Русская Православная Церковь
Курганская епархия
По благословению
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила
Митрополит Даниил: «Радоница – это день, когда мы вспоминаем наших усопших радостно»
14 Мая, 2024
14 мая, в Радоницу, митрополит Курганский и Белозерский Даниил совершил Литургию в соборе святого благоверного князя Александра Невского в Кургане.
В этот день Церковь совершает первое после Пасхи поминовение усопших, поэтому храм был полон прихожан, пришедших помолиться за своих близких.
«Христос воскрес! Всех вас, отцы, братья и сестры, поздравляю в сегодняшней Радоницей. Радоница — от слова радость. Это день поминовения усопших и это особенная служба, особенный вторник, когда мы вспоминаем наших усопших радостно, когда мы с ними христосуемся!» - сказал владыка в своей проповеди.
«Сегодняшняя панихида наполнена радостью и торжеством, потому что продолжается Пасха, Воскресение Христово. Христос воскрес для всех – и живущих, и уже умерших – и пасхальная радость касается каждого. Поэтому мы сейчас совершим радостную панихиду пасхальным чином и помолимся о наших усопших сродниках», - такими словами завершил своё слово архипастырь.
Затем владыка вместе с клириками кафедрального собора совершил пасхальную панихиду по всем усопшим.
***
Радоница – день особого всецерковного поминовения усопших. Происходит от слова радость – ведь праздник Пасхи продолжается 40 дней и отражает веру христиан в воскресение их мертвых. Именно в Фомину неделю вспоминается также сошествие Господа Иисуса Христа во ад, его победа над адом.
Радоница своим происхождением обязана церковному правилу, согласно которому Великим постом поминовение усопших переносится на определенные дни – Родительские субботы. И не совершается затем в дни Светлой недели. По уставу поминовение может быть совершенно в первый будничный день, когда может быть полная литургия. Этим днем и является вторник Фоминой недели.
По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже с третьего века: «Для чего отцы наши, оставив молитвенные дома в городах, установили сегодня собираться нам вне города и на этом именно месте? Потому, что Иисус Христос сошел к мертвым; потому и собираемся мы…»
Церковь всегда верила, что между живыми и мертвыми есть очень тесная связь, и что добрые дела оказывают благотворное влияние не только на ныне живущих, но и на уже упокоившихся людей. По нашим молитвам, как об этом свидетельствуют многочисленные примеры из житий святых, загробная участь умерших действительно может меняться. Более того, чем чище становимся мы сами, тем большее улучшение своего состояния могут получить и те, о ком мы молимся. Наша чистота и наше добро как бы передается другим, ведь все мы — живые и мертвые — соединены, подобно клеточкам одного организма, в Едином Теле Христовом — Его святой Церкви.
Церковь разрешает поминать умерших едой, но видит в этом совсем иной, отличный от языческой тризны смысл. Еда — это всего лишь форма милостыни, которую мы творим ради умершего. И здесь очень важно — как мы ее творим. Милостыня, в первую очередь, должна нас самих делать добрее, милосерднее, сострадательнее. И если это произойдет, то и покойникам нашим будет намного легче по ту сторону жизни.
В этот день Церковь совершает первое после Пасхи поминовение усопших, поэтому храм был полон прихожан, пришедших помолиться за своих близких.
«Христос воскрес! Всех вас, отцы, братья и сестры, поздравляю в сегодняшней Радоницей. Радоница — от слова радость. Это день поминовения усопших и это особенная служба, особенный вторник, когда мы вспоминаем наших усопших радостно, когда мы с ними христосуемся!» - сказал владыка в своей проповеди.
«Сегодняшняя панихида наполнена радостью и торжеством, потому что продолжается Пасха, Воскресение Христово. Христос воскрес для всех – и живущих, и уже умерших – и пасхальная радость касается каждого. Поэтому мы сейчас совершим радостную панихиду пасхальным чином и помолимся о наших усопших сродниках», - такими словами завершил своё слово архипастырь.
Затем владыка вместе с клириками кафедрального собора совершил пасхальную панихиду по всем усопшим.
***
Радоница – день особого всецерковного поминовения усопших. Происходит от слова радость – ведь праздник Пасхи продолжается 40 дней и отражает веру христиан в воскресение их мертвых. Именно в Фомину неделю вспоминается также сошествие Господа Иисуса Христа во ад, его победа над адом.
Радоница своим происхождением обязана церковному правилу, согласно которому Великим постом поминовение усопших переносится на определенные дни – Родительские субботы. И не совершается затем в дни Светлой недели. По уставу поминовение может быть совершенно в первый будничный день, когда может быть полная литургия. Этим днем и является вторник Фоминой недели.
По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже с третьего века: «Для чего отцы наши, оставив молитвенные дома в городах, установили сегодня собираться нам вне города и на этом именно месте? Потому, что Иисус Христос сошел к мертвым; потому и собираемся мы…»
Церковь всегда верила, что между живыми и мертвыми есть очень тесная связь, и что добрые дела оказывают благотворное влияние не только на ныне живущих, но и на уже упокоившихся людей. По нашим молитвам, как об этом свидетельствуют многочисленные примеры из житий святых, загробная участь умерших действительно может меняться. Более того, чем чище становимся мы сами, тем большее улучшение своего состояния могут получить и те, о ком мы молимся. Наша чистота и наше добро как бы передается другим, ведь все мы — живые и мертвые — соединены, подобно клеточкам одного организма, в Едином Теле Христовом — Его святой Церкви.
Церковь разрешает поминать умерших едой, но видит в этом совсем иной, отличный от языческой тризны смысл. Еда — это всего лишь форма милостыни, которую мы творим ради умершего. И здесь очень важно — как мы ее творим. Милостыня, в первую очередь, должна нас самих делать добрее, милосерднее, сострадательнее. И если это произойдет, то и покойникам нашим будет намного легче по ту сторону жизни.
Персоналии: