Русская Православная Церковь
Курганская епархия
По благословению
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила
Митрополит Даниил в первое воскресенье Великого поста совершил Чин Торжества Православия
9 Марта, 2025
В воскресенье, 9 марта, митрополит Курганский и Белозерский Даниил совершил Божественную литургию в главном храме Кургана. Архипастырю сослужили клирики епархии.
По традиции в первое воскресение Великого поста после Литургии совершается Чин Торжества Православия, на котором подтверждается истинное учение Церкви и осуждаются ереси. Это богослужебное празднование связано с конкретным событием – окончательной победой иконопочитателей над иконоборцами в середине IX столетия.
После Литургии владыка и священнослужители вышли из алтаря на середину храма, и встали перед иконами Спасителя и Богоматери, которые лежат на аналое. Были прочитаны псалом 74, просительная ектения, а после тропарей прозвучали отрывок из Священного Писания (Мф. 18:10-20).
Все вместе – владыка, священники, певчие, прихожане – торжественно провозгласили Символ Веры и помолились об укреплении в вере всех православных христиан.
Была возглашена вечная память почившим Патриархам, митрополитам, епископам, равноапостольным Константину, Елене, князю Владимиру и княгине Ольге, пострадавшим и убиенным православным христианам за православную веру и Отечество, всем православным христианам, в истинной вере и благочестии и в надежде воскресения скончавшимся. Прозвучало многолетие Святейшему Патриарху Кириллу и другим Патриархам, правящему архиерею, богохранимой стране нашей, властям и воинству, и всем православным христианам.
Завершив чин, владыка обратился к прихожанам со словами проповеди, в начале которой поздравил всех с первым воскресеньем Великого поста: «Сегодняшнее воскресенье, по-славянски неделя, называется Торжеством Православия. Единственный раз за весь пост Церковь в лице своих священнослужителей облачается в желтое, золотое облачение, потому что это великий праздник. Удивительно, что сегодня праздник Торжества Православия совпал с днем поминовения святого пророра Иоанна Крестителя».
Владыка процитировал слова Евангелия от Матфея, которые звучали на богослужении: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12), а затем объяснил, чем сегодняшний смысл слова похищение отличается от евангельского смысла.
«Святитель Иоанн Златоуст пишет – когда человек решил что-то похитить, то он не останавливается ни перед чем. Он игнорирует суд человеческий, он игнорирует стыд, он не спит, он себе во всем отказывает. Он одержим этим желанием – обрести то, что он хочет. Вот такое желание и устремление должно быть у нас, православных христиан, говорит Иоанн Златоуст, к Царствию Небесному. И если в этой жизни, продолжает святитель, когда человек что-то похищает, то кто-то другой этого лишается, то в духовной жизни по-другому. И Царствия Небесного, в отличие от земных благ, не становится меньше, когда мы его похищаем», – продолжил архипастырь.
Завершая проповедь, владыка сказал: «Так, братья и сестры, мы должны устремляться к вечной жизни, к достижению Царства Небесного. Для нас праздник, когда Христос торжествует в нашем естестве. А когда Он торжествует? Когда мы приносим сугубое покаяние, когда мы смиряемся друг перед другом не ради страха быть наказанным. Мы смиряемся ради Царства Небесного. Мы уступаем друг другу, мы служим друг другу ради этого великого блага, настоящего богатства, настоящего золота, настоящего благосостояния. Дай нам, Господи, чтобы мы очистили свои сердца, чтобы вошел Господь в наши души. И тогда мы действительно ощутим торжество Православия!»
***
Воскресенье 9 марта в 2025 году — это праздник Торжества Православия, иными словами, победы Церкви над ересями и восстановления почитания святых икон, установленного Константинопольским Собором в 843 году. Собор завершил период иконоборчества, которое заключалось в отрицании почитания икон: неправильная трактовка заповеди «не сотвори себе кумира» привела к признанию святых образов идолами. В VIII веке иконоборчество на время стало в Византийской империи господствующей идеологией, которую разделяли и поддерживали не только светские, но и церковные власти. Гонениям подверглись все почитатели икон, особенно монахи. Иконы, фрески, мозаики, расписные алтари уничтожались, за их почитание грозили не только ссылка и тюрьма, но иногда пытки и казнь.
В 787 году, на Седьмом Вселенском Соборе иконоборчество было объявлено ересью, но после короткого периода относительного затишья иконоборцы вновь подняли голову. Волнения и споры продолжались до конца правления византийского императора Феофила. Сам он был иконоборцем, однако его супруга царица Феодора почитала иконы. После смерти мужа она встала во главе Византийского государства и восстановила иконопочитание. Царица Феодора созвала Собор в Константинополе, на котором иконоборцы были преданы анафеме. Участники Собора подтвердили православное учение об иконе, ранее уже провозглашенное VII Вселенским Собором.
В Церкви существует традиция праздновать Торжество Православия в конце первой недели Великого поста, поскольку в 843 году этот праздник пришелся на первое великопостное воскресенье. В тексте службы Торжества Православия провозглашается победа Церкви над ересями, и утверждаются постановления семи Вселенских Собор.
По традиции в первое воскресение Великого поста после Литургии совершается Чин Торжества Православия, на котором подтверждается истинное учение Церкви и осуждаются ереси. Это богослужебное празднование связано с конкретным событием – окончательной победой иконопочитателей над иконоборцами в середине IX столетия.
