Русская Православная Церковь
Курганская епархия
По благословению
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила
Митрополит Даниил: Благодаря Крестным страданиям Господь сокрушил врата ада и вывел оттуда всех
1 Мая, 2021
Митрополит Даниил в Великую субботу совершил литургию Василия Великого в Александро-Невском кафедральном соборе города Кургана.
Владыка по древней христианской традиции освятил хлеб и вино и прочитал молитву «О мире на Святой Земле», которая всегда читается в этот день.
Затем архипастырь обратился к молящимся с проповедью, начав её словами из Священного Писания « Ибо та суббота была день великий» (Ин. 19:31).
«Для нас, православных христиан, суббота Страстной седмицы – великий день, когда земля ещё не знала о Воскресении Христовом. А Господь в этот день покоя на земле своей душой сходил в ад. Своё Воскресение Он начал с прародителей Адама и Евы, которые находились в аду и ждали исполнения пророчества, которое они слышали ещё в раю, – рассказал владыка. – Богословы разнятся во мнении: одни говорят, что Господь всех вывел из ада, другие – только тех, кто отозвался на проповедь Христа Спасителя».
По словам владыки, ад – это место вечной тьмы. Отсутствие света – страшное наказание, от которого люди сходят с ума. «И в это место сходит Господь, озаряет его Своим светом, и ад перестаёт быть адом. Там, где Господь – это уже не ад. Рядом с Богом – рай. Это свет, это проповедь людям, Его призыв: поднимитесь выше в то место, которое Я уготовал вам, людям, хотя вы Меня распяли, творили всякое зло. И никто от этого предложения не отказался. Все наши богослужебные тексты говорят о том, что Господь опустошил ад».
«Но земля в субботу оставалась в неведении, что произошло там, где находилось огромное количество человеческих душ. Господь сокрушил врата ада и вывел оттуда всех. И всё это – благодаря Своим Крестным страданиям».
«Сегодня мы заканчиваем пост. Его уже нет, на нас белые облачения. Осталось только гастрономическое ограничение – до 12 часов ночи мы не вкушаем праздничную пищу. Но, как пишут Отцы Церкви, пост – это оружие, которое мы должны всегда хранить при себе. Эти ограничения помогают нам справиться со своим естеством. И когда наступит праздник Пасхи, не забывать о том, что мы трудились всё это время, ограничивали себя, свою плоть, чтобы дух торжествовал. Но можно в один день вернуться к свинскому состоянию, забыв про храм и заповеди, наброситься на пищу, пуститься во всякое непотребство, и тогда праздник Пасхи уйдёт из нашего сердца, и мы почувствуем пустоту. Да не будет сего с нами, аминь!» – пожелал владыка прихожанам в завершение проповеди.
Великая Суббота, Суббота Преблагословенная, Тихая Суббота
Нет другого богослужения (кроме пасхального), которое сравнилось бы по красоте со службой Великой субботы. В ней прослеживаются как трагические страстные, так и радостные пасхальные черты.
Утром после Часов и Изобразителен совершается вечерня с Литургией Василия Великого – последней в году. Ее отличием являются паремии – сборник 15 ветхозаветных отрывков, в которых заключаются прообразы страданий, смерти и воскресения Христа и пророчества о наступлении Царства Господа и Новозаветной Церкви.
Особое место среди этих текстов занимают две огромные хвалебные песни. Одна принадлежит Мириам – сестре Моисея, которая воспела ее сразу после перехода израильтян через Красное море. Другая песнь была воспета тремя еврейскими юношами, чудесно спасенными Господом в печи, которую приказал растопить вавилонский царь Навуходоносор. Оба образа символизируют Христа, который сошел в ад, победил дьявола и вывел из преисподней всех, кто захотел пойти с Ним.
На Литургии, во время Великого вместо Херувимской песни поется удивительный гимн: «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лицы Ангельстии со всяким Началом и Властию, многоочитии Херувими и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе и вопиюще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».
Слушая этот гимн мы вспоминаем, что согласно учению Православной Церкви, Великая суббота - это день, когда Господь сошел душою во ад, проповедовал там весть о Царстве Божием и вывел души праведников на свободу, в рай, где до того пребывали только взятые живыми на небо пророки Илия и Енох, а также благоразумный разбойник, на кресте исповедавший Христа.
Перед Литургией все облачения в храме заменяются с черных на белые. Суббота – окончание Страстной седмицы.
После литургии начинается освящение куличей, яиц и пасок. Принято обычно не только освящать яства для себя, но и оставлять часть их в храме – служителям Церкви, духовенству, алтарникам, певчим – а также жертвовать бедным.
По материалам сайта foma.ru
Владыка по древней христианской традиции освятил хлеб и вино и прочитал молитву «О мире на Святой Земле», которая всегда читается в этот день.
