Русская Православная Церковь
Курганская епархия
По благословению
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила
Митрополит Даниил совершил первую в Великом посту Литургию Преждеосвященных Даров
5 Марта, 2025

5 марта, в среду первой седмицы Великого поста, митрополит Курганский и Белозерский Дании совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Александро-Невском кафедральном соборе.
Архипастырю сослужили благочинный Северо-Восточного церковного округа иерей Сергий Алексеев, благочинный Южного церковного округа иерей Константин Балин, а также клирики епархии.
Песнопения исполнял смешанный архиерейский хор (регент Наталья Боботкова).
По красоте и глубине Литургию Преждеосвященных Даров трудно с чем-то сравнить. Это богослужение бывает только в период Великого поста – около 15 раз в год (по средам и пятницам, в праздник 40 Севастийских мучеников, если он приходится на будни, первого и второго Обретения главы святого Иоанна Предтечи, в четверг 5-й седмицы поста – «Стояние святой Марии Египетской» - а также в дни храмовых праздников).
По мнению многих христиан, именно это богослужение лучше всего передает «светлую печаль» Великого поста.
Литургия Преждеосвященных Даров, также, как и обычная литургия, начинается возгласом, прославляющим Cвятую Троицу: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков». Но это все-таки вечерня (хоть и утром), поэтому сразу после слов священника читается 103 псалом, в котором воспевается сотворение мира Богом. Далее диакон выходит из алтаря и произносит мирную ектению, после которой читаются отрывки из псалмов — кафизмы, завершающиеся славословием «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и вовеки веков. Аминь. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, Слава Тебе Боже!»
После каждого такого отрывка выходит диакон и снова призывает помолиться, а в алтаре священник ставит святые Дары на раскрытый плат с мощами мучеников — антиминс, кадит вокруг престола с Дарами и переносит святые Дары с престола на жертвенник.
В этот момент звонят в маленький колокольчик, чтобы люди знали, что надо опуститься на колени и благоговейно молиться при переносе святыни.
По окончании чтений особым напевом исполняются отрывки из 140 псалма «Да исправится молитва моя», во время пения которого все молящиеся стоят на коленях. Далее следует великопостная молитва святого Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего» с тремя земными поклонами.
На Литургии Преждеосвященных Даров верующие причащаются Святого Тела и Крови Христовой, подготовленных в предшествующий воскресный день и сохраняемых на престоле в алтаре собора.
В начале проповеди владыка поздравил прихожан с преполовением первой седмицы Великого поста и с первой Литургией Преждеосвященных Даров. «Мы столько готовились, настраивались на Великий пост, а уже половина первой седмицы пролетела. Это очень радостно, ведь пост действительно проходит очень быстро. Нас с вами Церковь снабжает теми или иными молитвами, у которых огромный смысл», – сказал владыка.
Архипастырь привёл слова великопостной молитвы святого Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего», в которой в первую очередь мы просим Бога избавить нас от духа праздности, подчеркнув при этом, что молитвы святые придумывают не сами, им Господь кладёт слова на сердце.
«Что же это за дух праздности? Это дух, который может уничтожить самую сильную молитву, самый сильный пост и все другие добродетели. Этот дух праздности, когда входит в наше сердце, то разлагает все наше естество и весь наш настрой. Мы в эти постные дни должны потрудиться, чтобы убрать из своей жизни, отодвинуть этот дух праздности», – продолжил владыка.
«Великий пост – это время, когда мы настраиваем своё сердце, когда мы перестаём слушать, что происходит вокруг, а начинаем слушать, что происходит в нашем сердце, в нашем естестве. В одной из молитв, которую мы читали в алтаре, есть благодарность Господу за то, что он сделал нас святым храмом Божества Своего. Предназначение человека – быть этим храмом Божиим, в который вселяется Господь и живет. Но Господь не узурпатор, Он не заставляет нас, Он стучится с любовью в дверь нашего сердца. А что значит впустить Бога? Это значит очистить свое сердце от вторичного наносного, греховного, и тогда Господь войдет и нам будет с ним так хорошо в этой жизни. Дай нам, Господи, очищение нашего сердца, чтобы этот постный период мы провели не в праздности, а в великих трудах, которые приведут нас к покаянию, смирению и любви», - сказал митрополит Даниил в конце проповеди.
Вечером, в 18.00, митрополит Даниил совершит богослужение с чтением третьей части Покаянного канона Андрея Критского. Пресс-служба Курганской епархии будет вести прямую трансляцию богослужения на епархиальной странице в ВК.
Архипастырю сослужили благочинный Северо-Восточного церковного округа иерей Сергий Алексеев, благочинный Южного церковного округа иерей Константин Балин, а также клирики епархии.
Песнопения исполнял смешанный архиерейский хор (регент Наталья Боботкова).
