Русская Православная Церковь
Курганская епархия
По благословению
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила
Митрополит Даниил: Будем просить блаженную Ксению помочь пройти наш путь
6 Февраля, 2021
Митрополит Курганский и Белозерский Даниил 6 февраля совершил Божественную литургию в Александро-Невском кафедральном соборе города Кургана.
Владыке сослужили секретарь епархии иерей Леонид Перчугов и клирики кафедрального собора.
В этот день Православная Церковь совершает память блаженной Ксении Петербургской, поэтому всю свою 15-минутную проповедь владыка Даниил посвятил жизненному подвигу этой святой, юродствовавшей 45 лет во имя Христа.
Она жила в конце XVIII –XIX веков в новой столице Русской империи – в Санкт-Петербурге. «В народе говорят “не стоит град без праведников”, поэтому Господь и послал сюда своего святого угодника Божия в женском обличии, великую заступницу, чей подвиг превышает силы самого сильного мужчины», - подчеркнул митрополит Даниил.
«Эта женщина мужественно прошла все испытания юродства и выросла в великую угодницу Божию. Господь дал ей при жизни величайшие дары прозрения будущего и чудотворения, чтобы она делилась с людьми и подняла духовный уровень столицы на подобающую высоту, - сказал архипастырь. – Но Ксения не возвышалась в своём сердце, она видела свою греховность, несла свой крест до конца и этим показывала людям пример».
По словам владыки, её подвиг был сродни подвигам первых веков христианства. Но его не распознала тогдашняя церковная общественность. «Мы не находим свидетельства о том, чтобы её почитали епископы, священнослужители, она прятала свой подвиг, была загадкой для многих».
Владыка рассказал и о ночных подвигах блаженной Ксении – о том, что она выходила в поле, вставала на колени и молилась всю ночь; а также о том, что тайком от всех она носила на верх кирпичи для строителей, возводивших барабаны Смоленского храма.
«Ксения Петербургская – святая всего мира. Как пишет старец Паисий, когда мы только думаем о святом, то он начинает молиться за нас. А когда мы просим его, тогда он просит Бога и Он не может отказать просьбе угодника Божия, Он по их просьбе посылает нам помощь».
«Какой бы ты ни был грешник – молись! Молитва не возбраняется, в каком бы духовном состоянии человек не был. Нужно молиться! Молитва нас соединяет с Богом и со святыми угодниками Божиими!», - сказал Владыка.
Архипастырь пожелал, чтобы Ксения стала любимой святой не только для петербужцев, но и для курганцев. «Это будет, если мы от всего горящего сердца начнём просить её, в первую очередь, о спасении. Просить, чтобы блаженная Ксения помогла нам пройти наш путь, чтобы, по её примеру, мы отреклись, пусть не от всего, как она, а от каких-то своих греховных желаний, которые мешают нам во спасении. Вот об этом мы будем просить матушку Ксению, чтобы она помогла и нам совершить спасительное плавание и достичь вечных обителей!», - завершил владыка свою проповедь.
Святая блаженная Ксения Петербургская (Ксения Григорьевна Петрова) - русская православная святая, юродивая. Родилась между 1719 и 1730 годами. Скончалась в Санкт-Петербурге не позднее 1806 года.
Так же как и блаженная Матрона Московская, «Ксеньюшка» — любимейшая в народе святая. Блаженная Ксения Петербургская почиталась чудотворицей еще при жизни.
Само слово «блаженная» означает, что святая прославилась подвигом юродства Христа ради — самым необычным из всех видов святости. Подвиг юродства Христа ради заключается не просто в добровольном отказе от удобств, комфорта, любых благ цивилизации, это еще и отречение от своего дома, от любой собственности, вплоть до одежды, и даже от постоянных человеческих отношений, то есть от всего того, что привязывает человека к миру земному. Но и это не все. Трудно даже представить, что человек может добровольно отречься от разума — той его части, которая отвечает за житейское благополучие. Юродство Христа ради предполагает полное пренебрежение им. Не личное счастье, не здоровье, не материальное благополучие - Царствие Небесное становится центром устремления человека, а значит, все, что мешает этому, пусть даже и твой разум, уже не имеет цены.
Кстати, средоточие всей личности на Боге и есть главное отличие юродивого от всех тех, кто пренебрегает правилами общественной жизни по каким-то иным соображениям. Подвиг юродства требует особенного мужества, ведь человек противопоставляет себя миру и этим вызывает на себя и осуждение, и насмешки, и прямое издевательство. Но терпеливо перенося все, он преодолевает в себе самый главный грех, корень всех грехов - гордыню, победить которую труднее всего. Как объяснял Серафим Саровский, юродство Христа ради требует особой силы духа, на такой подвиг нельзя вызываться самому, сорвешься, это всегда призванность Богом. Юродство - это феномен именно русской святости.
