Русская Православная Церковь
Курганская епархия
По благословению
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила
Митрополит Даниил: Главным подвигом христианина является служение Богу
13 Марта, 2022
Митрополит Курганский и Белозерский Даниил в воскресенье, 13 марта, в Александро-Невском кафедральном соборе совершил Литургию святителя Василия Великого и чин Торжества Православия.
Владыке сослужили секретарь епархии иерей Леонид Перчугов и клирики собора.
За богослужением митрополит Даниил совершил хиротонию диакона Сергия Алексеева в сан пресвитера.
В первое воскресенье Великого поста Православная Церковь молитвенно празднует Торжество Православия – торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В этот день Церковь проводит четкое разделение истины и лжи.
По окончании Литургии митрополит Даниил и духовенство совершили чин Торжества Православия.
«Торжество Православия для нас великий праздник. Это видно даже по нашему облачению. Каждое воскресенье Великого поста мы служим в фиолетовом облачении. Но в этот праздник единственный раз за весь пост священники облачаются в золотые ризы, тем самым показывая его величие и торжество», – сказал владыка в проповеди.
«Этот праздник, который всегда отмечается в Великий пост, показывает нам, чем наши предки победили раскол и ереси, которых было особенно много в первые века христианства и которые могли изменить вероучение Церкви. Семь Вселенских Соборов выработали это учение. И с этими святыми мужами, как когда-то с апостолами и евангелистами, пребывал Дух Святой. Эти святые мужи изложили нам толкование Евангелия, апостольских посланий, установили каноны и правила. И сегодня мы этих мужей Божьих вспоминаем», – подчеркнул архипастырь.
Владыка привёл в пример слова святителя Игнатия (Брянчанинова) о том, что диавол, если не может напрямую заставить человека грешить, то пытается оторвать его от благодати Божией через ереси и расколы.
«А что такое ересь? Это вероучительная ошибка. Как пишет святой Иоанн Лествичник, ересь – это когда человеческие умствования вводятся в вероучительные истины. А последование ересям называется зловерие. Диавол замаскировывает ереси и расколы красивыми словесами, чтобы люди в них попадали и погибали, – подчеркнул владыка. – Отцы Церкви пишут, что смерть человека – это не беда, мы все когда-то умрём. Беда – это смерть души человека».
«Евангелие даёт нам ответ, как нам не потерять веру – нужно причащаться Христовых Тайн, во время причастия мы воскресаем, как апостолы Евангельского зачала, которые шли с Иисусом Христом в Еммаус, – продолжил митрополит Даниил. – Причастие Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, соединение с Его плотью делает нас сотелесными Ему, и это соединение даёт нам веру и надежду».
«Часто нас разрушает духовно та информация, которой сейчас заполнены все СМИ. На вопрос, что делать, я советую людям так воспринимать увиденное и услышанное, чтобы оно не разрушало душу, не мешало молитве. Главным подвигом христианина является служение Богу. Если в нас нет молитвы, покаяния, если в нас живёт раздражение или потеря веры, значит, мы должны отключиться от источника негатива. Нужно читать жития святых», – подчеркнул архипастырь.
«История показывает, что нет ничего нового под солнцем. Но христиане преодолевали все испытания и являли себя другим людям образцом веры, мужества. Я желаю себе и каждому из нас той верности, которую имели наши предки, храня Православие», – завершил владыка свою проповедь.
Напомним, что Торжество Православия, которое совершается в первую неделю Великого поста, было установлено в Греции в IX веке в память окончательной победы над врагами Православия — иконоборцами.
После VII Вселенского Собора (787 г.), закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений, но только в середине IX века ересь полностью была искоренена. Христолюбивая царица Феодора объявила: «Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!»
Избранный Патриархом Константинопольским Мефодий установил тогда же особое праздничное богослужение. Оно прошло в Софийском соборе Константинополя в первое воскресенье Великого поста. Так появилось празднование и особый чин, называемый Торжество Православия. В XII и XIV вв. эта служба была значительно дополнена за счет включения других текстов, изображающих главные догматы христианства. Эта служба представляет собой торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В нем утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов. Особое место в этой службе занимает чин анафематствования. Анафема провозглашается соборно не только иконоборцам, но всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед Церковью.
