Русская Православная Церковь Курганская епархия
По благословению
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила

Митрополит Даниил в Крещенский сочельник совершил чин Великого освящения воды

18 Января, 2021
Митрополит Даниил в Крещенский сочельник совершил чин Великого освящения воды
Митрополит Курганский и Белозерский Даниил в понедельник, 18 января, в Крещенский сочельник, совершил в Александро-Невском кафедральном соборе города Кургана Божественную литургию святителя Василия Великого и чин Великого освящения воды.

Во время водоосвящения, которое прошло в конце богослужения, владыка троекратно погрузил святой крест в купель с водой и троекратно пропел тропарь Богоявления: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи».

После богослужения архипастырь поздравил паству с Крещенским сочельником и обратился к верующим со словами: «Сегодня во время Литургии мы слышали евангельские слова Иоанна Крестителя “Сотворите достойные плоды покаяния”. Что же это за плоды? Святитель Игнатий Брянчанинов пишет: для того, чтобы уверовать во Христа, жить со Христом, наследовать Царство Небесное, нужно покаяние. Это удивительная добродетель, которая предшествует вере и рождается от веры. Чтобы оставаться христианином, нужно покаяние», – сказал архипастырь.

Архипастырь процитировал слова преподобного Симеона Нового Богослова: “Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человеку его немощи”. «До того, как человек не начинает жить по христовым заповедям, ему кажется, что христианская вера – лёгкая, живи себе да исполняй заповеди. Но когда человек начинает по ней жить, то всё его естество противится, он исповедует свою немощь, кается пред Богом. И это сознание своей немощи, внутренний плач человеческого сердца угодны Богу», – сказал владыка.

«Всё это я вам рассказываю, чтобы вы приняли великий дар – святую воду. Когда мы её принимаем с покаянием, с чувством нищеты духовной, то тогда эта вода особенно нам помогает. Если же мы берём её в другом состоянии, то она потеряет свое действие. Мы должны брать крещенскую воду с миром, с покаянием – не ругаться, не осуждать ближних, не толкаться, как это часто бывает в храмах», – отметил митрополит Даниил.

«Господь всегда стоит у дверей нашего сердца. Вспомним замечательную цитату из Откровения Иоанна Богослова: “Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною” (Откр. 3:20). Каким ключом открывается дверь нашего сердца, чтобы Господь вошел? Этот ключ именуется покаянием. Я желаю всем нам эти великие дни Крещенского Сочельника провести в покаянии, в тихой духовной радости с чувством своего недостоинства, И тогда Господь даст нам Свою великую благодать!» – завершил митрополит Даниил проповедь.

В этом году многие прихожане храма пришли за святой водой не с пустой тарой, а сразу принесли воду с собой. Священник Владимир Лобов освятил эту воду каждому индивидуально, и людям не пришлось стоять в очереди к чану с освященной водой.

Канун праздника Богоявления -18 января - называется Навечерием Богоявления, или Сочельником. Службы Навечерия и самого праздника во многом сходны со службой Навечерия и праздника Рождества Христова.

В Сочельник Богоявления (как и в Сочельник Рождества Христова) предписывается Церковью строгий пост: принятие пищи один раз после освящения воды.

Отметим, что Литургия в этот день предварялась служением царских часов. Это последование совершается накануне праздников Рождества и Крещения, в так называемые сочельники, и посвящаются этим событиям, а также в Великую Пятницу — ради Страстей Господних. Псалмы для царских часов особенные. Также помимо псалмов, на каждом часе (а совершаются они подряд, с первого по девятый) читается паремия — отрывок из Ветхого Завета, содержащий пророчество о вспоминаемом дне, текст из Апостола и Евангелия. Кроме того, поются особые тропари.

Последование царских часов содержится не в Часослове, а в Минее для служб Рождественского и Крещенского сочельника и в Триоди постной для часов Великой Пятницы.

Начало праздника Богоявления восходит к апостольским временам. О нем упоминается в Апостольских постановлениях. От II века сохранилось свидетельство святителя Климента Александрийского о праздновании Крещения Господня.

Святая Церковь в празднике Крещения Господня утверждает нашу веру в высочайшую, непостижимую разумом тайну Трех Лиц Единого Бога и научает нас равночестно исповедовать и прославлять Святую Троицу Единосущную и Нераздельную; обличает и разрушает заблуждения древних лжеучителей, пытавшихся мыслью и словом человеческим объять Творца мира. Церковь показывает необходимость Крещения для верующих во Христа, внушает нам чувство глубокой благодарности к Просветителю и Очистителю нашего греховного естества. Она учит, что наше спасение и очищение от грехов возможно только силою благодати Святого Духа и потому необходимо достойно хранить эти благодатные дары святого Крещения для сохранения в чистоте той драгоценной одежды, о которой говорит нам праздник Крещения: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3, 27).
Видео:

Назад к списку