Затем архипастырь обратился к молящимся с проповедью, начав её словами из Священного Писания « Ибо та суббота была день великий» (Ин. 19:31).
«Для нас, православных христиан, суббота Страстной седмицы – великий день, когда земля ещё не знала о Воскресении Христовом. А Господь в этот день покоя на земле своей душой сходил в ад. Своё Воскресение Он начал с прародителей Адама и Евы, которые находились в аду и ждали исполнения пророчества, которое они слышали ещё в раю, – рассказал владыка. – Богословы разнятся во мнении: одни говорят, что Господь всех вывел из ада, другие – только тех, кто отозвался на проповедь Христа Спасителя».
По словам владыки, ад – это место вечной тьмы. Отсутствие света – страшное наказание, от которого люди сходят с ума. «И в это место сходит Господь, озаряет его Своим светом, и ад перестаёт быть адом. Там, где Господь – это уже не ад. Рядом с Богом – рай. Это свет, это проповедь людям, Его призыв: поднимитесь выше в то место, которое Я уготовал вам, людям, хотя вы Меня распяли, творили всякое зло. И никто от этого предложения не отказался. Все наши богослужебные тексты говорят о том, что Господь опустошил ад».
«Но земля в субботу оставалась в неведении, что произошло там, где находилось огромное количество человеческих душ. Господь сокрушил врата ада и вывел оттуда всех. И всё это – благодаря Своим Крестным страданиям».
«Сегодня мы заканчиваем пост. Его уже нет, на нас белые облачения. Осталось только гастрономическое ограничение – до 12 часов ночи мы не вкушаем праздничную пищу. Но, как пишут Отцы Церкви, пост – это оружие, которое мы должны всегда хранить при себе. Эти ограничения помогают нам справиться со своим естеством. И когда наступит праздник Пасхи, не забывать о том, что мы трудились всё это время, ограничивали себя, свою плоть, чтобы дух торжествовал. Но можно в один день вернуться к свинскому состоянию, забыв про храм и заповеди, наброситься на пищу, пуститься во всякое непотребство, и тогда праздник Пасхи уйдёт из нашего сердца, и мы почувствуем пустоту. Да не будет сего с нами, аминь!» – пожелал владыка прихожанам в завершение проповеди.
Великая Суббота, Суббота Преблагословенная, Тихая Суббота
Нет другого богослужения (кроме пасхального), которое сравнилось бы по красоте со службой Великой субботы. В ней прослеживаются как трагические страстные, так и радостные пасхальные черты.
Утром после Часов и Изобразителен совершается вечерня с Литургией Василия Великого – последней в году. Ее отличием являются паремии – сборник 15 ветхозаветных отрывков, в которых заключаются прообразы страданий, смерти и воскресения Христа и пророчества о наступлении Царства Господа и Новозаветной Церкви.
Особое место среди этих текстов занимают две огромные хвалебные песни. Одна принадлежит Мириам – сестре Моисея, которая воспела ее сразу после перехода израильтян через Красное море. Другая песнь была воспета тремя еврейскими юношами, чудесно спасенными Господом в печи, которую приказал растопить вавилонский царь Навуходоносор. Оба образа символизируют Христа, который сошел в ад, победил дьявола и вывел из преисподней всех, кто захотел пойти с Ним.
На Литургии, во время Великого вместо Херувимской песни поется удивительный гимн: «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лицы Ангельстии со всяким Началом и Властию, многоочитии Херувими и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе и вопиюще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».
Слушая этот гимн мы вспоминаем, что согласно учению Православной Церкви, Великая суббота - это день, когда Господь сошел душою во ад, проповедовал там весть о Царстве Божием и вывел души праведников на свободу, в рай, где до того пребывали только взятые живыми на небо пророки Илия и Енох, а также благоразумный разбойник, на кресте исповедавший Христа.
Перед Литургией все облачения в храме заменяются с черных на белые. Суббота – окончание Страстной седмицы.
После литургии начинается освящение куличей, яиц и пасок. Принято обычно не только освящать яства для себя, но и оставлять часть их в храме – служителям Церкви, духовенству, алтарникам, певчим – а также жертвовать бедным.
По материалам сайта foma.ru
Персоналии:
Митрополит Даниил в Крестовоздвижение Господне совершил Литургию в Успенском соборе города Владимира
Визит главы Курганской митрополии во Владимирскую епархию проходит по приглашению митрополита Владимирского и Суздальского Тихона. 27 Сентября, 2024Митрополит Даниил осмотрел восстановительные работы в храме в Смолино
Митрополит Курганский и Белозерский Даниил посетил Свято-Духовский храм в поселке Смолино, который весной 2024 года сильно пострадал от наводнения. Владыка пообщался с настоятелем храма иереем Константином Горячевым и проверил ход восстановительных работ...26 Сентября, 2024