Русская Православная Церковь
Курганская епархия
По благословению
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила
Митрополит Даниил почтил память святых Царственных страстотерпцев
17 Июля, 2020
Митрополит Курганский и Белозерский Даниил 17 июля совершил Божественную литургию в Александро-Невском кафедральном соборе города Кургана.
Владыке сослужили клирики собора. За богослужением пел архиерейский мужской хор под управлением Геннадия Горохова.
В этот день Православная Церковь почитает память святых Царственных страстотерпцев - императора Николая, его супруги Александры, царевича Алексия, великих княжон Ольги, Татианы, Марии и Анастасии.
«Они претерпели поношения здесь, на земле. Враги России финансировали пропагандистскую кампанию по дискредитации Царской семьи. За границей печатались листовки и брошюрки с карикатурами и пасквилями, которые распространялись по городам и сёлам», - сказал владыка Даниил.
Далее архипастырь рассказал о судьбе Царской семьи после революции, об их пребывании в заточении в Тобольске и Екатеринбурге: «Их поведение переворачивало сознание охранников-красноармейцев, которые проникались к Царственным страстотерпцам, живущим простой и праведной жизнью, уважением и даже любовью. Из-за этого комиссары были вынуждены часто менять охрану. Члены Царской семьи читали Святых Отцов, молились, исповедовались и причащались, они были внутренне умиротворёнными и спокойными, потому что знали – без воли Отца Небесного даже волос не упадет с их головы. Они были готовы к страданиям».
«Я часто задаю себе вопрос: а если бы революция не удалась, и они бы дожили до своей естественной кончины, унаследовали ли они Царство Небесное? Вполне возможно. Но они не получили бы мученический венец. Святые угодники – это не те, кого помиловал Господь, это люди, которые за свои страдания получили от Бога великую славу и возможность помогать тем, кто живёт на земле и призывает их милость», – подчеркнул архипастырь.
«Страстотерпцы до последнего издыхания не теряли чувства самообладания, не впадали в истерику, в злобу, в негодование и возмущение, они всегда были умиротворенными, мужественными, они до конца пронесли свой крест. Будучи со Христом, они и ныне с Небес простирают нам руку помощи. Но чтобы получить эту помощь, нам нужно стать похожими на них, жить так, как они. Я желаю каждому из нас мужества и силы, благодати Духа Святаго, которую имели через свои труды и подвиги святые Царственные страстотерпцы», – завершил владыка свою проповедь.
ЦАРСТВЕННЫЕ СТРАСТОТЕРПЦЫ
Через три дня после мученической кончины царской семьи в Екатеринбурге в ночь на 4 (17) июля 1918 года, патриарх Всероссийский Тихон в заупокойной молитве и слове на панихиде об убиенном императоре положил начало церковному почитанию венценосных страстотерпцев.
Патриарх благословил архипастырей и пастырей совершать панихиды об убиенном царе. Почитание царской семьи продолжалось и на протяжении десятилетий советского периода истории России. Многие священнослужители и миряне втайне возносили к Богу молитвы о упокоении убиенных страдальцев.
Тем временем их почитание крепло и в среде русской эмиграции, где стали известны случаи благодатной помощи по их молитвам. Одним из первых засвидетельствованных чудес было избавление во время гражданской войны сотни казаков, окруженных в непроходимых болотах красными войсками. По призыву священника отца Илии в единодушии казаки обратились с молитвой к государю Российскому - и невероятным образом вышли из окружения. В Сербии в 1925 году был описан случай, когда одной пожилой женщине, у которой двое сыновей погибли на войне, а третий пропал без вести, было видение во сне императора Николая, который сообщил, что третий сын жив и находится в России - через несколько месяцев сын вернулся домой. Царственные мученики стали почитаться как святые в Сербской Православной Церкви.
