Русская Православная Церковь
Курганская епархия
По благословению
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила
Митрополит Даниил: Каждый человеческий грех является источником страдания Богочеловека
22 Апреля, 2022

Митрополит Курганский и Белозерский Даниил в канун Великой Субботы, 22 апреля, совершил утреню с чином погребения Плащаницы Христа Спасителя в Александро-Невском кафедральном соборе.
Это богослужение, как и совершенная днём вечерня с выносом Плащаницы, символизирует снятие с Креста Пречистого Тела Господа нашего Иисуса Христа. Утреня знаменует богослужебное начало следующего дня – Преблагословенной Субботы. Плащаница – это плат, на котором изображен Спаситель, лежащий во гробе.
Владыка в своей короткой проповеди подчеркнул: «Мы сегодня на богослужениях переживали те страшные события, ставшие главной частью нашей истории. Каждый из нас должен помнить, что и мы являемся участниками той страшной трагедии на Голгофе, а не только исторические фарисеи, книжники и прочие. Каждый человеческий грех является источником страдания Богочеловека».
По словам архипастыря, в Евангелии от Иоанна есть ответ на вопрос, зачем Господь, Вседовольный и Всеблаженный, сошёл с небес и принял такую страшную казнь: «”Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16)” Эта любовь Божия низвела Бога на землю».
«Сейчас мы будем прикладываться к Плащанице. Когда мы погребаем своего родного отца, мы всегда вспоминаем то главное, чему он нас учил. А у нашего Отца Небесного главное – учение о любви. Божия любовь привела Бога на землю, и Господь хочет, чтобы мы пропитались этой любовью. Поэтому постараемся в оставшееся до Пасхи время, когда нас диавол будет искушать раздражительностью, нетерпеливостью, холодностью и прочим, мы будем стараться держать своё сердце в состоянии терпения, доброты и любви!» – завершил митрополит Даниил своё архипастырское слово.
Отметим, что в начале этого богослужения читалась семнадцатая кафизма – часть Псалтири, которую обычно читают при отпевании усопших или на панихидах, затем канон Великой Субботы. «Исходное пение, надгробную песнь Тебе воспою; погребением Твоим жизни моея входы отверзшему, и смертию смерть и ад умертвившему», – так начинался этот канон. Это плач о погребенном Иисусе Христе, но в нем все сильнее звучит новая тема – ожидание Воскресения, предчувствие Пасхи. «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе… востану бо и прославлюся», – пел хор.
В воспоминание погребения Христова, сошествия Его во ад и победы над смертью священнослужители поднимали Плащаницу над головами и совершали тихий крестный ход вокруг храма, во время которого пелось «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас...». Затем Плащаницу поднесли к открытым Царским вратам и положили посредине храма в ознаменование того, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом и что Он Своими страданиями и смертью снова отверз нам двери рая.
По завершении крестного хода перед Плащаницей читалось пророчество о Воскресении из книги пророка Иезекииля (Иез. 37:1-14), отрывок из Апостола об искупительной Жертве, принесенной Христом (1 Кор. 6:7-8, Гал. 4:13-14), после чего – евангельское зачало о запечатании гроба Господня и приставлении к нему стражи (Мф. 27:62-66).
Плащаница будет находиться посреди храма до позднего вечера Великой субботы.
Это богослужение, как и совершенная днём вечерня с выносом Плащаницы, символизирует снятие с Креста Пречистого Тела Господа нашего Иисуса Христа. Утреня знаменует богослужебное начало следующего дня – Преблагословенной Субботы. Плащаница – это плат, на котором изображен Спаситель, лежащий во гробе.
Владыка в своей короткой проповеди подчеркнул: «Мы сегодня на богослужениях переживали те страшные события, ставшие главной частью нашей истории. Каждый из нас должен помнить, что и мы являемся участниками той страшной трагедии на Голгофе, а не только исторические фарисеи, книжники и прочие. Каждый человеческий грех является источником страдания Богочеловека».
По словам архипастыря, в Евангелии от Иоанна есть ответ на вопрос, зачем Господь, Вседовольный и Всеблаженный, сошёл с небес и принял такую страшную казнь: «”Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16)” Эта любовь Божия низвела Бога на землю».
«Сейчас мы будем прикладываться к Плащанице. Когда мы погребаем своего родного отца, мы всегда вспоминаем то главное, чему он нас учил. А у нашего Отца Небесного главное – учение о любви. Божия любовь привела Бога на землю, и Господь хочет, чтобы мы пропитались этой любовью. Поэтому постараемся в оставшееся до Пасхи время, когда нас диавол будет искушать раздражительностью, нетерпеливостью, холодностью и прочим, мы будем стараться держать своё сердце в состоянии терпения, доброты и любви!» – завершил митрополит Даниил своё архипастырское слово.
Отметим, что в начале этого богослужения читалась семнадцатая кафизма – часть Псалтири, которую обычно читают при отпевании усопших или на панихидах, затем канон Великой Субботы. «Исходное пение, надгробную песнь Тебе воспою; погребением Твоим жизни моея входы отверзшему, и смертию смерть и ад умертвившему», – так начинался этот канон. Это плач о погребенном Иисусе Христе, но в нем все сильнее звучит новая тема – ожидание Воскресения, предчувствие Пасхи. «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе… востану бо и прославлюся», – пел хор.
В воспоминание погребения Христова, сошествия Его во ад и победы над смертью священнослужители поднимали Плащаницу над головами и совершали тихий крестный ход вокруг храма, во время которого пелось «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас...». Затем Плащаницу поднесли к открытым Царским вратам и положили посредине храма в ознаменование того, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом и что Он Своими страданиями и смертью снова отверз нам двери рая.
По завершении крестного хода перед Плащаницей читалось пророчество о Воскресении из книги пророка Иезекииля (Иез. 37:1-14), отрывок из Апостола об искупительной Жертве, принесенной Христом (1 Кор. 6:7-8, Гал. 4:13-14), после чего – евангельское зачало о запечатании гроба Господня и приставлении к нему стражи (Мф. 27:62-66).
Плащаница будет находиться посреди храма до позднего вечера Великой субботы.
Персоналии:

Митрополит Даниил: «Покаяние – это добродетель, в которой человечество должно пребывать всегда»
26 января митрополит Курганский и Белозерский Даниил совершил воскресную Божественную литургию в кафедральном соборе святого Александра Невского в городе Кургане 26 Января, 2025
В частоозерском храме состоялась архиерейская Литургия
25 января митрополит Курганский и Белозерский Даниил совершил Божественную литургию в храме Рождества Христова села Частоозерье 25 Января, 2025
Митрополит Даниил посетил с архипастырским визитом храм в селе Митино
23 января митрополит Курганский и Белозерский Даниил совершил Божественную литургию в храме пророка Божия Илии села Митино Кетовского района 23 Января, 2025