Русская Православная Церковь
Курганская епархия
По благословению
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила
Митрополит Даниил совершил последнюю праздничную Литургию Светлой седмицы
8 Мая, 2021
Митрополит Курганский и Белозерский Даниил в субботу, 8 мая, совершил последнюю праздничную Литургию Светлой седмицы в Александро-Невском кафедральном соборе.
В конце службы состоялся традиционный пасхальный крестный ход, в завершение которого, стоя у центрального входа в храм, владыка прочёл отрывок из Евангелия и под радостные возгласы «Христос воскресе! Воистину воскресе!» окропил прихожан святой водой.
Завершив крестный ход, архипастырь по церковной традиции освятил артос – пасхальный хлеб.
Своё обращение к пастве архипастырь начал с поздравления с субботой Светлой седмицы. «В этом году мы на Светлой седмице каждый день светило солнце, было тепло, и крестные ходы проходили в комфортных условиях. Такое бывает не всегда и не везде. И это особая милость для нас, за которую нужно особо благодарить Господа».
Владыка напомнил, что сегодняшний крестный ход был закончен чтением Евангельского зачала. В нём говорится о том, что людям Господь оставил обетование, которое сначала простиралось на апостолов, но касается каждого человека: «Аз есмь с вами во вся дни до скончания века» (Мф. 28:20).
«Господь – путник, Он стоит у двери дома – нашего сердца – и стучится в него. “Кто отворит эти двери, Я войду и буду с ним вечно”, - сказал нам Господь. Сегодня многие открыли свою дверь для Него, причастившись Христовых Тайн», - сказал владыка.
По словам митрополита Даниила, многие спрашивают – если Господь победил смерть, почему люди продолжают умирать? «Господь, в первую очередь, победил смерть духовную, и, убрав смерть души, Он оставил нам соединение с Богом. Но рубеж телесной смерти должен пройти каждый из нас. В наших телах, как пишут Отцы Церкви, заложен механизм самоуничтожения, и каждый из нас, особенно в старости, ощущает, как его природа разрушается. Каждый человек на этой земле должен пройти свою стезю», - объяснил митрополит Даниил.
«По Божьему плану на земле уже родились и прошли свою стезю миллиарды человек, и ещё очень многие пройдут и поднимутся на небеса. И каждый, кто достойно живёт на земле, причисляется к лику ангелов, восполняет то количество ангелов, которые из-за своей гордыни отпали от Бога и стали демонами. Мы должны заполнить их место, и поэтому падшие ангелы нас люто ненавидят, ведь мы – их конкуренты», - рассказал архипастырь.
Митрополит Даниил подчеркнул, что Господь останавливает движение греха в человеческой природе через временную кончину, через преодоление рубежа земной жизни, чтобы потом оказаться в другом мире, где будет неописуемая радость. «Но для этого нам нужно пожить на земле по заповедям Божиим, пострадать, поболеть. Скорби остались после пришествия Христа, они – наше лекарство, наше спасение, очищение».
«Господь сказал людям – дерзайте, то есть, не бойтесь, Я победил мир, и эту победу даю вам, пользуйтесь ею! И сегодня мы раздадим вам знак этой победы – артос, символ воскресшего и победившего грех Бога. И вкушая артос, будем вспоминать Господа, получать Его силу и благодать, Его радость, чтобы преодолеть скорби, растворить их в Божественной благодати, с радостью жить на земле сегодня и уйти в жизнь вечную, зная, что Бог нас ждёт! Христос воскресе!»,- завершил архипастырь проповедь.
Слово «артос» переводится с греческого как «квасной хлеб» - общий всем членам Церкви освященный хлеб, или просфора всецелая.
Артос в продолжение всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место, вместе с иконой Воскресения Господня и, в завершение пасхальных торжеств, раздается верующим.
Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе, они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Когда сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб.
Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как в видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни.
На артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого - как знамение победы Христовой над смертью, или изображение Воскресения Христова.
С артосом соединяется и древнее церковное предание, что апостолы оставляли за столом часть хлеба — долю Пречистой Матери Господа — в напоминание постоянного общения с Ней и после трапезы благоговейно делили эту часть между собой. В монастырях этот обычай носит название Чин о Панагии, то есть воспоминание о Всесвятейшей Матери Господа. В приходских церквах этот хлеб Богоматери вспоминается раз в год в связи с раздроблением артоса.
Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на Литургии после заамвонной молитвы. Артос полагается на солее, против Царских Врат, на уготованном столе или аналое. После освящения артоса аналой с артосом ставят на солее пред образом Спасителя, где артос лежит в течение всей Святой седмицы. Его сохраняют в храме всю Светлую седмицу на аналое пред иконостасом.
