митрополита Курганского
и Белозерского Даниила
Митрополит Даниил: Скорби для нас с вами – это проявление любви Божией
Митрополит Курганский и Белозерский Даниил в субботу, 30 мая, впервые посетил Казанский храм села Давыдовка Притобольного района и совершил там Божественную литургию.
Владыке сослужили секретарь епархии иерей Леонид Перчугов, благочинный Южного церковного округа иерей Константин Балин, настоятель Казанского прихода протоиерей Евгений Давыдов, клирики Южного и Центрального благочиний.
На клиросе пел архиерейский мужской хор под руководством регента Геннадия Горохова.
В этот день Православная Церковь чтит память преподобной Ефросинии (в миру Евдокии) Московской. Владыка рассказал прихожанам житие этой русской святой, чьё имя переводится как «радость».
«Часто нам кажется, что люди, облеченные властью и одарённые богатством, живут лучше нас. Но житие святой Ефросинии Московской показывает, какой тяжелый крест они несут, какие скорби претерпевают, - сказал архипастырь. – А что такое скорби? Отцы Церкви, сами пережившие тяжелые страдания, такие, как святитель Иоанн Златоуст, свидетельствуют, что скорби – это невеликая плата Богу от нас. Когда человек скорбит, он по-особенному молится, подвизается, просит Бога, и к нему приходит обильная Божия благодать, которая вытесняет из человека страсти – гнева, злобы, гордости, тщеславия, блуда, сребролюбия – и тем самым очищает его».
«Скорби для нас с вами – это не наказание Божие, потому что наказание – это знак мести и проклятья. Нет, это любовь Божия, которая исправляет нас, часто через боль. Всегда будем это помнить и утешать себя, чтобы всё, что нам посылает Господь, мы принимали, как принимала святая Ефросиния».
«Когда мы молимся святым, обращаемся к ним и открываем им своё сердце, то они помогают нам с небес больше, чем живые люди на земле. Будем стараться чаще приходить в храмы. Наши храмы – это место встречи с Богом и со святыми угодниками Божиими. Особенно приходить тогда, когда здесь совершается торжественный пир под названием Литургия, на которой мы получаем великие милости от Бога», – пожелал владыка в завершение проповеди.
Настоятель Казанского прихода протоиерей Евгений Давыдов поблагодарил митрополита Даниила за архипастырский визит, поздравил с продолжающимся праздником Вознесения Господня и вручил букет цветов.
Краткое житие преподобной Ефросинии (в миру Евдокии) Московской
Святая великая княгиня Евдокия родилась в 1353 году. Она была дочерью суздальского князя Димитрия Константиновича († 1383) и его супруги княгини Анны. С младенческих лет воспитанная в духе христианского благочестия, Евдокия отличалась тихим, кротким нравом. В 1367 году она стала супругой благоверного великого князя московского Димитрия Донского. Их счастливый союз был залогом союза и мира между Московским и Суздальским княжествами. Любовь к супругу и детям княгини Евдокии освящалась ее любовью к Богу. Дела христианского милосердия княгиня и ее супруг сочетали с подвигами поста и молитвы.
Время жизни святой благоверной великой княгини Евдокии совпадает с эпохой великого игумена земли Русской преподобного Сергия Радонежского. Благочестивую чету можно с полным основанием считать учениками преподобного Сергия, который, к тому же, был крестным отцом их двоих детей (всего у княжеской четы было 8 сыновей и 4 дочери).
Подвиг великого князя Димитрия по освобождению Руси от монголо-татарского ига разделяла княгиня Евдокия. Поход благоверного князя московского Димитрия против Мамая, победоносно завершившийся 8 сентября 1380 года на Куликовом поле, поддерживался с ее стороны горячими молитвами и делами любви. В память победы княгиня построила внутри Московского Кремля храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы – всемирно-историческая победа русских на Куликовом поле совершилась в этот праздник. Храм был расписан выдающимися иконописцами Феофаном Греком и Симеоном Черным.
