Митрополит Даниил: «Цель нашей жизни – спасение»
Русская Православная Церковь Курганская епархия
По благословению
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила

Митрополит Даниил: «Цель нашей жизни – спасение»

4 Сентября, 2022
Митрополит Даниил: «Цель нашей жизни – спасение»
Митрополит Курганский и Белозерский Даниил в воскресение, 4 сентября, совершил Божественную литургию в Александро-Невском кафедральном соборе города Кургана.

Владыке сослужили секретарь епархии иерей Леонид Перчугов и клирики собора.

Своё слово после Литургии, обращённое к молящимся, митрополит Даниил посвятил отрывку из Евангелия, которое сегодня читалось на богослужении. В нём говорилось о юноше, который пришел ко Христу с вопросом: «Что мне сделать, чтобы спастись?»

«Этот вопрос касается не только людей Ветхого Завета, но и нас с вами. Мы должны постоянно думать о том, как нам спастись», - сказал владыка в начале своей проповеди.

По словам архипастыря, Господь в ответ привёл пять из десяти заповедей, и юноша сказал, что эти заповеди он давно соблюдает. Особенно ту, в которой говорится - «возлюби ближнего твоего, как самого себя».

«Сейчас у многих христиан Бог не принимает молитвы, потому что они не любят своих ближних, находятся в немирном состоянии. Сначала нужно “примириться с братом своим”», - пояснил архипастырь.

Но дальше, когда Господь предложил продать своё имение, раздать нищим и следовать за Ним, юноша опечалился и молча ушел. Страстью, за которую, как на крючке, держал его диавол, было богатство.

«Святитель Феофан Затворник говорит: “не само богатство губит  человека, а его пристрастие к богатству, его немирное внутреннее состояние”.  Филарет, митрополит Московский подчеркивал, что наши пристрастия и земная суетная жизнь помрачают наше “внутреннее зеркало”. Когда человек погружен в земную суету, он не видит своих грехов. И Господь говорит, что трудно войти богатому в Царство Небесное», - продолжил архипастырь.

«Сам человек не сможет спастись, только с Богом. Когда человек к чему-нибудь пристрастился (к своему роду, к власти, к каким-то занятиям)  и надеется на это пристрастие больше, чем на Бога; когда всё земное обладает нашим сердцем, то надо исповедовать свою никудышность и просить Господа о помощи», – сказал владыка.

«Цель нашей жизни – спасение. А ответ на вопрос, как спастись, мы находим в Евангелии и творениях Святых Отцов. Будем стараться читать их, укреплять своё сердце, и тогда мы, как великие наши предки, спасёмся и даже достигнем совершенства!» - завершил митрополит Даниил свою проповедь.

Евангелие от Матфея, глава 19, стихи 16–26

Мир вам, дорогие братья и сестры! Сегодня, в воскресный день, за богослужением читается Евангелие от Матфея (Мф. 19, 16–26).

19.16. И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?

19.17. Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди.

19.18. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй;

19.19. почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.

19.20. Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?

19.21. Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.

19.22. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.

19.23. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное;

19.24. и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.

19.25. Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?

19.26. А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно.

(Мф. 19, 16–26)

История события, о котором идет речь в сегодняшнем евангельском чтении, встречается у Матфея, Марка и Луки, но с небольшими отличиями. Так, к примеру, евангелист Марк детально описывает встречу (Мк. 10, 17); Лука же указывает на вопрошавшего как на некоего начальствующего (Лк. 18, 18); Матфей же, в свою очередь, указывает, что это был юноша.

Этот молодой человек владел большим богатством и, возможно, был знаменит, так как рядом со Христом богатых людей было немного. Наверняка этот юноша помогал нуждающимся, исполняя основные требования закона, но чувствовал неполноценность своей добродетели. А потому подходит к Спасителю с вопросом: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? (Мф. 19, 16).

