Митрополит Даниил в праздник Торжества Православия совершил Литургию в кафедральном соборе города Кургана
Русская Православная Церковь Курганская епархия
По благословению
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила

Митрополит Даниил в праздник Торжества Православия совершил Литургию в кафедральном соборе города Кургана

5 Марта, 2023
Митрополит Даниил в праздник Торжества Православия совершил Литургию в кафедральном соборе города Кургана
Митрополит Курганский и Белозерский Даниил  в воскресенье, 5 марта, в Александро-Невском кафедральном соборе совершил Литургию святителя Василия Великого и чин Торжества Православия.

Владыке сослужили секретарь епархии иерей Леонид Перчугов и клирики епархии.

В первое воскресенье Великого поста Православная Церковь молитвенно празднует Торжество Православия – торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В этот день Церковь проводит четкое разделение вероучительной истины и лжи.

В  начале своей проповеди владыка назвал сегодняшнее воскресенье особенным, что подчёркивается золотым, а не традиционным темным, великопостным,  облачением священства. «Праздник Торжества Православия отмечается в Великий пост потому, что, как пишут Отцы Церкви, в это время мы становимся немного другими, духовно очищенными, способными оторваться от плотских наслаждений», - подчеркнул владыка.

По словам архипастыря, на первый взгляд, нет связи между нашим умом и сердцем и тем, что мы едим и пьём: «Ответ мы находим в Евангелии, где Господь говорит: “Да не отягчаются сердца ваши объедением и пьянством” (Лк. 21, 34). Потому что через пищу наше сердце становится либо легким, либо тяжелым, эта тяжесть подавляет духовные побуждения, и человек становится бесчувственным. А в пост завеса плоти истончается, и мы начинаем чувствовать Бога и духовный мир. Именно в это время мы и празднуем Торжество Православия».

Далее митрополит Даниил  объяснил, что в чине Торжества Православия, которое сегодня будет совершаться, «содержится сугубое благодарение Богу за то, что Он сподобил нас жить в этой правильной вере. Многие не понимают и не ценят этого счастья, как здоровый человек не ценит своё здоровье».

«Наша вера обладает полнотой благодати Духа Святаго и способна нам передать эту благодать. А раскольничьи, еретические организации, только именуемые церквами, лишены этой благодати, и сделали это бесы. Именно враг рода человеческого изобрёл ересь. Есть учение Божие, которое нам дано с Неба, это Евангелие; его толкование нам передали Отцы Церкви, будучи движимыми Духом Святым, – продолжил владыка. – А примесь в Божественное учение человеческих измышлений, отход от вероучительных истин – это и есть ересь».

«Мы ничего нового не придумываем. Всё, что мы имеем, нам Бог дал. И дал завет – хранить веру Православную, в которой есть всё необходимое для спасения, для того, чтобы человек прожил на земле достойно, правильно и наследовал жизнь вечную. А чтобы веру хранить, надо её изучать. Не нужно слушать измышления всяких болтунов, надо идти своей дорогой и хранить всё, что имеем!», – подчеркнул архипастырь.

По окончании проповеди   митрополит Даниил и духовенство совершили чин Торжества Православия.

Торжество Православия, которое совершается в первую неделю Великого поста,  было установлено в Греции в IX веке в память окончательной победы над врагами Православия — иконоборцами.

После VII Вселенского Собора (787 г.), закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений, но только в середине IX века ересь полностью была искоренена. Христолюбивая царица Феодора объявила: «Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!»

Избранный Патриархом Константинопольским Мефодий установил тогда же особое праздничное богослужение. Оно прошло в Софийском соборе Константинополя в первое воскресенье Великого поста. Так появилось празднование и особый чин, называемый Торжество Православия. В XII и XIV вв. эта служба была значительно дополнена за счет включения других текстов, изображающих главные догматы христианства. Эта служба представляет собой торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В нем утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов. Особое место в этой службе занимает чин анафематствования. Анафема провозглашается соборно не только иконоборцам, но всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед Церковью.

В России чин Православия введен в XIV веке и состоял из греческого синодика этого чина с прибавлением сначала имен «новых еретиков», как например, Кассиана, архимандрита Юрьева монастыря, и др., затем прибавились новые имена: Стеньки Разина, Гришки Отрепьева, протопопа Аввакума, многих расколоучителей и др.; всех анафематствований было 20, а имен до 4 тысяч. В конце XVIII в. чин Православия был исправлен и дополнен митрополитом Новгородским и С.-Петербургским Гавриилом; из него исключены были как множество имен, которым возглашалась вечная память, так и имена многих гражданских преступников и расколоучителей.

Чин Православия совершался в кафедральных соборах после прочтения часов или перед окончанием Литургии на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, возлежащими на аналое.

Чин содержал в себе чтение Символа веры, произнесение анафемы и провозглашение Вечной памяти всем защитникам Православия.

В феврале 1901 года Святой Синод предал анафеме Льва Толстого, как проповедующего «ниспровержение всех догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской».

В последнее десятилетие были осуждены те, кто пролил невинную кровь ближних своих в 1993 г. Слова отлучения были произнесены тем, кто разделяет учения сект, «новых религиозных движений», язычества, астрологии и т.п. (1994 г.). Был отлучен от Церкви монах Филарет (Денисенко), который дерзнул наименовать себя «патриархом Киевским и всея Руси-Украины» (1994 г.). Архиерейский Собор 1997 года, после неоднократных увещеваний и предупреждений о бесчинном ношении иерейского креста после лишения сана, постановил: «Отлучить Глеба Павловича Якунина от Церкви Христовой. Да будет он анафема пред всем народом».

Предание анафеме не является проклятием, не является актом бесповоротно закрывающим путь к возвращению в Церковь и ко спасению. При покаянии и достаточных основаниях анафема может быть снята. Может быть она снята и после смерти. Важное значение для Русской Церкви имеет отмена анафемы старообрядцам в 1971 году.


Видео:

Митрополит Даниил: «Радоница – это день, когда мы вспоминаем наших усопших радостно»

Митрополит Даниил: «Радоница – это день, когда мы вспоминаем наших усопших радостно»

14 мая, в Радоницу, митрополит Курганский и Белозерский Даниил совершил Литургию в соборе святого благоверного князя Александра Невского в Кургане 14 Мая, 2024
Митрополит Даниил совершил Литургию в день памяти святителя Игнатия (Брянчанинова)

Митрополит Даниил совершил Литургию в день памяти святителя Игнатия (Брянчанинова)

13 мая митрополит Курганский и Белозерский Даниил совершил Божественную литургию в кафедральном соборе святого Александра Невского в столице Зауралья 13 Мая, 2024
Митрополит Даниил в Антипасху совершил первое в этом году Таинство Венчания

Митрополит Даниил в Антипасху совершил первое в этом году Таинство Венчания

В воскресенье, 12 мая, в день Антипасхи, или, по-народному Красной горки, митрополит Курганский и Белозерский Даниил в Александро-Невском кафедральном соборе совершил первое в этом году Таинство Венчания 12 Мая, 2024
Митрополит Даниил: «Не надо отвечать людям гневом, раздражительностью, обидчивостью,  надо любить и прощать их»

Митрополит Даниил: «Не надо отвечать людям гневом, раздражительностью, обидчивостью, надо любить и прощать их»

Митрополит Курганский и Белозерский Даниил в воскресенье, 12 мая,  совершил Божественную литургию в Александро-Невском кафедральном соборе Кургана 12 Мая, 2024
Назад к списку