Русская Православная Церковь
Курганская епархия
По благословению
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила
Митрополит Даниил: «Для нас крест — великая сила, великая радость и наше спасение»
27 Сентября, 2025
Митрополит Курганский и Белозерский Даниил в субботу, 27 сентября, совершил Божественную литургию в Александро-Невском кафедральном соборе города Кургана.
Владыке сослужили клирики собора.
За богослужением молились сенатор РФ Курганской области Сергей Муратов с супругой, ученики православной Александро-Невской гимназии с педагогами и директором гимназии Максимом Чурбановым, воспитанники Епархиальной воскресной школы «Благовест» во главе с директором Верой Макаровой, многочисленные горожане.
В этот день Православная Церковь отмечает двунадесятый праздник Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Поэтому перед проповедью владыка и священники совершили славление Кресту Господню. А свою проповедь архипастырь посвятил истории праздника.
«”Воздвижение” переводится на русский язык как поднятие Креста. Мы с вами вспоминаем два события. Первое - когда в 326 году праведная равноапостольная Елена, мама Константина Великого, поехала в Иерусалим и там обрела крест Господень. И другое событие, это возвращение в 628 году Креста в Иерусалим из персидского плена, где он пребывал 14 лет».
«Для нас крест — великая сила, великая радость и наше спасение. Но не для всех крест является спасительным. А что такое крест? Отцы Церкви пишут, что крест – это все наши беды, земные тяготы, скорби, болезни, искушения. Часть наших духовных недугов мы приобретаем в жизни, а с частью мы рождаемся на земле. Когда человек берёт свой крест и соединяет его с Крестом Господним, тогда крест спасительный», - сказал владыка.
По словам митрополита Даниила, Отцы Церкви объяснили: когда мы несем весь свой негатив с благодарностью к Богу, славословим Его, становится спасительным и лёгким. Именно об этом и сказал Господь: “Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко”. (Мф. 11:28)
«Эта лёгкость и благо зависит от нашего устроения. Когда мы благодарим Бога за то, что мы не можем изменить свою жизнь, мы знаем, верим, что это послано Богом для того, чтобы мы стали сопричастниками Его страданий, Его испытаний, а без этого мы тогда не христиане. И когда мы воспринимаем с благодарением, с радостью, а не с ропотом, тогда к нам приходит благодать Божия дает нам успокоение. А тех людей, которые несут свой крест, но ропщу, не терпят, не каются, не исповедуются в своих грехах, стоит пожалеть, потому что, как пишет Игнатий Брянчанинов, эти люди со своего креста сходят для того, чтобы спуститься в адские вечные мучения», - продолжил владыка.
«Наша задача - избежать этих мучений. Это значит, нести с благодарностью то, что нам послал Господь. Дай нам, Господи, силы, этой мудрости, благодати, чтобы претерпеть, с радостью нести то, что ты нам, Господи, дашь в этой жизни, зная, что все это временно, а блаженство – вечное!», завершил митрополит Даниил свою проповедь.
ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА.
В этот день православные христиане вспоминают два события. Как говорит Священное Предание Церкви, Крест был обретен в 326 году в Иерусалиме. Произошло это около горы Голгофы, где был распят Спаситель.
И второе событие — возвращение Животворящего Креста из Персии, где он находился в плену. В VII веке его вернул в Иерусалим греческий император Ираклий.
Оба события объединяло то, что Крест перед народом воздвигали, то есть, поднимали. При этом обращали его ко всем сторонам света по очереди, чтобы люди могли поклониться ему и разделить друг с другом радость обретения святыни.
Описание событий Воздвижения Креста Господня, которое произошло в IV веке, есть у некоторых христианских историков, например, Евсевия и Феодорита.
В 326 году император Константин Великий решил во что бы то ни стало найти утраченную святыню — Крест Господень. Вместе со своей матерью, царицей Еленой, он отправился в поход на Святую Землю.