В России чин Православия введен в XIV веке и состоял из греческого синодика этого чина с прибавлением сначала имен «новых еретиков», как например, Кассиана, архимандрита Юрьева монастыря, и др., затем прибавились новые имена: Стеньки Разина, Гришки Отрепьева, протопопа Аввакума, многих расколоучителей и др.; всех анафематствований было 20, а имен до 4 тысяч. В конце XVIII в. чин Православия был исправлен и дополнен митрополитом Новгородским и С.-Петербургским Гавриилом; из него исключены были как множество имен, которым возглашалась вечная память, так и имена многих гражданских преступников и расколоучителей.
Чин Православия совершался в кафедральных соборах после прочтения часов или перед окончанием Литургии на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, возлежащими на аналое.
Чин содержал в себе чтение Символа веры, произнесение анафемы и провозглашение Вечной памяти всем защитникам Православия.
В феврале 1901 года Святой Синод предал анафеме Льва Толстого, как проповедующего «ниспровержение всех догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской».
В последнее десятилетие были осуждены те, кто пролил невинную кровь ближних своих в 1993 г. Слова отлучения были произнесены тем, кто разделяет учения сект, «новых религиозных движений», язычества, астрологии и т.п. (1994 г.). Был отлучен от Церкви монах Филарет (Денисенко), который дерзнул наименовать себя «патриархом Киевским и всея Руси-Украины» (1994 г.). Архиерейский Собор 1997 года, после неоднократных увещеваний и предупреждений о бесчинном ношении иерейского креста после лишения сана, постановил: «Отлучить Глеба Павловича Якунина от Церкви Христовой. Да будет он анафема пред всем народом».
Предание анафеме не является проклятием, не является актом бесповоротно закрывающим путь к возвращению в Церковь и ко спасению. При покаянии и достаточных основаниях анафема может быть снята. Может быть она снята и после смерти. Важное значение для Русской Церкви имеет отмена анафемы старообрядцам в 1971 году.
Владыке сослужили секретарь епархии иерей Леонид Перчугов и клирики собора.
За богослужением митрополит Даниил совершил хиротонию диакона Сергия Алексеева в сан пресвитера.
В первое воскресенье Великого поста Православная Церковь молитвенно празднует Торжество Православия – торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В этот день Церковь проводит четкое разделение истины и лжи.
По окончании Литургии митрополит Даниил и духовенство совершили чин Торжества Православия.
«Торжество Православия для нас великий праздник. Это видно даже по нашему облачению. Каждое воскресенье Великого поста мы служим в фиолетовом облачении. Но в этот праздник единственный раз за весь пост священники облачаются в золотые ризы, тем самым показывая его величие и торжество», – сказал владыка в проповеди.
«Этот праздник, который всегда отмечается в Великий пост, показывает нам, чем наши предки победили раскол и ереси, которых было особенно много в первые века христианства и которые могли изменить вероучение Церкви. Семь Вселенских Соборов выработали это учение. И с этими святыми мужами, как когда-то с апостолами и евангелистами, пребывал Дух Святой. Эти святые мужи изложили нам толкование Евангелия, апостольских посланий, установили каноны и правила. И сегодня мы этих мужей Божьих вспоминаем», – подчеркнул архипастырь.
Владыка привёл в пример слова святителя Игнатия (Брянчанинова) о том, что диавол, если не может напрямую заставить человека грешить, то пытается оторвать его от благодати Божией через ереси и расколы.
«А что такое ересь? Это вероучительная ошибка. Как пишет святой Иоанн Лествичник, ересь – это когда человеческие умствования вводятся в вероучительные истины. А последование ересям называется зловерие. Диавол замаскировывает ереси и расколы красивыми словесами, чтобы люди в них попадали и погибали, – подчеркнул владыка. – Отцы Церкви пишут, что смерть человека – это не беда, мы все когда-то умрём. Беда – это смерть души человека».
«Евангелие даёт нам ответ, как нам не потерять веру – нужно причащаться Христовых Тайн, во время причастия мы воскресаем, как апостолы Евангельского зачала, которые шли с Иисусом Христом в Еммаус, – продолжил митрополит Даниил. – Причастие Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, соединение с Его плотью делает нас сотелесными Ему, и это соединение даёт нам веру и надежду».