Как замечает преподобный Иустин (Попович), «в восприятии и сознании совопросника жизнь вечная органически связана с добром… Вечное и благое – это синонимы. Абсолютное Благо и абсолютное Вечное перекрываются. Через каждое доброе дело в душу человеческую нисходит понемногу вечного, понемногу вечности… Какая-то Божественная сила струится через любое добро и разливается по человеческому существу, ибо любое добро своим тончайшим нервом связано с Богом и приходит от Бога».

Ответ, который получил юноша, был прост: Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди (Мф. 19, 17). Каждый знал десять основных заповедей, но совсем не просто было понять, как следовать им на практике. У каждой иудейской группы, будь то фарисеи, саддукеи или ессеи, были свои списки норм и правил поведения, и они отличались друг от друга. Именно поэтому юноша вновь спрашивает у Христа о том, какие именно заповеди ему необходимо исполнять.

Господь перечисляет: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 19, 18), а после того как юноша сказал, что эти заповеди он соблюдает и спросил о том, нет ли еще какой особенной заповеди для него, Христос добавил: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною (Мф. 19, 21).

Все ветхозаветные заповеди, которые перечислил Спаситель, есть проявление любви. И как отмечает Александр Павлович Лопухин, «Христос в 21-м стихе указывает на одну из высших градаций совершенной любви. Она заключается в том, что человек раздает все свое имущество, желая облегчить страдания ближних из любви к ним. Это и было предложено юноше, желавшему быть совершенным».

Само слово «совершенный» можно перевести также как «полный» или «целый». Иными словами, Господь желает, чтобы люди «всецело» посвящали себя служению Богу, а не разрывались между Царством Небесным и суетным миром.

Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение (Мф. 19, 22). Так заканчивается встреча богатого юноши и Иисуса Христа. Невыносимой оказалась даже мысль этого человека о том, чтобы оставить все ради вечной жизни.

Евфимий Зигабен пишет: «Чем больше он имел, тем большим рабом этого становился; увеличение богатства увеличивает и любостяжание, которое и было причиной печали и неверия».

Богатство для этого юноши стало его идолом. Но и в нашей жизни, дорогие братья и сестры, немало идолов, которые мешают нам всецело следовать за Христом и становиться совершенными для вечной жизни. Это необязательно богатство, ведь как в те времена, так и сейчас богатых людей немного, как, впрочем, и совершенных последователей Христовых.

Перед каждым из нас стоит задача заглянуть в свое сердце и попытаться понять, что именно нам не позволяет всецело служить Богу, и, отрешившись от этого, достойно восходить в Царство Небесное.

Помогай нам в этом Господь.

Иеромонах Пимен (Шевченко)
По материалам телеканала «Союз»
Видео:

Митрополит Даниил: «На связь с Богом мы выходим через молитву и дела милосердия»

Митрополит Даниил: «На связь с Богом мы выходим через молитву и дела милосердия»

Митрополит Даниил 19 апреля совершил Литургию Преждеосвященных Даров вчера
Митрополит Даниил: «Господь посылает нам испытания, чтобы смягчить наши сердца»

Митрополит Даниил: «Господь посылает нам испытания, чтобы смягчить наши сердца»

Во время богослужения владыка помолился об избавлении от угрозы наводнения на курганской земле 18 Апреля, 2024
Митрополит Даниил: Люди в пост должны войти в состояние глубокого покаяния

Митрополит Даниил: Люди в пост должны войти в состояние глубокого покаяния

Митрополит Курганский и Белозерский Даниил в среду, 17 апреля, совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме святого праведного Иоанна Кронштадтского села Кетово 17 Апреля, 2024
Митрополит Даниил совершил третью Великопостную пассию

Митрополит Даниил совершил третью Великопостную пассию

Митрополит Курганский и Белозерский Даниил в воскресенье, 14 апреля, в Неделю 4-ю Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника, возглавил вечернюю службу в Александро-Невском кафедральном соборе города Кургана и совершил чин Пассии — вечерню с чтением акафиста Страстям Христовым 15 Апреля, 2024
Назад к списку