Русская Православная Церковь
Курганская епархия
По благословению
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила
Сотни зауральцев пришли на Чин прощения в Александро-Невский собор
15 Марта, 2021
Митрополит Курганский и Белозерский Даниил 14 марта, в Прощённое воскресенье, совершил в Александро-Невском кафедральном соборе города Кургана вечерню с чином прощения.
На богослужении присутствовали священнослужители епархии и сотни мирян. В числе тех, кто принял участие в этой единственной в году службе, были вице-губернатор Курганской области Владислав Кузнецов, главный федеральный инспектор по Курганской области Артём Пушкин, генеральный директор АО «Газпром газораспределение Курган» Олег Попов.
Чином прощения называется особое богослужение, которое совершается в Неделю сыропустную после вечерни и заключается в том, что перед началом поста духовенство и миряне испрашивают друг у друга прощения за свои вольные и невольные прегрешения.
Именно с вечерни с чином взаимного прощения начинаются богослужения Святой Четыредесятницы (Великого поста).
Надо сказать, что это богослужение похоже на обычную вечернюю службу. Но к её началу в храме убранство уже другое – аналои покрыты великопостными черными накидками. А священники, которые в начале службы были в золотистых одеяниях, к началу Чина прощения переодеваются в тёмные облачения.
В конце вечерни молитву преподобного Ефрема Сирина с земными поклонами произнес перед Царскими вратами ключарь Александро-Невского кафедрального собора протоиерей Владимир Лобов.
Митрополит Даниил обратился к прихожанам с архипастырским словом, в начале которого напомнил, как в древние времена на Святой земле, в Палестине, монахи причащались в Прощённое воскресенье, а потом расходились по пустыням по своим пещеркам, где они совершали свои молитвы до наступления Пасхи. «Снова вместе они собирались в Страстную Седмицу, но не все приходили на встречу – некоторых Господь призывал их от земли в вечность. Вот поэтому во время Чина прощения братия пели “Да воскреснет Бог и расточатся врази его” и прочие пасхальные песнопения для того, чтобы взбодрить себя, чтобы сказать себе - этот пост не вечен, а это подвижничество и расставание – временное», - сказал владыка.
«Часто считают, что монахи и священнослужители должны быть выше обычных людей, ведь они ближе к Богу. На самом же деле мы видим, что бесы особенно упорно их преследуют. Как говорили старцы – за мирянином ходит один бес, а за монахом – много. Поэтому во время пострига не просто меняется имя – у монаха появляется еще один небесный покровитель, чтобы легче было сопротивляться диаволу».
Владыка напомнил историю из «Досточтимых сказаний» о двух монахах, мирно живших в одной келии, которых диавол поссорил до такой степени, что они подрались между собой. «Уж если монахи дерутся между собой, то что говорить о мирянах! Святитель Иоанн Златоуст говорил, что для спасения нам уготован краткий и лёгкий путь. Не нужно творить паломничества, забираться на горы, прилагать большой труд – нужно только простить своих обидчиков. Это самый короткий способ: чтобы на Страшном Суде тебя не осудил Господь, прости всех, осуди сам себя. Но это только на словах легко, ведь для нашего самолюбия самое тяжелое и страшное – попросить прощения и в своём сердце простить обидчика».
«В нас засели тщеславие, гордость, самолюбие. И Господь накануне Великого поста хочет очистить наше сердце. Почему? Потому что, как пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), наше сердце не способно к глубокому покаянию, пока не попросит прощения, пока само себя не уничижит. Покаяние будет, но поверхностное, не глубинное, без слёз, без сокрушения. Господь этого не хочет. И чем сильнее мы смиримся сейчас один перед другим, искренне попросим друг у друга прощения, тем более умилостивится наше сердце и станет способным к подвигу Великого поста. А этот подвиг заключается в глубинном покаянии», – сказал архипастырь.
«Покаяние и прощение начинается всегда с человека, который стоит на свечнице церковной и который должен показать образец прощения, образец смирения и покаяния. Я прошу у всех вас – у священнослужителей, у наших хористов, у тех людей, которые сейчас стоят в храме – простите меня, отцы, братья и сестры, за все мои грехи, которые я вольно или невольно совершил пред вами – делом, словом или помышлением!».