История не сохранила подробности той части жизни Ксении, когда все шло обычно, как у всех: нам неизвестна даже точная дата ее рождения, предположительно это первая треть XVIII века. Мы знаем, что отца ее звали Григорий и что она была замужем за певчим придворного хора Андреем Феодоровичем, полковником. И это все, что известно о жизни святой до того момента, когда у 26-летней Ксении Григорьевны Петровой внезапно умер муж.
Внезапность смерти означала не просто неожиданность потери, для верующей Ксении удар усиливался еще и тем, что муж отошел в мир иной, не успев исповедоваться и причаститься. Можно только предполагать, что в сердце и сознании овдовевшей Ксении произошел переворот: она почувствовала призрачность земного счастья, недолговечность всего земного вообще. И, осознав это, молодая женщина поступает не просто разумно, но и последовательно — она отвергает весь этот такой непрочный мир и оставшуюся часть своей земной жизни посвящает служению миру иному.
То, что происходило дальше, народная память сохранила во всех подробностях. В день похорон молодая вдова надела на себя одежду мужа и на соболезнования близких отвечала, что Андрей Феодорович не умер, а вот она, Ксения Григорьевна, умерла - это понятно, отныне для мира она мертва. С тех пор она не отзывалась на свое имя и просила называть ее Андреем Феодоровичем. Родные подумали, что от горя у нее помутился рассудок. Их подозрения усилились, когда на следующий день она раздала свои вещи бедным, отнесла все деньги в храм, а дом подарила знакомой, взяв с нее слово, что та будет пускать туда нищих. Все это не могло не показаться странным, и родственники настояли на том, чтобы она прошла медицинское освидетельствование. Однако комиссия пришла к выводу, что Ксения Григорьевна Петрова, вдова двадцати шести лет, психически здорова и вправе распоряжаться своим имуществом сама. Ее не стали задерживать, так началось сорокапятилетнее скитание блаженной Ксении по улицам столицы.
В обветшалом костюме мужа, в разодранной обуви она с удивительной стойкостью и кротостью переносила все превратности петербургского климата и жизни под открытым небом. Только раз ее видели в гневе, когда жестокость мальчишек, закидывавших ее камнями и комьями грязи, перешла все пределы. Свидетели безобразной сцены, сначала безучастно наблюдавшие за происходящим, были так потрясены видом разгневанной Ксении, что немедленно прекратили издевательства. Больше такого уже не допускали. Полиция не могла не заинтересоваться, где ночует женщина: проследив за ней, увидели, что ночи напролет в любую погоду она проводит в поле в коленопреклоненной молитве.
Блаженная отказывалась брать милостыню вещами, одеждой, деньгами, входя в дом, она говорила: «Вся я тут». А если что-то и брала, то только от людей праведных, причем всегда пустяк - пряник, копейку, пуговицу, которые тут же и отдавала. Люди заметили, что удача начинала сопутствовать и тому, у кого Ксения брала, и тому, кому потом это передавалось. Матери знали, что достаточно Ксении просто погладить заболевшего ребенка по головке, как тот вскоре выздоравливал. В молитве святой все это названо «сиянием благодати».
Уже при жизни принадлежавшая другому миру она обладала и даром предвидения. Как-то горожане обратили внимание на то, что Ксения несколько дней подряд горько плачет: «Кровь, кровь, реки налились кровью, каналы кровавые!» Смысл слов стал ясен три недели спустя, когда поползли слухи о неудачном перевороте и убийстве Шлиссельбургского узника императора Иоанна VI Антоновича.
Это кажется невероятным, но сорок пять лет скиталась по улицам Петербурга блаженная Ксения, как сказано в молитве, «безумием мнимым безумие мира обличившая» и «град Петров всенощным бдением от бед ограждавшая». Кстати, в той же молитве святой блаженной Ксении Петербургской ее называют верной спасительницей «в бездне отчаяния погибающих».
Материал взят из открытых источников.
Владыке сослужили секретарь епархии иерей Леонид Перчугов и клирики кафедрального собора.
В этот день Православная Церковь совершает память блаженной Ксении Петербургской, поэтому всю свою 15-минутную проповедь владыка Даниил посвятил жизненному подвигу этой святой, юродствовавшей 45 лет во имя Христа.