После Литургии владыка и священнослужители вышли из алтаря на середину храма, и встали перед иконами Спасителя и Богоматери, которые лежат на аналое. Были прочитаны псалом 74, просительная ектения, а после тропарей прозвучали отрывок из Священного Писания (Мф. 18:10-20).
Все вместе – владыка, священники, певчие, прихожане – торжественно провозгласили Символ Веры и помолились об укреплении в вере всех православных христиан.
Была возглашена вечная память почившим Патриархам, митрополитам, епископам, равноапостольным Константину, Елене, князю Владимиру и княгине Ольге, пострадавшим и убиенным православным христианам за православную веру и Отечество, всем православным христианам, в истинной вере и благочестии и в надежде воскресения скончавшимся. Прозвучало многолетие Святейшему Патриарху Кириллу и другим Патриархам, правящему архиерею, богохранимой стране нашей, властям и воинству, и всем православным христианам.
Завершив чин, владыка обратился к прихожанам со словами проповеди, в начале которой поздравил всех с первым воскресеньем Великого поста: «Сегодняшнее воскресенье, по-славянски неделя, называется Торжеством Православия. Единственный раз за весь пост Церковь в лице своих священнослужителей облачается в желтое, золотое облачение, потому что это великий праздник. Удивительно, что сегодня праздник Торжества Православия совпал с днем поминовения святого пророра Иоанна Крестителя».
Владыка процитировал слова Евангелия от Матфея, которые звучали на богослужении: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12), а затем объяснил, чем сегодняшний смысл слова похищение отличается от евангельского смысла.
«Святитель Иоанн Златоуст пишет – когда человек решил что-то похитить, то он не останавливается ни перед чем. Он игнорирует суд человеческий, он игнорирует стыд, он не спит, он себе во всем отказывает. Он одержим этим желанием – обрести то, что он хочет. Вот такое желание и устремление должно быть у нас, православных христиан, говорит Иоанн Златоуст, к Царствию Небесному. И если в этой жизни, продолжает святитель, когда человек что-то похищает, то кто-то другой этого лишается, то в духовной жизни по-другому. И Царствия Небесного, в отличие от земных благ, не становится меньше, когда мы его похищаем», – продолжил архипастырь.
Завершая проповедь, владыка сказал: «Так, братья и сестры, мы должны устремляться к вечной жизни, к достижению Царства Небесного. Для нас праздник, когда Христос торжествует в нашем естестве. А когда Он торжествует? Когда мы приносим сугубое покаяние, когда мы смиряемся друг перед другом не ради страха быть наказанным. Мы смиряемся ради Царства Небесного. Мы уступаем друг другу, мы служим друг другу ради этого великого блага, настоящего богатства, настоящего золота, настоящего благосостояния. Дай нам, Господи, чтобы мы очистили свои сердца, чтобы вошел Господь в наши души. И тогда мы действительно ощутим торжество Православия!»
***
Воскресенье 9 марта в 2025 году — это праздник Торжества Православия, иными словами, победы Церкви над ересями и восстановления почитания святых икон, установленного Константинопольским Собором в 843 году. Собор завершил период иконоборчества, которое заключалось в отрицании почитания икон: неправильная трактовка заповеди «не сотвори себе кумира» привела к признанию святых образов идолами. В VIII веке иконоборчество на время стало в Византийской империи господствующей идеологией, которую разделяли и поддерживали не только светские, но и церковные власти. Гонениям подверглись все почитатели икон, особенно монахи. Иконы, фрески, мозаики, расписные алтари уничтожались, за их почитание грозили не только ссылка и тюрьма, но иногда пытки и казнь.
В 787 году, на Седьмом Вселенском Соборе иконоборчество было объявлено ересью, но после короткого периода относительного затишья иконоборцы вновь подняли голову. Волнения и споры продолжались до конца правления византийского императора Феофила. Сам он был иконоборцем, однако его супруга царица Феодора почитала иконы. После смерти мужа она встала во главе Византийского государства и восстановила иконопочитание. Царица Феодора созвала Собор в Константинополе, на котором иконоборцы были преданы анафеме. Участники Собора подтвердили православное учение об иконе, ранее уже провозглашенное VII Вселенским Собором.
В Церкви существует традиция праздновать Торжество Православия в конце первой недели Великого поста, поскольку в 843 году этот праздник пришелся на первое великопостное воскресенье. В тексте службы Торжества Православия провозглашается победа Церкви над ересями, и утверждаются постановления семи Вселенских Собор.
Персоналии:
Ранняя архиерейская служба состоялась в курганском кафедральном соборе
После богослужения митрополит Даниил в своём слове обратил внимание присутствующих на отрывок Евангелия об исцелении кровоточивой вчера
Первое архиерейское богослужение состоялось в нижнем приделе Троицкого собора
15 ноября митрополит Курганский и Белозерский Даниил совершил Божественную литургию в Троицком соборе города Кургана 15 Ноября, 2025
Глава Курганской митрополии совершил Литургию в Христорождественском храме Кургана
В проповеди после богослужения владыка рассказал историю из жития святых Космы и Дамиана Асийских, чью память Церковь празднует в этот день 14 Ноября, 2025

