Русская Православная Церковь
Курганская епархия
По благословению
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила
Митрополит Даниил совершил раннюю Литургию в кафедральном соборе Кургана
16 Июля, 2023

Митрополит Курганский и Белозерский Даниил в воскресенье, 16 июля, совершил раннюю Божественную литургию в Александро-Невском кафедральном соборе города Кургана в сослужении клириков епархии.
В начале своей проповеди владыка напомнил, что сегодня Православная Церковь совершает память двух русских святых: святителя Филиппа, митрополита Московского, и священномученика Антония Архангельского. Они жили и пострадали в разное время: Антоний скончался в тюрьме в 1931 году, а святитель Филипп погиб от рук Малюты Скуратова, опричника царя Ивана Грозного, в 1652 году.
«Объединяет этих святых то, что они пострадали от своих соотечественников, от людей, которые тоже были крещены, - подчеркнул владыка. – Много людей есть и ещё будут на земле, которые терпели и терпят страдания, поношения и смерть от таких же православных людей. Но не все эти мученики попадают в Царство Небесное, становятся святыми. Почему? На этот вопрос отвечает сегодняшнее апостольское чтение словами апостола Павла, обращённых к римлянам, “Благословляйте гонителей ваших вас, благословляйте, а не проклинайте”».
По словам архипастыря, трудно понять, а тем более, претворить в жизнь эти слова. Но ведь Христос на кресте не проклинал своих мучителей, потому что мучители – это оружие промысла Божьего, а промысел нельзя проклинать.
Владыка Даниил рассказал житие святителя Филиппа, а затем сделал вывод: «Мучения, большие или малые, есть у каждого из нас. Они часто несправедливы, но мы должны выйти из этого искушения победителями. А для этого надо благодарить Бога за то, что он нам прислал. И тогда мы увидим, что люди, причиняющие нам страдания – это орудие Божие, тогда начнём заставлять себя благодарить. Заставлять, потому что сердце наше этого не хочет».
«Вот, братья и сестры, какая замечательная инструкция нам даётся. Надо стараться претворять в жизнь то, что оставили святые угодники Божии, и, пройдя по этой «дорожной карте» мы сможем достичь вечного блаженства», - завершил владыка свою проповедь.
***
Святитель Филипп, Митрополит Московский, в миру Феодор, происходил из знатного боярского рода Колычевых, занимавших видное место в Боярской думе при дворе московских государей. Он родился в 1507 году.
Когда будущий святитель повзрослел, Великий князь Московский, Василий III Иоаннович, отец Иоанна Грозного, приблизил ко двору молодого Феодора, которого, однако, не манила придворная жизнь. Сознавая ее суетность и греховность, Феодор всё глубже погружался в чтение книг и посещение храмов Божиих.
Жажда подвигов привела его в знаменитый Соловецкий монастырь на Белом море. Там он исполнял самые трудные послушания: рубил дрова, копал землю, работал на мельнице. После полутора лет искуса игумен Алексий, по желанию Феодора, постриг его, дав в иночестве имя Филипп и вручив в послушание старцу Ионе Шамину, собеседнику преподобного Александра Свирского.
В 1546 году в Новгороде Великом архиепископ Феодосий посвятил Филиппа во игумена Соловецкой обители. Новопоставленный игумен старался всеми силами поднять духовное значение обители и ее основателей - преподобных Савватия и Зосимы Соловецких.
Игумен сам работал как простой строитель, помогая класть стены Преображенского собора. Под северной папертью его он ископал себе могилу, рядом с могилой своего наставника, старца Ионы. Для тайных молитвенных подвигов святой Филипп часто удалялся на безмолвие в глухое пустынное место, за две версты от монастыря, получившее впоследствии название Филипповой пустыни.
В Москве о соловецком отшельнике вспомнил любивший его когда-то в отроческие годы Иоанн Грозный. Царь надеялся, что найдет в святителе Филиппе верного сподвижника, духовника и советника, который по высоте монашеской жизни ничего общего не будет иметь с мятежным боярством.
25 июля 1566 года свершилось посвящение святого Филиппа на кафедру Московских Святителей, к сонму которых предстояло ему вскоре присоединиться.