В ответ все собравшиеся в храме дружно ответили: «Бог простит, Высокопреосвященнейший владыка, прости и нас, грешных, и благослови!»
По окончании архипастырского слова все священники и прихожане подходили за целованием креста к владыке и лично произносили слова прощения. Затем прихожане проходили мимо стоящих в один ряд священников, совершавших службу, и также испрашивали прощения у них и друг у друга.
После завершения Чина прощения один из старейших клириков епархии, зампредседателя епархиального образовательного отдела протоиерей Михаил Ширяев в разговоре с журналистами епархиальной пресс-службы подчеркнул, что Чин прощения начинает путь Великого поста, который в целом есть изображение жизни человека, наполненной скорбями, трудами, работами различными, утеснением себя. А Пасха – это образ Царства Небесного. Эта символика очень важна и глубока. И такой благодатный чин настраивает относиться к посту надлежащим образом.
«Просить прощения у множества людей, даже незнакомых тебе, это значит переломить какую-то свою “гордыньку”, освободить душу от той надменности, напыщенности, от себялюбия, когда мы зациклены на себе, на своих каких-то проблемах. А тут мы видим ближнего своего лицом к лицу, множество людей, десятки, сотни людей, у которых просят прощения. Ведь по большому счёту мы в своей жизни даже не замечаем, что многих можем обидеть, поступая в личных своих интересах, не думая о ближних, их как-то утеснять, лишать радости и т.п. А здесь мы с ними примиряемся. Но сама эта форма – что мы просим прощения – должна быть, конечно, полной содержания. Многие, когда проходят, просто плачут! Эти слёзы благодатные, они очищают душу. Поэтому потом наступает именно такая радость – как будто скинул с себя груз!» – пояснил отец Михаил.
На богослужении присутствовали священнослужители епархии и сотни мирян. В числе тех, кто принял участие в этой единственной в году службе, были вице-губернатор Курганской области Владислав Кузнецов, главный федеральный инспектор по Курганской области Артём Пушкин, генеральный директор АО «Газпром газораспределение Курган» Олег Попов.
Чином прощения называется особое богослужение, которое совершается в Неделю сыропустную после вечерни и заключается в том, что перед началом поста духовенство и миряне испрашивают друг у друга прощения за свои вольные и невольные прегрешения.
Именно с вечерни с чином взаимного прощения начинаются богослужения Святой Четыредесятницы (Великого поста).
Надо сказать, что это богослужение похоже на обычную вечернюю службу. Но к её началу в храме убранство уже другое – аналои покрыты великопостными черными накидками. А священники, которые в начале службы были в золотистых одеяниях, к началу Чина прощения переодеваются в тёмные облачения.
В конце вечерни молитву преподобного Ефрема Сирина с земными поклонами произнес перед Царскими вратами ключарь Александро-Невского кафедрального собора протоиерей Владимир Лобов.
Митрополит Даниил обратился к прихожанам с архипастырским словом, в начале которого напомнил, как в древние времена на Святой земле, в Палестине, монахи причащались в Прощённое воскресенье, а потом расходились по пустыням по своим пещеркам, где они совершали свои молитвы до наступления Пасхи. «Снова вместе они собирались в Страстную Седмицу, но не все приходили на встречу – некоторых Господь призывал их от земли в вечность. Вот поэтому во время Чина прощения братия пели “Да воскреснет Бог и расточатся врази его” и прочие пасхальные песнопения для того, чтобы взбодрить себя, чтобы сказать себе - этот пост не вечен, а это подвижничество и расставание – временное», - сказал владыка.
«Часто считают, что монахи и священнослужители должны быть выше обычных людей, ведь они ближе к Богу. На самом же деле мы видим, что бесы особенно упорно их преследуют. Как говорили старцы – за мирянином ходит один бес, а за монахом – много. Поэтому во время пострига не просто меняется имя – у монаха появляется еще один небесный покровитель, чтобы легче было сопротивляться диаволу».