Она жила в конце XVIII –XIX веков в новой столице Русской империи – в Санкт-Петербурге. «В народе говорят “не стоит град без праведников”, поэтому Господь и послал сюда своего святого угодника Божия в женском обличии, великую заступницу, чей подвиг превышает силы самого сильного мужчины», - подчеркнул митрополит Даниил.
«Эта женщина мужественно прошла все испытания юродства и выросла в великую угодницу Божию. Господь дал ей при жизни величайшие дары прозрения будущего и чудотворения, чтобы она делилась с людьми и подняла духовный уровень столицы на подобающую высоту, - сказал архипастырь. – Но Ксения не возвышалась в своём сердце, она видела свою греховность, несла свой крест до конца и этим показывала людям пример».
По словам владыки, её подвиг был сродни подвигам первых веков христианства. Но его не распознала тогдашняя церковная общественность. «Мы не находим свидетельства о том, чтобы её почитали епископы, священнослужители, она прятала свой подвиг, была загадкой для многих».
Владыка рассказал и о ночных подвигах блаженной Ксении – о том, что она выходила в поле, вставала на колени и молилась всю ночь; а также о том, что тайком от всех она носила на верх кирпичи для строителей, возводивших барабаны Смоленского храма.
«Ксения Петербургская – святая всего мира. Как пишет старец Паисий, когда мы только думаем о святом, то он начинает молиться за нас. А когда мы просим его, тогда он просит Бога и Он не может отказать просьбе угодника Божия, Он по их просьбе посылает нам помощь».
«Какой бы ты ни был грешник – молись! Молитва не возбраняется, в каком бы духовном состоянии человек не был. Нужно молиться! Молитва нас соединяет с Богом и со святыми угодниками Божиими!», - сказал Владыка.
Архипастырь пожелал, чтобы Ксения стала любимой святой не только для петербужцев, но и для курганцев. «Это будет, если мы от всего горящего сердца начнём просить её, в первую очередь, о спасении. Просить, чтобы блаженная Ксения помогла нам пройти наш путь, чтобы, по её примеру, мы отреклись, пусть не от всего, как она, а от каких-то своих греховных желаний, которые мешают нам во спасении. Вот об этом мы будем просить матушку Ксению, чтобы она помогла и нам совершить спасительное плавание и достичь вечных обителей!», - завершил владыка свою проповедь.
Святая блаженная Ксения Петербургская (Ксения Григорьевна Петрова) - русская православная святая, юродивая. Родилась между 1719 и 1730 годами. Скончалась в Санкт-Петербурге не позднее 1806 года.
Так же как и блаженная Матрона Московская, «Ксеньюшка» — любимейшая в народе святая. Блаженная Ксения Петербургская почиталась чудотворицей еще при жизни.
Само слово «блаженная» означает, что святая прославилась подвигом юродства Христа ради — самым необычным из всех видов святости. Подвиг юродства Христа ради заключается не просто в добровольном отказе от удобств, комфорта, любых благ цивилизации, это еще и отречение от своего дома, от любой собственности, вплоть до одежды, и даже от постоянных человеческих отношений, то есть от всего того, что привязывает человека к миру земному. Но и это не все. Трудно даже представить, что человек может добровольно отречься от разума — той его части, которая отвечает за житейское благополучие. Юродство Христа ради предполагает полное пренебрежение им. Не личное счастье, не здоровье, не материальное благополучие - Царствие Небесное становится центром устремления человека, а значит, все, что мешает этому, пусть даже и твой разум, уже не имеет цены.
Кстати, средоточие всей личности на Боге и есть главное отличие юродивого от всех тех, кто пренебрегает правилами общественной жизни по каким-то иным соображениям. Подвиг юродства требует особенного мужества, ведь человек противопоставляет себя миру и этим вызывает на себя и осуждение, и насмешки, и прямое издевательство. Но терпеливо перенося все, он преодолевает в себе самый главный грех, корень всех грехов - гордыню, победить которую труднее всего. Как объяснял Серафим Саровский, юродство Христа ради требует особой силы духа, на такой подвиг нельзя вызываться самому, сорвешься, это всегда призванность Богом. Юродство - это феномен именно русской святости.
История не сохранила подробности той части жизни Ксении, когда все шло обычно, как у всех: нам неизвестна даже точная дата ее рождения, предположительно это первая треть XVIII века. Мы знаем, что отца ее звали Григорий и что она была замужем за певчим придворного хора Андреем Феодоровичем, полковником. И это все, что известно о жизни святой до того момента, когда у 26-летней Ксении Григорьевны Петровой внезапно умер муж.