Раскопки было решено проводить рядом с Голгофой, так как у иудеев был обычай закапывать орудия казни рядом с местом ее совершения. И действительно, в земле нашли три креста, гвозди и доску, что была прибита надо головой распятого Спасителя. Как говорит Предание, к одному из крестов прикоснулся болящий человек и исцелился. Так император Константин и царица Елена узнали, какой из крестов — тот самый. Они поклонились святыне, а затем патриарх Иерусалимский Макарий стал показывать ее народу. Для этого он встал на возвышение и поднимал («воздвигал») Крест. Люди поклонялись Кресту и молились: «Господи, помилуй!».
В VII веке с воспоминанием обретения Креста Господня было соединено другое воспоминание — о возвращении Древа Животворящего Креста Господня из Персидского плена.
В 614 году Персидский царь завоевал Иерусалим и разграбил его. Среди прочих сокровищ он забрал в Персию Древо Животворящего Креста Господня. Святыня пребывала у иноземцев четырнадцать лет. Лишь в 628 году император Ираклий одержал победу над персами, заключил с ними мир и вернул Крест в Иерусалим.
Как складывалась дальнейшая судьба святыни, историки точно не знают. Кто-то говорит, что Крест находился в Иерусалиме до 1245 года. Кто-то, что его разделили на части и разнесли по всему миру.
Сейчас часть Креста Господня покоится в ковчеге в алтаре греческого храма Воскресения в Иерусалиме.
В праздник Крестовоздвижения положено совершать Всенощное бдение (накануне) и Литургию.
Кульминационный момент праздника — когда первенствующий священник или епископ, одетый в фиолетовое облачение, выносит Крест. Все молящиеся в храме целуют святыню, а предстоятель помазывает их святым елеем. Во время общего поклонения Кресту поется тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».
Крест лежит на аналое до 4 октября — дня отдания Воздвижения.
Владыке сослужили клирики собора.
За богослужением молились сенатор РФ Курганской области Сергей Муратов с супругой, ученики православной Александро-Невской гимназии с педагогами и директором гимназии Максимом Чурбановым, воспитанники Епархиальной воскресной школы «Благовест» во главе с директором Верой Макаровой, многочисленные горожане.
В этот день Православная Церковь отмечает двунадесятый праздник Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Поэтому перед проповедью владыка и священники совершили славление Кресту Господню. А свою проповедь архипастырь посвятил истории праздника.
«”Воздвижение” переводится на русский язык как поднятие Креста. Мы с вами вспоминаем два события. Первое - когда в 326 году праведная равноапостольная Елена, мама Константина Великого, поехала в Иерусалим и там обрела крест Господень. И другое событие, это возвращение в 628 году Креста в Иерусалим из персидского плена, где он пребывал 14 лет».
«Для нас крест — великая сила, великая радость и наше спасение. Но не для всех крест является спасительным. А что такое крест? Отцы Церкви пишут, что крест – это все наши беды, земные тяготы, скорби, болезни, искушения. Часть наших духовных недугов мы приобретаем в жизни, а с частью мы рождаемся на земле. Когда человек берёт свой крест и соединяет его с Крестом Господним, тогда крест спасительный», - сказал владыка.
По словам митрополита Даниила, Отцы Церкви объяснили: когда мы несем весь свой негатив с благодарностью к Богу, славословим Его, становится спасительным и лёгким. Именно об этом и сказал Господь: “Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко”. (Мф. 11:28)
«Эта лёгкость и благо зависит от нашего устроения. Когда мы благодарим Бога за то, что мы не можем изменить свою жизнь, мы знаем, верим, что это послано Богом для того, чтобы мы стали сопричастниками Его страданий, Его испытаний, а без этого мы тогда не христиане. И когда мы воспринимаем с благодарением, с радостью, а не с ропотом, тогда к нам приходит благодать Божия дает нам успокоение. А тех людей, которые несут свой крест, но ропщу, не терпят, не каются, не исповедуются в своих грехах, стоит пожалеть, потому что, как пишет Игнатий Брянчанинов, эти люди со своего креста сходят для того, чтобы спуститься в адские вечные мучения», - продолжил владыка.
