общество собирают множество греха, то их через скорби посещает Господь. Это понятно. А за что страдают праведники, святые угодники Божии? Отцы Церкви объясняют, что, даже став избранниками Господа и получив от Него благодать, праведники не защищены от греха. А страдания являются для них защитным барьером», - рассказал архипастырь.
Владыка привёл в пример слова преподобного Исаака Сирина, что даже если человек равен ангелам, но будет пребывать в мирской чести и славе, то этот человек поколеблется. «Эти прославления и богатства не приводят людей к Богу, а только прилепляют к жизни. Оставаясь внешне христианами, мы можем прилепиться душой к этому миру и забыть о духовном. И Господь даёт нам почувствовать бренность человеческой природы – через болезни, страдания, гонения, поношения. Но это означает, что Бог нас любит, и эти Его страшные посещения являются для нас милостью. Значит, утверждает святитель Игнатий, Бог видит, что мы ещё способны к изменениям, которые приведут нас в Царство Небесное. И это утверждение даёт нам надежду и радость, правильный взгляд на то, что с нами случилось. Это не означает – Бог забыл о нас, отвернулся, проклял нас. Нет, Он нас любит и даёт возможность пострадать».
По словам владыки, через этого расслабленного, который 38 лет страдал, Церковь нам показывает, что наше терпение должно быть долгим. «Этот человек является образцом долготерпения, он надеялся, и Господь эту надежду оправдал – исцелил его. Я хочу, чтобы вы взяли пример с этого человека, были усердными в несении своего креста, потому что Бог хочет нас наградить, но не может награждать ни за что. И Он даёт нам возможность пострадать в этой жизни, чтобы потом всегда быть вместе с Ним там, где нет ни боли, ни скорби, ни стенания, но жизнь бесконечная. Аминь!», - завершил митрополит Даниил свою проповедь.
Неделя четвёртая. О расслабленном. Шаг навстречу
Связь с Пасхой тем предыдущих трех недель (Светлая, Антипасха, Жен-мироносиц) совершенно очевидна. Но почему вдруг в воскресенье четвертой недели после Пасхи мы вспоминаем историю об исцелении Христом расслабленного? Дело в том, что четвертая неделя — это «экватор» между Пасхой и Пятидесятницей, днем сошествия Святого Духа на апостолов. В эту неделю празднуется Преполовение Пятидесятницы, т. е. полпути отделяет нас от Пятидесятницы, или Дня Сошествия Святого Духа. И все события после своего рода «экватора» и до этого великого праздника Церковь отмечает постольку, поскольку они имели место как раз во время иудейской Пятидесятницы.
Но вернемся к евангельской истории! 38 лет, говорит Евангелие (Ин 5:1–16), расслабленный (т. е. парализованный, обездвиженный человек) страдал от своей болезни. Христос находит его лежащим у Овчей купели в Иерусалиме. Овчая купель, или Вифезда, — это, вероятнее всего, два искусственных водоема, вырытых еще в VII веке до нашей эры у Овечьих ворот в Иерусалим (через них в город приводили жертвенных животных, недалеко от них располагался и рынок, где можно было купить овец для жертвоприношения — отсюда и название).
Раз в год Ангел Господень… сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. В надежде на это чудо вокруг лежало множество больных. Среди них и этот человек. Христос, подойдя к нему, спросил: "Хочешь ли быть здоров?" Больной отвечал Ему: "Так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня". Иисус говорит ему: "Встань, возьми постель твою и ходи". Больной тут же встал, взял постель свою и пошел, совершенно исцелившись!
Чудо произошло в субботу, когда по Закону Божьему необходимо воздерживаться от любой деятельности, в которой нет острой необходимости. Это предписание Закона было доведено до крайности, так что и ступить лишний шаг считалось грехом. Тем более такое дело, как исцеление в субботу, не могло не возмутить иудейских священников и старейшин. Придя в ярость при известии о совершенном чуде, они уже придумывали способ убить Иисуса, за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу.
Судьба исцеленного Христом в этот день человека нам доподлинно неизвестна. Все, что говорит о нем евангелист Иоанн, так это то, что позднее Христос встретил его в храме и сказал: "Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже".
В текстах богослужения Недели о расслабленном наши души сравниваются с расслабленным, и причина болезни одна — грех, и исцеление только одно — Христос. В переводе на русский кондак праздника звучит так: «Душу мою, Господи, от грехов всяческих и от дел недолжных тяжко расслабленную, воздвигни божественным Твоим попечением, как и расслабленного воздвиг Ты некогда, дабы я, спасенный, взывал Тебе: “Слава, Христе Милостивый, могуществу Твоему!”»
Еще одна параллель: если Ангел лишь раз в год сходил в Овчую купель, давая возможность только одному человеку исцелиться, то сошедший на землю Христос через воды крещения дарует исцеление души и тела любому, кто захочет сделать шаг навстречу Ему.
Сайт https://foma.ru/