Внезапность смерти означала не просто неожиданность потери, для верующей Ксении удар усиливался еще и тем, что муж отошел в мир иной, не успев исповедоваться и причаститься. Можно только предполагать, что в сердце и сознании овдовевшей Ксении произошел переворот: она почувствовала призрачность земного счастья, недолговечность всего земного вообще. И, осознав это, молодая женщина поступает не просто разумно, но и последовательно — она отвергает весь этот такой непрочный мир и оставшуюся часть своей земной жизни посвящает служению миру иному.
То, что происходило дальше, народная память сохранила во всех подробностях. В день похорон молодая вдова надела на себя одежду мужа и на соболезнования близких отвечала, что Андрей Феодорович не умер, а вот она, Ксения Григорьевна, умерла - это понятно, отныне для мира она мертва. С тех пор она не отзывалась на свое имя и просила называть ее Андреем Феодоровичем. Родные подумали, что от горя у нее помутился рассудок. Их подозрения усилились, когда на следующий день она раздала свои вещи бедным, отнесла все деньги в храм, а дом подарила знакомой, взяв с нее слово, что та будет пускать туда нищих. Все это не могло не показаться странным, и родственники настояли на том, чтобы она прошла медицинское освидетельствование. Однако комиссия пришла к выводу, что Ксения Григорьевна Петрова, вдова двадцати шести лет, психически здорова и вправе распоряжаться своим имуществом сама. Ее не стали задерживать, так началось сорокапятилетнее скитание блаженной Ксении по улицам столицы.
В обветшалом костюме мужа, в разодранной обуви она с удивительной стойкостью и кротостью переносила все превратности петербургского климата и жизни под открытым небом. Только раз ее видели в гневе, когда жестокость мальчишек, закидывавших ее камнями и комьями грязи, перешла все пределы. Свидетели безобразной сцены, сначала безучастно наблюдавшие за происходящим, были так потрясены видом разгневанной Ксении, что немедленно прекратили издевательства. Больше такого уже не допускали. Полиция не могла не заинтересоваться, где ночует женщина: проследив за ней, увидели, что ночи напролет в любую погоду она проводит в поле в коленопреклоненной молитве.
Блаженная отказывалась брать милостыню вещами, одеждой, деньгами, входя в дом, она говорила: «Вся я тут». А если что-то и брала, то только от людей праведных, причем всегда пустяк - пряник, копейку, пуговицу, которые тут же и отдавала. Люди заметили, что удача начинала сопутствовать и тому, у кого Ксения брала, и тому, кому потом это передавалось. Матери знали, что достаточно Ксении просто погладить заболевшего ребенка по головке, как тот вскоре выздоравливал. В молитве святой все это названо «сиянием благодати».
Уже при жизни принадлежавшая другому миру она обладала и даром предвидения. Как-то горожане обратили внимание на то, что Ксения несколько дней подряд горько плачет: «Кровь, кровь, реки налились кровью, каналы кровавые!» Смысл слов стал ясен три недели спустя, когда поползли слухи о неудачном перевороте и убийстве Шлиссельбургского узника императора Иоанна VI Антоновича.
Это кажется невероятным, но сорок пять лет скиталась по улицам Петербурга блаженная Ксения, как сказано в молитве, «безумием мнимым безумие мира обличившая» и «град Петров всенощным бдением от бед ограждавшая». Кстати, в той же молитве святой блаженной Ксении Петербургской ее называют верной спасительницей «в бездне отчаяния погибающих».
Материал взят из открытых источников.
Персоналии:
Митрополит Даниил сослужил Святейшему Патриарху Кириллу в Троице-Сергиевой лавре
8 октября 2024 года, в день преставления преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Его Святейшеству вместе с сонмом архиереев сослужил митрополит Курганский и Белозерский Даниил. вчераМитрополит Даниил в Крестовоздвижение Господне совершил Литургию в Успенском соборе города Владимира
Визит главы Курганской митрополии во Владимирскую епархию проходит по приглашению митрополита Владимирского и Суздальского Тихона. 27 Сентября, 2024Митрополит Даниил осмотрел восстановительные работы в храме в Смолино
Митрополит Курганский и Белозерский Даниил посетил Свято-Духовский храм в поселке Смолино, который весной 2024 года сильно пострадал от наводнения. Владыка пообщался с настоятелем храма иереем Константином Горячевым и проверил ход восстановительных работ...26 Сентября, 2024