Русская Православная Церковь Курганская епархия
По благословению
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила

Митрополит Даниил: День Усекновения главы Иоанна Предтечи – праздник и скорбный, и радостный

11 Сентября, 2021
Митрополит Даниил: День Усекновения главы Иоанна Предтечи – праздник и скорбный, и радостный
Митрополит Курганский и Белозерский Даниил 11 сентября, в день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, совершил Божественную литургию в  Александро-Невском соборе города Кургана.

Владыке сослужили секретарь Курганской епархии иерей Леонид Перчугов и клирики собора.

За богослужением митрополит Даниил рукоположил в священнодиаконы инока Стефана (Коротовских).

В своей проповеди владыка назвал сегодняшний праздник и скорбным, и радостным. «Скорбный – потому что, как кажется нашим земным взглядом, зло восторжествовало. Но если мы посмотрим духовным зрением, то увидим, что это – слава Крестителя Господня Иоанна. И поэтому мы с вами сегодня строго постимся  в знак того, что Иоанн Креститель вошёл в свою славу. Мы идём тем же путём, каким шли Иоанн Креститель и другие угодники Божии, идём каждый своей тропой, но эти тропинки соединяются. И чем ближе к Богу, тем они всё более соединяются в единый путь».

«Иоанн Креститель чувствовал свою кончину и смиренно предал себя Богу. Тела каждого человека, через какое страдание он бы ни прошёл, останутся на земле, а душа пойдёт к Небу. И чем больше человек пострадает ради Господа, тем больше он прославится в той жизни. В Евангелии мы читаем, что праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца Небесного», – продолжил архипастырь.

«Если бы сегодня у Иоанна Крестителя спросили, чем для него была эта трагедия – потерей или обретением, то он бы ответил: “Для меня это великая честь и великая слава пострадать за дело правое” Два взгляда: утилитарный, когда человек все свои усилия направляет на жизнь своего тела, а у угодника Божия главное – жизнь его души  и духовное наслаждение. Часто телесное и духовное наслаждение не совпадают. Душа по-настоящему начинает наслаждаться, когда вступает на путь страданий ради Христа. Но мы не должны просить у Бога страданий – Бог даёт страдания Сам каждому свои и в разное время», – подчеркнул митрополит Даниил.

«Каждый человек переживает страдания – болезнь, потерю близких или что-то другое. Без Христа мы не сможем принять страдания в мирном духе, – пояснил архипастырь. – Как пишет преподобный Амвросий Оптинский, человеку необходимы три вещи: смирение, терпение и неосуждение тех, через кого к нам приходят испытания и искушения. И чем больше человек проникается этими добродетелями, тем больше он приобретает мир Христов».

В завершение проповеди владыка пожелал каждому мужества в страданиях,  и помнить слова Амвросия Оптинского: «Этим путем прошёл святой Иоанн Креститель, и если мы будем идти этим путём, то спасёмся!».


День Усекновения главы Иоанна Предтечи

О мученической кончине Предтечи Господня в 32 году по Рождестве Христовом повествуют Евангелия от Матфея (Мф.14:1-12) и Марка (Мк.6:14-29). Однако Священное предание Апостольской Церкви сохранило некоторые подробности этих событий, происходивших незадолго до Распятия и Воскресения Христова.

После смерти Ирода Великого римляне разделили территорию Палестины на четыре части и в каждой части поставили правителем своего ставленника. Ирод Антипа получил от императора Августа в управление Галилею. У него была законная жена, дочь аравийского царя Арефы. Ирод оставил ее и сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата. Пророк Иоанн неоднократно обличал его, но царь не посмел причинить ему зла, так как почитал Иоанна Крестителя как пророка и боялся народного гнева. Все же святой Иоанн Креститель был посажен в темницу царем Иродом (Лк.3:19-20).