По красоте и глубине Литургию Преждеосвященных Даров трудно с чем-то сравнить. Это богослужение бывает только в период Великого поста – около 15 раз в год (по средам и пятницам, в праздник 40 Севастийских мучеников, если он приходится на будни, первого и второго Обретения главы святого Иоанна Предтечи, в четверг 5-й седмицы поста – «Стояние святой Марии Египетской» - а также в дни храмовых праздников).
По мнению многих христиан, именно это богослужение лучше всего передает «светлую печаль» Великого поста.
Литургия Преждеосвященных Даров, также, как и обычная литургия, начинается возгласом, прославляющим Cвятую Троицу: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков». Но это все-таки вечерня (хоть и утром), поэтому сразу после слов священника читается 103 псалом, в котором воспевается сотворение мира Богом. Далее диакон выходит из алтаря и произносит мирную ектению, после которой читаются отрывки из псалмов — кафизмы, завершающиеся славословием «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и вовеки веков. Аминь. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, Слава Тебе Боже!»
После каждого такого отрывка выходит диакон и снова призывает помолиться, а в алтаре священник ставит святые Дары на раскрытый плат с мощами мучеников — антиминс, кадит вокруг престола с Дарами и переносит святые Дары с престола на жертвенник.
В этот момент звонят в маленький колокольчик, чтобы люди знали, что надо опуститься на колени и благоговейно молиться при переносе святыни.
По окончании чтений особым напевом исполняются отрывки из 140 псалма «Да исправится молитва моя», во время пения которого все молящиеся стоят на коленях. Далее следует великопостная молитва святого Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего» с тремя земными поклонами.
На Литургии Преждеосвященных Даров верующие причащаются Святого Тела и Крови Христовой, подготовленных в предшествующий воскресный день и сохраняемых на престоле в алтаре собора.
В начале проповеди владыка поздравил прихожан с преполовением первой седмицы Великого поста и с первой Литургией Преждеосвященных Даров. «Мы столько готовились, настраивались на Великий пост, а уже половина первой седмицы пролетела. Это очень радостно, ведь пост действительно проходит очень быстро. Нас с вами Церковь снабжает теми или иными молитвами, у которых огромный смысл», – сказал владыка.
Архипастырь привёл слова великопостной молитвы святого Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего», в которой в первую очередь мы просим Бога избавить нас от духа праздности, подчеркнув при этом, что молитвы святые придумывают не сами, им Господь кладёт слова на сердце.
«Что же это за дух праздности? Это дух, который может уничтожить самую сильную молитву, самый сильный пост и все другие добродетели. Этот дух праздности, когда входит в наше сердце, то разлагает все наше естество и весь наш настрой. Мы в эти постные дни должны потрудиться, чтобы убрать из своей жизни, отодвинуть этот дух праздности», – продолжил владыка.
«Великий пост – это время, когда мы настраиваем своё сердце, когда мы перестаём слушать, что происходит вокруг, а начинаем слушать, что происходит в нашем сердце, в нашем естестве. В одной из молитв, которую мы читали в алтаре, есть благодарность Господу за то, что он сделал нас святым храмом Божества Своего. Предназначение человека – быть этим храмом Божиим, в который вселяется Господь и живет. Но Господь не узурпатор, Он не заставляет нас, Он стучится с любовью в дверь нашего сердца. А что значит впустить Бога? Это значит очистить свое сердце от вторичного наносного, греховного, и тогда Господь войдет и нам будет с ним так хорошо в этой жизни. Дай нам, Господи, очищение нашего сердца, чтобы этот постный период мы провели не в праздности, а в великих трудах, которые приведут нас к покаянию, смирению и любви», - сказал митрополит Даниил в конце проповеди.
Вечером, в 18.00, митрополит Даниил совершит богослужение с чтением третьей части Покаянного канона Андрея Критского. Пресс-служба Курганской епархии будет вести прямую трансляцию богослужения на епархиальной странице в ВК.

Митрополит Даниил возглавил праздничную Литургию в Верх-Теченской обители
21 апреля у стен Свято-Троицкого женского монастыря, расположенного в селе Верхняя Теча Катайского района, состоялся второй съезжий праздник «Пасхальные встречи в Верх-Тече» 21 Апреля, 2025
Митрополит Даниил поздравил духовенство Курганской епархии с праздником Пасхи
20 апреля, в день Светлой Пасхи, митрополит Курганский и Белозерский Даниил совершил Великую пасхальную вечерню 21 Апреля, 2025
Пасху Христову встретили в главном соборе Зауралья
Митрополит Курганский и Белозерский Даниил в пасхальную ночь совершил ночное богослужение в Александро-Невском кафедральном соборе города Кургана. Владыке сослужило всё соборное духовенство. 20 Апреля, 2025