Святой Филипп видел, как много нераскаянной злобы и ненависти скрывается под черными шлыками опричников царя. Были среди них и просто убийцы, очерствевшие в безнаказанном кровопролитии, и мздоимцы-грабители, закоренелые в грехе и преступлении. Попущением Божиим история часто делается руками нечестивцев, и как бы ни желал Грозный обелить пред Богом свое черное братство, кровь, пролитая его именем насильниками и изуверами, взывала к небу.
Окончательный разрыв наступил весной 1568 года. В Неделю Крестопоклонную, 2 марта 1568 года, когда царь с опричниками пришел в Успенский собор, как обычно, в монашеских облачениях, святитель Филипп отказался благословить его, но стал открыто порицать беззакония, творимые опричниками: "учал митрополит Филипп с государем на Москве враждовати об опричнине". Обличение Владыки прервало благолепие церковной службы. Грозный в гневе сказал: "Нам ли противишься? Увидим твердость твою! - Я был слишком мягок с вами", - добавил царь, по свидетельству очевидцев.
Над Митрополитом Филиппом был устроен соборный суд в присутствии поредевшей Боярской думы. Нашлись лжесвидетели: к глубокой скорби святителя, это были иноки из возлюбленной им Соловецкой обители, его бывшие ученики и постриженики. Святого Филиппа обвиняли во множестве мнимых преступлений, до колдовства включительно.
Мученика долго томили в подвалах московских монастырей, ноги старца забивали в колодки, держали его в оковах, накидывали на шею тяжелую цепь. Наконец, отвезли в заточение в Тверской Отрочь монастырь. Там год спустя, 23 декабря 1569 года, святитель принял мученическую кончину от руки Малюты Скуратова. Еще за три дня святой старец предвидел окончание своего земного подвига и причастился Святых Тайн.
Мощи его были преданы земле первоначально там же, в монастыре, за алтарем храма. Позже совершилось перенесение их в Соловецкую обитель и оттуда - в Москву.
В начале своей проповеди владыка напомнил, что сегодня Православная Церковь совершает память двух русских святых: святителя Филиппа, митрополита Московского, и священномученика Антония Архангельского. Они жили и пострадали в разное время: Антоний скончался в тюрьме в 1931 году, а святитель Филипп погиб от рук Малюты Скуратова, опричника царя Ивана Грозного, в 1652 году.
«Объединяет этих святых то, что они пострадали от своих соотечественников, от людей, которые тоже были крещены, - подчеркнул владыка. – Много людей есть и ещё будут на земле, которые терпели и терпят страдания, поношения и смерть от таких же православных людей. Но не все эти мученики попадают в Царство Небесное, становятся святыми. Почему? На этот вопрос отвечает сегодняшнее апостольское чтение словами апостола Павла, обращённых к римлянам, “Благословляйте гонителей ваших вас, благословляйте, а не проклинайте”».
По словам архипастыря, трудно понять, а тем более, претворить в жизнь эти слова. Но ведь Христос на кресте не проклинал своих мучителей, потому что мучители – это оружие промысла Божьего, а промысел нельзя проклинать.
Владыка Даниил рассказал житие святителя Филиппа, а затем сделал вывод: «Мучения, большие или малые, есть у каждого из нас. Они часто несправедливы, но мы должны выйти из этого искушения победителями. А для этого надо благодарить Бога за то, что он нам прислал. И тогда мы увидим, что люди, причиняющие нам страдания – это орудие Божие, тогда начнём заставлять себя благодарить. Заставлять, потому что сердце наше этого не хочет».
«Вот, братья и сестры, какая замечательная инструкция нам даётся. Надо стараться претворять в жизнь то, что оставили святые угодники Божии, и, пройдя по этой «дорожной карте» мы сможем достичь вечного блаженства», - завершил владыка свою проповедь.
***
Святитель Филипп, Митрополит Московский, в миру Феодор, происходил из знатного боярского рода Колычевых, занимавших видное место в Боярской думе при дворе московских государей. Он родился в 1507 году.
Когда будущий святитель повзрослел, Великий князь Московский, Василий III Иоаннович, отец Иоанна Грозного, приблизил ко двору молодого Феодора, которого, однако, не манила придворная жизнь. Сознавая ее суетность и греховность, Феодор всё глубже погружался в чтение книг и посещение храмов Божиих.