В день своего рождения Ирод устроил богатый пир, на котором перед гостями плясала Саломия, дочь Иродиады. Она так угодила этим Ироду, что он поклялся перед гостями дать ей все, чего бы она ни попросила. Саломия пошла к матери за советом. Иродиада научила дочь просить голову святого Иоанна Крестителя. Ирод опечалился: он боялся гнева Божиего за убийство пророка, но не мог нарушить неосторожной клятвы.

Иоанну Крестителю отрубили голову и отдали Саломии. По преданию, голова продолжала обличать Ирода и Иродиаду. Неистовая Иродиада исколола язык пророка булавкой и закопала голову в нечистом месте. Но Иоанна, жена царского домоправителя Хузы, тайно взяла святую главу, положила в сосуд и погребла ее на Елеонской горе, в одном из поместий Ирода. Тело святого Иоанна Крестителя взяли его ученики и погребли его.

Божий гнев обрушился на тех, кто решился погубить пророка. Саломия переходила зимой реку Сикорис и провалилась под лед. Она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шею. Голову ее, отрезанную острой льдиной, принесли Ироду и Иродиаде, как некогда принесли им голову Иоанна Предтечи, а тело ее так и не нашли. Аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери – жены Ирода четверовластника – двинул свои войска против нечестивого царя и нанес ему поражение. Римский император Гай Юлий Цезарь Калигула (37–41 гг.) в гневе сослал Ирода вместе с Иродиадой в заточение в Галлию, а потом в Испанию. Там они были поглощены разверзшейся землей.

Через много лет после казни Иоанна Крестителя, когда земля, в которой покоился сосуд со святою главой Предтечи, перешла в собственность благочестивому вельможе Иннокентию, этот сосуд был обретен при строительстве церкви, Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим при этом чудесам и знамениям. Но перед своей кончиной, боясь, как бы святыня не была поругана иноверцами, он снова скрыл ее в том же месте.

Прошло много лет. Церковь, построенная Иннокентием, пришла в запустение. Во время правления императора Константина Великого двум инокам, пришедшим на поклонение в Иерусалим, дважды явился святой Иоанн Креститель и указал место нахождения своей честной главы. Откопав святыню, иноки положили ее в мешок из верблюжьей шерсти и отправились домой, но по дороге встретили незнакомого горшечника, которому доверили нести драгоценную ношу. Тогда горшечнику явился сам Предтеча и велел бежать от нерадивых иноков вместе с ношей. В семье горшечника честная глава хранилась и передавалась из поколения в поколение в запечатанном сосуде, пока ею не завладел священник Евстафий, зараженный ересью арианства. Пользуясь чудодейственной силой, исходившей от главы, он совратил множество людей в ересь. Когда же его кощунство открылось, он бежал, закопав святыню в пещере близ Емессы, надеясь впоследствии снова забрать ее. Но Бог этого не допустил. В пещере поселились благочестивые иноки, и возник монастырь.

В 452 году архимандриту монастыря Маркеллу святой Иоанн указал в видении место сокрытия своей главы, и она была вновь обретена. Святыню перенесли в Емессу, а затем в Константинополь. Праздник первого и второго чудесного обретения главы Иоанна Крестителя отмечается Церковью 8 марта (24 февраля ст. ст.).

Во времена иконоборчества главу Иоанна Крестителя тайно вывезли из Константинополя и спрятали в Команах (близ Сухуми), где в 407 году скончался, возвращаясь из ссылки, святитель Иоанн Златоуст. Только после VII Вселенского Собора, восстановившего в 787 году православное почитание икон, по преданию, патриарх Игнатий во время ночной молитвы получил указание о местонахождении святыни. По приказанию императора Михаила III в Команы было направлено посольство, которое около 850 года обрело главу Иоанна Предтечи в указанном патриархом месте. После этого глава была перенесена в Константинополь и была положена в придворной церкви; часть ее хранится на Афоне. Праздник третьего обретения главы святого Иоанна Предтечи – 7 июня (25 мая ст. ст.).

По материалам сайта azbuka.ru

Видео:

Назад к списку