Русская Православная Церковь Курганская епархия
По благословению
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила

Митрополит Даниил в Рождественский сочельник совершил Литургию в Александро-Невском соборе

6 Января, 2021
Митрополит Даниил в Рождественский сочельник совершил Литургию в Александро-Невском соборе
Митрополит Курганский и Белозерский Даниил утром 6 января, в навечерие Рождества Христова, молился в алтаре Александро-Невского кафедрального собора города Кургана за совершением последования службы Царских часов. Служба состояла из первого, третьего, шестого, девятого часов и изобразительных.

Затем владыка отслужил Божественную литургию святителя Василия Великого, в конце которой он вместе со священниками совершил славление праздника Рождества Господа нашего Иисуса Христа.

В проповеди архипастырь напомнил, что Рождественский сочельник – тихий день, когда православные христиане переживают особенное умиротворение в своих душах.

«Сегодня многие причастились святых Христовых Тайн, подготовили своё сердце к встрече с Господом, другая часть прихожан причастится на ночной службе, – сказал митрополит Даниил в проповеди. – Мы осмысливаем предстоящее событие, но никогда до конца не сможем понять акт Боговоплощения – пришествия на землю Господа нашего Иисуса Христа».

По словам владыки, Бог каждому из нас при Крещении дал чуткое сердце, чтобы мы, очищая его, были способны видеть Бога: «И пришествие в мир Христа Спасителя постигается нами жизнью по заповедям Божиим».

Далее архипастырь напомнил библейскую историю грехопадения Адама и Евы, чтобы объяснить, зачем Бог воспринял поврежденную человеческую природу и пришёл на эту землю. «После грехопадения человек стал врагом Божиим и врагом многим существам, живущим на земле. И эта вражда была остановлена пришествием в мир Христа Спасителя. Но живой мир только тогда склоняется к ногам человека, когда он соединяется с Богом, становится носителем Духа Святого».

«Сегодняшний день особенный – день тишины и мира. Вы сейчас придёте домой, но я призываю вас сердцем остаться в храме Божием, осмысливая события, происшедшие более двух тысячелетий назад. Читать молитвы, чтобы соединиться с Богом. Будем стараться, чтобы наши мысли были богоугодны, и как можно чаще обращаться с краткой молитвой к Богу. И тогда благодать Божия придёт в наше сердце, и нам будет ещё радостней встречать сегодняшнюю ночь Рождества Христова!» – заключил владыка.

Рождественский сочельник — последний день Рождественского поста, канун Рождества Христова. В этот день православные христиане особенно готовятся к наступающему празднику, весь день наполнен особым праздничным настроением. Утром в Сочельник по окончании Литургии и следующей за ней вечерней в центр храма выносится свеча и духовенство поет перед ней тропарь Рождеству Христову.

Царские часы

Часы - это краткое богослужение, установленное Церковью для воспоминания некоторых священных событий. Существуют первый, третий, шестой и девятый часы. На первом часе вспоминается изгнание из рая Адама и Евы и предстояние Христа на суде Каиафы, на третьем сошествие Святого Духа на апостолов, на шестом распятие Спасителя, а на девятом - Его крестная смерть.

Обычно часы совершаются в следующем порядке. Первый - по завершении всенощного бдения, после утрени; третий и шестой - непосредственно перед Литургией; девятый по Уставу должен вычитываться в начале всенощного бдения, перед вечерней, но во многих приходских храмах он не совершается. Молитвенную основу часов составляют псалмы (на каждом - по три), а также песнопения текущего дня - тропари и кондаки.

Однако трижды в год установлены особенные чинопоследования часов, которые в богослужебных книгах называются великими, а в народе - царскими. Народное название произошло от древней традиции Византии: на этих часах в кафедральном соборе был обязан присутствовать сам Император, для того оставлявший все государственные дела. Россия восприняла традиции церковных служб от Византии, и наши благоверные государи неукоснительно следовали этому правилу.

Рождественский и Крещенский сочельники похожи друг на друга, как братья-близнецы. Их службы по форме также похожи. Это связано с тем, что в древней Церкви Рождество Христово и Крещение Господне праздновались в один день единым праздником, который назывался Святое Богоявление. В отдельную дату празднование Рождества Христова выделилось в IV веке.

По Уставу богослужение царских часов начинается в 8.00. Они словно бы вводят христианина чтениями из Священного Писания и своими молитвословиями в празднование Рождества Христова, дают сердцу и душе верный настрой.

Нет сейчас в России благоверных государей, но царские часы не престают быть таковыми. Ведь в храмах Своей благодатью присутствует Царь Небесный. Не забудем же о великих часах, ибо именно с них начинается празднование Рождества и Крещения, и ими предваряется Пасха.

Видео:

Назад к списку