Жажда подвигов привела его в знаменитый Соловецкий монастырь на Белом море. Там он исполнял самые трудные послушания: рубил дрова, копал землю, работал на мельнице. После полутора лет искуса игумен Алексий, по желанию Феодора, постриг его, дав в иночестве имя Филипп и вручив в послушание старцу Ионе Шамину, собеседнику преподобного Александра Свирского.
В 1546 году в Новгороде Великом архиепископ Феодосий посвятил Филиппа во игумена Соловецкой обители. Новопоставленный игумен старался всеми силами поднять духовное значение обители и ее основателей - преподобных Савватия и Зосимы Соловецких.
Игумен сам работал как простой строитель, помогая класть стены Преображенского собора. Под северной папертью его он ископал себе могилу, рядом с могилой своего наставника, старца Ионы. Для тайных молитвенных подвигов святой Филипп часто удалялся на безмолвие в глухое пустынное место, за две версты от монастыря, получившее впоследствии название Филипповой пустыни.
В Москве о соловецком отшельнике вспомнил любивший его когда-то в отроческие годы Иоанн Грозный. Царь надеялся, что найдет в святителе Филиппе верного сподвижника, духовника и советника, который по высоте монашеской жизни ничего общего не будет иметь с мятежным боярством.
25 июля 1566 года свершилось посвящение святого Филиппа на кафедру Московских Святителей, к сонму которых предстояло ему вскоре присоединиться.
Святой Филипп видел, как много нераскаянной злобы и ненависти скрывается под черными шлыками опричников царя. Были среди них и просто убийцы, очерствевшие в безнаказанном кровопролитии, и мздоимцы-грабители, закоренелые в грехе и преступлении. Попущением Божиим история часто делается руками нечестивцев, и как бы ни желал Грозный обелить пред Богом свое черное братство, кровь, пролитая его именем насильниками и изуверами, взывала к небу.
Окончательный разрыв наступил весной 1568 года. В Неделю Крестопоклонную, 2 марта 1568 года, когда царь с опричниками пришел в Успенский собор, как обычно, в монашеских облачениях, святитель Филипп отказался благословить его, но стал открыто порицать беззакония, творимые опричниками: "учал митрополит Филипп с государем на Москве враждовати об опричнине". Обличение Владыки прервало благолепие церковной службы. Грозный в гневе сказал: "Нам ли противишься? Увидим твердость твою! - Я был слишком мягок с вами", - добавил царь, по свидетельству очевидцев.
Над Митрополитом Филиппом был устроен соборный суд в присутствии поредевшей Боярской думы. Нашлись лжесвидетели: к глубокой скорби святителя, это были иноки из возлюбленной им Соловецкой обители, его бывшие ученики и постриженики. Святого Филиппа обвиняли во множестве мнимых преступлений, до колдовства включительно.
Мученика долго томили в подвалах московских монастырей, ноги старца забивали в колодки, держали его в оковах, накидывали на шею тяжелую цепь. Наконец, отвезли в заточение в Тверской Отрочь монастырь. Там год спустя, 23 декабря 1569 года, святитель принял мученическую кончину от руки Малюты Скуратова. Еще за три дня святой старец предвидел окончание своего земного подвига и причастился Святых Тайн.
Мощи его были преданы земле первоначально там же, в монастыре, за алтарем храма. Позже совершилось перенесение их в Соловецкую обитель и оттуда - в Москву.
Персоналии:
Благочиния:

Митрополит Даниил: «Будем всегда держаться Православной Церкви, в ней основа и спасение, в ней наше всё!»
Митрополит Курганский и Белозерский Даниил 13 февраля, в четверг, совершил Божественную литургию в храме Рождества Богородицы, расположенном в первом микрорайоне поселка Заозерный города Кургана вчера
Митрополит Даниил: «Святитель Феофан поучает нас, что самыми тяжелыми перед Богом являются два греха – соблазн и осуждение»
Митрополит Курганский и Белозерский Даниил 12 февраля, в среду, совершил Божественную литургию в Александро-Невском кафедральном соборе города Кургана 12 Февраля, 2025
Митрополит Даниил встретился в Кургане с Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка
Владыка провел для высокой гостьи экскурсию по Александро-Невскому кафедральному собору и рассказал о значимых святынях храма. Мария Алексеевна с молитвой приложилась к деснице святителя Агафангела (Преображенского), которая хранится в соборе. 11 Февраля, 2025