Русская Православная Церковь
Курганская епархия
По благословению
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила
Митрополит Даниил в неделю Фомину совершил Литургию в кафедральном соборе Кургана
23 Апреля, 2023
23 апреля, в Антипасху, митрополит Курганский и Белозерский Даниил совершил Божественную литургию в кафедральном соборе святого благоверного князя Александра Невского в городе Кургане.
По завершении богослужения священнослужители и прихожане прошли вокруг храма крестным ходом под пение стихир Пасхи.
Обратившись к молившимся с проповедью, владыка напомнил о Евангельском событии, которому посвящён этот день: «Это воскресение именуется Фоминой неделей, и сегодня мы слышали евангельские начало, которое говорит нам о том, что апостол Фома не был вместе с учениками, когда им явился Господь. И когда ему апостолы об этом сказали, то он воскликнул, что, пока не прикоснётся к ранам Христа своими руками, не поверит. И тогда Господь явился ему и показал руки и ноги и ребра. Апостол узнал Христа и поверил в Его Воскресение».
Митрополит Даниил отметил, что история о неверии Фомы получила такое широкое распространение в народе, что часто человека, который не верит кому-то, называют «Фома неверующий». И это выражение было в обиходе даже в безбожные времена.
«Господь сказал нам: “Блаженны невидевшие и уверовавшие” (Ин.20:29). И этим словам есть замечательный пример, когда огромное количество людей, кто никогда не видели глазами Христа, но встретились со Христом внутри своего сердца. Эти люди доказали свою веру по время гонений в первые века христианства, – продолжил архипастырь. – Эти люди, не видя очами Господа, видели Его внутри себя и даже под пытками и под страхом смерти сохранили свою веру».
«Это значит, что все, кто захотят спасти свои души, будут с Богом. Они будут идти за Ним, будут жить по заповедям. И вера в них будет умножаться. Когда мы идем в храм Божий, и здесь исповедуемся и причащаемся, то получаем лекарство, которое способно защитить нас от самой страшной болезни, приносящей вечную смерть, – от греха. И тогда мы спасёмся», - сказал в завершение проповеди митрополит Даниил.
***
Антипасха – самое древнее название (появилось в VI веке), которое отражает раннюю традицию восприятия этого дня как отдания Пасхи. Этот праздник уже в IV веке воспринимался как день, когда завершаются пасхальные торжества, о чем говорил блаженный Августин, называя Антипасху «октавой Пасхи» (впоследствии термин «октава» в западной литургической терминологии стал техническим термином, обозначающим отдание праздника). В древней иерусалимской традиции в этот день богослужение совершалось во многих чертах по тому же чину, что и в сам день Пасхи. В этот день совершались обряды, которые были завершением крещения оглашенных, совершавшегося в Великую Субботу: новокрещенные снимали белые одежды, омывали голову (всю Светлую седмицу голову не мыли, носили особый кукуль, чтобы сохранить помазание миром, которое наносили только на лоб). Получается, Антипасха – это день, завершавший древний пасхальный цикл, как бы «Пасха с другой стороны».
Название «Неделя о Фоме» или «Фомина» («Фомино воскресенье») появилось после IX века и связано с изменением основного акцента в богослужении: вместо «отдания Пасхи» праздник стал воспоминанием второго явления Воскресшего Христа апостолам (произошедшего в восьмой день после воскресения), среди которых был Фома, не желавший верить известию о воскресении Спасителя, пока не увидел Его собственными глазами.
Всё богослужение Антипасхи совершается по Триоди цветной по чину двунадесятых Господских праздников, хотя сам день к таким праздникам формально не относится. Можно назвать Антипасху «тринадцатым двунадесятым праздником»
По завершении богослужения священнослужители и прихожане прошли вокруг храма крестным ходом под пение стихир Пасхи.
Обратившись к молившимся с проповедью, владыка напомнил о Евангельском событии, которому посвящён этот день: «Это воскресение именуется Фоминой неделей, и сегодня мы слышали евангельские начало, которое говорит нам о том, что апостол Фома не был вместе с учениками, когда им явился Господь. И когда ему апостолы об этом сказали, то он воскликнул, что, пока не прикоснётся к ранам Христа своими руками, не поверит. И тогда Господь явился ему и показал руки и ноги и ребра. Апостол узнал Христа и поверил в Его Воскресение».
Митрополит Даниил отметил, что история о неверии Фомы получила такое широкое распространение в народе, что часто человека, который не верит кому-то, называют «Фома неверующий». И это выражение было в обиходе даже в безбожные времена.
«Господь сказал нам: “Блаженны невидевшие и уверовавшие” (Ин.20:29). И этим словам есть замечательный пример, когда огромное количество людей, кто никогда не видели глазами Христа, но встретились со Христом внутри своего сердца. Эти люди доказали свою веру по время гонений в первые века христианства, – продолжил архипастырь. – Эти люди, не видя очами Господа, видели Его внутри себя и даже под пытками и под страхом смерти сохранили свою веру».
«Это значит, что все, кто захотят спасти свои души, будут с Богом. Они будут идти за Ним, будут жить по заповедям. И вера в них будет умножаться. Когда мы идем в храм Божий, и здесь исповедуемся и причащаемся, то получаем лекарство, которое способно защитить нас от самой страшной болезни, приносящей вечную смерть, – от греха. И тогда мы спасёмся», - сказал в завершение проповеди митрополит Даниил.
***
Антипасха – самое древнее название (появилось в VI веке), которое отражает раннюю традицию восприятия этого дня как отдания Пасхи. Этот праздник уже в IV веке воспринимался как день, когда завершаются пасхальные торжества, о чем говорил блаженный Августин, называя Антипасху «октавой Пасхи» (впоследствии термин «октава» в западной литургической терминологии стал техническим термином, обозначающим отдание праздника). В древней иерусалимской традиции в этот день богослужение совершалось во многих чертах по тому же чину, что и в сам день Пасхи. В этот день совершались обряды, которые были завершением крещения оглашенных, совершавшегося в Великую Субботу: новокрещенные снимали белые одежды, омывали голову (всю Светлую седмицу голову не мыли, носили особый кукуль, чтобы сохранить помазание миром, которое наносили только на лоб). Получается, Антипасха – это день, завершавший древний пасхальный цикл, как бы «Пасха с другой стороны».
Название «Неделя о Фоме» или «Фомина» («Фомино воскресенье») появилось после IX века и связано с изменением основного акцента в богослужении: вместо «отдания Пасхи» праздник стал воспоминанием второго явления Воскресшего Христа апостолам (произошедшего в восьмой день после воскресения), среди которых был Фома, не желавший верить известию о воскресении Спасителя, пока не увидел Его собственными глазами.
Всё богослужение Антипасхи совершается по Триоди цветной по чину двунадесятых Господских праздников, хотя сам день к таким праздникам формально не относится. Можно назвать Антипасху «тринадцатым двунадесятым праздником»
Персоналии:
Благочиния: