Митрополит Даниил: Главным подвигом христианина является служение Богу
Русская Православная Церковь Курганская епархия
По благословению
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила

Митрополит Даниил: Главным подвигом христианина является служение Богу

13 Марта, 2022
Митрополит Даниил: Главным подвигом христианина является служение Богу
Митрополит Курганский и Белозерский Даниил  в воскресенье, 13 марта, в Александро-Невском кафедральном соборе совершил Литургию святителя Василия Великого и чин Торжества Православия.

Владыке сослужили секретарь епархии иерей Леонид Перчугов и клирики собора.

За богослужением митрополит Даниил совершил хиротонию диакона Сергия Алексеева в сан пресвитера.

В первое воскресенье Великого поста Православная Церковь молитвенно празднует Торжество Православия – торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В этот день Церковь проводит четкое разделение истины и лжи.

По окончании Литургии  митрополит Даниил и духовенство совершили чин Торжества Православия.

«Торжество Православия для нас великий праздник. Это видно даже по нашему облачению. Каждое воскресенье Великого поста мы служим в фиолетовом облачении. Но в этот праздник единственный раз за весь пост священники облачаются в золотые ризы, тем самым показывая его величие и торжество», – сказал владыка в проповеди.

«Этот праздник, который всегда отмечается в Великий пост, показывает нам, чем наши предки победили раскол и ереси, которых было особенно много в первые века христианства и которые могли изменить вероучение Церкви. Семь Вселенских Соборов выработали это учение. И с этими святыми мужами, как когда-то с апостолами и евангелистами, пребывал Дух Святой. Эти святые мужи изложили нам толкование Евангелия, апостольских посланий, установили каноны и правила. И сегодня мы этих мужей Божьих вспоминаем», – подчеркнул архипастырь.

Владыка привёл в пример слова святителя Игнатия (Брянчанинова) о том, что диавол, если не может напрямую заставить человека грешить, то пытается оторвать его от благодати Божией через ереси и расколы.

«А что такое ересь? Это вероучительная ошибка. Как пишет святой Иоанн Лествичник, ересь – это когда человеческие умствования вводятся в вероучительные истины. А последование ересям называется зловерие. Диавол замаскировывает ереси и расколы красивыми словесами, чтобы люди в них попадали и погибали, – подчеркнул владыка. – Отцы Церкви пишут, что смерть человека – это не беда, мы все когда-то умрём. Беда – это смерть души человека».

«Евангелие даёт нам ответ, как нам не потерять веру – нужно причащаться Христовых Тайн, во время причастия мы воскресаем, как апостолы  Евангельского зачала, которые шли с Иисусом Христом в Еммаус, – продолжил митрополит Даниил. – Причастие Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, соединение с Его плотью делает нас сотелесными Ему,  и это соединение даёт нам веру и надежду».

«Часто нас разрушает духовно та информация, которой сейчас заполнены все СМИ. На вопрос, что делать, я советую людям так воспринимать увиденное и услышанное, чтобы оно не разрушало душу, не мешало молитве. Главным подвигом христианина является служение Богу. Если в нас нет молитвы, покаяния, если в нас живёт раздражение или потеря веры, значит, мы должны отключиться от источника негатива. Нужно читать жития святых», – подчеркнул архипастырь.

«История показывает, что нет ничего нового под солнцем. Но христиане преодолевали все испытания и являли себя другим людям образцом веры, мужества. Я желаю себе и каждому из нас той верности, которую имели наши предки, храня Православие», – завершил владыка свою проповедь.

Напомним, что Торжество Православия, которое совершается в первую неделю Великого поста,  было установлено в Греции в IX веке в память окончательной победы над врагами Православия — иконоборцами.

После VII Вселенского Собора (787 г.), закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений, но только в середине IX века ересь полностью была искоренена. Христолюбивая царица Феодора объявила: «Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!»