Владыка напомнил историю из «Досточтимых сказаний» о двух монахах, мирно живших в одной келии, которых диавол поссорил до такой степени, что они подрались между собой. «Уж если монахи дерутся между собой, то что говорить о мирянах! Святитель Иоанн Златоуст говорил, что для спасения нам уготован краткий и лёгкий путь. Не нужно творить паломничества, забираться на горы, прилагать большой труд – нужно только простить своих обидчиков. Это самый короткий способ: чтобы на Страшном Суде тебя не осудил Господь, прости всех, осуди сам себя. Но это только на словах легко, ведь для нашего самолюбия самое тяжелое и страшное – попросить прощения и в своём сердце простить обидчика».
«В нас засели тщеславие, гордость, самолюбие. И Господь накануне Великого поста хочет очистить наше сердце. Почему? Потому что, как пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), наше сердце не способно к глубокому покаянию, пока не попросит прощения, пока само себя не уничижит. Покаяние будет, но поверхностное, не глубинное, без слёз, без сокрушения. Господь этого не хочет. И чем сильнее мы смиримся сейчас один перед другим, искренне попросим друг у друга прощения, тем более умилостивится наше сердце и станет способным к подвигу Великого поста. А этот подвиг заключается в глубинном покаянии», – сказал архипастырь.
«Покаяние и прощение начинается всегда с человека, который стоит на свечнице церковной и который должен показать образец прощения, образец смирения и покаяния. Я прошу у всех вас – у священнослужителей, у наших хористов, у тех людей, которые сейчас стоят в храме – простите меня, отцы, братья и сестры, за все мои грехи, которые я вольно или невольно совершил пред вами – делом, словом или помышлением!».
В ответ все собравшиеся в храме дружно ответили: «Бог простит, Высокопреосвященнейший владыка, прости и нас, грешных, и благослови!»
По окончании архипастырского слова все священники и прихожане подходили за целованием креста к владыке и лично произносили слова прощения. Затем прихожане проходили мимо стоящих в один ряд священников, совершавших службу, и также испрашивали прощения у них и друг у друга.
После завершения Чина прощения один из старейших клириков епархии, зампредседателя епархиального образовательного отдела протоиерей Михаил Ширяев в разговоре с журналистами епархиальной пресс-службы подчеркнул, что Чин прощения начинает путь Великого поста, который в целом есть изображение жизни человека, наполненной скорбями, трудами, работами различными, утеснением себя. А Пасха – это образ Царства Небесного. Эта символика очень важна и глубока. И такой благодатный чин настраивает относиться к посту надлежащим образом.
«Просить прощения у множества людей, даже незнакомых тебе, это значит переломить какую-то свою “гордыньку”, освободить душу от той надменности, напыщенности, от себялюбия, когда мы зациклены на себе, на своих каких-то проблемах. А тут мы видим ближнего своего лицом к лицу, множество людей, десятки, сотни людей, у которых просят прощения. Ведь по большому счёту мы в своей жизни даже не замечаем, что многих можем обидеть, поступая в личных своих интересах, не думая о ближних, их как-то утеснять, лишать радости и т.п. А здесь мы с ними примиряемся. Но сама эта форма – что мы просим прощения – должна быть, конечно, полной содержания. Многие, когда проходят, просто плачут! Эти слёзы благодатные, они очищают душу. Поэтому потом наступает именно такая радость – как будто скинул с себя груз!» – пояснил отец Михаил.
Персоналии:
Благочиния:
Митрополит Даниил в Крестовоздвижение Господне совершил Литургию в Успенском соборе города Владимира
Визит главы Курганской митрополии во Владимирскую епархию проходит по приглашению митрополита Владимирского и Суздальского Тихона. 27 Сентября, 2024Митрополит Даниил осмотрел восстановительные работы в храме в Смолино
Митрополит Курганский и Белозерский Даниил посетил Свято-Духовский храм в поселке Смолино, который весной 2024 года сильно пострадал от наводнения. Владыка пообщался с настоятелем храма иереем Константином Горячевым и проверил ход восстановительных работ...26 Сентября, 2024