Митрополит Даниил: Катастрофа, когда люди всё своё упование возлагают только на медицину, а Бог у них вторичен
Русская Православная Церковь Курганская епархия
По благословению
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила

Митрополит Даниил: Катастрофа, когда люди всё своё упование возлагают только на медицину, а Бог у них вторичен

14 Января, 2022
Митрополит Даниил: Катастрофа, когда люди всё своё упование возлагают только на медицину, а Бог у них вторичен
Митрополит Курганский и Белозерский Даниил в пятницу, 14 января, совершил Божественную литургию в Александро-Невском кафедральном соборе города Кургана.

Владыке сослужили секретарь епархии иерей Леонид Перчугов и клирики епархии.

За богослужением митрополит Даниил наградил иерея Александра Ржанникова правом ношения набедренника, а иерея Николая Меньщикова – правом ношения наперстного креста золотого цвета.
В этот день Церковь празднует Обрезание Господне. В начале проповеди владыка подчеркнул: «В этот день мы вспоминаем, что Господь совершил всё, что подобало по закону. Каждый младенец мужеского пола был посвящён Богу, и, как было написано в Ветхом Завете, в знак этого посвящения и проводилось обрезание, что означало, что мальчик входил в общение с Богом, становился Божиим человеком. И Господь тоже это исполнил - “нас ради человек и нашего ради спасения”. Каждый младенец претерпевал боль, проливалась его кровь, – это была тень Крещения, тень великого таинства».

«Для каждого из нас крещение – это знак того, что мы становимся своими Богу и вписываемся в книгу жизни. А дальше от нас требуется добрая христианская жизнь, чтобы нас из этой книги не вычеркнули», - сказал владыка.

Далее архипастырь рассказал о святителе Василии Великом, чья память тоже совершается сегодня. Святой прожил на земле всего 49 лет, но совершил множество духовных подвигов и благих дел: «Он столько сделал для Церкви! Личная аскеза, борьба с ересями, глубокое проникновение в духовный мир, о чём свидетельствуют страницы его творений, дошедших до нашего времени».

Владыка привёл один актуальный пример из жизни святителя, который говорит нам о совершенстве медицины древних и о несовершенстве современной медицины. Он рассказал об иудее по имени Иосиф, который мог по движению крови предсказать день и час смерти человека.

«Этот пример заставляет нас взбодриться, ещё раз пересмотреть свои взгляды на мир. Главное – это Бог. Если мы Ему служим, усердно молимся, регулярно очищаем свои души и телеса исповедью и причастием Христовых Тайн, то даже болезнь отступает от нас. Катастрофа, когда люди всё своё упование возлагают только на медицину, а Бог у них вторичен».

По словам архипастыря, мы должны чётко осознавать, что первично, а что вторично: «Бог и спасение души первичны. Всё остальное, та же медицина, необходима в нашей жизни, но она является приложением. Если мы так будем думать, верить, молиться, исповедоваться и причащаться, тогда пройдём достойно эту жизнь».

«Пример святителя Василия Великого говорит нам о том, что молитва имеет высочайшую силу пред Богом, если мы творим её с покаянным сердцем, со смирением пред Богом и друг другом. В устах святителя Василия Великого эта молитва становится ещё сильнее. Святые имеют больше сил помогать нам, однако эта помощь зависит не только от них, но и от нас с вами. Когда мы усердно принуждаем себя исполнять заповеди Христа Спасителя, боремся с грехами и страстями, тогда молитвы святых нам особенно помогают!» – заключил архипастырь.

В Кесарии жил один еврей, по имени Иосиф. Он был так искусен в науке врачевания, что определял по наблюдению над движением крови в жилах день наступления смерти больного за три или за пять дней, и указывал даже на самый час кончины. Богоносный же отец наш Василий, предвидя будущее его обращение к Христу, очень любил его и, часто приглашая его к беседе с собой, уговаривал его оставить еврейскую веру и принять святое крещение. Но Иосиф отказывался, говоря:
– В какой вере родился я, в той хочу и умереть.
Святой же сказал ему:
– Поверь мне, что ни я, ни ты не умрем, пока ты «не родишься от воды и Духа» (Иоан.3:5): ибо без такой благодати нельзя войти в Царство Божье. Разве отцы твои не крестились «в облаках и в море» (1Кор.10:1)? разве не пили они из камня, который был прообразом духовного камня-Христа, родившегося от Девы ради нашего спасения. Сего Христа твои отцы распяли, но Он будучи погребен на третий день воскрес и, взойдя на небеса, сел одесную Отца и оттуда придет судить живых и мертвых.
Много и другого, полезного для души, говорил ему святой, но еврей все пребывал в своем неверии. Когда же наступило время преставления святого, он заболел и призвал к себе еврея, как бы нуждаясь в его врачебной помощи, и он спросил его:
– Что скажешь ты обо мне, Иосиф?
Тот же, осмотрев святого, сказал домашним его:
– Приготовьте все к погребению, ибо с минуты на минуту нужно ожидать его смерти.
Но Василий сказал:
– Ты не знаешь, что говоришь!
Еврей отвечал:
– Поверь мне, владыка, что смерть твоя наступит еще до захода солнца.
Тогда Василий сказал ему:
– А если я останусь жив до утра, до шестого часа, что ты тогда сделаешь?
Иосиф ответил:
– Пусть я умру тогда!
– Да, – сказал на это святой, – умри, но умри греху, чтобы жить для Бога!
– Знаю, о чем ты говоришь, владыка! – отвечал еврей, – и вот я клянусь тебе, что если ты проживешь до утра, я исполню твое желание.
Тогда святой Василий стал молиться Богу о том, чтобы Он продолжил жизнь его до утра для спасения души еврея, – и получил просимое. На утро он послал за ним; но тот не поверил слуге, сказавшему ему, что Василий жив; однако пошел, чтобы увидеть его, как он думал уже умершим. Когда же он увидел его действительно живым то пришел как бы в исступление, а потом, упав в ноги святому, сказал в порыве сердечном:
– Велик Бог христианский, и нет другого Бога, кроме Него! Я отрекаюсь от богопротивного жидовства, и обращаюсь в истинную, христианскую веру. Повели же, святой отец немедленно преподать мне святое крещение, а также и всему дому моему.
Святой Василий сказал ему:
– Я крещу тебя сам своими руками!
Еврей, подойдя к нему, дотронулся до правой руки святого и сказал:
– Силы твои, владыка, ослабели, и все естество твое вконец изнемогло; ты не сможешь окрестить меня сам.
– Мы имеем Создателя, укрепляющего нас, – отвечал Василий.
И, восстав, вошел в церковь и пред лицом всего народа окрестил еврея и всю семью его; он нарек ему имя Иоанн и причастил его Божественных Таин, сам совершив в тот день литургию. Преподав наставленье новокрещенному о вечной жизни и обратившись со словом назидания ко всем своим словесным овцам, святитель оставался в церкви до девятого часа. Потом, дав всем последнее целование и прощение, он стал благодарить Бога за все Его неизреченные благодеяния, и когда еще слово благодарения было на устах его, предал душу свою в руки Божьи и как архиерей присоединился к почившим архиереям.

Из труда святителя Димитрий Ростовский. Житие святого отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарийского
Видео:

Назад к списку