Обстоятельства убийства и последующего уничтожения останков царской семьи стали известны благодаря расследованию Соколова. Отдельные останки, найденные Соколовым, были переданы в храм праведного Иова Многострадального Русской Православной Церкви Заграницей, заложенный в Брюсселе 2 февраля 1936 года и освященный 1 октября 1950 года в память Николая II, его семьи и всех новомучеников Российских. В этом храме хранятся найденные иконы, кольца царской семьи и Библия, подаренная Александрой Феодоровной цесаревичу Алексию.
В 1977 году дом Ипатьева был разрушен советскими властями в связи с притоком паломников.
14 ноября 1981 года царская семья была канонизирована в лике мучеников Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Заграницей в составе Собора новомучеников Российских.
С приближением распада СССР и в 1990-е годы стало фиксироваться всё больше чудес и исцелений по молитвам к царственным мученикам. В церковном народе распространялись портреты и иконы царской семьи, которые можно было видеть не только в домах, но и в храмах. Все это свидетельствовало о широком народном почитании царственных страстотерпцев. Составлялись обращенные к ним молитвословия, литературные, кинематографические и музыкальные произведения, отражающие страдание и мученический подвиг царской семьи. В Синодальную Комиссию по канонизации святых поступали обращения правящих архиереев, клириков и мирян в поддержку их канонизации. К 2000 году накопилось огромное количество свидетельств об их благодатной помощи.
Одновременно, поднялся вопрос обретения честных останков царской семьи. В 1991 году под Екатеринбургом Свердловской областной прокуратурой было официально вскрыто захоронение, обнаруженное Г. Т. Рябовым в 1979 году по описанию в "Записке Я. М. Юровского" и принятое им за могилу царской семьи. 19 августа 1993 года Генеральной прокуратурой России было возбуждено следственное дело по расследованию убийства царской семьи и образована правительственная комиссия по идентификации и перезахоронению обнаруженных останков. Член правительственной комиссии митрополит Крутицкий Ювеналий сделал официальное заявление об итогах исследования "екатеринбургских останков": "Полагаю, их нельзя принять с абсолютной достоверностью". 26 февраля 1998 года состоялось заседание Священного Синода Московского Патриархата, в определении которого говорится, что
"Священный Синод высказывается в пользу безотлагательного погребения этих останков в символической могиле-памятнике. Когда будут сняты все сомнения относительно "екатеринбургских останков" и исчезнут основания для смущения и противостояния в обществе, следует вернуться к окончательному решению вопроса о месте их захоронения" [5].
По решению светский властей России перезахоронение останков было произведено 17 июля 1998 года в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга, отпевание возглавил настоятель собора.
Канонизация царственных страстотерпцев в Соборе новомучеников Российских состоялась на Архиерейском Соборе 2000 года, согласно решению от 14 августа. Одним из главных оснований для их общецерковного прославления в лике святых было заявлено широкое народное почитание. В прениях перед этим выступило около 60 архиереев-соборян, которые говорили о необходимости прославить царя-мученика и его семью. Голосовали вставанием, решение было принято единогласно.
Деяние Собора выразило понятие о подвиге царственных страстотерпцев в следующих словах:
"В последнем православном Российском монархе и членах его Семьи мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия. В страданиях, перенесенных Царской Семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине в Екатеринбурге в ночь на 4 (17) июля 1918 года, был явлен побеждающий зло свет Христовой веры".
По единодушному мнению обозревателей, прославление Царственных страстотерпцев стало ключевым событием Собора - именно этой теме в последующие несколько дней были посвящены главные сюжеты теленовостей и первые полосы газет и журналов России.
На месте бывшего дома Ипатьева построен храм-памятник "на крови" во имя Всех святых, в земле Российской просиявших - 23 сентября 2000 года патриарх Московский и всея Руси Алексий II служил молебен на месте строящегося храма и поместил в его основание закладную грамоту.
В последующие годы во имя Царственных страстотерпцев были освящены многочисленные храмы и часовни, им было написано множество икон и молитвословий. Многие христиане стали обращаться к царственным страстотерпцам с молитвой о укреплении семьи и воспитании детей в вере и благочестии, о сохранении их чистоты и целомудрия - ведь во время гонений Императорская семья была особенно сплоченной, пронесла несокрушимую веру православную чрез все скорби и страдания.