В 1383 году великий князь московский должен был явиться к татарскому хану Тохтамышу. Но из-за крайнего озлобления Тохтамыша на князя Димитрия решили послать в Орду его старшего сына Василия, которому в то время было около 13 лет. Святая Евдокия отпустила сына и тем самым обрекла себя на двухлетнее страдание: князь Василий был задержан в Орде как заложник. В 1389 году благоверный князь Димитрий, не достигнув сорока лет, опасно заболел и отошел ко Господу.
Овдовевшая княгиня видела свою обязанность перед Богом, прежде всего, в завершении воспитания детей. Вместе с тем она начала устроение Вознесенского женского монастыря в Московском Кремле, отдав под него княжеские чертоги. Видимо, изначально она мыслила этот монастырь местом своего будущего иночества. Одновременно она строила несколько храмов и монастырей в Переяславле-Залесском.
Однако не только о строительстве храмов думала княгиня Евдокия: ее главной сокровенной целью после смерти супруга стало устроение внутреннего монашества, созидание храма в собственном сердце. Княгиня Евдокия стала вести тайную подвижническую жизнь. По пышным одеждам, в которых святая княгиня являлась перед людьми, нельзя было догадаться о том, что она изнуряла себя постом, бдением, тяжелыми веригами. Пришлось ей претерпеть и человеческую клевету.
Святая княгиня после блаженной кончины мужа воздерживалась от непосредственного участия в государственных делах, но все же именно с ее советом связано перенесение из Владимира в Москву чудотворной иконы Пресвятой Богородицы, вызванное нашествием на Москву хана Тамерлана.
В 1407 году, после видения ей Архангела Михаила, предвозвестившего скорую кончину, княгиня Евдокия, «явлением Ангельским от всего земного отрешенная» (см. акафист), решила оставить великокняжеский терем и принять монашество, к которому она шла всю свою жизнь. По ее указанию был написан образ Архангела и помещен в кремлевском храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы. При переходе в Вознесенский монастырь княгиня Евдокия исцелила слепца, который прозрел, отерев глаза краем ее одежды, также от различных недугов во время этого ее шествия исцелилось 30 человек.
В обители княгиня приняла постриг с именем Евфросиния. Кроме смиренного несения иноческих подвигов, тайных для людей, но ведомых Богу, святая княгиня заложила в монастыре новую именную церковь Вознесения. В иночестве святая Евфросиния прожила несколько месяцев: 7 июля 1407 года мирно преставилась ко Господу. Тело ее было погребено в основанном ею Вознесенском монастыре.
Святость преподобной Евфросинии удостоверена чудесными знамениями милости Божией, совершавшимися на ее гробнице в течение нескольких столетий. Много раз видели, что у гроба святой Евфросинии сама возгоралась свеча. И в XIX веке здесь совершилось несколько чудесных исцелений. Так, в 1869 году, приложившись к гробнице с мощами преподобной, исцелился одержимый отрок. В 1870 году преподобная Евфросиния явилась во сне парализованной девице и вернула ей здоровье. Неизлечимо больной был возвращен к жизни через возложение на него пелены с гробницы святой Евфросинии. Ее духовный подвиг свидетельствует о том, что ни богатство, ни высокое общественное положение, ни семейные узы не могут быть непреодолимым препятствием для стяжания благодати Божией и святости.
Преподобная Евфросиния, великая княгиня Московская, соединила подвиг гражданского служения своему народу и родной земле с монашеским подвигом, восстанавливая царское достоинство человека. Недаром изображают ее в древнерусских лицевых рукописях с царской короной. Она становится пятой из святых жен Руси с именем Евфросиния – «Радость». Ибо ее жизнь явилась великой радостью для всей земли Русской.
Память преподобной Евфросинии совершается 17/30 мая и 7/20 июля.
По материалам сайта azbuka.ru