Русская Православная Церковь Курганская епархия
По благословению
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила

Митрополит Даниил: Покаянный канон воздействует на сердце человека

18 Марта, 2021
Митрополит Даниил:  Покаянный канон воздействует на сердце человека
В третий день Великого поста, среду,  17 марта, митрополит Курганский и Белозерский Даниил совершил великое повечерие с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского в храме  преподобного Серафима Саровского города Кургана.

Архипастырю сослужили настоятель храма иерей Георгий Чирков и клирики епархии.

Владыка, стоя за аналоем посередине храма и держа в руках большую свечу,  прочёл очередные девять песен канона. В них рассказывалось о блудном сыне и милосердном самарянине, о праведном Аврааме, о брачном пире и жертве Христа, о других героях и событиях Ветхого и Нового Заветов.

По завершении чтения архипастырь обратился к молящимся в храме людям. Владыка подчеркнул, что в каноне приводятся такие примеры, которые бывает сложно осознать, потому что преподобный Андрей Критский очень глубоко знал Священное Писание, а мы его так не знаем и не всё можем понять.

Но, по словам архипастыря, порой, не понимая содержания, люди через молитвенное восприятие настолько проникаются, что слушают текст канона со слезами на глазах. «Это происходит потому, что канон сразу воздействует на сердце человека».

«Во время Великого поста мы часто сетуем. И это наше сетование Святые Отцы называют “плач”. У преподобного Иоанна Лествичника есть даже глава под названием “О радостотворном плаче”. Оказывается, плач о грехах приносит нам  тихую радость, которую невозможно получить от чего-то другого на земле. Иоанн Лествичник говорит, что плач – это болезненное сетование нашего сердца о потерянном рае, о своём духовном состоянии. И без поста человек не может глубоко увидеть своё сердце. Ведь пост – это не просто воздержание нашего желудка, а целый богослужебный ритм. Именно богослужения в храме вместе с телесным постом, с другими ограничениями, которые мы стараемся исполнять ради исцеления своей души, даёт нам глубинное состояние спасительной для нас печали», - сказал владыка.

«Когда человек плачет радостотворным плачем о своих согрешениях,  к нему возвращается состояние той чистоты и непорочности,  в которой человек выходит из чистой купели Крещения. Чтобы пробудить свою душу, нам Господь посылает скорби, а диавол пытается вывести из спасительного состояния через раздражение. И,  преодолев все скорби и искушения,       мы приходим в состояние глубокого очистительного плача», - подчеркнул архипастырь.

В качестве примера особого устроения души владыка в своей  проповеди  рассказал о житии святителя Луки (Войно-Ясенецкого), чью память Церковь совершает 18 марта. «Он не осуждал своих гонителей и мучителей. Он их лечил от тяжелых болезней, с помощью Божией возвращал им здоровье, и некоторые из них после этого становились христианами».

«Молитвенное покаяние, совершаемое в дни Великого поста, несопоставимо с другими службами. Великий пост способен растормошить нас. Святые Отцы уподобляют наше сердце земле, покрытой коркой льда. На такую землю мы можем класть семена, удобрять её, но это не принесёт пользы, пока солнце не прогреет её. Таким солнцем для нас является Господь. Его Божественная благодать через наше покаяние отогревает наши сердца и делает их способными к восприятию духовных семян. Покаяние – это буйная весна нашей души. Я желаю себе и каждому из нас употребить эти спасительные дни Великого поста, чтобы очистить своё сердце, умилиться перед Богом и стать маленьким пышным садом Христовым!»  - сказал владыка в завершение проповеди.

Завершится чтение Великого покаянного канона Андрея Критского сегодня в храме Порт-Артурской иконы Божией Матери. Начало богослужения  - в 18 часов.

В среду первой седмицы Великого поста в первой песне покаянного канона преподобного Андрея Критского православные вспоминают притчу о блудном сыне, растратившем дары отца, и милосердном самарянине. Во второй  повествуется о Ламехе, который стал убийцей вслед за своим предком, и о других грешниках, вызвавших на себя гнев Господень.

В третьей песни речь идет о рождении Исаака, сына Авраама. Когда он подрос, Бог сказал Аврааму принести Исаака в жертву. В каноне говорится, что Авраам верил, что Бог может воскресить умершего и поэтому не усомнился, но в последний момент Бог остановил его руку и заменил жертву на ягненка.

В четвертой песни рассказывается о спасении, дарованном нам Христом. В пятой песни вспоминают о фараоне, не хотевшем отпускать иудеев из Египта. В шестой повествуется о Моисее, который вывел иудеев из египетского рабства, чтобы привести их в землю обетованную.

В седьмой песни вспоминают царя Манассия, который отрекся от Бога, поклонялся идолам, приносил в жертву детей и только к концу жизни покаялся, попав в плен к своим врагам-ассирийцам.

В восьмой песни говорится о разбойнике, который был распят вместе с Христом. Распознав в распятом человеке Мессию, он попросил помянуть его, когда Господь придет в Царствие Свое.

В девятой песни повествуется о фарисеях, мытарях и блудницах, просящих о помиловании и спасении у Христа.


















Видео:

Назад к списку