По материалам сайта «Древо»
Владыке сослужили клирики собора. За богослужением пел архиерейский мужской хор под управлением Геннадия Горохова.
В этот день Православная Церковь почитает память святых Царственных страстотерпцев - императора Николая, его супруги Александры, царевича Алексия, великих княжон Ольги, Татианы, Марии и Анастасии.
«Они претерпели поношения здесь, на земле. Враги России финансировали пропагандистскую кампанию по дискредитации Царской семьи. За границей печатались листовки и брошюрки с карикатурами и пасквилями, которые распространялись по городам и сёлам», - сказал владыка Даниил.
Далее архипастырь рассказал о судьбе Царской семьи после революции, об их пребывании в заточении в Тобольске и Екатеринбурге: «Их поведение переворачивало сознание охранников-красноармейцев, которые проникались к Царственным страстотерпцам, живущим простой и праведной жизнью, уважением и даже любовью. Из-за этого комиссары были вынуждены часто менять охрану. Члены Царской семьи читали Святых Отцов, молились, исповедовались и причащались, они были внутренне умиротворёнными и спокойными, потому что знали – без воли Отца Небесного даже волос не упадет с их головы. Они были готовы к страданиям».
«Я часто задаю себе вопрос: а если бы революция не удалась, и они бы дожили до своей естественной кончины, унаследовали ли они Царство Небесное? Вполне возможно. Но они не получили бы мученический венец. Святые угодники – это не те, кого помиловал Господь, это люди, которые за свои страдания получили от Бога великую славу и возможность помогать тем, кто живёт на земле и призывает их милость», – подчеркнул архипастырь.
«Страстотерпцы до последнего издыхания не теряли чувства самообладания, не впадали в истерику, в злобу, в негодование и возмущение, они всегда были умиротворенными, мужественными, они до конца пронесли свой крест. Будучи со Христом, они и ныне с Небес простирают нам руку помощи. Но чтобы получить эту помощь, нам нужно стать похожими на них, жить так, как они. Я желаю каждому из нас мужества и силы, благодати Духа Святаго, которую имели через свои труды и подвиги святые Царственные страстотерпцы», – завершил владыка свою проповедь.
ЦАРСТВЕННЫЕ СТРАСТОТЕРПЦЫ
Через три дня после мученической кончины царской семьи в Екатеринбурге в ночь на 4 (17) июля 1918 года, патриарх Всероссийский Тихон в заупокойной молитве и слове на панихиде об убиенном императоре положил начало церковному почитанию венценосных страстотерпцев.
Патриарх благословил архипастырей и пастырей совершать панихиды об убиенном царе. Почитание царской семьи продолжалось и на протяжении десятилетий советского периода истории России. Многие священнослужители и миряне втайне возносили к Богу молитвы о упокоении убиенных страдальцев.
Тем временем их почитание крепло и в среде русской эмиграции, где стали известны случаи благодатной помощи по их молитвам. Одним из первых засвидетельствованных чудес было избавление во время гражданской войны сотни казаков, окруженных в непроходимых болотах красными войсками. По призыву священника отца Илии в единодушии казаки обратились с молитвой к государю Российскому - и невероятным образом вышли из окружения. В Сербии в 1925 году был описан случай, когда одной пожилой женщине, у которой двое сыновей погибли на войне, а третий пропал без вести, было видение во сне императора Николая, который сообщил, что третий сын жив и находится в России - через несколько месяцев сын вернулся домой. Царственные мученики стали почитаться как святые в Сербской Православной Церкви.
Обстоятельства убийства и последующего уничтожения останков царской семьи стали известны благодаря расследованию Соколова. Отдельные останки, найденные Соколовым, были переданы в храм праведного Иова Многострадального Русской Православной Церкви Заграницей, заложенный в Брюсселе 2 февраля 1936 года и освященный 1 октября 1950 года в память Николая II, его семьи и всех новомучеников Российских. В этом храме хранятся найденные иконы, кольца царской семьи и Библия, подаренная Александрой Феодоровной цесаревичу Алексию.