Во все дни Светлой седмицы по окончании Литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма. В субботу Светлой седмицы по заамвонной молитве читается молитва на раздробление артоса, артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу как святыня.
Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе!».
По материалам сайта www.pravmir.ru.
В конце службы состоялся традиционный пасхальный крестный ход, в завершение которого, стоя у центрального входа в храм, владыка прочёл отрывок из Евангелия и под радостные возгласы «Христос воскресе! Воистину воскресе!» окропил прихожан святой водой.
Завершив крестный ход, архипастырь по церковной традиции освятил артос – пасхальный хлеб.
Своё обращение к пастве архипастырь начал с поздравления с субботой Светлой седмицы. «В этом году мы на Светлой седмице каждый день светило солнце, было тепло, и крестные ходы проходили в комфортных условиях. Такое бывает не всегда и не везде. И это особая милость для нас, за которую нужно особо благодарить Господа».
Владыка напомнил, что сегодняшний крестный ход был закончен чтением Евангельского зачала. В нём говорится о том, что людям Господь оставил обетование, которое сначала простиралось на апостолов, но касается каждого человека: «Аз есмь с вами во вся дни до скончания века» (Мф. 28:20).
«Господь – путник, Он стоит у двери дома – нашего сердца – и стучится в него. “Кто отворит эти двери, Я войду и буду с ним вечно”, - сказал нам Господь. Сегодня многие открыли свою дверь для Него, причастившись Христовых Тайн», - сказал владыка.
По словам митрополита Даниила, многие спрашивают – если Господь победил смерть, почему люди продолжают умирать? «Господь, в первую очередь, победил смерть духовную, и, убрав смерть души, Он оставил нам соединение с Богом. Но рубеж телесной смерти должен пройти каждый из нас. В наших телах, как пишут Отцы Церкви, заложен механизм самоуничтожения, и каждый из нас, особенно в старости, ощущает, как его природа разрушается. Каждый человек на этой земле должен пройти свою стезю», - объяснил митрополит Даниил.
«По Божьему плану на земле уже родились и прошли свою стезю миллиарды человек, и ещё очень многие пройдут и поднимутся на небеса. И каждый, кто достойно живёт на земле, причисляется к лику ангелов, восполняет то количество ангелов, которые из-за своей гордыни отпали от Бога и стали демонами. Мы должны заполнить их место, и поэтому падшие ангелы нас люто ненавидят, ведь мы – их конкуренты», - рассказал архипастырь.
Митрополит Даниил подчеркнул, что Господь останавливает движение греха в человеческой природе через временную кончину, через преодоление рубежа земной жизни, чтобы потом оказаться в другом мире, где будет неописуемая радость. «Но для этого нам нужно пожить на земле по заповедям Божиим, пострадать, поболеть. Скорби остались после пришествия Христа, они – наше лекарство, наше спасение, очищение».
«Господь сказал людям – дерзайте, то есть, не бойтесь, Я победил мир, и эту победу даю вам, пользуйтесь ею! И сегодня мы раздадим вам знак этой победы – артос, символ воскресшего и победившего грех Бога. И вкушая артос, будем вспоминать Господа, получать Его силу и благодать, Его радость, чтобы преодолеть скорби, растворить их в Божественной благодати, с радостью жить на земле сегодня и уйти в жизнь вечную, зная, что Бог нас ждёт! Христос воскресе!»,- завершил архипастырь проповедь.
Слово «артос» переводится с греческого как «квасной хлеб» - общий всем членам Церкви освященный хлеб, или просфора всецелая.
Артос в продолжение всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место, вместе с иконой Воскресения Господня и, в завершение пасхальных торжеств, раздается верующим.
Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе, они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Когда сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб.
Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как в видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни.
На артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого - как знамение победы Христовой над смертью, или изображение Воскресения Христова.
С артосом соединяется и древнее церковное предание, что апостолы оставляли за столом часть хлеба — долю Пречистой Матери Господа — в напоминание постоянного общения с Ней и после трапезы благоговейно делили эту часть между собой. В монастырях этот обычай носит название Чин о Панагии, то есть воспоминание о Всесвятейшей Матери Господа. В приходских церквах этот хлеб Богоматери вспоминается раз в год в связи с раздроблением артоса.
Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на Литургии после заамвонной молитвы. Артос полагается на солее, против Царских Врат, на уготованном столе или аналое. После освящения артоса аналой с артосом ставят на солее пред образом Спасителя, где артос лежит в течение всей Святой седмицы. Его сохраняют в храме всю Светлую седмицу на аналое пред иконостасом.
Во все дни Светлой седмицы по окончании Литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма. В субботу Светлой седмицы по заамвонной молитве читается молитва на раздробление артоса, артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу как святыня.
Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе!».
По материалам сайта www.pravmir.ru.
Персоналии: