Русская Православная Церковь
Курганская епархия
По благословению
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила
Митрополит Даниил прочитал третью часть канона Андрея Критского
6 Марта, 2025

5 марта, в среду первой седмицы Великого поста, митрополит Курганский и Белозерский Даниил совершил в Александро-Невском кафедральном соборе города Кургана великое повечерие с чтением третьей части Великого покаянного канона святого Андрея Критского.
Чтение проходило в полутёмном храме, при свечах, которые держали в руках владыка, священники и прихожане. У многих молящихся в руках были книги с богослужебным текстом канона, по которым люди читали, параллельно чтению владыки.
Снова при пении кондака «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши?» все находившиеся в храме опускались на колени.
По завершению прочтения канона митрополит Даниил обратился к молящимся с проповедью. «Третий вечер, дорогие отцы, братья и сестры, мы с вами читаем замечательный канон Андрея Критского, в котором находим величайшие уроки покаяния не только отдельных лиц, высоких и малых по своему званию, но и целых обществ, городов, целых народов. Но покаяние – это такая добродетель, которая спасает и всегда будет спасать людей, живущих на земле».
Затем владыка привел пример покаяния и молитвы одного праведника, спасшего целый город, и пример этот был не из Ветхого и не из Нового Завета, а из отечественной истории. Речь шла о спасении Пскова от гнева царя Ивана Грозного в 1575 году, а заслуга в этом принадлежит Христа ради юродивому Николе Саласу.
По словам владыки, жестокость была присуща даже царям, и поэтому странным кажется призыв некоторых людей канонизировать царя Ивана Грозного, известного своей кровожадностью. Он собственноручно отрубил голову наместнику Псково-Печерского монастыря, который вышел с крестом в руках его встречать.
«Я все это говорю для того, чтобы вы поняли, что грех делает с каждым человеком. Грех – это, как пишут Отцы Церкви, не только проступок, это заразная болезнь, которая передается каждому из нас через Адама. И чтобы убрать корень этой заразы, Христос принимает человеческую природу и становится новым Адамом. И те, кто соединяется с Ним через Крещение, получают возможность бороться с грехом. Но Бог нас не заставляет, у человека есть выбор. Что ты выбираешь? Ветхозаветного Адама с его заразой или Христа? И мы постоянно мечемся - то к Адаму, то к Христу», - продолжил архипастырь.
«Православный царь рубил головы. Вот что делает грех с каждым из нас. И мы не можем сказать, что я этого завтра никогда не сделаю. Потому что грех делает человека безумным. А покаяние опять возвращает нам разум. Нам становится страшно. Покаяние – это пребывание со Христом. И человек, принимая крещение, надевает на себя одежду самого Христа. А потом мы уходим. Мы тысячу раз изменяем своему Богу, а Он такой любвеобильный, Он нас всегда, всегда принимает. Самое главное, чтобы мы находили силы встать, как блудный сын, пойти и покаяться, а затем бороться со своим естеством», – завершил проповедь владыка.
***
Как блаженный Никола Саллос спас Псков от погибели
Было это событие во времена Иоанна Грозного. Царь этот известен приступами жестокости, после которых начинал молиться и каяться. В 1570 году Иоанн решил взять Псков и разгромить его так же, как и разгромил и разграбил Новгород. Опричники царя устрашали весь русский народ.
Во Пскове в это время жил блаженный Николушка. Господь наделил его даром пророчества и чудотворения. Весь народ молился Богу о спасении от царского гнева, и вышли все жители с хлебом-солью к воротам своих домов, пытаясь умилостивить царя. А блаженный Николушка встретил царя, скача на палке, как на коне, и стал кричать царю, чтобы тот вместо христианской кровушки отведал хлебушка и солюшки. Царь приказал поймать Николку, но тот убежал.
Но вскоре царь сам захотел взять благословение у Николы и пришёл в его ветхую келейку. Там вместо угощения Никола предложил царю кусок сырого мяса. Но царь сказал, что, как христианин, он в пост мяса не ест. На это Никола обличил царя и сказал, что тот вместо мяса пьёт христианскую кровушку и что, если царь не уберётся из Пскова, то издохнет, как и его конь. Вскорости пришли и сообщили царю о том, что его любимый конь пал. Это очень напугало царя, он приказал опричникам прекратить грабёж и покинул Псков. Вот так Господь защитил жителей Пскова через своего верного раба Николая. Сам же юродивый прожил ещё определенное количество лет и мирно отошёл ко Господу.
Читая о жизни юродивых, всегда умиляешься их самоотверженному служению Богу и людям. Ведь они всё земное считали прахом и всё делали для Господа и людей. Вера в Бога помогала этим удивительным людям ничего и никого не бояться. И такой силой наделяет Бог юродивых своих , что их побаиваются даже цари.
Святой Никола юродивый, моли Бога о нас!
Чтение проходило в полутёмном храме, при свечах, которые держали в руках владыка, священники и прихожане. У многих молящихся в руках были книги с богослужебным текстом канона, по которым люди читали, параллельно чтению владыки.
Снова при пении кондака «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши?» все находившиеся в храме опускались на колени.
По завершению прочтения канона митрополит Даниил обратился к молящимся с проповедью. «Третий вечер, дорогие отцы, братья и сестры, мы с вами читаем замечательный канон Андрея Критского, в котором находим величайшие уроки покаяния не только отдельных лиц, высоких и малых по своему званию, но и целых обществ, городов, целых народов. Но покаяние – это такая добродетель, которая спасает и всегда будет спасать людей, живущих на земле».
Затем владыка привел пример покаяния и молитвы одного праведника, спасшего целый город, и пример этот был не из Ветхого и не из Нового Завета, а из отечественной истории. Речь шла о спасении Пскова от гнева царя Ивана Грозного в 1575 году, а заслуга в этом принадлежит Христа ради юродивому Николе Саласу.
По словам владыки, жестокость была присуща даже царям, и поэтому странным кажется призыв некоторых людей канонизировать царя Ивана Грозного, известного своей кровожадностью. Он собственноручно отрубил голову наместнику Псково-Печерского монастыря, который вышел с крестом в руках его встречать.
«Я все это говорю для того, чтобы вы поняли, что грех делает с каждым человеком. Грех – это, как пишут Отцы Церкви, не только проступок, это заразная болезнь, которая передается каждому из нас через Адама. И чтобы убрать корень этой заразы, Христос принимает человеческую природу и становится новым Адамом. И те, кто соединяется с Ним через Крещение, получают возможность бороться с грехом. Но Бог нас не заставляет, у человека есть выбор. Что ты выбираешь? Ветхозаветного Адама с его заразой или Христа? И мы постоянно мечемся - то к Адаму, то к Христу», - продолжил архипастырь.
«Православный царь рубил головы. Вот что делает грех с каждым из нас. И мы не можем сказать, что я этого завтра никогда не сделаю. Потому что грех делает человека безумным. А покаяние опять возвращает нам разум. Нам становится страшно. Покаяние – это пребывание со Христом. И человек, принимая крещение, надевает на себя одежду самого Христа. А потом мы уходим. Мы тысячу раз изменяем своему Богу, а Он такой любвеобильный, Он нас всегда, всегда принимает. Самое главное, чтобы мы находили силы встать, как блудный сын, пойти и покаяться, а затем бороться со своим естеством», – завершил проповедь владыка.
***
Как блаженный Никола Саллос спас Псков от погибели
Было это событие во времена Иоанна Грозного. Царь этот известен приступами жестокости, после которых начинал молиться и каяться. В 1570 году Иоанн решил взять Псков и разгромить его так же, как и разгромил и разграбил Новгород. Опричники царя устрашали весь русский народ.
Во Пскове в это время жил блаженный Николушка. Господь наделил его даром пророчества и чудотворения. Весь народ молился Богу о спасении от царского гнева, и вышли все жители с хлебом-солью к воротам своих домов, пытаясь умилостивить царя. А блаженный Николушка встретил царя, скача на палке, как на коне, и стал кричать царю, чтобы тот вместо христианской кровушки отведал хлебушка и солюшки. Царь приказал поймать Николку, но тот убежал.
Но вскоре царь сам захотел взять благословение у Николы и пришёл в его ветхую келейку. Там вместо угощения Никола предложил царю кусок сырого мяса. Но царь сказал, что, как христианин, он в пост мяса не ест. На это Никола обличил царя и сказал, что тот вместо мяса пьёт христианскую кровушку и что, если царь не уберётся из Пскова, то издохнет, как и его конь. Вскорости пришли и сообщили царю о том, что его любимый конь пал. Это очень напугало царя, он приказал опричникам прекратить грабёж и покинул Псков. Вот так Господь защитил жителей Пскова через своего верного раба Николая. Сам же юродивый прожил ещё определенное количество лет и мирно отошёл ко Господу.
Читая о жизни юродивых, всегда умиляешься их самоотверженному служению Богу и людям. Ведь они всё земное считали прахом и всё делали для Господа и людей. Вера в Бога помогала этим удивительным людям ничего и никого не бояться. И такой силой наделяет Бог юродивых своих , что их побаиваются даже цари.
Святой Никола юродивый, моли Бога о нас!
Персоналии:

Митрополит Даниил возглавил праздничную Литургию в Верх-Теченской обители
21 апреля у стен Свято-Троицкого женского монастыря, расположенного в селе Верхняя Теча Катайского района, состоялся второй съезжий праздник «Пасхальные встречи в Верх-Тече» 21 Апреля, 2025
Митрополит Даниил поздравил духовенство Курганской епархии с праздником Пасхи
20 апреля, в день Светлой Пасхи, митрополит Курганский и Белозерский Даниил совершил Великую пасхальную вечерню 21 Апреля, 2025
Пасху Христову встретили в главном соборе Зауралья
Митрополит Курганский и Белозерский Даниил в пасхальную ночь совершил ночное богослужение в Александро-Невском кафедральном соборе города Кургана. Владыке сослужило всё соборное духовенство. 20 Апреля, 2025