В 1977 году дом Ипатьева был разрушен советскими властями в связи с притоком паломников.
14 ноября 1981 года царская семья была канонизирована в лике мучеников Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Заграницей в составе Собора новомучеников Российских.
С приближением распада СССР и в 1990-е годы стало фиксироваться всё больше чудес и исцелений по молитвам к царственным мученикам. В церковном народе распространялись портреты и иконы царской семьи, которые можно было видеть не только в домах, но и в храмах. Все это свидетельствовало о широком народном почитании царственных страстотерпцев. Составлялись обращенные к ним молитвословия, литературные, кинематографические и музыкальные произведения, отражающие страдание и мученический подвиг царской семьи. В Синодальную Комиссию по канонизации святых поступали обращения правящих архиереев, клириков и мирян в поддержку их канонизации. К 2000 году накопилось огромное количество свидетельств об их благодатной помощи.
Одновременно, поднялся вопрос обретения честных останков царской семьи. В 1991 году под Екатеринбургом Свердловской областной прокуратурой было официально вскрыто захоронение, обнаруженное Г. Т. Рябовым в 1979 году по описанию в "Записке Я. М. Юровского" и принятое им за могилу царской семьи. 19 августа 1993 года Генеральной прокуратурой России было возбуждено следственное дело по расследованию убийства царской семьи и образована правительственная комиссия по идентификации и перезахоронению обнаруженных останков. Член правительственной комиссии митрополит Крутицкий Ювеналий сделал официальное заявление об итогах исследования "екатеринбургских останков": "Полагаю, их нельзя принять с абсолютной достоверностью". 26 февраля 1998 года состоялось заседание Священного Синода Московского Патриархата, в определении которого говорится, что
"Священный Синод высказывается в пользу безотлагательного погребения этих останков в символической могиле-памятнике. Когда будут сняты все сомнения относительно "екатеринбургских останков" и исчезнут основания для смущения и противостояния в обществе, следует вернуться к окончательному решению вопроса о месте их захоронения" [5].
По решению светский властей России перезахоронение останков было произведено 17 июля 1998 года в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга, отпевание возглавил настоятель собора.
Канонизация царственных страстотерпцев в Соборе новомучеников Российских состоялась на Архиерейском Соборе 2000 года, согласно решению от 14 августа. Одним из главных оснований для их общецерковного прославления в лике святых было заявлено широкое народное почитание. В прениях перед этим выступило около 60 архиереев-соборян, которые говорили о необходимости прославить царя-мученика и его семью. Голосовали вставанием, решение было принято единогласно.
Деяние Собора выразило понятие о подвиге царственных страстотерпцев в следующих словах:
"В последнем православном Российском монархе и членах его Семьи мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия. В страданиях, перенесенных Царской Семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине в Екатеринбурге в ночь на 4 (17) июля 1918 года, был явлен побеждающий зло свет Христовой веры".
По единодушному мнению обозревателей, прославление Царственных страстотерпцев стало ключевым событием Собора - именно этой теме в последующие несколько дней были посвящены главные сюжеты теленовостей и первые полосы газет и журналов России.
На месте бывшего дома Ипатьева построен храм-памятник "на крови" во имя Всех святых, в земле Российской просиявших - 23 сентября 2000 года патриарх Московский и всея Руси Алексий II служил молебен на месте строящегося храма и поместил в его основание закладную грамоту.
В последующие годы во имя Царственных страстотерпцев были освящены многочисленные храмы и часовни, им было написано множество икон и молитвословий. Многие христиане стали обращаться к царственным страстотерпцам с молитвой о укреплении семьи и воспитании детей в вере и благочестии, о сохранении их чистоты и целомудрия - ведь во время гонений Императорская семья была особенно сплоченной, пронесла несокрушимую веру православную чрез все скорби и страдания.
По материалам сайта «Древо»