Русская Православная Церковь
Курганская епархия
По благословению
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила
Митрополит Даниил завершил чтение покаянного канона святого Андрея Критского
7 Марта, 2025

6 марта, в четверг первой седмицы Великого поста, митрополит Курганский и Белозерский Даниил завершил чтение Великого канона преподобного Андрея Критского, прочитав четвёртую, заключительную часть в Александро-Невском соборе города Кургана.
Как и в первые три дня, владыка стоял в центре полутёмного собора, а чтение проходило при свечах, которые держали владыка, священники и прихожане. У многих молящихся в руках были книги с богослужебным текстом канона, по которым люди читали, параллельно чтению архипастыря.
В середине чтения при пении кондака «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши?» все находившиеся в храме снова опускались на колени.
По завершению прочтения митрополит Даниил с амвона обратился к молящимся: «Дорогие отцы, братья и сестры, закончили мы чтение канона Андрея Критского на этой седмице. Каждый раз мы что-то для себя находим поучительное, не только на уровне разума, а на уровне сердечного чувства. Потому что наша общая молитва способствует более глубокому и сердечному покаянию».
Ссылаясь на текст канона, владыка подробно рассказал историю ветхозаветного царя Иудейского Манассии, который во времена своего правления возродил язычество, в том числе, ужасный культ Молоха, по приказу которого пророк Исаия был распилен деревянной пилой. Попав в плен и претерпев тяжелые страдания, Манассия горько раскаялся и просил у Бога прощения. И теперь в молитве перед исповедью каждый священник вспоминает Манассию, как пример покаяния.
«Почему люди поклонялись идолам? Потому что это же сладко, это же быстро. Вот мы молимся и молимся, а результата нет, потому что часто то, что мы просим, Богу не угодно. Ему угодно, чтобы мы пронесли свой крест всю дистанцию. А мы просим: “Господи, сними с меня крест, пусть я не шесть километров пойду с этим тяжелым крестом, а стометровочку”. А Бог знает, что нам нужно шесть километров идти. А когда люди обращаются к колдовству, к чародеям, к волхвам, они часто за это платят смертью своей души», - подчеркнул архипастырь.
«Все эти примеры показывают, как Бог любит человека и готов вновь пойти к нему навстречу, как отец блудного сына, лишь бы только сам человек был готов. И поэтому Отцы Церкви пишут, что нам Господь дал два крещения. Первое – это крещение водами, когда человек вступает в Церковь, а второе крещение – это покаяние. Здесь вместо воды должны быть наши слезы. Манассия плакал много лет, и Господь услышал его, и ради его плача дал ему покаяние за его удивительные слова, которые он произнес: “Мои грехи больше, чем количество песка морского”. Так Манассия осознал свою мерзость перед Богом. Отцы Церкви пишут, что Великий пост – это то время, когда мы должны очистить свою душу нашими видимыми только Богом, а не людьми слезами. Это самое сильное очищение от наших грехов и от наших страстей», - продолжил владыка.
«Ветхий и Новый Завет – это огромная река, которая показывает нам, что милосердие Божие – это даже не море, это океан! Как Отцы Церкви пишут, в океан можно любой камень бросить, и его не будет видно. Вот так же и милосердие Божие поглощает наши грехи, но только при одном условии. Когда мы от всего сердца, не оправдывая себя, не извиняя себя, каемся пред Богом, тогда Господь вновь нас прощает. И сколько бы мы в день раз ни согрешили, но когда мы от всей души просим “Господи, прости меня, нечистивца”, то Бог вновь прощает».
«Там, где Господь, там благость. А где нет Бога, там состояние не Божие. Дай нам Господь, этого покаяния, его радости, любви и смирения!» - сказал митрополит Даниил в завершение проповеди.
В следующий раз Великий покаянный канон святого Андрея Критского будет полностью прочитан вечером 3 апреля на службе, называемой «Мариино стояние», посвящённой памяти преподобной Марии Египетской.
Как и в первые три дня, владыка стоял в центре полутёмного собора, а чтение проходило при свечах, которые держали владыка, священники и прихожане. У многих молящихся в руках были книги с богослужебным текстом канона, по которым люди читали, параллельно чтению архипастыря.