«Наша задача - избежать этих мучений. Это значит, нести с благодарностью то, что нам послал Господь. Дай нам, Господи, силы, этой мудрости, благодати, чтобы претерпеть, с радостью нести то, что ты нам, Господи, дашь в этой жизни, зная, что все это временно, а блаженство – вечное!», завершил митрополит Даниил свою проповедь.
ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА.
В этот день православные христиане вспоминают два события. Как говорит Священное Предание Церкви, Крест был обретен в 326 году в Иерусалиме. Произошло это около горы Голгофы, где был распят Спаситель.
И второе событие — возвращение Животворящего Креста из Персии, где он находился в плену. В VII веке его вернул в Иерусалим греческий император Ираклий.
Оба события объединяло то, что Крест перед народом воздвигали, то есть, поднимали. При этом обращали его ко всем сторонам света по очереди, чтобы люди могли поклониться ему и разделить друг с другом радость обретения святыни.
Описание событий Воздвижения Креста Господня, которое произошло в IV веке, есть у некоторых христианских историков, например, Евсевия и Феодорита.
В 326 году император Константин Великий решил во что бы то ни стало найти утраченную святыню — Крест Господень. Вместе со своей матерью, царицей Еленой, он отправился в поход на Святую Землю.
Раскопки было решено проводить рядом с Голгофой, так как у иудеев был обычай закапывать орудия казни рядом с местом ее совершения. И действительно, в земле нашли три креста, гвозди и доску, что была прибита надо головой распятого Спасителя. Как говорит Предание, к одному из крестов прикоснулся болящий человек и исцелился. Так император Константин и царица Елена узнали, какой из крестов — тот самый. Они поклонились святыне, а затем патриарх Иерусалимский Макарий стал показывать ее народу. Для этого он встал на возвышение и поднимал («воздвигал») Крест. Люди поклонялись Кресту и молились: «Господи, помилуй!».
В VII веке с воспоминанием обретения Креста Господня было соединено другое воспоминание — о возвращении Древа Животворящего Креста Господня из Персидского плена.
В 614 году Персидский царь завоевал Иерусалим и разграбил его. Среди прочих сокровищ он забрал в Персию Древо Животворящего Креста Господня. Святыня пребывала у иноземцев четырнадцать лет. Лишь в 628 году император Ираклий одержал победу над персами, заключил с ними мир и вернул Крест в Иерусалим.
Как складывалась дальнейшая судьба святыни, историки точно не знают. Кто-то говорит, что Крест находился в Иерусалиме до 1245 года. Кто-то, что его разделили на части и разнесли по всему миру.
Сейчас часть Креста Господня покоится в ковчеге в алтаре греческого храма Воскресения в Иерусалиме.
В праздник Крестовоздвижения положено совершать Всенощное бдение (накануне) и Литургию.
Кульминационный момент праздника — когда первенствующий священник или епископ, одетый в фиолетовое облачение, выносит Крест. Все молящиеся в храме целуют святыню, а предстоятель помазывает их святым елеем. Во время общего поклонения Кресту поется тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».
Крест лежит на аналое до 4 октября — дня отдания Воздвижения.
Персоналии:
В престольный праздник в Казанском Чимеевском мужском монастыре прошла архиерейская Литургия
Митрополит Курганский и Белозерский Даниил во вторник, 4 ноября, в Свято-Казанском Чимеевском мужском монастыре совершил архиерейскую Божественную литургию в новом каменном храме 4 Ноября, 2025
Митрополит Даниил: «Грех является стеной, которая закрывает от человека божественную благодать»
Митрополит Курганский и Белозерский Даниил 3 ноября, в понедельник, совершил Божественную литургию и панихиду в Свято-Духовском храме мкрн. Смолино города Кургана 3 Ноября, 2025
Митрополит Даниил: «Надо стараться жить так, как Господь заповедовал в Святом Евангелии»
Митрополит Курганский и Белозерский Даниил 2 ноября, в воскресенье, совершил Божественную литургию в Александро-Невском кафедральном соборе города Кургана 2 Ноября, 2025