«Часто нас разрушает духовно та информация, которой сейчас заполнены все СМИ. На вопрос, что делать, я советую людям так воспринимать увиденное и услышанное, чтобы оно не разрушало душу, не мешало молитве. Главным подвигом христианина является служение Богу. Если в нас нет молитвы, покаяния, если в нас живёт раздражение или потеря веры, значит, мы должны отключиться от источника негатива. Нужно читать жития святых», – подчеркнул архипастырь.
«История показывает, что нет ничего нового под солнцем. Но христиане преодолевали все испытания и являли себя другим людям образцом веры, мужества. Я желаю себе и каждому из нас той верности, которую имели наши предки, храня Православие», – завершил владыка свою проповедь.
Напомним, что Торжество Православия, которое совершается в первую неделю Великого поста, было установлено в Греции в IX веке в память окончательной победы над врагами Православия — иконоборцами.
После VII Вселенского Собора (787 г.), закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений, но только в середине IX века ересь полностью была искоренена. Христолюбивая царица Феодора объявила: «Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!»
Избранный Патриархом Константинопольским Мефодий установил тогда же особое праздничное богослужение. Оно прошло в Софийском соборе Константинополя в первое воскресенье Великого поста. Так появилось празднование и особый чин, называемый Торжество Православия. В XII и XIV вв. эта служба была значительно дополнена за счет включения других текстов, изображающих главные догматы христианства. Эта служба представляет собой торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В нем утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов. Особое место в этой службе занимает чин анафематствования. Анафема провозглашается соборно не только иконоборцам, но всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед Церковью.
В России чин Православия введен в XIV веке и состоял из греческого синодика этого чина с прибавлением сначала имен «новых еретиков», как например, Кассиана, архимандрита Юрьева монастыря, и др., затем прибавились новые имена: Стеньки Разина, Гришки Отрепьева, протопопа Аввакума, многих расколоучителей и др.; всех анафематствований было 20, а имен до 4 тысяч. В конце XVIII в. чин Православия был исправлен и дополнен митрополитом Новгородским и С.-Петербургским Гавриилом; из него исключены были как множество имен, которым возглашалась вечная память, так и имена многих гражданских преступников и расколоучителей.
Чин Православия совершался в кафедральных соборах после прочтения часов или перед окончанием Литургии на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, возлежащими на аналое.
Чин содержал в себе чтение Символа веры, произнесение анафемы и провозглашение Вечной памяти всем защитникам Православия.
В феврале 1901 года Святой Синод предал анафеме Льва Толстого, как проповедующего «ниспровержение всех догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской».
В последнее десятилетие были осуждены те, кто пролил невинную кровь ближних своих в 1993 г. Слова отлучения были произнесены тем, кто разделяет учения сект, «новых религиозных движений», язычества, астрологии и т.п. (1994 г.). Был отлучен от Церкви монах Филарет (Денисенко), который дерзнул наименовать себя «патриархом Киевским и всея Руси-Украины» (1994 г.). Архиерейский Собор 1997 года, после неоднократных увещеваний и предупреждений о бесчинном ношении иерейского креста после лишения сана, постановил: «Отлучить Глеба Павловича Якунина от Церкви Христовой. Да будет он анафема пред всем народом».
Предание анафеме не является проклятием, не является актом бесповоротно закрывающим путь к возвращению в Церковь и ко спасению. При покаянии и достаточных основаниях анафема может быть снята. Может быть она снята и после смерти. Важное значение для Русской Церкви имеет отмена анафемы старообрядцам в 1971 году.
Персоналии:
Благочиния:
Митрополит Даниил в Крестовоздвижение Господне совершил Литургию в Успенском соборе города Владимира
Визит главы Курганской митрополии во Владимирскую епархию проходит по приглашению митрополита Владимирского и Суздальского Тихона. 27 Сентября, 2024Митрополит Даниил осмотрел восстановительные работы в храме в Смолино
Митрополит Курганский и Белозерский Даниил посетил Свято-Духовский храм в поселке Смолино, который весной 2024 года сильно пострадал от наводнения. Владыка пообщался с настоятелем храма иереем Константином Горячевым и проверил ход восстановительных работ...26 Сентября, 2024