В середине чтения при пении кондака «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши?» все находившиеся в храме снова опускались на колени.
По завершению прочтения митрополит Даниил с амвона обратился к молящимся: «Дорогие отцы, братья и сестры, закончили мы чтение канона Андрея Критского на этой седмице. Каждый раз мы что-то для себя находим поучительное, не только на уровне разума, а на уровне сердечного чувства. Потому что наша общая молитва способствует более глубокому и сердечному покаянию».
Ссылаясь на текст канона, владыка подробно рассказал историю ветхозаветного царя Иудейского Манассии, который во времена своего правления возродил язычество, в том числе, ужасный культ Молоха, по приказу которого пророк Исаия был распилен деревянной пилой. Попав в плен и претерпев тяжелые страдания, Манассия горько раскаялся и просил у Бога прощения. И теперь в молитве перед исповедью каждый священник вспоминает Манассию, как пример покаяния.
«Почему люди поклонялись идолам? Потому что это же сладко, это же быстро. Вот мы молимся и молимся, а результата нет, потому что часто то, что мы просим, Богу не угодно. Ему угодно, чтобы мы пронесли свой крест всю дистанцию. А мы просим: “Господи, сними с меня крест, пусть я не шесть километров пойду с этим тяжелым крестом, а стометровочку”. А Бог знает, что нам нужно шесть километров идти. А когда люди обращаются к колдовству, к чародеям, к волхвам, они часто за это платят смертью своей души», - подчеркнул архипастырь.
«Все эти примеры показывают, как Бог любит человека и готов вновь пойти к нему навстречу, как отец блудного сына, лишь бы только сам человек был готов. И поэтому Отцы Церкви пишут, что нам Господь дал два крещения. Первое – это крещение водами, когда человек вступает в Церковь, а второе крещение – это покаяние. Здесь вместо воды должны быть наши слезы. Манассия плакал много лет, и Господь услышал его, и ради его плача дал ему покаяние за его удивительные слова, которые он произнес: “Мои грехи больше, чем количество песка морского”. Так Манассия осознал свою мерзость перед Богом. Отцы Церкви пишут, что Великий пост – это то время, когда мы должны очистить свою душу нашими видимыми только Богом, а не людьми слезами. Это самое сильное очищение от наших грехов и от наших страстей», - продолжил владыка.
«Ветхий и Новый Завет – это огромная река, которая показывает нам, что милосердие Божие – это даже не море, это океан! Как Отцы Церкви пишут, в океан можно любой камень бросить, и его не будет видно. Вот так же и милосердие Божие поглощает наши грехи, но только при одном условии. Когда мы от всего сердца, не оправдывая себя, не извиняя себя, каемся пред Богом, тогда Господь вновь нас прощает. И сколько бы мы в день раз ни согрешили, но когда мы от всей души просим “Господи, прости меня, нечистивца”, то Бог вновь прощает».
«Там, где Господь, там благость. А где нет Бога, там состояние не Божие. Дай нам Господь, этого покаяния, его радости, любви и смирения!» - сказал митрополит Даниил в завершение проповеди.
В следующий раз Великий покаянный канон святого Андрея Критского будет полностью прочитан вечером 3 апреля на службе, называемой «Мариино стояние», посвящённой памяти преподобной Марии Египетской.
Персоналии:

Митрополит Даниил возглавил праздничную Литургию в Верх-Теченской обители
21 апреля у стен Свято-Троицкого женского монастыря, расположенного в селе Верхняя Теча Катайского района, состоялся второй съезжий праздник «Пасхальные встречи в Верх-Тече» 21 Апреля, 2025
Митрополит Даниил поздравил духовенство Курганской епархии с праздником Пасхи
20 апреля, в день Светлой Пасхи, митрополит Курганский и Белозерский Даниил совершил Великую пасхальную вечерню 21 Апреля, 2025
Пасху Христову встретили в главном соборе Зауралья
Митрополит Курганский и Белозерский Даниил в пасхальную ночь совершил ночное богослужение в Александро-Невском кафедральном соборе города Кургана. Владыке сослужило всё соборное духовенство. 20 Апреля, 2025