Избранный Патриархом Константинопольским Мефодий установил тогда же особое праздничное богослужение. Оно прошло в Софийском соборе Константинополя в первое воскресенье Великого поста. Так появилось празднование и особый чин, называемый Торжество Православия. В XII и XIV вв. эта служба была значительно дополнена за счет включения других текстов, изображающих главные догматы христианства. Эта служба представляет собой торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В нем утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов. Особое место в этой службе занимает чин анафематствования. Анафема провозглашается соборно не только иконоборцам, но всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед Церковью.

В России чин Православия введен в XIV веке и состоял из греческого синодика этого чина с прибавлением сначала имен «новых еретиков», как например, Кассиана, архимандрита Юрьева монастыря, и др., затем прибавились новые имена: Стеньки Разина, Гришки Отрепьева, протопопа Аввакума, многих расколоучителей и др.; всех анафематствований было 20, а имен до 4 тысяч. В конце XVIII в. чин Православия был исправлен и дополнен митрополитом Новгородским и С.-Петербургским Гавриилом; из него исключены были как множество имен, которым возглашалась вечная память, так и имена многих гражданских преступников и расколоучителей.

Чин Православия совершался в кафедральных соборах после прочтения часов или перед окончанием Литургии на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, возлежащими на аналое.

Чин содержал в себе чтение Символа веры, произнесение анафемы и провозглашение Вечной памяти всем защитникам Православия.

В феврале 1901 года Святой Синод предал анафеме Льва Толстого, как проповедующего «ниспровержение всех догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской».

В последнее десятилетие были осуждены те, кто пролил невинную кровь ближних своих в 1993 г. Слова отлучения были произнесены тем, кто разделяет учения сект, «новых религиозных движений», язычества, астрологии и т.п. (1994 г.). Был отлучен от Церкви монах Филарет (Денисенко), который дерзнул наименовать себя «патриархом Киевским и всея Руси-Украины» (1994 г.). Архиерейский Собор 1997 года, после неоднократных увещеваний и предупреждений о бесчинном ношении иерейского креста после лишения сана, постановил: «Отлучить Глеба Павловича Якунина от Церкви Христовой. Да будет он анафема пред всем народом».

Предание анафеме не является проклятием, не является актом бесповоротно закрывающим путь к возвращению в Церковь и ко спасению. При покаянии и достаточных основаниях анафема может быть снята. Может быть она снята и после смерти. Важное значение для Русской Церкви имеет отмена анафемы старообрядцам в 1971 году.
Видео:

Престольный праздник всего Зауралья и тезоименитство митрополита Даниила отметили в главном соборе Кургана

Престольный праздник всего Зауралья и тезоименитство митрополита Даниила отметили в главном соборе Кургана

12 сентября Русская Православная Церковь вспоминает перенесение мощей святого благоверного великого князя Александра Невского из Рождественского монастыря города Владимира в новую северную столицу – Санкт-Петербург, произошедшее в 1724 году 12 Сентября, 2023
Митрополит Даниил: «Иоанн Креститель – наш помощник в переходе из временной жизни в вечную»

Митрополит Даниил: «Иоанн Креститель – наш помощник в переходе из временной жизни в вечную»

Митрополит Даниил 11 сентября совершил Литургию в Александро-Невском кафедральном соборе Кургана 11 Сентября, 2023
Митрополит Даниил: «В нашей иерархии ценностей первым должен быть Бог»

Митрополит Даниил: «В нашей иерархии ценностей первым должен быть Бог»

Митрополит Даниил 10 сентября совершил Божественную литургию в Александро-Невском соборе Кургана 10 Сентября, 2023
Архиерейский совет Курганской митрополии обсудил открытие курсов для монашествующих

Архиерейский совет Курганской митрополии обсудил открытие курсов для монашествующих

Руководитель курсов, игумен Варнава (Аверьянов) сообщил, что начало курсов планируется 4 сентября 2023 года на базе Далматовского монастыря 1 Сентября, 2023
Назад к списку